Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Category:

От южных гор - до восточной Ривьеры (часть 6)

(продолжение, предыдущая часть здесь)
...Поспать в автобусе из Милана на Геную удается всего лишь около часа. Разбудили крутые повороты шоссе, в которые автобус вписывался, почти не снижая скорости. Открываю глаза, осматриваюсь - за окном равнины южной Ломбардии уже сменились на холмистый ландшафт Лигурии. Очень похоже на мир озера Комо - только самого озера тут нет.

2

Автобус вскоре тормозит и сворачивает с трассы - промежуточная остановка у заправки-кафе-туалета. Кто-то из пассажиров интересуется, не входит ли кафе в стоимость билета? - один из водителей смеется: но, синьор, но!..
Не сразу после сна соображаю - а спрашивали-то сперва по-русски. Выходим, идем на заправку, возвращаемся, присматриваясь к пассажирам.
И вот это уже шокирует: пассажиры в автобусе - русские. Все. Вообще все.
И это не тургруппа - обычный, рейсовый европейский лоукост.
А маршрут у него, кстати, не прямой, из Милана до Генуи, а даже более романтичный. Ну и грех было бы не запечатлеть на память )))...



1

Автобус трогается дальше. Трасса по-прежнему петляет между холмами, почти без прямых участков. Напоминает дорогу Комо - Белладжио, но более широкая, что позволяет держать здесь достаточно высокую скорость в 80-90 км/час. Наконец вскоре появляются постройки предприятий и кварталы многоэтажек - начинается предместье Генуи.

2а

Сразу после въезда автобус ныряет в длинный тоннель, который выводит практически в центр города. Несколько коротких поворотов, не успеваем толком осмотреться - а уже и прибыли.
Выходим из автобуса, и видим первую же странность - автовокзал.
Выглядит так.

3

Где он? Да вон та еле заметная желтая пунктирная полоса на асфальте, у которой еле умещаются два зеленых Фликсбаса. А два других от него уже отъехали.
И это и весь автовокзал, ага.
Мы подумали и поняли - как же всё устроено экономно и современно.
Автовокзал - устаревшее сооружение. Для чего он? Чтобы было где ждать автобус? А зачем ждать - они ходят идеально точно по расписанию, можно прийти за 5-10 минут, что позволяет сделать не менее точно ходящий городской транспорт. Билетные кассы? - тоже анахронизм. Во всём автобусе бумажные билеты (и то, распечатанные с сайта) были только у нас одних - у всех остальных билеты были скачаны в смартфоны, которые и предъявляли при входе (и пассажиры других автобусов - тоже). Туалеты, кафе, спрятаться от дождя? - недалеко, метров 300, железнодорожный вокзал, всё это есть там.
А автовокзал - не нужен.
И кстати, это не простая остановка местного транспорта. Перед нами отъехал автобус, идущий проездом из Ниццы куда-то на Германию (то ли Мюнхен, то ли Дрезден, не запомнил), а сразу за нашим автобусом подкатил Фликсбас из Барселоны...

Пассажиры быстро расходятся кто куда. Осматриваемся - и Генуя обрушивается на нас сразу же. Всем - цветом, звуками. Запахом. Атмосферой, которую начинаешь угадывать прямо сразу, едва выйдя из автобуса.

Цвет её определяешь сразу, это не меняется и в дальнейшем. Серая основа, на фоне её - желтый различных оттенков, светло-коричневый, охра.

4

Центр города - полу-амфитеатр широченного радиуса. Всё здесь, как в Комо, на скалах - только более пологие склоны. Места, казалось бы, не больше, чем там, просто с веками всё это пространство приспособили под жизнь, выстроив на нем жилые кварталы, отели, супермаркеты, дороги - местами довольно широкие. Даже вокзал хотя и занимает большую по местным меркам территорию, но вот пути почти сразу от него уходят под город - и выныривают на поверхность уже за пределами Генуи.

2б

Главное первое ощущение - Генуя оглушает.
К итальянским жаре и духоте мы уже вроде бы попривыкли - шел шестой день поездки. Но здесь добавлялась ещё и влажность, которая не чувствовалась в других уголках Италии так явно и так навязчиво. Конечно, это было объяснимо - Лигурийское море, до которого от автовокзала было дай Бог полкилометра, давало о себе знать.
К влажности примешивался... запах.
Здесь очень странное его смешение. Это запах моря - морского ветра, морской соли. Это сладковатый запах южной природы. Это смесь ароматов кофе и выпечки - от многочисленных кафе.
И это (ну, из песни слова не выкинешь...) - запах... помойки.
Генуя - город контрастов, попрошу прощения за штамп. С одной стороны - здесь много живописных видов.

17

Но с другой - чтобы сделать этот кадр, пришлось заставить себя не обращать внимания на запах: позади были пять или шесть разбитых мусорных контейнеров, мусор из которых следовало вывезти с неделю назад - а отходы в них (и рядом на землю) продолжали и продолжали выкидывать.

Генуя - очень жесткий город, это она дает понять сразу.
Дженова - так зовут её во всем мире, так зовет она сама себя. Город пиратов и королей, город, прославивший себя торговыми экспедициями и тяжелой генуэзской пехотой, город Лигурийского моря и жаркого южного солнца, наконец, сердце итальянской Ривьеры - он весь захлестывает тебя сразу, стоит только попасть в него.
Местами он кажется похожим на другие итальянские города - даже на Милан. Но это именно кажется.

18

Всё здесь грубее, жестче, резче. Опять же, контрастнее.
Наверное, ещё никогда не приходилось бывать в городе, который был бы так замкнут на себя самого.
Построенная как порт, изначально рассчитанная на множество гостей - в первую очередь, торговых - за многие века своей истории Дженова видела их уже столько, что давно успела от них серьезно подустать. И сейчас она - нет, не относится к приезжающим сюда плохо. Дженова - город без фиги в кармане, она вполне открыта и не пытается обмануть, подставить, выжать тебя, как это бывает в некоторых больших городах, где приходилось бывать. С другой стороны, она не приторно-слащава, как это тоже бывает в туристических местах, она не любезничает напоказ, она не зазывает к себе фальшивой улыбкой. Дженова не старается ни быть, ни хотя бы казаться лучше, чем она есть. Или красивее. Или ярче.

Она просто - равнодушна к гостям.
Просто за сотни лет она повидала их уже столько, что - миллионом больше, миллионом меньше, это для неё не имеет абсолютно никакого значения.

19

Это шокирует с первой же попытки познакомиться. От этого хочется спрятаться, переждать, осмыслить - и попытаться всё же познакомиться снова, попытаться её понять.
Чем и решили заняться, найдя здесь хотя бы одно надёжное место - заказанную заранее комнату в апартаментах.

Жилье здесь предлагают, конечно же, в разных районах - в центре, на окраинах, прямо в порту, или же в Верхнем городе. При выборе остановился именно на одной из квартир Верхнего города - привлек вид из окна. Показалось, будет здорово - не искать обзорные площадки, а иметь такую прямо в собственной комнате.
Жилье забронировать удалось - вот только контакт с хозяйкой устанавливался с трудом. Нет, она отвечала и в ответах была вполне корректна - но в отличие от миланской Луаны, отвечавшей через сайт AIRBNB на наши вопросы в течение считанных минут - хозяйка генуэзского жилья Сара могла ответить и на вторые сутки, да и то короткими фразами из пары слов.
И это всё к тому же: Дженова равнодушна к приезжим. Даже в таких мелочах, да.

Результатом было то, что - приехав в город, мы имели подтверждение ночлега, мы имели и адрес - улицу, номер дома. Но не имели номера квартиры и было неясно, как добраться до жилья.
Транспорт тут не подходил - в Верхний город ничего не ходит, здесь только пешком. Есть пара или тройка линий фуникулеров (билет - 80 центов), но все они были в стороне от нашего адреса. Расстояние от "автовокзала" навигатор давал примерно километр - казалось, пустяки, найдем быстро, дойдем за 10 минут.
Но мы не знали, что такое Верхний город Дженовы.

А он - это запутанная, переплетающаяся сеть маленьких улочек на склоне горы, частично проезжих, частично пешеходных, местами пересекающихся друг с другом, местами оканчивающимися тупиками - и не все эти тупики видела навигационная программа MAPS.ME. Кто бывал в Таллинне: представьте город, состоящий из сотни улиц Lühike jalg, только в разы более длинных и кое-где условно пригодных для проезда машин - и вы получите примерную картину Верхнего города Дженовы.

5

Идти пришлось все полтора километра, время от времени кляня ошибающийся навигатор, возвращаясь чуть назад и пробуя по новой. Всё это время совсем не шли по прямой - в основном, в гору, или чуть вниз, и снова в гору. При этом улочки постоянно поворачивали, не давая возможности окинуть перспективу в целом и точнее сориентироваться.
Плюс - жара за 30, духота, сильная влажность.
Плюс - всё время этот сладковатый запах: моря, свежей выпечки и гниющих отбросов.
Плюс - чем дальше мы шли, тем подъем становился круче. Идешь вперед-вверх, смотришь прямо перед собой и понимаешь, что мостовая всё приближается - и кажется, скоро просто упрешься в неё носом и поползёшь по вертикали.
Дженова - очень тяжёлый город. У кого слабые ноги, больная спина, кто чувствителен к жаре и влажности - категорически не рекомендую Верхний город!
А так, конечно, если со стороны - живописно и местами романтично. И названия улиц - как строчки то ли из арий, то ли из молитв. Например, Via dei Сinque Santi - улица Пяти Святых...

6

Почти падая от усталости (не курю, но к концу пути сбилось дыхание, последнюю сотню метров угол подъема реально был под 45 градусов), наконец нашли нужный дом - и то не сразу. Как и во всех подобных запущенных районах, названия улиц и номера домов были от силы на одном здании из пяти и нумерацию домов иногда приходилось попросту угадывать - а в навигаторе была улица, но не было конкретно этого дома. На ступенях немного отдышались - сидели, обливаясь потом и соображали, как попасть в квартиру, не зная номера. Дочь попыталась пообщаться на обломках английского с одним из выходящих жильцов - из общения удалось лишь понять, что да, некая Сара действительно живет в этом подъезде, но квартиру он не знает.
Правда, удалось хотя бы войти в подъезд.

Самым интересным было то, что - пришла СМС от сайта AIRBNB: хозяйка прислала нам сообщение. Как оказалось позже - с точным адресом и схемой пути от "автовокзала", но - не раньше и не позже, а именно тогда, когда мы были уже внутри дома.
Мы попытались выйти в Интернет - ничего не получалось. Был номер телефона, но не было сигнала, да и свяжись мы с хозяйкой по телефону, общения бы не вышло: в предварительной переписке Сара честно предупредила нас, что совершенно не знает английского и общаться можно "solo in italiano".
Ситуация была неоднозначная: мы были внутри дома, но в какую квартиру звонить, было непонятно.
Пока я пытался активировать Интернет хотя бы для одного-единственного входа в почту, дочь решила этот Гордиев узел попросту разрубить. Бормоча что-то вроде "Я. Не. Собираюсь. Ночевать. Тут. На. Лестнице!!!" - она принялась звонить в первые попавшиеся квартиры, задавая один и тот же вопрос: "Sarah? Where's Sarah?"

Самое удивительное, что это сработало.
В одной квартире попросту не открыли. В другой не знали английского. В третьей... в третьей какой-то растерявшийся парень кое-как понял, что мы хотим, и указал наверх и даже назвал номер квартиры.
После дикого подъема пришлось опять лезть наверх - квартира оказалась на шестом этаже. Лифта в доме не было - наверное, живущие на этих склонах, привычные к крутизне улиц жители попросту уже не испытывают в нем нужды.

8

Найдя нужную квартиру, позвонили в дверь. Открыли сразу и поняли - нашли то, что нужно: за дверью оказалась именно знакомая по фото с сайта хозяйка квартиры.
Начался эмоциональный диалог, из которого мы поняли, что наша комната ещё "non pronta" - приехали на час-полтора раньше, чем договаривались, это действительно было так, изначально планировали погулять в городе, а заселяться ближе к вечеру. Кое-как договорились оставить вещи и идти гулять в город, а заселиться позже.
Сара - молодая женщина с короткой стрижкой, по-южному эмоциональная, слегка взбалмошная - оказалась кем-то вроде арт-дизайнера. Творческую натуру было видно сразу же - квартира представляла собой плод ручного дизайнерского труда, это было видно просто в каждом элементе.
Например, комната была декорирована тканями, вручную расписанными тушью.

9

Не менее стильно выглядела и кухня.

10

Позабавило интересное решение: специи и приправы у неё хранились в баночках, крышки которых прикручены к нижней полке буфета, а если нужно что-то достать - надо открутить саму банку. Нигде такого не видел )))...

11

Заглядываю в окно нашей комнаты. Хочется сразу понять, ради чего мы столь мучительно добирались сюда, на эту высоту, по этим "благоухающим" горным лабиринтам. Стоило ли оно того?
Ну... пожалуй, стоило )))...

13а

Немного отдохнув, оставив вещи, лишнюю одежду, максимально налегке отправляемся в город. Обсуждая предстоящие планы на день, теперь всё время держим в уме подъем: это на самом деле серьезный фактор и за чем-то забытым сбегать в номер - большая проблема.
А между тем - самое утро; автобус прибыл в город в самом начале восьмого. Рабочий день, только открылись кафе - подкрепляемся кофе и пирожными в одном из них прямо в Верхнем городе. Цены здесь на удивление невысокие: чашка превосходного крепкого и ароматного кофе - всего 1 евро, и ещё огромный плюс: в кафе чаще всего прохладно (кондиционер), есть вай-фай и - нет запаха с улицы.
Ну и - спуск всё же намного легче подъема )).

Верхний город очень хаотичен - он выглядит таковым даже тогда, когда немного оправляешься от шока первой встречи. Он предельно уплотнен, здесь, как и в других горных населенных районах Италии, используется всё до последнего сантиметра. Крыша одного из домов может быть двором или даже спортплощадкой для тех, кто живет ярусом выше, улицы часто представляют из себя не мостовые, а - лестницы, причем достаточно крутые. Личный транспорт здесь есть, и это почти всегда предельно короткие машины типа старых "Фольксваген-Гольфов", либо LCV вроде "Ситроен-Берлинго", но самая распространенная техника здесь - это скутеры, что максимально удобно для города без прямых плоскостей и крайне узких улочек.

16

Верхний город Генуи - это ещё не трущобы, но это где-то примерно уже на грани.
Но у него всё же есть один плюс.
Это место, на удивление полное жизни. Здесь и близко нет никакого намека на депрессивность. Здесь и близко не отдает унынием, безнадёгой - совсем нет. Жители, встречающиеся по дороге, в кафе, в магазинчиках - чаще всего улыбчивы и позитивны. Да и разрухи особой нет - ну, или пока ещё нет. Верхний город ещё не безнадёжно запущен, здесь всего-то и нужен не такой уж глобальный косметический ремонт, плюс санитарная обработка и, конечно же, регулярное поддержание чистоты и порядка - то, что так тщательно и систематически делается во многих городах той же Прибалтики. И - совсем непонятно, почему это же самое не делается здесь, всё же Италия - одна из наиболее экономически развитых государств Евросоюза, а Генуя - шестой по величине город страны и её крупнейший морской порт...

44

Спустившись из Верхнего города, выходим на один из главных городских променадов.
Via Antonio Gramsci - нижний ярус Старого центра Дженовы. Это нижнее полукольцо городского амфитеатра, огибающего бухту с торговым и пассажирским портами. Она могла бы быть и городской набережной - если бы не два фактора. Между зданиями и морем не так давно безжалостно всадили автомобильную эстакаду - разгрузившую плотность транспортного потока в центре, но вконец убившую характерные шикарные виды генуэзского берега. Плюс к этому берег постепенно застраивается зданиями, необходимыми порту и городскому хозяйству.
В результате, идя по променаду, всё время чувствуешь море. Но почти никогда не видишь его.
А ведь оно - совсем рядом: берег - сразу за желтым домом (справа, за эстакадой)...

17а

Справедливости ради, кое-где увидеть море всё-таки можно.
Например, в районе Аквариума (о нём позже) есть выход на пирс. Здесь пришвартован галеон "Нептун" - настоящее пиратское судно - ну, или почти настоящее )). Нет, это действительно реальный парусник, с парусным оснащением, вооруженный пушками, мореходный и даже вполне официально зарегистрированный в современном военно-морском регистре. Вот только он не так уж и стар: построен в 1985-м году для съемок фильма Романа Полански "Пираты" ))...

45

Но осмотреть его спокойно получается с большим трудом.
Причина тому - местные негры.

Этот стремный контингент вовсе не похож на негров миланских. Там это почти всегда - подтянуто-спортивные, ухоженные, следящие за собой парни или мужчины. Хорошо одевающиеся, если даже и небогато, то всегда стильно, чаще всего бегло говорящие по-итальянски, понимающие английский или свободно говорящие на нем. В любом случае, миланский чернокожий - это практически в 99% случаев вполне ассимилировавшийся с европейской жизнью человек, охотно и даже с видимым удовольствием принимающий местный уклад и ничем, кроме цвета кожи, не отличающийся от среднего европейца.

Совсем другие они - в Генуе.
Здесь это - весьма потрепанные личности, плохо и/или неряшливо одетые, часто в рваной обуви. Если зайти чуть вглубь кварталов, прилегающих к порту - там можно встретить десятки тех, кто носит национальную африканскую одежду (такой национальности - "африканец" - конечно, нет, но ведь понятно, о чем речь). Вообще, подозреваю, что нам повезло, что мы заходили в такие кварталы - днём, очень уж жадно они посматривали на нашу фототехнику... Вдобавок, многие из них явно плохо знают или совсем не знают языки - итальянский чаще всего совсем, английский же - примерно как мы, обрывками. Производят впечатление как раз тех, о ком часто говорят в новостных репортажах о нелегалах, приплывающих из Африки в южноевропейские порты.

46

Откровенного криминала - днем, в центре города, среди множества туристов - от них всё же ожидать не стоит. Но они назойливы. Назойливы до чертиков.
Стоит достать фотоаппарат, сфокусироваться на осмотре чего-то - тут же подходят. Предлагают какие-то мелкие статуэтки - причем, даром. Конечно, это явный развод, и даже неинтересно, какой именно, отказываешься - странно начинают ходить вокруг кругами на некотором удалении, а спустя некоторое время подходит другой и предлагает те же статуэтки, отошьешь его - через три минуты подходит третий.
Ничего плохого, повторюсь, мы от них не увидели, но это всё-таки раздражает.
С одним из них даже состоялся короткий диалог.

Подошёл, начал, улыбаясь, прямо в руку впихивать статуэтку. Убираю руку - нет, спасибо )). Тот присматривается, вдруг спрашивает:
- Рус?
- Yes, we a russian, - вежливо отвечаю.
Тот вдруг расплывается в широкой улыбке:
- Рус, хорошо!, - и неожиданно чисто, почти без акцента: - Эй ты, иди сюда!..
Ну вот кто, какой наш придурок обучил его этой фразе?.. ))))

Ещё пристают - продавцы газет. Ходят, как в старые времена, с пачками прессы, навязывают, прямо требуют купить. Сперва отвечал стандартно-вежливым "Thank you, no", потом надоело, и начал огорошивать их наспех составленной фразой "I can't read!.." - что вводило их в ступор на какое-то время, за которое можно было отойти подальше, отчего ему было лень преследовать и он начинал искать новую жертву ))).
Генуя очень жесткий город, да.
Я не знаю - может быть, таковы все крупные мировые порты? По Риге, Хельсинки, Таллинну, Питеру ведь судить сложно - они всё-таки далеко не главные морские перекрестки мира. А Генуя именно из таких...

Хотя, конечно, местами она очень красива. Красива на удивление. В ней вполне можно разглядеть всё то, за чем, собственно, мы и приехали именно сюда.
Это, например, множество мелких деталей - только успевай замечать.

22

Это, конечно, её богатая история. Город тесно связан с именем великого мореплавателя Христофора Колумба, хотя и до сих пор ведутся споры, родился ли он тут, или только жил. Зато сохранился дом, в котором он точно прожил несколько лет, дом совсем небольшой, и двери его основных помещений открываются только однажды в году - в день рождения Колумба. Тем не менее, это скромное строение привлекает толпы туристов именно своей аутентичностью. Мы специально даже не искали его - просто оказались рядом; проходить мимо не стали, а снимать пришлось через головы - кстати, соотечественников. Как раз подошла русская тургруппа, так что даже немного послушали экскурсовода, а попавшие в кадр люди - все из России ))...

29

Здесь можно найти старинные строения, соборы, храмы, которые красотой и изяществом отделки вполне могут затмить миланские.

22а

Они сохранились в идеальном состоянии и абсолютно прекрасны - как снаружи, так и внутри:

24

Укрывшись в них, как и в Милане, от палящего солнца, здесь можно провести много времени, рассматривая каждую деталь.

25

Но многое здесь и расстраивает. То, что не тронули многочисленные войны, отчасти пощадившие Геную, то, что сохранялось веками - уничтожила или попросту оттеснила на задворки... повседневная жизнь.
Например, мы не смогли толком увидеть генуэзскую крепость. При том, что она сохранилась, хотя бы частично. Но... попробуй рассмотри её в городском пейзаже!..
Вон они, главные ворота генуэзского замка...

23

Зажатые городскими жилыми строениями, они почти незаметны, их общий облик трудно рассмотреть вблизи и уж совсем не видно его - в перспективе.
Конечно, я знаю ещё один древний город, городские ворота которого зажаты жилыми кварталами - это, конечно же, Таллинн. Но там всё-таки контуры замка четко читаются, через городскую ткань проходит только одна из его граней.
А здесь - нет. Здесь город просто-напросто сожрал собственную историю.
Это очень странно - Дженова сохранила немало исторических памятников. Сохранила в идеальном состоянии - одни, восстановила до идеала - другие.
Но она совершенно не концентрируется на прошлом. Как не слишком интересуется и будущим.
Она вся целиком занята - настоящим. Сегодняшним днём. Он интересен и важен ей - более всего.
А прошлое... ну, как-то так: кому это нужно - пусть ищут. Оно есть. Где-то там...

45

Пройдя одной из улиц, увидели реконструируемое старинное здание, на крыльце которого стояли две каменные фигуры львов. Увидев их, дочь сказала, что надо обязательно зафиксировать - на память. Ибо именно с таким выражением лица она уже три часа гуляет по этому странному городу )))...

27

А совсем рядом со старыми кварталами соседствуют чуть более молодые. Здесь Генуя уже совсем другая. Чинная, аккуратная, строгая. И... скучная.

28

Но, конечно, есть площадь Феррари. Названа, разумеется, не в честь марки знаменитого спорткара, а в честь герцога и мецената Рафаэля де Феррари (1803 - 1876). Выглядит так, словно бы Дженова, спохватившись, напоминает, что вообще-то она - город солидный, с богатой историей, и мало чем уступит всяким там Миланам, Римам и прочим Венециям по красоте.



Красота площади не фальшива и именно здесь она вроде и не тонет в повседневности. Но смотрится именно так: отдали дань статусности места - и хватит.
А пройдешь чуть дальше и немного вниз - совсем рядом снова виднеется море. Порт на горизонте, вездесущая эстакада. А позади - привычно-беспорядочная новая застройка, и ни о какой комплексности городского пейзажа, столь привычной в итальянских городах, речь не идёт вообще. Утилитарность, практичность - во главу угла. День сегодняшний диктует здесь всё, и если нужна спортплощадка или теннисный корт - его встроят в тело города, совсем не задумываясь о гармонии...

33

Городу очень не хватает - красок. Однотонная серо-желтая панорама лишь кое-где слегка разбавлена зелеными островками деревьев, клумб же здесь почти не встретишь совсем. И даже там, где они есть - они совершенно не разбавляют фон, поскольку почему-то подбираются совершенно в цвет городских зданий.

32

Странности здесь можно встретить на каждом шагу. Например, очень долго пришлось искать банкомат. Понадобилось снять наличные, навигатор давал направление на банкоматы - один, второй, третий... Но все они находились за стеклянными дверями отделений банков, двери были закрыты, а маячившая за ними охрана в банк не впускала, даже когда удавалось объяснить, что нам нужно. Снять деньги удалось только в шестом или седьмом по счету банкомате, который был встроен в стену банка. Так и не поняли, что за система.

Не меньшее удивление вызвало генуэзское метро.
В Генуе есть метро, и оно довольно своеобразно. Всего одна линия, всего 8 станций - или, наоборот, целых восемь: это много, если иметь в виду, что в других городах тоннели метро вырыты в грунте, а в Генуе они выдолблены в скальном массиве от первого до последнего метра. Линия тянется сквозь город в основном вдоль побережья, упираясь одним концом в пригород Ривароло, другим в центр города чуть восточнее площади Феррари. Метро иногда бывает полезно - как оно оказалось полезно нам: пройдя вдоль длиннющей набережной в центр, на нем удобно вернуться обратно в район вокзала. А больше на нем уехать как-то и некуда )). Интервалы между поездами большие - минут по 10-15, станции лишены какого-то либо дизайна - что вообще характерно для западного метро, но в Генуе и здесь поступили предельно утилитарно.
Но более всего удивляют сами поезда. При достаточно длинных платформах они совсем короткие, примерно вчетверо короче платформ и больше напоминают два сцепленных трамвая. Иные вагоны серые, иные вообще словно из некрашеного алюминия. Острые, рубленые формы создают облик скорее не рутинного городского транспорта, а какого-то постапокалиптического средства скрытого передвижения. Ко всему прочему, они ещё и медленнее, шумнее и больше раскачиваются при движении, чем миланские поезда.
Дженова и здесь верна себе: практичность для неё современной - превыше всего.

47

Вернувшись в район вокзала и порта, стали прикидывать, на что потратить остаток дня. Решили разделиться: дочь непременно желала посетить генуэзский Аквариум, я же решил сэкономить на билетах (входной, без посещения дополнительных выставок - 28 евро) и просто прогуляться по пирсу, поснимать порт и город со стороны моря.

Аквариум Генуи огромен и совершенно ужасен по внешнему виду. Снова и снова это обычное, генуэзское: утилитарность и практичность. Как и в случае с метро, как и с другой новой городской архитектурой.

50

Но зато, по словам дочери, он совершенно замечателен, прекрасен и невероятно интересен внутри! Хотя ей и удалось обойти его примерно за два с половиной часа, но любоваться его обитателями можно, конечно, гораздо дольше. Внутри всё выглядит совершенно иначе, и если на форму здесь не обратили внимания вообще, то о содержании позаботились как следует - и даже немного больше.

39

А больше всего дочери понравились морские коровы - ламантины:



Прогулочный же пирс Генуи место даже более привлекательное, чем городской променад. Здесь наконец-то как следует видно Лигурийское море, здесь спадает жара, уносимая морским ветром. Здесь нет приставучих чернокожих, которые тусуются лишь у начала пирса - а пройдя дальше, можно спокойно гулять. А первое, что замечаешь - это огромный стеклянный шар, установленный прямо на воде.

34

Это не что иное, как генуэзский ботанический сад "Биосфера".
Замысел кажется интересным, но даже снаружи, сквозь стеклянные стены, видно, что тропические растения, растущие в нем, представляют собой один огромный куст беспорядочно переплетающейся зелени... - поэтому внутрь решил не ходить. Зато понаблюдал за интересной сценкой: оставленный хозяевами на время экскурсии снаружи шара молодой пёс вдруг увидел сквозь стеклянные двери небольшую стайку экзотических птиц - кажется, это были ибисы, которые свободно разгуливают внутри. Уставившись на них, он всё никак не мог определить свое к ним отношение: то порывался подойти поближе познакомиться (и тогда птицы тоже делали шаг к дверям), то испуганно отпрыгивал и порывался прятаться.

35

Гуляя по пирсу, интересно наблюдать портовую жизнь, которая вся открывается отсюда - жалко, этого уже не видно из самого города, это здорово разнообразило бы городской пейзаж. У причалов пришвартованы круизные суда - но не привычные нам уже паромы типа балтийских, а настоящие океанские лайнеры.

49
И, конечно же - яхты, яхты, яхты... Давно не доводилось видеть такого скопления яхт самых разных форм и габаритов - предыдущий раз видел подобное, наверно, в Стокгольме.
Кстати, яхты эти иногда сдаются в качестве экзотического жилья, их каюты можно снять как гостиничный номер. Некоторые из них зарегистрированы даже на Букинге и AIRBNB. Снять такую каюту (на двоих в сутки) можно где-то начиная от 4.000 руб. (примерно от 50-55 евро).

48

Ну а главная доминанта порта - конечно же, знаменитый генуэзский маяк Ла Лантерна.
Второй по высоте башни среди традиционных маяков мира (77 метров), один из старейших в мире (первая башня на этом месте была сооружена в 1128-м), один из технологически продвинутых - уже в 14-м веке, когда на верхушках множества других маяков попросту разводили костры, на Ла Лантерне светила масляная лампа - он успел побывать и оборонительным сооружением, и даже тюрьмой. Оснащенный системой линз в первой половине 19-го века а электрическим освещением - в начале 20-го, он давно уже стал символом генуэзского порта и по сей день исправно указывает путь заходящим сюда кораблям.

36

Ну а самые колоритные и цельные панорамы Генуи получаются именно отсюда.

37

Осмотрев набережную и Аквариум, решили возвращаться и отдыхать в номере - тем более, к нему предстоял ещё тяжелый подъем. Прошлись коротко по магазинам прибрежной линии - в основном здесь сувенирка, одежда, разные промтовары, и цены для Италии (и для туристического места) на удивление гуманные. Закупились мелочевкой и продуктами - и начали подниматься наверх...

Одолели подъем снова с большим трудом - ну нет привычки к таким крутым восхождениям. Да ещё снова тот же шестой этаж с длинными лестничными пролётами без лифта...
Дженова - очень тяжелый город. Жесткий, колючий. Сбивающий дыхание.

51

Когда всё же доползли наверх, наша комната оказалась готова. Заселиться едва успели - хозяйка вместе с каким-то бывшим в квартире мужчиной как раз собиралась уходить. Наспех показав нам квартиру и обратив особое внимание на то, как пользоваться замком входной двери, они быстро упорхнули.
Неторопливо приготовили ужин, рассматривая город с разных окон - и здесь действительно, откуда ни посмотри, везде виды как с хорошей обзорной площадки. Проверили замок - вроде бы всё нормально. Обратили ещё внимание на табличку в прихожей на английском языке, забили фразу в переводчик, и это мало чем помогло: ожидали инструкцию, а написано было всего лигь что-то вроде: "пользуйтесь замком правильно" ))).

Как именно правильно - написано не было. Пожали плечами, легли спать.
И конечно - среди ночи проснулись оттого, что кто-то сильно дубасил в дверь.
Открыли - хозяйки не было, на пороге стоял тот мужчина, с которым она уходила. По-английски он, как и она, не знал ни слова - зато громогласно разразился бранью на итальянском. По его жестикуляции поняли: замок почти невозможно открыть ключом снаружи - только при каком-то одном положении его рычажков.
Ну а откуда мы знали - в каком именно? Инструкции же нет, а объяснить они не могли - не знают английского.
Ну вот снова: Дженова равнодушна к приезжим.
Та же табличка: раз она стояла - значит, мы не первые и не вторые, кто не знает, как правильно пользоваться замком. А хозяева, соответственно, не первый и не второй раз не могут попасть в свою квартиру ночью.
Ну что стоило один раз написать и повесить инструкцию - на английском?!..

Мужик, ругаясь, хлопнул дверью хозяйской комнаты, мы же попытались снова заснуть.
Перед этим выглядываю в окно.
Да... а всё-таки не зря нас разбудили.
Такую панораму мог бы не увидеть...

42

Даже расхотелось спать дальше. Полез в рюкзак, заменил широкоугольный объектив на телевик - оказалось, многое можно достать отсюда даже и в темноте...

43

Наверное, только через час смог оторваться от этой картины.
Дженова всё-таки может быть красивой невероятно.
Сложный же у неё характер. Многогранный, разносторонний. То полная индифферентность - то эмоции через край.
Как настоящая южанка. Как настоящая женщина )).
Город контрастов - это про неё всё-таки.

(продолжение здесь)

41
Tags: путешествия
Subscribe

  • Легко ли быть невероятной?..

    ...Всякий раз, когда вновь и вновь всплывает та история, пытаюсь понять. О чем она думала, что чувствовала - тогда, когда её везли на границу?..…

  • Артис

    Очередной рейс. Дают двойную загрузку. В Литве, под Клайпедой, на терминале Влантаны загружаюсь консервированными овощами. На следующий день…

  • Партизанские будни

    Текст - Мария Столярова в ФБ-группе "Хватит бояться!" Беларусы - это, конечно, про вот это всё: за день выкупить в пострадавшей от рук силовиков…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments

  • Легко ли быть невероятной?..

    ...Всякий раз, когда вновь и вновь всплывает та история, пытаюсь понять. О чем она думала, что чувствовала - тогда, когда её везли на границу?..…

  • Артис

    Очередной рейс. Дают двойную загрузку. В Литве, под Клайпедой, на терминале Влантаны загружаюсь консервированными овощами. На следующий день…

  • Партизанские будни

    Текст - Мария Столярова в ФБ-группе "Хватит бояться!" Беларусы - это, конечно, про вот это всё: за день выкупить в пострадавшей от рук силовиков…