Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Categories:

От южных гор - до восточной Ривьеры (часть 1)

По-домашнему привычная рижская трасса бежит под колёса машины. Странные ощущения: всего чуть больше недели ехали здесь же на праздник Лиго, и Рига была тогда конечной точкой, а теперь она всего лишь трамплин для прыжка на другой конец Европы. Разговариваем о будничном, а в душе всё равно лёгкое беспокойство - предстоящий квест кажется невероятным, и ещё непонятно, удастся ли правильно его пройти.

Проезжаем центр города, минуем Вантовый мост. Над Ригой переменная облачность - местами совсем тёмные тучи. И если раньше это беспокоило только в плане возможного дождя, то сейчас ещё и закрадывается мысль - не задержат ли вылет.
Сворачиваем к аэропорту, быстро находим стоянку R3 - самую дальнюю (идти от неё, впрочем, всё равно минут 5, не больше) и самую дешевую - 3.50 евро/сутки. Стоянка плотно заполнена машинами с номерами множества стран, есть и российские, и даже псковские - отпускной сезон в разгаре и рижским аэропортом пользуются многие. С трудом находим место, оставляя "Гранту" до вечера 9-го числа. Бросаю взгляд вокруг, и в голову сами собой приходят строки - откуда-то из детства, когда впервые летал самолётами:

"...Здесь у нас туманы и дожди,
Здесь у нас холодные рассветы,
Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты..."


1

Рижский аэропорт не так мал, как о нём повсеместно пишут. Но и жизнь в нём кипит не везде: одна из длинных галерей полностью проходная, места, предназначенные для магазинов-кафе закрыты жалюзи, над которыми нет вывесок. Не тратя времени, направляемся сразу в справочную, где нам подсказывают, куда идти и что делать.
Спокойно проходим контроль (вещей с собой самый минимум), неторопливо находим посадочный выход - приехали на всякий случай сильно заранее. На информационном табло множество рейсов, рейс Рига - Милан/Бергамо в списке - самый последний и самый дальний.

Перед посадкой наблюдаем аэропортовскую жизнь - для нас здесь всё непривычно и всё внове. Лётное поле совсем рядом, самолёты взлетают-садятся буквально в паре сотен метров, и их здесь достаточно много, правда настоящих межконтинентальных лайнеров нет совсем - только среднемагистральные "Боинги" и "Эйрбасы". Ведут себя совершенно по-автобусному: после посадки тормозят и заруливают к самому зданию аэропорта. Автобусов здесь нет - от самолётного трапа до входа в аэропорт обычно сотня-полторы метров. Затем в самолёт садится новая партия пассажиров, он снова выруливает на взлёт, короткий разбег - и свечой в небо...
Прошлись по аэропорту; торговля здесь по соответствующим ценам, хотя по слухам в московских аэропортах всё ещё дороже. Минералку 0,5л. по 1 евро купить ещё можно, а кофе с круассаном уже 4.50. "Дьютик" большой, яркий, красочный, товар в нем продают только по предъявлению авиабилетов, и магазин совершенно пуст, покупателей нет, лишь изредка подходит кто-то за той же минералкой.

Наконец, объявляют посадку и на наш рейс. Проверка билетов, а к выходу уже подан "Боинг-737-800", рабочая лошадка лоукостеров и самый массовый пассажирский самолёт мира, в фирменной сине-бело-желтой ливрее Ryanair. Поднимаемся на борт, занимаем места; для первого полёта дополнительно оплатили по 4 евро за места рядом.

Внутри ощущения тоже автобусные - салон как салон, только длинный (в 737-м 189 мест) и по 3 места с каждой стороны от прохода. Свободных мест почти нет, видимо, не мы одни заметили настолько дешевые билеты в Италию в разгар сезона. Посадка заканчивается быстро, проводники демонстрируют спасательные средства (так всегда?), пояснения только на английском. Выруливаем на взлёт, двигатели, даже запущенные на полную мощность, работают тихо - в памяти ещё сохранились остатки детских впечатлений от рева движков АН-24 перед взлётом, тогда совершенно невозможно было говорить... Короткий разбег, сильно вжимает в кресло - и мы в воздухе.

3

Первые ощущения полёта после более чем 40-летнего перерыва - чувство попадания в огромный объем и уверенной надёжности. Высота растет километрами, но на Моонзундских маяках или на башне Святого Олафа в Выборге было гораздо неуютнее. Здесь же - просто любопытство. Внизу, далеко внизу - облачный фронт, в разрывах которого изредка ещё намного ниже виднеется земля, но чаще всего - просто сплошные облака вокруг.

5

Стюарды между тем (их трое и никто не говорит по-русски) начинают разносить меню и прейскуранты на товары, предлагаемые на борту. Берем ради любопытства, но конечно, цены здесь, за облаками, как и положено - заоблачные ))).

18

Покупать ничего не рассчитывали изначально - полёт на удивление короткий, всего лишь чуть более двух с половиной часов (от Пскова до Питера ехать почти в два раза дольше). Начинает темнеть, за окном сплошные облака, чувствуется, как самолёт поднимается чуть выше... Смотреть не на что, так что на какое-то время даже задремал. От мелкого толчка проснулся, стало интересно, где летим, включил навигатор в телефоне, тот поискал место и указал: "Инсбрук, Австрия" - хмыкнул и уснул дальше.

Проснулся снова от снижения, дочь показывает в иллюминатор - внизу уже огни Бергамо. Так быстро?..

6

Огни всё ближе, уже хорошо видны фары машин на шоссе. Крен, ещё один - самолет заходит на полосу, ощутимый удар - и торможение. В салоне немногие хлопают - вот уж действительно, дурацкая традиция, и думал, она только на российских рейсах, оказывается и здесь тоже... А самолёт тем временем заруливает на стоянку и останавливается рядом с точно таким же "Боингом" украинской авиакомпании.
Почти сразу же подгоняют трап, подают автобус. Выходим, и даже не верится - как-то очень быстро и буднично всё произошло. Раз - и уже Италия. Так быстро и так близко, надо же...

7

Время - половина двенадцатого ночи, и первое, самое первое ощущение от Италии - духота. Жара и духота. Градусов наверное тридцать - это в такое-то время суток.
Аэропорт Орио-эль-Серио немногим больше рижского, и он оглушает, как только попадаешь в него. Аэропорт намного более шумный, намного менее респектабельный, чем рижский. Намного более людный, и всё здесь ярче, острее, колоритнее. Намного больше людей из разных концов мира, и чувствуется сразу, что здесь огромный пересадочный центр не только Ryanair'a, но и других лоукостеров - тут явно те пасссажиры, кому по карману только максимально дешевые перелёты.

Чуть освоившись, ищем четвёртый выход, там нас должны встречать. Останавливаемся в назначенном месте, у аптеки, и буквально минут через 10 нас окликает пожилой мужчина в голубом летнем костюме. Знакомимся - "Alessandro!.." - "Alessandro too" - смеемся и усаживаемся в его небольшой "Ситроен".

Едем через ночной Бергамо - хорошо, что заказали трансфер, до места ночлега неблизко, сами бы не нашли точно, а такси, наверно, нас помотало бы по окрестностям... Алессандро тем временем умудряется поддерживать беседу - на том минимуме слов, что мы понимаем. Спрашивает о городах, которые собираемся посетить, отзывается: "Бергамо - perfectly, Генуя - ок, Милан... Милан? - nо!.." Словами и жестами показывает: что там смотреть, в этом Милане?.. Вообще, оказался весёлым, добродушным, жизнерадостным и приветливым человеком - и при этом извлекал пользу даже из короткой поездки, умудрившись заучить за это время две-три русские фразы )).

Добираемся до места. Комната на втором этаже, небольшая, удобная, с кондиционером, который запускаем сразу - южный воздух на улице непривычно спертый; ничем особым не пахнет, но очень душно, к этому надо адаптироваться. Сразу же готовимся спать - первый час ночи, а завтра нас ждёт Милан, и ко встрече с ним надо подготовиться...

...Встаем по будильнику, удивительно отдохнувшие - вероятно, помог кондиционер. Открываем незамеченную вечером створку складной двери в стене - за ней скрывается выход на балкон-террасу, где стоят ещё и стол-стулья, а в комнате есть весь набор для утреннего кофепития...
Ну вот теперь и отсюда - можно и по-настоящему поздороваться с Италией!..

9

Быстро собираемся ехать дальше. Алессандро провожает нас до выхода, объясняет: автобусы на Милан - от аэропорта, а до него нужно ехать на восьмом автобусе, а остановка - рядом. Поясняет: восьмых автобусов несколько, и нам нужен оранжевый )).
У остановки находим киоск с вывеской "Tabacchi" - казалось бы, сигаретный, но нет, точнее, не только. Для туриста в Италии это очень важное место: в киосках с такой вывеской (их множество и они повсюду) можно купить не только сигареты - напитки - шоколадки, но и сувенирку, карты, почтовые открытки с марками, справочники, мелкие нужные в дороге вещи, а главное - билеты на любой транспорт. Здесь продают и билеты на метро (где оно есть), и на автобусы местные, и на пригородные, и даже на междугородные тоже.
У продавщицы уточняем номер автобуса, та тоже подтверждает - до Орио эль Серио - "бас эйт, оранж!". Покупаем 2 билета (1 билет - 1,20 евро и действует 90 минут). Билеты надо ещё и компостировать в салоне, компостер ставит на билете время посадки, так что контролера здесь не обманешь. Расписание на остановке озадачивает: просто восьмого автобуса нет, есть 8А, 8В, 8С...

Первый же подошедший - 8А - был именно "оранж" (а навстречу попадались синие, коричневые)... - решили именно на нем и ехать, и первый блин в итальянской навигации сразу же вышел комом. Автобус протащил нас-таки через весь Бергамо километров 10-12 в какой-то пригород, где и встал на конечной )).
Попытались поговорить с женщиной-водителем, знавшей английский примерно как мы сами, и та кое-как на пальцах всё же смогла нам объяснить, что нам надо ехать с ней обратно, а потом она скажет, где пернесесть на автобус №1, идущий в аэропорт.
Подождав минут 15, возвращаемся на этом же автобусе в центр. Автобус пробирается через узкие, короткие улицы, едва протискиваясь по ним и постоянно поворачивая. Несмотря на волнение, всё равно замечаю: Бергамо строился примерно так, как вяжут свитер - единообразно, без изменений в формате зданий. В России, в Прибалтике, в Беларуси обычно в центре - старые здания, ближе к окраинам - более новые, более высокие и другого, современного вида. Здесь - и в центре, и на окраинах - тот же одинаковый тип строений, разве что построенных позднее. Но общая вязь города - совершенно однородная, на фото из салона автобуса (ниже) - дальний пригород, сразу за конечной остановкой.

10

Наконец, выбираемся в центр, улицы становятся чуть шире. Женщина-водитель не забыла про нас, оборачивается, жестами показывает: выходите здесь! Надо пересаживаться на автобус №1, выходим, на остановке расписание автобусов: 1А, 1В, 1С...
Включаю навигатор. Судя по карте, рядом ж/д вокзал. Буквально в 500 метрах.
Решаем не испытывать больше сложности бергамского местного транспорта - читал заранее, что из Бергамо (и через него) на Милан поезда ходят каждые 10-15 минут. А поехали поездом!..

Пешком добираемся до вокзала, находим кассу. Спрашиваем билеты на Милан. Пожилая кассирша уточняет на английском: два билета до Милана? - и добавляет непонятное нам слово.
Переспрашиваем - не можем понять друг друга. Кассирша теряет терпение:
- Тwo tickets to Milan, - и неожиданно добавляет: - туда or туда-сюда?!..
Гм... неожиданнно!.. ))))

Покупаем билеты только "туда" (около 5 евро/билет), поезд подходит минут через 15. Электрички в Италии называются "субурбан" - и перевод логичен: sub / urban. Поезда - серо-зелёной окраски (и красно-серые или красно-белые, если скоростные), чистенькие, вымытые и аккуратные внутри и страшненькие снаружи: кое-где с облупившейся краской, кое-где разрисованные графити.
Народу немного (начало рабочего дня), поезд отходит быстро. Вокруг - панорамы пристанционной застройки, сразу за вокзалом сплошь жилые дома и нет, как у нас, мрачной промзоны, непременно сопутствующей ж/д путям.

12

Город остается позади, но вокруг совершенно нет пустырей. Небольшие засеянные неизвестными нам злаками поля постоянно сменяются сплошной населённой зоной - кварталы домов теснятся к железной дороге. Домики все аккуратные, и примерно таков весь частный сектор увиденной нами части Италии: 1-2-этажные небольшие строения с четырехскатными черепичными крышами, отделённые низенькими заборами только от улиц, но не друг от друга. И совсем нет ни одного деревянного дома.

13

Кое-где попадаются дома с облупившейся штукатуркой, но даже это не выглядит особой запущенностью.

14

На станциях замечаем: характерная особенность местных домов - тенты на окнах, особенно на балконах. Южное солнце - не шутка, и защищаются здесь от него всерьёз...

15

Остановок почти нет, субурбан идёт шустро, местами разгоняясь до 160 км/час (скорость и остановки показывает табло в каждом вагоне). Вскоре пути разбегаются на множество запасных, поезд тормозит - въезжаем в Милан!.. А перед вокзалом - такое сочетание прошлого и будущего, заглянувшего в настоящее:

16

Приехали - объявляют Милано-Чентрале, миланский центральный вокзал. Милан, кстати, по-итальянски - "Milano". Первым делом - обеспечить тыл, потом уже знакомство с городом по-настоящему. Находим очередной киоск "Tabacchi", покупаем билеты на метро - 2 билета на 48 часов каждый, стоимость одного - 8,25 евро (600 рублей), и, несмотря на кажущуюся дороговизну, это была одна из самых выгодных покупок вообще: сложно даже подсчитать, сколько времени, денег и сил сэкономили нам эти билеты.

Метро в Милане совершенно утилитарное - оформление всех станций практически одинаково, разные только вывески, меняется только цвет пластиковых вставок на стенах и указателях, соответственно цвету линий. Ориентироваться очень легко - красная, зелёная, жёлтая ветки (плюс коротенькая фиолетовая). Названия линий тоже простые - М1, М2, М3 - проще запоминать, чем если бы пришлось переводить с итальянского языка что-нибудь вроде "Таганско-Краснопресненская" ))).
И кстати, в миланском метро на зелёной ветке М2 есть станция "Moscova" (на фото не она).

116

Поезда в миланском метро тоже окрашены в цвет линий: зелёные, красные, фиолетовые, желтые - очень удобно понимать, на ту ли ты ветку спустился. Станции почти все неглубокого залегания - эскалаторы очень редки, и они совсем коротенькие, не длиннее, чем в гипермаркетах с этажа на этаж. Вообще, в основном используются там, где есть пересечения веток и одна ветка проходит под другой. Это очень удобно: имея проездной билет на сутки и больше, всегда легче нырнуть в подземку и проскочить на метро даже небольшое расстояние, даже когда и нужно-то всего лишь на соседнюю улицу или другую сторону парка.

И ещё особенность метро - короткое, очень короткое расстояние между станциями не только в центре, иногда от станции до станции поезд реально идёт секунд 6-8, это очень удивляет после метро Москвы или Питера - таких длинных перегонов здесь нет вообще. Короткие перегоны очень удобны именно в передвижении по городу: осмотрел место, покрутил головой, увидел красный знак "М", спустился ступенек на 20, сел в поезд, через минуту - наверху на соседней станции, практически в прямой видимости от места откуда ехал, и всё это по тому же проездному... Практически городской телепорт )))... к тому же, очень удобные выходы - не в произвольное место на перекрестке, а к ключевой точке: внутрь вокзала, к музею, ко входу в магазин, к началу автобусной/трамвайной остановки...



Спускаемся вниз, быстро доезжаем до станции "Precotto" - первым делом надо застолбить ночлег, и мы уже опаздываем, назначено было к 10-ти, а из-за ошибки в Бергамо приезжаем на место к 12-ти... Быстро находим адрес - и слава Богу, нас встречают. Хозяйка жилья Луана, правда, не дождавшись, ушла на работу, но оставила тётушку, которая и принимает нас.
Жилье у нас было забронировано на исторической (если правильно понял, 19-й век) вилле улицы Фрателли - комната с отдельным входом в цокольном (полуподвальном) этаже. Тётушка ведёт нас вниз, мешая английские слова с итальянскими, показывает жилье.

118

119

Комната явно недавно тщательно отремонтирована и несмотря на небольшие размеры зонирована: спальная зона, кухня, обеденная, за дверью - санузел, продуманное освещение... Учитывая, что сюда нужно приходить только ночевать (и нам выдают ключи от наружных ворот и от отдельного входа - не надо беспокоить хозяев, возвращаясь), а от метро меньше 10 минут пешком (и по дороге продуктовый "Ашан" - не гипер типа московских, а обычный супермаркет, а чуть в стороне ещё и "Лидл") - лучше место трудно придумать.

71

Коротко отдыхаем, пьем кофе (запас всего необходимого здесь как в хорошем хостеле - по умолчанию) - и пора погружаться в Милан уже по-настоящему!..

Практически всегда, впервые приезжая в город, мы стараемся добраться до глубинных, не самых парадных его достопримечательностей. Но начинаем тоже практически всегда - с основной, знаковой, определяющей, а дальше уже - по своему маршруту. В Милане поступили точно так же: убедившись, что на ближайшие четыре дня о тыле и бытовых проблемах беспокоиться более не надо, возвращаемся к метро и направляемся в самое сердце Милана - конечно же, к собору Дуомо ди Милано.

Станция метро разумно продумана и здесь. Название станции проще некуда - именно что "Дуомо" - а выход выводит не просто на площадь, а прямо к главному входу. Так, что шпили собора видны ещё от нижних её ступенек )).
Выходим наверх - и застываем.

1

Дуомо - поражает, впечатляет, влюбляет в себя с первого взгляда. Дуомо мощен, монументален и в то же время невесом. Не сразу верится, что всё это - мрамор, а не какой-то лёгкий, воздушный материал. Дуомо убедителен и натурален. В этом насквозь религиозном величественном сооружении нет ни капли фальши. Он абсолютно живой, он выглядит абсолютно естественно и совершенно не кажется новоделом - хотя закончен он был только в начале 19-го века, при Наполеоне Бонапарте, некоторые детали доводились до 60-х годов века 20-го, а кое-какие работы ведутся даже прямо сейчас (внутри у одной из стен стояли строительные леса).

3

Дуомо начался в позднем Средневековье, в 1386 году и строился почти полтысячелетия. Менялись архитекторы, скульпторы, даже сам Милан находился то в составе одного государства, то другого. Не менялся лишь главный проект, и можно лишь удивляться тому, что его всё же смогли довести, дотянуть до того идеала, шедевра "пламенеющей готики", который мы наблюдали, стоя на главной площади Милана.

4

Если поступать не по-туристически, ограничиваясь лишь беглым осмотром, а наслаждаться его экстерьером и интерьером со знанием дела, как специалист - то можно остаться здесь очень и очень надолго: стены, верхнюю галерею и внутренний интерьер собора украшают статуи общим числом 3.400.

2

Он очень сложно выстроен, его пятинефное внутреннее пространство скрывает множество деталей, которые можно подолгу рассматривать отдельно.

5

Мощные колонны совершенно не выглядят таковыми в перспективе. В сочетании с цветом материала, отблеском света через витражные окна, искусственной подсветкой - выглядят они и ощущаются как настоящая архитектурная музыка.

6

Внутреннее помещение собора огромно, оно может вместить до 40.000 человек - поэтому во время посещения, когда нет службы, даже большое количество туристов не создают здесь толп. К любому элементу можно спокойно подойти и рассмотреть детали.

7а

Собор, конечно же, католический, поэтому здесь разрешены не только принятые для религии канонические изображения людей, но вполне себе реалистичные. Дело вкуса, может быть, но такие вещи рассматривать в деталях всегда интереснее. Просто они ближе к настоящей жизни.

9

Здесь же - и фигуры, внешне вообще никак не пересекающиеся с религией и католицизмом вообще - скорее ближе к язычеству.

11

По периметру внутренних помещений расположено множество барельефов, это настоящие картины с сюжетами, только всё из того же мрамора. Жаль только подписей либо нет, либо они на канонической латыни.

12

Либо же для того, чтобы понять сюжет того или иного барельефа или скульптурной группы, надо просто знать хотя бы основы истории религии. Но даже и без такого знания выглядит впечатляюще.

10

Часть витражей сохранена не в оконных рамах - для них сделаны небольшие стенды, что в чем-то даже интереснее - можно рассмотреть вблизи.

15

В одной из частей собора наше внимание привлекла небольшая очередь на лестницу, ведущую вниз. Над входом на спуск висела небольшая табличка:

13

Спускаемся вниз; очередь всё время движется. На небольшой нижней площадке из-за закрытой решетки можно рассмотреть полупрозрачный саркофаг, а в ней - мумию.

14

Это мощи бывшего миланского архиепископа, причисленного к лику святых католической церкви - Карла Борромео. Одного из тех, кто не только занимался преобразованиями религии, приспосабливая её к требованиям времени, но и преобразовывал её постулаты так, чтобы они помогали людям, чьи мораль и нравственность в те годы были ещё недостаточно крепки. Борромео своей жизнью действительно заслужил канонизацию (и заслужил, чтобы его помнили не только как деятеля церкви,но и как человека) - он спасал от голода сотни людей, боролся как мог и чем мог с эпидемиями, лишился почти всего своего состояния (а происхождения он был знатного - фамилия Борромео имела графский титул, а мать его принадлежала к роду Медичи), обратив его на помощь бедным.

Наверху то в одном, то в другом приделе также можно увидеть изображения умерших святых. Что подкупает в них - здесь нет и намека на уныние, смирение, покорность. Не отображается смертный страх - есть всего лишь переход из одного состояния в другое, и лики людей, отображенных в скульптурных группах, торжественны и серьезны - но не слишком-то печальны.

16

Выходим наружу, дочка отправляется наверх, на галерею (туда можно попасть с другого входа), а я окидываю взглядом Пьяцца Дуомо и отправляюсь гулять по окрестностям )).



Покупать здесь ничего не имеет смысла - как в любом эпицентре туристического притяжения, сувенирка здесь самая дорогая, дорогое и всё остальное: еда, напитки... Но пить хотелось уже прилично, и две бутылки воды по 0,5л за 1 евро я всё же нашёл )).
Возвращается дочка, приносит десятка три фото - конечно, с верхней галереи Дуомо не менее великолепен, чем снизу и изнутри... И от него действительно не хочется уходить, даже проведя внутри и рядом почти три часа...

17

Идём гулять дальше основной туристической дорогой - конечно, в галерею Виктора Эммануила (или Витторио Эммануэле, по-итальянски).
А вот она не впечатлила - и, думаю, не впечатлит никого, кто бывал хотя бы... в московском ГУМе. Что называется, найдите разницу ))).

21

Одни из самых дорогих магазинов Милана - здесь. Всё время идёшь среди вывесок: Prada, Gussi, Louis Vuitton - и это, конечно, уже всё настоящее. Подходить близко здесь нет никакого смысла: двери клиентам здесь открывают швейцары, а клиенты (видел одну пару) не рассматривают витрины, а садятся в удобные кресла и им приносят каталоги...

Галерея приводит на небольшую площадь со скромным памятником - это памятник Леонардо да Винчи и четырем его лучшим ученикам, причем имена их указаны полностью, а под статуей Мастера только одно слово - Leonardo.

28

А если обернуться назад - прямо перед памятником невзрачное на фоне остального Милана невысокое здание. Сразу и не догадаешься, что это.
Тада-а-ам - специально для уважаемого френда jozhik!..

26

(для тех, кто не настолько большой любитель и знаток Оперы, поясню: это не более и не менее, как знаменитый оперный театр La Scala...)

Направляемся дальше, по дороге рассматривая город. Дома центра Милана красивы, в них не слишком чувствуется единый стиль. Местами кажется, что ты в Риге, местами - что вообще в Питере, и только разноязыкая но, конечно, в основном итальянская речь не дает забыть, где ты на самом деле.

25

Одним только рассматриванием оформления домов можно заниматься долго - и кто сказал, что в Милане не на что посмотреть? - нет, надо просто не торопиться )). Вот например, поднимаешь голову - и на одном из зданий видишь такую скульптуру. То ли перекрестил, чем под руку попало - а хоть и кубком с вином, то ли уже прицелился в кого-то запустить, а?..

29

Обращает на себя внимание и городской транспорт - конечно же, трамваи в первую очередь. Читал, слышал о том, что в Милане работают старые трамваи, но не думал, что они здесь - в таком количестве. Старые трамваи в единичных экземплярах можно увидеть во многих городах, но здесь...
В Милане таких трамваев - более сотни, и все вагоны - не стилизация, не новодел.
Они реально построены в 1928-1932 гг.

24

Это очень хороший ход городских властей - сохранить ещё довоенные вагоны не как музейную ценность, но как реально работающий городской транспорт. Пути здесь проложены грамотно, короткие вагоны (которых ещё и много) нигде не создают заторы (и, конечно, нет ч...удаков, паркующих свои машины на рельсах, здесь такое в принципе никому не придёт в голову). Пробки в центре видел пару раз - и как раз там, где не было трамвайных рельс. Кроме того, конечно же, облик старых вагонов идеально вписывается в облик старого центра Милана - и становится ещё одним из городских лиц, одной из его характерных черт.

Попадая в новое место, всегда интересно не просто увидеть его примечательные места, но хочется ещё и почувствовать город - какой он? Гуляя, осматриваемся, прислушиваемся к своим ощущениям.

Милан - он разный, разносторонний. Темп его не такой лёгкий и динамичный, как у Таллинна и не такой неспешный, как у Риги. Он умеренно респектабелен - но и не выставляет эту свою черту напоказ, пряча её в череде вполне заурядных зданий. Ровно так же он поступает и со своей богатой историей - с достоинством, бережно и аккуратно сохраняя её в себе, но не слишком акцентируя на ней взгляд любого, впервые приехавшего сюда. Милан очень пёстр, и эта пестрота - в людях современной единой Европы, населяющих его и приезжающих сюда со всех концов света, здесь это гораздо заметнее, чем в Москве, Питере, Таллинне или Риге. И ещё ощущается - это достаточно острый город, несмотря на кажущееся внешнее спокойствие, совсем уж расслабляться здесь всё-таки не стоит, и хотя совсем уж трущобных районов мы не заметили, даже проезжая окраины, всё же очевидно, что жизнь здесь не так безмятежна, какой может показаться на первый взгляд.

Сворачиваем с одной улицы на другую, и вот в перспективе открывается вторая главная достопримечательность Милана. Это Кастелло Сфорцеско, или замок рода Сфорца.

30

Построенный в 15-м веке как центральная резиденция дома Сфорца в Милане, замок выглядит необычно скромно. Он совсем не такой, как замки знаменитых польских фамилий на территории современных Беларуси и Литвы, не похож он и на замки остзейского рыцарства. Здесь нет ясновельможной пышности и это не просто дом, лишь в той или иной мере приспособленный для обороны, как тот же Несвиж. Но здесь нет и сугубо военного назначения, как у замков Прибалтики, возводившихся для опоры владения завоеванными землями и прикрытия торговых путей.

31

Скорее, так: замок возвели люди, не нуждавшиеся в доказательствах своего права на это владение. И не старавшиеся доказать свою состоятельность, в которой и так в те времена ни у кого не было сомнений - наверно, отсюда и простота.

32

Нельзя не упомянуть и достаточно известную особенность Сфорцеско: именно он был взят за основу при строительстве современного Московского Кремля. Конечно же, проект был сильно изменен, но в некоторых деталях это и сейчас очень заметно )).

33

Как и всякую уважающую себя крепость, Сфорцеско окружает широкий и глубокий крепостной ров. Обычно при осаде такие рвы заполнялись водой - но не здесь: чего-чего, а открытой воды Милану откровенно не хватает. И если при современных технологиях её ещё поставляют в город, то интересно, где её брали в древности - в Милане нет ни одной реки, кроме пары каналов, вряд ли предназначенных для забора воды, а ближайшие сколь-нибудь значительные реки и озёра расположены не менее чем в 30 км от города.

34

Зато крепостной ров сейчас обитаем )). Его облюбовали множество таких вот жителей:

34а

Внутреннее пространство замка выглядит так же просто, как и внешние обводы. Строился замок практически на плоском месте, его не надо было вписывать в сложный рельеф - наверно, отсюда и простейшая планировка: квадрат, с башнями по углам и одной главной башней над центральными воротами. Есть внутренние стены, между ними и в них вписаны жилые покои и переходные галереи между ними - всё в типичном, не слишком пышном романском стиле.

35

Замок очень соответствует самому городу: уходящий корнями в древнюю историю, не лишенный чувства собственного достоинства, не слишком пышный, не злоупотребляющий излишествами - и вместе с тем солидный, основательный и знающий себе цену. Кажется, не слишком яркая достопримечательность - но всё же мы правильно приехали сюда: чтобы лучше ощутить Милан - нужно обязательно побывать здесь и постараться прочувствовать это место, тогда и сам город станет понятнее и ближе...

37

И так поступаем не мы одни: в Сфорцеско не просто много туристов - здесь много русских )). Очень много. Наверно, нигде в Милане мы не слышали столько русской речи! Соотечественники ходят здесь целыми группами, постоянно встречаешь их - то в переходах, то в очередях в кафе, то на входах во внутренние помещения замка, то в наиболее фотогеничных местах. Не так уж мало народу ездит в Италию даже сейчас, и далеко не все они устремляются в квартал мод )).

39

Между тем, гулять по замку в начале июля очень жарко - температура так и висит за 30, к духоте более-менее на второй день начинаешь привыкать - либо в Милане она не такая явная, как в Бергамо. Но пить хочется всё время, а освежают воздух здесь кое-где и разве что таким способом:

40

Но именно здесь, у Сфорцеско мы сделали одни из главных гастрономических открытий поездки.
Это - фокачча и гранита.

Сколько себя помню, никогда не мог питаться в Макдональдсе. Не понимаю этой еды, не понимаю, как и что там заказывать. Не понимаю, как есть эти огромные бутерброды, из которых всё течет и вываливается.
А вот фокачча - это гораздо более разумное изобретение.

В Милане видели её в двух видах: похожей на традиционную пиццу и похожую именно на гамбургер (и нет, не путаю - на ценниках было указано именно focaccia). Вот второй вариант понравился больше всего. От гамбургера отличается тем, что обе булки, верхняя и нижняя, гораздо тоньше. Между ними проложены ломтики высококачественной ветчины или прошутто, иногда с добавлением ломтиков сыра и обязательно с зеленью: широкие листья салата или чего-то похожего. И - никакого соуса.
Есть такое произведение кулинарного искусства гораздо удобнее - ничего не капает и не разваливается - а вкус намного тоньше и выразительнее. К тому же, оно ещё и очень сытное.

Гранита же - напиток, который, как мне кажется, утоляет жажду лучше всего.
Представляет собой кристаллизованный лёд, пропитанный натуральным соком. Лучшая гранита продается из автоматов, которые всё время перемешивают её; в кафе и джелаттериях, с витрин, она всё время либо чрезмерно замороженная, либо слишком подтаявшая. К стакану с гранитой дают сразу и трубочку, и ложку. Через трубочку сперва вытягиваешь ледяной натуральный сок, а затем ложкой доедаешь пропитанный этим соком лёд. Больше двух стаканов употребить не получится в принципе, и удивительно то, что охлаждающее воздействие достаточно длительно: даже на 30-градусной жаре пить потом не хочется минимум пару часов вообще.
Видов (вкусов) граниты великое множество: мятная, кокосовая, апельсиновая, лимонная, фисташковая, клубничная, дынная, тропик... - и т.д, и т.п. Цены в среднем от 2,5 до 4 евро за стакан - зависит от места, от размеров стакана и т.д. В сети есть рецепты приготовления в домашних условиях - решили: доберемся до дома, обязательно попробуем! ))

115

(продолжение следует)
Tags: путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 22 comments