Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Category:

В Новый год - через восемь границ (часть 1)

Год закончился хорошо, даже очень. Вопреки опасениям зависнуть где-нибудь в рейсе на новогодние праздники, вернуться домой удалось вовремя. Директор свое слово - дать всем отпраздновать дома - сдержал четко, возвращаться на базу машины начали уже 25-го декабря. Закончив дела на работе и поставив DAF на длительный отстой на базе, вздохнул с облегчением: от кабины, из которой практически не вылезал полгода, можно было спокойно отдохнуть, а праздничная программа, намеченная заранее, должна была всё-таки состояться.

А планы на январьские каникулы начал строить ещё в начале декабря - тем более, что после каникул предполагался ещё и недельный отпуск. Ну и - не сидеть же всё это время дома: к сложившейся у нас традиции совершать Большое Летнее путешествие кажется добавляется и Большое Зимнее. Оставалось только выбрать правильный маршрут.

Более всего привлекала зимняя Suomi. В Финляндии не был уже почти четыре года, и хотелось посетить её либо летом, либо уж зимой, только не в осенне-весеннее межсезонье. Предварительный маршрут был разработан давно, и он получался достаточно простым: от границы в сторону Хельсинки, с заездами в Хамину - Котку - Порвоо с ночевкой, затем - сам Хельсинки, а оттуда - паром в любимый город )).
Но на предстоящие праздники этот маршрут всё же не годился - по двум причинам. Первая - это бесснежная зима; хороших пейзажей в такую погоду можно было и не увидеть. Вторая - в Финляндию всё же надо собираться не за месяц. В начале декабря хорошие предложения по ночлегу, тем более на праздничные дни, конечно же, давно уже были разобраны. С учетом того, что Suomi и так страна, мягко говоря, недешевая, только одна логистика могла сожрать большую часть предполагаемого бюджета.

От финского маршрута пришлось отказаться. Из других заготовок на предстоящие путешествия прикинул и также отложил маршрут Курляндский (Кулдига, Лиепая, Вентспилс, Ливский берег)... - летом, туда нужно только летом, в теплый сезон. Конечно, Кулдига красива и зимой (судя по фото), но тот же Вентспилс, опять же судя по отзывам, в летнее время становится особенно хорош.

Вариантов оставалось не так уж много - радиус поездок всё время приходится увеличивать, больно уж много всего объездили на небольшом расстоянии от дома. Подумал, прикинул... сел за компьютер и открыл файл с названием - ПОЛЬША.

13



Поездка в Польшу была просчитана уже давно, готовил её ещё года три-четыре назад. Тогда сломалась машина, забрав на ремонт часть бюджета, и Польшу пришлось заменить более близкой Литвой - о чем ни разу не пожалели. Польский же маршрут переносился с года на год, и всякий раз по тем или иным причинам его приходилось откладывать, заменяя чем-то другим. Рассчитан он был тоже на лето, с упором на ночевки в кемпингах, но здесь коррективы было внести достаточно просто. К тому же, Польша - страна с гораздо более вменяемыми ценами, чем Финляндия, и даже за три-четыре недели до Нового Года приемлемый ночлег на Букинге найти было вполне ещё можно.

Что же касается городов - получалось так.
Конечно, это не должна была быть Варшава. Вообще не люблю начинать знакомство со страной - со столицы. Хотелось в Краков, но не увидел удобного варианта по логистике: самолетом из Риги туда можно добраться только с пересадкой в той же Варшаве, а машиной напрямую получалось далековато. В поездке же решил делать ставку именно на машину.

Первой точкой маршрута должен был стать город Ольштын.
Небольшой, но старинный город, бывший прусский Алленштайн, он расположен чуть в стороне от обычных туристических маршрутов. Читая отзывы, я всё время отмечал положительные или как минимум сдержанно-положительные отзывы об этом городе. Ольштын привлекал спокойной гармонией старого и современного, он казался не слишком ярким и не особо новодельным, его центр с достопримечательностями выглядел не слишком большим и не слишком маленьким - подумалось, это будет лучший вариант для первого знакомства со страной, с её культурой, её историей.

Основным же местом путешествия выбрал - Трехградье.
По-польски это называется "Труймясто" - на южном побережье Балтики давно уже срослись границами три города: Гдыня, Сопот и - Гданьск. Именно Гданьск, бывший вольный город Данциг, и был основной точкой притяжения всего маршрута. Город с богатой историей, город, просто напичканный красотами и историческими памятниками, город, где можно было провести гораздо больше тех трех дней, что я отвел на него - он привлекал издавна и казался отличным местом для отдыха. По фото, по отзывам город должен был быть настолько красив, что им не помешала бы любоваться даже погода нынешней бесснежной зимы. К тому же, мы явно должны были успеть застать город в новогоднем убранстве, и эту картину отдельно хотелось посмотреть.

В маршруте была и ещё одна опорная точка - Калининград.
Калининград рассматривал больше в качестве "подкидной доски" - места, куда доберемся, выйдя из Польши, где можно будет дозаправиться дешевым российским бензином на обратную дорогу, где можно будет переночевать, чтобы возвращение не напоминало рейс, с безостановочной ездой сотнями километров по трассе. Конечно, с городом стоило и познакомиться поближе, пользуясь случаем - времени на это немного, но было: вторая половина одного дня и первая половина следующего.

В результате маршрут получался такой:

8

В Польшу решил-таки заходить через "Сувалкский коридор" - место, где внутренняя граница Евросоюза имеет совсем маленькое протяжение, превращаясь фактически в перешеек: чуть западнее - Россия (эксклав Калининградской области), чуть восточнее - Беларусь. Был вариант пройти через Беларусь до Гродно - но останавливали отзывы про непредсказуемость беларусско-польской границы, решил не рисковать.
Тем более, границ по дороге и так набиралось - и реальных, и виртуальных. Въезд в Евросоюз - через Латвию (погранпереход Убылинка - Гребнева), затем условная граница Латвия - Литва в Зарасае, и не менее условная граница Литвы и Польши. На обратном пути границ было больше: погранпереход Гжехотки - Мамоново (граница Польши - России, выход в Калининградскую область), затем из Калининградской области на Литву: Советск - Панемуне, затем снова две виртуальных границы Литва - Латвия за Йонишкисом и Латвия - Эстония в Веклайсене. И традиционно последним должен был быть родной уже погранпереход Лухамаа - Шумилкино.

Вернуться надо было к 7 января - к Дню Рождения младшего сына (угораздило родиться в этот день, ага). Новый год же традиционно собирались отмечать дома (хотя уже есть и давняя мечта: встретить его не в России, лучше всего - в Таллинне)) ). Таким образом, вся поездка должна была уложиться в промежуток 1 - 7 января; подумав, прямо первого числа решил и выезжать.

Удивительно, но на границе Убылинка / Гребнева первого января, в девять вечера - попали в неслабую очередь. Был почти уверен, что подъедем к пустынному погранпосту - ну кто соберется ехать за границу сразу после новогодней ночи, да ещё и через этот, весьма второстепенный погранпереход?.. Как оказалось, так подумали не одни мы, а ещё несколько десятков человек - за которыми и пришлось занимать очередь. За время не беспокоился - в первую точку пути, в Ольштын рассчитывал приехать в семь-восемь утра - и ничего страшного, если бы приехали и в девять, и в десять, как раз начался бы световой день. Слегка напрягало лишь то, что сокращалось время на сон в пути: первый переезд должен был быть и самым длинным, от Пскова до Ольштына - 800 километров, и всё это надо было проехать ночью. Конечно, с моей практикой вполне возможно было пройти это расстояние ходом (тем более, на легковой машине) - но хотелось не просто дойти и лечь отсыпаться, а - дойти и с удовольствием знакомиться с городом новой для себя страны. Поэтому изначально запланировал, что в дороге пару часов надо будет поспать - лучше среди коллег, на какой-нибудь грузовой стоянке за Мариамполе, ближе к польской границе. Задержка же на границе латвийской сокращала время сна в пути до минимально возможного.

Потеряв почти три часа в очереди, наконец оказываемся на той стороне. Через полчаса проезжаем Резекне; город роскошно украшен новогодней иллюминацией - так у нас украшают не все областные центры, а здесь всего лишь районный. За Резекне жена перебирается на заднее сиденье - едем традиционным способом: когда длинный переезд (и нечего фотографировать по дороге) - обычно отправляю её отсыпаться, а в машине для этого всегда подушка и спальный мешок :-).

Резекне остается позади, ехать здесь хорошо и удобно. Дорога отремонтирована, с хорошей разметкой и навигацией, большую скорость держать нет смысла, да и не люблю гонок - разрешенных 90 км/час здесь вполне достаточно. Проезжаю ночной Даугавпилс. Город, как и Резекне, очень красиво украшен, а ехать через ночные города одно удовольствие: в ночь с первого на второе января дороги абсолютно пусты даже в центре. Мост через Даугаву красиво подсвечен, машин нет вообще, можно спокойно разбираться в многочисленных круговых развязках на той стороне реки - никто не мешает и никому не мешаешь сам. От Даугавпилса через 20 минут из-за пригорка фары выхватывают крупный плакат со знаком Евросоюза - Зарасай, граница Литвы. Через 50 километров проезжаю через Утену, а ещё через 65 - Укмерге, это всё небольшие, аккуратные литовские райцентры. Центр Укмерге украшен вообще сказочно, сейчас жалею, что не остановился поснимать, настолько там новогодняя иллюминация была органично подобрана к городским строениям и совершенно преобразовывала и без того симпатичный городок в настоящую новогоднюю сказку.

Наконец доезжаю до Каунаса - 500 километров дороги позади, и совсем ещё не хочется спать. Каунас прохожу по центру - вот бы остановиться и здесь (предыдущий, и надеюсь, не последний раз приезжали сюда в 2013-м), но так мы рискуем просто не доехать до Польши вообще :-). Изначально была мысль устроить здесь ещё одну промежуточную ночевку, - и если бы временные рамки поездки были чуть шире, так бы и поступил...
Аккуратно переезжаю мост через Неман, город остается позади, и дальше начинается дорога, где не ездил ещё никогда.
И всегда - или почти всегда в таких случаях, когда еду по новой дороге в места, где бывать ещё не приходилось - в памяти всплывает знакомое с детства, отвечающее и на вопрос о выборе работы, и о наших поездках, наверное тоже:

"...Меня ведь не рубли на гонку завели,
Меня просили: - Миг не проворонь ты!
Узнай, а есть предел там, на краю Земли?
И можно ли раздвинуть горизонты?"


От Каунаса на Мариамполе идёт отличное шоссе - или автомагистраль, по крайней мере, фон знаков меняется на зелёный, что верный признак скоростной дороги. Машин в сторону польской границы уже больше. Сам Мариамполе остается в стороне, времени на него уже не трачу, обхожу по окружной. Вскоре начинают попадаться стоянки дальнобойщиков. Заезжаю на одну из них, покрупнее, с заправкой - здесь есть и легковая парковка.
Почти 600 километров ночной дороги позади, сон уже начинает подступать - самое время отдохнуть.

В рейсах спать правильно давно уже научился, один из главных моментов - это понять, когда нужно остановиться: не тогда, когда уже засыпаешь, но и не тогда, когда совсем ещё не хочешь спать. Если поймал этот момент (а он ещё и у каждого свой) - полутора часов сна вполне хватает, чтобы добавить бодрости на несколько часов за рулем. Короткий сон, просыпаемся, идем на заправку пить кофе. И это, и сильнейший ветер, почему-то дувший здесь в эту ночь так, что ощутимо раскачивало машины, окончательно стряхивает остатки сна - можно ехать дальше!
Перед тем, как трогаться, включаю навигатор - для страховки и посмотреть, сколько осталось до границы.
А нисколько! - MAPS.ME показывает, что находимся практически на ней.

Еду вперед. Через километр дорога внезапно расширяется, превращаясь в асфальтовое поле. Нет разметки - непонятно, куда ехать, краев этой площади не видно в свете фар, и вокруг темнота. Впереди смутно виднеется какое-то массивное строение - еду в его сторону, оно оказывается закрытым старым зданием погранпоста. А от него уже начинается и более-менее не затертая разметка.

Самое удивительное, что никаких обозначений границы тут вообще нет.
Просто вдруг понимаю, что на знаках и рекламе впереди язык уже не литовский.
И - цифра на счетчике посещенных стран перещелкивает с "7" на "8".
Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Италия. И - Польша.

Чувство странное - отстраненности и нереальности. Просто, наверно, очень уж давно хотел сюда попасть. Сильнее даже, чем в Италию - туда, по большому счету, попал вообще случайно, Италия была страной не моей мечты )).
А Польша - о ней мечтал давно. Ещё в советском детстве. Всё-таки, тут долго жила моя мать, тут встретились мои родители, тут чуть было не родился я сам - вот только мама тогда в последний момент всё же уехала рожать в самую лучшую страну мира ))) - Советский Союз )))... - ну, так вот было тогда, в 70-х. И я даже не собираюсь осуждать её за это - зато она подарила мне мечту. А настоящие мечты всегда сбываются - вот и эта сбылась наконец, хотя и так нескоро - 2 января 2020-го.

1

Момент для въезда получился идеальным - сразу от границы начался рассвет.
Шоссе отсюда почти до самого Ольштына - узкое и второстепенное, фактически, это въезд в страну с черного хода, если рассматривать как парадные ворота трассу Минск - Варшава. Первые польские города - Сувалки, Августов - обхожу по окружным. Как и в Литве, не хочется тратить на них время, к тому же останется повод проехать по этому же маршруту ещё раз - тщательнее )). Зато внимательно рассматриваем проплывающие мимо первые польские поселения.

9

Хуторов, которых много в Эстонии, здесь совсем мало, в основном встречаются деревни. Иногда к ним ведут дороги, по обе стороны которых растут длинные ряды мощных старых деревьев - в таких местах явно были панские усадьбы. Иногда наоборот та или иная деревня - это набор одинаковых простеньких коттеджей, столь же явно читаемое колхозное наследие социализма, которое здесь, судя по всему, не уничтожили так рьяно, как в России, да и Прибалтике тоже, - а реновировали и вписали в современную жизнь.

12

Что обращает внимание в конструкции строений польской провинции - это крыши. Вернее, их покрытие.
Почти всегда это - черепица.
И - как же она облагораживает постройки!..
Ещё в поездках по провинции прибалтийской, встречая черепицу там, я всё не мог понять, почему она не прижилась - в России? Ведь красиво, дешево, практично. Однако нет - в России на крышах шифер, кровельное железо, ну, или современный вариант, железо, штампованное "под черепицу" - что зачастую выглядит ужасным китчем. Здесь же если даже на старом деревенском, часто едва живом доме увидишь черепичную крышу - он сразу выглядит солидно и где-то даже благородно. Чего уж говорить про более новые, крупные сооружения - если представить, что здесь был бы шифер, как бы невзрачно и уныло это выглядело...

11

Перед въездом в Ольштын перекусываем домашними запасами, пьем кофе на придорожной стоянке, которых тут хватает и которые отлично обозначены - за пару километров и потом ещё раз, непосредственно перед. Стоянки аккуратные, чистые, зачастую с туалетами-беседками, ещё и солнечные батареи везде, видимо, питают освещение.

2

Второстепенная дорога от границы до Ольштына не дает разогнаться: здесь много подъемов и спусков, крутых поворотов, много населенных пунктов, встречаются относительно крупные райцентры. На 200 км надо закладывать часа три с половиной - четыре, кто поедет здесь, лучше иметь в виду. Плюс сама местность: Варминско-Мазурское воеводство - это озёрный край, здесь расположены Мазурские озёра, и шоссе постоянно петляет ещё и между ними. Сама же дорога отличная - покрытие идеальное, инфраструктура не уступит крупному междугородному шоссе, а лишних ограничений скорости без необходимости стараются не ставить.

10

Наконец и эта часть дороги позади. Сворачиваем с окружной в город.
Ольштын невелик, всего около 180 тысяч населения - примерно размером с Псков. Ещё около 100 тысяч живет в городах-спутниках. На окраинах совсем нет новостроек, да и высотной застройки здесь не встретишь. Сразу же начинаются небольшие торговые центры и автосалоны: даже и въезд с этой стороны - не парадный, и лица города за ним не увидишь.
В первую очередь направляемся в отель. Обычное правило: определиться с "тылом" - тогда можно уже и спокойно отдыхать.

При выборе места проживания на Букинге даже в начале декабря привлекательных по цене и условиям вариантов размещения в Ольштыне предлагалось не так мало. Отдельный двухместный номер в хостеле можно было снять начиная от 1.300 рублей. Но после полугода, проведенного в кабине фуры, когда спать в основном приходилось на спальнике DAF'a, как бы удобен он не был - душа жаждала комфорта и более-менее габаритных пространств. Поэтому забронировал апартаменты-студио, да ещё в слегка экзотическом месте под названием - отель "Старая Пекарня".
Расположение казалось подходящим, ещё когда смотрел дорогу по карте - Рlac Aliantów (площадь Союзников), 18. Тихий район достаточно дорогой частной застройки, километрах в трех от центра, но не на окраине. Навигатор быстро приводит нас на требуемый адрес - всё точно, как на картинке, правда, здание зажато окружающими домами, полностью в кадр его не взять. Но общий вид понятен и так.

25

Здание действительно перестроено из старой пекарни. Ремонт совсем свеженький - как отель постройка используется меньше года. Машин во дворе помещается немного, но есть ещё и уличная парковка, под окнами. При нас же и двор был почти пустой - единственная машина выезжала, и для "Гранты" здесь было полно места.

26

В номер сразу не заселяемся - хотели только зарегистрироваться и ехать гулять в город. Номер посмотреть удалось, и он даже превзошел наши ожидания.

28

Достаточно просторное помещение в светлых тонах очень тщательно продумано и разделено на зоны - фактически это мини-квартира. Отдельно выстроена прихожая, отдельное помещение гостиной с телевизором, столом, кроватями, отдельно в нише - обеденный уголок. Чуть дальше - кухня со всем необходимым, ещё при заказе обратил внимание, что есть индукционная панель, холодильник, мойка - можно было ещё и готовить. Конечно же, свой санузел.

29

К тому же это был ещё и первый этаж, устроенный по современному принципу безбарьерной среды, без ступенек у входа, и от двери номера до двери стоящей во дворе машины было буквально метров 20. Вещи можно было даже не носить - проще было выйти из номера и взять в машине необходимое. Казалось, машина припаркована в прихожей )).
За последние годы ездили много, доводилось ночевать в номерах отелей 3-4 звезд. Жили как-то даже в номере площадью 120 кв.метров )) - в Гродно. Но такого удобного, продуманного и уютного места оба так и не смогли припомнить.
Цена за это всё? Какие-то 2.500 руб. - 36 евро...
В Польше хорошие цены, да. В Финляндии подобное стоило бы как минимум втрое дороже.
Обеспечив тыл, отправляемся в город.

31

Парковки в самом центре платные - как почти везде в Европе, и здесь обычная проблема. Нет, не в оплате, тем более, что часто платная парковка вообще может стоить копейки - как, например, в Вильнюсе.
Дело в паркоматах. Если пользоваться ими, имея наличные, ещё научились - и то, с грехом пополам и не всегда правильно, то вот когда ещё и нет наличных денег, то оплата парковки по карте или через смартфон - это всегда проблема.
К тому же, кто не знает: Польша - страна Евросоюза, но валюта здесь - не евро. В Польше до сих пор в ходу - злотые.
Примерный курс: 1 злотый = 16 рублей = 25 евроцентов.

Направляемся в центр. Навигатор легко доводит до въезда в Старый город, видны знаки парковок - конечно, платных. Сворачиваю на какую-то улицу, проезжаю вверх метров 400 - сразу же вижу полупустую стоянку, и она бесплатная.
Ну вот - и стоило бы возиться с оплатой...

24

Оставив машину, идем вниз в сторону Старого центра. Пожалуй, только отсюда начинается настоящее знакомство с Польшей.
С первых же минут Ольштын производит впечатление очень лёгкого города. Легковесного, не давящего, не приземлённого - несмотря на всю свою историчность. Здесь преобладают бледные тона - от бледно-желтого и бледно-розового до бледно-коричневого и даже бледно-серого. Город избегает контраста, город предпочитает нечеткость фона - может быть, для того, чтобы на этом фоне были отчетливее видны силуэты его характерных черт.

2

Ольштын неярок и небросок, он не слишком затейлив и не старается казаться сложным. Он очень открыт и дружелюбен, в нем чувствуется драйв, но это не драйв прямолинейной музыки, а скорее легкие, неторопливые завитки полек Штрауса. Он весь как интересная раскрытая книга, и стоит подойти ко входу на его старинные улицы - как трудно удержаться от искушения погрузиться в них и узнать, что же там будет дальше...

3

Ольштын - это классическая Европа, у него очень узнаваемые, легко читаемые приметы. Например, побывав - в Тарту, в Нарве, в Таллинне - когда видишь такое вот здание, и без пояснений становится ясно, что же это такое.
Конечно же, Ратуша.

4

Здание частично подлинное, 14-го века, частично реконструированное. Его сильно повредили два пожара: в 1620-м году и во время Второй Мировой войны. Всякий раз Ратушу полностью восстанавливали, но по назначению оно уже не используется: сейчас здесь библиотека. Ну а местный муниципалитет располагается в Ратуше Новой; тоже историческом, но гораздо более молодом здании начала века 20-го - и, несмотря на относительную молодость, оно тоже из тех построек, что определяют облик Ольштына.

8

Старый центр здесь невелик, его можно обойти за какой-то час. Когда прогуливаешься по нему, сворачивая с одной улочки на другую, всё время кажется, где-то уже видел нечто подобное, на что-то это похоже - на что-то до боли знакомое. А потом вспоминаешь: вот где видел-то.
Очень похоже - на Тарту ))...

11

Здесь, в Старом центре Ольштына, есть то, чего в Тарту мне всегда так не хватает. Это - естественность и подлинность.
Тарту - красив, Тарту тщательно реконструирован. Ольштын пострадал от войны (или точнее, войн - история его была более бурной) гораздо сильнее. Но, восстанавливая Тарту, приводя (уже в новые времена) в порядок его Старый центр, восстановили - картинку. Декорацию. При всех моих симпатиях к Тарту.
А в Ольштыне частично восстановили, частично сохранили - душу. Эта разница чувствуется, когда гуляешь по его улицам.

5

Хотя Ольштын любит и просто покрасоваться. Он легкомысленный франт - и любит старомодно и лукаво пококетничать )).

6

На его улицах тем январским днем было пусто - я не успел узнать точно, но кажется, в Польше нет длинных выходных. Очень мало здесь и туристов - хотя и не сезон, это всё равно странно. А может, это и к лучшему - зато никто не мешает прямому общению с городом, можно почувствовать его таким, какой он есть.

7

Обойдя самую середину центра, начинаем высматривать ресторан - толком ничего не ели с момента отъезда из дома, лишь слегка перекусывали бутербродами по дороге. В таких случаях всегда ищем места с кухней национальной: гастрономический туризм всегда открывает ещё одну грань местной жизни, добавляя вкусовые ощущения - к визуальным.
В центре Ольштына с этим всё просто: ресторан польской кухни "Staromiejska" бросается в глаза отовсюду - улица Старе Място, дом 4/6.

14

Казалось бы: ресторан национальной кухни, в центре Старого города - что может здесь быть? Ну, простая и дорогущая лубочная замануха для туристов...
Тем приятнее в таких случаях ошибиться.
Ресторан "Staromiejska" оказался местом, ориентированным больше на своих, на местных. Более того, это вообще семейное заведение - сюда приходят посидеть с детьми (которые ещё и ведут себя в таких местах тихо и пристойно) и дедушками-бабушками - пообщаться, отдохнуть, отведать чего-нибудь этакого, по старинным рецептам.

Цены? Увидев, мы не поверили. В ресторанах так - не бывает.
Фермерский омлет (огромная тарелка омлета с ветчиной и овощами) - 180 рублей, супы - 150, сложные (и опять же, увесистые) мясные блюда с гарниром - 350-400, кофе - 90-150... По таким ценам в России сейчас кормят на трассах, в кафе для дальнобойщиков )). А тут - ресторан в центре Старого города... (меню на русском языке)
Нет, Польша всё более и более старалась нам понравиться )).

Из предложенного в ресторане были совершенно очарованы национальным польским супом под названием - журек.
Выглядел как обычная деревенская густая похлебка с кусочками копченой колбасы. Но вкус - вкус какими-то сложными нотками отличался. Это было похоже... да вообще не похоже ни на что. Это было похоже - на журек, и ни на что больше. Мы тут же решили обязательно попробовать соорудить такую штуку дома, полезли в Интернет смотреть рецепт, и... приуныли, поняв, что у нас скорее всего просто не хватит на него терпения.
Дело в том, что готовится журек - несколько дней!!!.. И для его приготовления, судя по рецепту, нужно не только поварское мастерство и терпение, но ещё и удача ))...

И да, при посещении польских ресторанов надо учитывать: здесь достаточно увесистые порции, и не всегда надо заказывать первое и второе - может элементарно не поместиться )). Так было дальше везде, и мы всё время учитывали этот нюанс и умудрились ни разу не ошибиться.
Выйдя из ресторана, обходим Старый город по периметру, чуть углубляясь в прилегающие кварталы. И здесь Ольштын всё такой же - неяркий, но атмосферный, имеющий в своих силуэтах четкие линии - и одновременно в его пейзаже никогда нет акцента на какую-то конкретную деталь. В нем нет ярких пятен, как нет и зияющих пустот, его скорее воспринимаешь весь, целиком, чем как набор отдельных элементов.

9

(И интересная организация движения: у трамвая на фото выше здесь - конечная. Прямо так, без разворота. Там где он стоит - тупик. Дойдя до этого места, он останавливается, вагоновожатый переходит в кабину на другом конце состава - и трамвай едет обратно. Вроде нигде такого не видел...)

Даже когда видишь очередную достопримечательность, вроде собора Святого Якуба - и она никак не воспринимается отдельно от окружающего пейзажа. Очень цельный, на удивление монолитный - и в то же время очень лёгкий город...

10

Вернувшись ко входу, направляемся в самое сердце Старого города, место, откуда начался Ольштын.
Это конечно же, его замок, носящий первоначальное название - Алленштайн.

15

Возраст Ольштына, по европейским меркам, средний - существует город с 14-го века, причем точно известен год основания: 1334-й. В этом году на реке Лына (Альна в немецкой транскрипции) была основана сторожевая башня, давшая название месту - Алленштайн, башня на Альне. Удивительно, что строили здесь очень быстро. Обычно строительство даже небольших военных сооружений, например, опорных замков в остзейской Прибалтике - блокпостов в современном понимании - а тем более храмов или оборонительных церквей могло занимать несколько десятилетий, а то и целый век-полтора. Алленштайн же возвели по тем временам в невероятно короткие сроки: строительство основных сооружений было закончено всего через 18 лет. Помимо замка вокруг за то же время сложилось и городское поселение, вначале обслуживавшее строительство, а затем - гарнизон новой крепости.
В результате - в 1334-м было начато строительство первой башни, а в 1353-м году Алленштайн уже получил городское право.

18

Сейчас в здании замка расположен музей Вармии и Мазур - который, конечно же, решили посетить.

28

Один из самых ценных экспонатов или точнее артефактов музея расположен ещё перед входом.
История Алленштайна связана с человеком, имя которого является знаковым в истории науки.
В 1516 - 1521 годах администратором замка (фактически, его комендантом) был великий астроном, автор гелиоцентрической системы мира - Николай Коперник.

29

Коперник был не просто номинальным управляющим Алленштайна. В те годы разразилась очередная польско-тевтонская война (1519-1521 годы). Предполагая наступление тевтонских рыцарей, Коперник готовил Алленштайн к обороне. Зная в числе прочего и военное дело, он лично выбирал и заказывал на пушечном дворе соседнего города Эльблонга артиллерию для крепости. Позже, когда наступление действительно состоялось и Алленштайн был замкнут в осаде, Коперник лично руководил обороной замка, причем обороной успешной, а когда осада была снята и война закончилась - ещё и участвовал в мирных переговорах с представителями тевтонского ордена.

19

Но конечно же, в истории он остался известен не как военачальник или администратор, а как ученый. Будучи разносторонне образованным человеком, изучавшим математику, богословие, медицину, занимая различные должности на территории Вармии - в Алленштайне и Фромборке - более всего он занимался астрономическими наблюдениями и вычислениями. Одно из свидетельств этих занятий можно увидеть и сейчас - на стене у входа во внутренние помещения Алленштайна.
Это астрономическая таблица, выполненная им самим.

16

Подробнее о ней:

17

Сам же Музей оказался на удивление... бедноватым.
Всегда удивляет, когда приезжаешь в области, богатые историей, и при этом в музеях которых эта история представлена лишь немногими фрагментами. Да, конечно, не всегда удается сохранить очень уж многое... но всё же, кажется, предыдущие яркие, наполненные событиями века должны были всё же оставить о себе более отчетливый след.
В Ольштынском же музее экспозиция в основном состоит из картин, книг, фотографий и очень немногих артефактов.
Конечно, даже их посмотреть было интересно. Но всё же - в музее такого города ожидали большего.

20

Обойдя центр, отправляемся к машине, очень довольные прогулкой. Ольштын производит очень хорошее впечатление, с него удобно начинать первое знакомство со страной, он очень подходит для этого. Небольшой, уютный, доброжелательный - и в то же время в целом непохожий на другие старые европейские города, которые уже довелось увидеть, он создает правильное настроение для дальнейшего погружения в польскую историю, в польскую культуру - да и в польскую реальность тоже.

13

Даже новогодние украшения здесь своеобразны. Такого замка, например, не видели раньше нигде.

23

Возвращаемся в "Старую Пекарню", заселяемся в номер. Молодая женщина-администратор оказалась очень приветлива и общительна. Разговаривать было вполне удобно: русский язык она неплохо понимала и могла на нем говорить, иногда перемежая русскую речь польской. При схожести языков общаться было легко.
А вот английский в Польше бесполезен. Совсем. Местные жители его не знают - ну, или знают не больше, чем средний житель России. Когда по устоявшейся у нас привычке мы пытались задавать самые простые вопросы по-английски - никто и никогда даже не пытался на английском же отвечать, а чаще всего человек вообще не понимал, что от него хотят. Стоило же перейти на русский - тут же собеседник оживлялся и старался вникнуть в вопрос, а потом всякий раз давал возможно более подробный ответ.

И да, сразу закрою вопрос, который возникает у тех, кто не был / не бывает в Польше.
Как относятся здесь к русским? Да нормально относятся. Отлично относятся - как и к другим людям любой национальности. Как в любой стране. Куда бы ни ездил, ни разу ещё не встречался с неприязнью. И здесь, в Польше, всё точно так же.
Всегда и везде один принцип: будь человеком, веди себя как человек - к тебе так и будут относиться.
А если ведешь себя иначе, начинаешь бычить - тогда потом нечего жаловаться.

...Оставив машину в отеле, отправляемся за продуктами в ближайший супермаркет. Здесь, в Польше, наиболее широкая сеть продуктовых супермаркетов называется "Вiedronka" - "Божья Коровка". Её магазины напоминают наши "Магниты" или прибалтийские "Rimi", супермаркеты этой сети можно встретить повсюду, и мы очень быстро привыкли реагировать на красно-желтую вывеску и всякий раз предпочитали эти магазины супермаркетам более дорогой немецкой сети "Lidl", которых тут тоже хватает.

DSC_2003

Конечно, мы немало уже видели западных магазинов - но обычный средний польский супермаркет, в небольшом городе, в обычном жилом квартале смог нас здорово поразить.
Здесь плюс-минус тот же ассортимент, что и в "Rimi", что и в "Maxima". Он, конечно, похож и на наши супермаркеты - вот только качество продуктов. Качество!..
Наверно, его могут не понять те, кто постоянно питается продуктами из "Rimi". Зато прекрасно поймут те, кто вынужден покупать еду - в "Магните", "Пятерочке", "Перекрестке".

Здесь всё натуральное, здесь нет продуктов из пальмового масла. Здесь сыр - это сыр, а не сырный продукт из пластика. Здесь мясная нарезка тает на языке, а не тянется кусками и жилами. Здесь молоко не отдает водой, и даже консервированные овощи отличаются удивительно сбалансированным вкусом.
Вроде бы, всё это мы уже хорошо знаем по Прибалтике. Но здесь, в Польше, есть ещё один нюанс - это цены.
Если в эстонские или латвийские магазины мы едем за качеством, зная, что за него иногда придется слегка переплатить, то здесь всё - ещё и дешево.
Цены на продукты в основном ниже российских на 20-30 процентов. В среднем. Что-то стоит плюс-минус также, но в большинстве случаев цены на местные деликатесы постепенно начали вызывать у нас истерический смешок.
Вот когда мы позавидовали жителям Калининграда. Мы, жители приграничья, ездим на шопинг в Эстонию, они в Польшу. Мы едем только за качеством, они - за качеством и плюс ещё за ценой...

27

И да, вот ещё о хлебе. Давно уже определили для себя: в каждой стране тот или иной продукт получается лучше, чем у соседей. В Эстонии это - хлеб, мясные изделия, спиртное. В Латвии это в первую очередь рыба, и нет, не банальные шпроты. а просто весь ассортимент рижского рыбного рынка. Плюс ещё домашние соленья (грибы, овощи) нигде не делают лучше, чем в Риге. В Литве - лучшая молочка, любой продукт из молока: от сыров и йогуртов - до молочных батонов.
Но вот лучший в мире хлеб я встречал всего в двух местах. Это - в частной пекарне эстонского острова Муху, на Моонзундах. И - купленный вот в таком киоске в польском Ольштыне.

Пекарня

Остаток дня проводим в номере, рано готовясь ко сну - всё же бессонная ночь в дороге, и ближе к вечеру это начало давать о себе знать. Надо было как следует выспаться: завтра ещё 200 километров пути - и следующий город!..

30

(продолжение следует)
Tags: путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments