Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

От южных гор - до восточной Ривьеры (пролог)

Большое Летнее Путешествие закончилось. Вернулись, осознали: прошли этот довольно сложный квест практически без ошибок и с огромным удовольствием. Даже удивительно - при отсутствии опыта таких поездок. Переполнены впечатлениями, эмоциями, привезли почти 2000 фото - столько было красоты вокруг, трудно было перестать снимать )). Конечно, из всего этого в посты попадёт малая часть - но постов, наверно, будет много. И в этот раз надо будет обязательно дотянуть серию до конца - в прошлые годы две отпускные серии так и не дописал, что не есть хорошо.

...О летнем отпуске подумывать начал ещё зимой. Планов конкретных не было, но примерное направление было. Хотелось наконец попасть в Скандинавию летом - в Финляндию, а позволят финансы - и добраться до Швеции, с тем, чтобы закончить маршрут обязательно в Таллинне и посмотреть Певческий праздник, проводимый в Эстонии раз в пять лет и выпавший как раз на этот год. В начале года в графике отпусков застолбил начало июля, а детальную подготовку решил провести позже, ближе к делу.
Но вышло всё по-другому - не всё в семье решаю я один.

Старшая дочь, учащаяся в университете на отлично, в числе очень немногих студентов вытянула на повышенную стипендию. Выплачивают её за второй семестр, присуждают в марте и сразу начинают переводить - за январь, за февраль...
В марте она сообщила о том, что стипендию дали, через несколько дней - о приходе первых денег, и сразу заявила, что хочет потратить эти деньги на путешествие.
- Здорово, - ответил я, - куда собираешься?
Дочь ответила, что сперва собиралась с подругой в Чехию, но быстро раздумала. Во-первых, с подругой (которая там тоже не была) ехать было не слишком надёжно, во-вторых, Чехия её никогда особо не привлекала. Поэтому - она хочет поехать в страну своей мечты, и при этом чтобы я поехал с ней. Пояснила: для обеспечения тыла, ну и по финансам она опасалась, что даже отложенных 5-6 стипендий может не хватить, поэтому надо объединять ресурсы.
- А собственно, что за страна? - поинтересовался я.
Когда дочь назвала, в первый момент ответил отказом. Резким и категорическим. Это казалось, во-первых, далеко, во-вторых, сложно и непонятно, несмотря на весь наш немалый уже опыт путешествий. В третьих, это выглядело очень дорогим, нереально дорогим, казалось, в такие поездки ездят люди совсем не нашего достатка.
А название страны было -

ИТАЛИЯ.

Дочь всё же убедила меня попробовать посчитать логистику. Нужны были хотя бы грубые цифры, стало бы сразу понятно, стоит или нет вообще начинать. Спросил, какой город выбрала.
- Не город - города, - ответила Старшая.
Час от часу не легче - ещё и не один город?

Дочь пояснила: в один город - нет смысла, ехать хочется минимум на неделю, с максимально возможным охватом. Поскольку учится она на дизайнера, интересовали её в первую очередь не магазины и пляжи, а исторические места, музеи, картинные галереи.
- Я уже была в церкви Олевисте и в рижском Домском соборе, - заявило дитё, - забиралась на башню Гедиминаса и на Моонзундские маяки. Теперь хочу побывать на галерее Дуомо ди Милано!..
Стали прикидывать по городам.
Однозначно это не должен был быть Рим - в эту сокровищницу надо было бы ехать не на одну неделю. Подумав, дочь назвала четыре города: Венецию, Милан, Флоренцию и Геную - из которых надо было выбрать хотя бы два.

Более других привлекала Флоренция - центр Тосканы, средоточие культурных ценностей мирового уровня. Но... расположение города таково, что логистика получалась очень дорогой - как до самого города, так и от него до других, отобранных нами. К тому же даже за 4 месяца до поездки хороших ценовых предложений по ночлегу уже не было.
Затем дочь отбросила и Венецию - казалось, ехать впервые в Италию и сразу на каналы - слишком прямолинейно, всё равно что, попав впервые в Россию, ехать непременно на Красную площадь. Плюс толпы туристов, плюс запах от медленно гниющих зданий...
Оставались - Милан и Генуя.

Выбрал время, плотно сел за логистику.

Совершенно однозначно, наш привычный способ автопутешествий здесь не подходил никак - не то расстояние. Здесь явно нужно было полагаться на авиаперелёт.
Опыт пользования авиасообщениями у меня тот ещё - предыдущий раз летал в 1976-м ))), дочь не летала вообще. Я совершенно не знал, как это работает - где заказывать билеты, что делать в аэропорту и т.д. В поисках информации очень помогла френдесса kryjevo - к кому ещё было обращаться, если не к человеку, для которого самолёт как такси?... ))). А ещё я понял: лететь надо - не из России.
Много раз проходя границу в Шумилкино / Лухамаа, мы часто встречали людей, просивших пропустить их вне очереди - они опаздывали на самолёты в рижский аэропорт. Ещё тогда отметили: наверно, так дешевле, раз достаточно много народу пользуются этим вариантом.

Стал искать информацию через Скайсканер. Сразу выяснил: в Ригу летают самолёты одного из ведущих лоукостеров Европы - ирландской авиакомпании Ryanair. Удивило, что цены на одно и то же направление но на разные дни у разных авиакомпаний сильно, в разы отличаются (наверно, это знают многие, для меня было внове).
И вот, изучая предложения, именно тогда я впервые понял, что эта авантюра с поездкой у нас на самом деле может получиться.

Дело в том, что тогда, в марте, я увидел в свободной продаже билеты на 2 июля из Риги до Милана по цене 2.600 рублей - кажется тогда это было 38 или 39 евро. Безусловно, Ryanair за такую цену обеспечивал только провоз пассажира (+ 1 место ручной клади) безо всякого сервиса - на то он и лоукост, но нам большего и не было нужно, мы не собирались везти чемоданы. Два рюкзака, фотоаппараты, немного одежды - а что ещё...
Альтернативой был "ЭйрБалтик" - с билетами по 6.500 (92 евро) или АлИталия за 9.000 (130 евро).
Подумал: а всё-таки - может, можно улететь и из России?
Конечно, можно! Есть прямой рейс Аэрофлота Санкт-Петербург - Милан. 17.000 руб. (245 евро) - и ни в чем себе не отказывай...

Обратных настолько дешевых билетов, правда, не было - смог найти только тот же Ryanair за 4.400 (64 евро) - но и то было вполне нормально: туда-обратно меньше чем за 200 евро на двоих - разве не подарок, когда на другом конце рейса - ИТАЛИЯ...
Билеты забронировали, сел выбирать ночлег.

Никогда не подводивший, всегда дававший хорошие варианты и скидки Букинг на этот раз разочаровал. Ночлег в Милане для двоих за одну ночь не предлагали меньше чем за 7.000 руб!.. (более 100 евро). Причем это ещё надо было внимательно читать мелкий шрифт: номера предлагали за 3-3,5 тыс. руб, а уже выбрав номер, видел внизу: плюс местный налог, плюс такой-то сбор, плюс плата за уборку, плюс плата за постельное бельё... - в результате первоначальная сумма удваивалась, и ещё стояло неопределённое:"...могут взиматься другие налоги и сборы".

Такими предложениями могли пользоваться люди, для которых лишняя сотня-другая евро не была проблемой, нам же это не подходило совсем. Тогда дочь посоветовала попробовать найти жилье через сайт AIRBNB - по сути аналог Букинга, но работающий только с частными лицами - не с отелями, не с хостелами, а с теми, кто сдает комнаты, квартиры, дома по всему миру.

И вот тут я понял, что у нас всё-таки всё получается: жильё в Милане (отдельная комната для 2 гостей на вилле постройки 19-го века в черте города, отдельный вход, санузел, своя кухня) мне удалось найти по цене всего лишь 2.200 рублей (33 евро) / сутки. Чуть дороже получилось жилье в Генуе (Старый город, верхняя часть, окна с видом на порт, отдельная комната на двоих, санузел, кухня).

Пришлось искать ещё и третье жилье. Лоукост на то и лоукост, что при минимальной цене перелёта он впитывает в себя все возможные неудобства. В Милане три аэропорта: Линате - наиболее близкий к центру города, Мальпенса в пригороде и Орио аль Серио - расположенный в городе Бергамо, но считающийся миланским.
От Бергамо до Милана примерно 70 км, а самолёт из Риги прибывал туда почти в полночь. В Милан ехать было бы уже просто не на чем - нужна была ночевка ещё и в Бергамо.

Платить за полноценные сутки, когда нам нужно было перекантоваться всего 7-8 часов, было откровенно жалко - ещё и при итальянских ценах. Альтернативой была ночевка прямо в аэропорту (и в интернете было полно рассказов и фото на тему того, что в Орио эль Серио ночью не только кресла зала ожидания, но и часть пола занята спящими). Но в Милан хотелось попасть отдохнувшими, готовыми к первому знакомству. Всё же решили пойти на расходы: нашли через тот же AIRBNB ночевку в Бергамо да ещё и заказали за 15 евро трансфер из аэропорта; время ночью на поиски адреса в незнакомом городе и чужой стране тратить не хотелось, а такси в любом случае обошлось бы дороже.

Итого, к апрелю каркас поездки был уже создан. Получалось: до Риги всё-таки машиной, оставляем её на стоянке рижского аэропорта, 2-го вылет из Риги, поздно вечером в Бергамо, 3-го утром выезжаем из Бергамо в Милан, 4 ночи проводим там, 7-го утром переезжаем из Милана в Геную, 2 ночи там, 9-го утром выезжаем в Бергамо, где в 17.45 вылет в Ригу. По мере поступления денег добронировали оставшееся: переезды Милан - Генуя и Генуя - Бергамо. Прикидывал варианты поезд/автобус, остановился на всеевропейской сети уже автобусных лоукостеров FlixBus. При раннем бронировании цены там тоже впечатляли: два билета от Милана до Генуи (примерно 150 км) и плюс два билета от Генуи до Бергамо (примерно 220 км) суммарно обошлись нам всего в 3.000 руб (примерно 45 евро)!!!...

Дальше дочь занялась составлением детальных планов по городам, а я на время выкинул поездку из головы вообще. Хотя даже так она здорово помогала. Как я уже писал, весна выдалась очень тяжелой, было сложно с работой у всех, было сложно, даже очень с деньгами, совсем не было отдыха (выездов), снова стала разлаживаться зажившая было после офиса нервная система, иногда я держался уже с трудом. Грандиозное путешествие, висящее на горизонте, с одной стороны хотя бы как-то поддерживало как грядущий бонус за всё, с другой стороны, в него не очень верилось: мы едва вытаскиваем ноги из одной проблемы, второй, третьей, а тут впереди такая авантюра, на которую всё ещё нужны не слишком сопоставимые с нашим бюджетом суммы... И действительно, мы время от времени собирались с дочкой подсчитать нюансы поездки. Выходило: даже при уже оплаченном каркасе (перелетах-переездах-ночлеге) один день в Италии - с учетом метро/автобусов, питания, музеев (они в Италии недешевы - например, вход в Дуомо ди Милано - 3 евро + 6 - подъем на галерею, в Аквариум Генуи - 28, в пинакотеку Брера - 15) должен был обходиться никак не меньше чем в 5.000 руб (73-75 евро), и то если питаться в основном едой из супермаркета, готовя на кухне в номерах (утром-вечером), а в городе перекусывать разве что самым дешевым фастфудом.

Италия, особенно её север - Ломбардия, Лигурия - достаточно дорогие места. Как везде пишут, цены здесь на уровне Германии и выше. Но... либо мы увидели бы всё это хотя бы так, либо не стоило начинать вообще.
Конечно, в эту цену дня совсем не входил никакой шопинг - но и ехали мы не за ним.

В июне прошли бесплатную регистрацию на рейс. За неделю до выезда хозяева всех номеров подтвердили наши бронирования. Всё вроде складывалось хорошо, но меня начинал пробирать нервный мандраж. Казалось, мы обязательно чего-то не учли; не зная, как работает то или иное, обязательно наткнемся на подводные камни. Удручало и то, что за три месяца до поездки не удалось отложить дополнительных денег - всё, что удавалось заработать, уходило на насущные нужды. Хотя необходимые 5.000 руб./сутки у нас вроде бы всё же получались, но бюджет оставался всё же на грани, а так ездить, конечно опасно. У одного из добрых друзей всё же занял около 300 евро как аварийный запас, и только тогда немного успокоился.

Оставались нерешенными мелочи - например, мобильная связь в Италии. Обычно вежливо-навязчивые мальчеги и деффачки в салонах мобильной связи на вопрос роуминга в Италии помочь нам ничем не смогли, и ответы были от "Ой, это дорого!.." до "Смотрите на нашем сайте". Покупать европейскую сим-карту на неделю пользования (куда её деть потом?) за 30 с лишним евро не хотелось. Справедливо решили: связь нам нужна только для интернета, телефон как средство связи будет бесполезен, ибо на каком языке общаться с абонентом, имея в голове только обломки школьного английского? Решили полагаться на Wi-Fi, который, по утверждениям множества сайтов, в Италии распространен повсеместно - в кафе, отелях, крупных магазинах (забегая вперед: наглая, беспардонная ложь).

И ещё да, оставался вопрос языка. Общения всё равно предполагалось много, собственного словарного запаса было мало. Закачал на телефон широко разрекламированный гугль-транслейт, который, как писали многие, прекрасно работает и без интернета и решил положиться на него.

Наконец, за несколько дней подготовку просто остановили, решив, что лучшее - враг хорошего, основное у нас есть, а остальное вполне можем придумать на месте. Уложили вещи, проверили и перепроверили документы, и утром 2-го июля выехали в сторону Риги.