Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Category:

В Новый год - через восемь границ (часть 2)

(продолжение, начало - здесь)

Когда новый день начинается с новой дороги - это здорово. К этому не получается привыкнуть, это никак не может надоесть. Когда эта дорога ещё и от одного польского города к другому - здорово вдвойне: Польша - это такое место, попав в которое хочется погружаться в него всё дальше и дальше.
Она непохожа ни на что. Всё время по дороге мы пытались найти сравнения из своего опыта - и всякий раз из этого ничего не получалось. Невозможно было сказть: это как в Эстонии - только вот... - или: а вот здесь точно как в Беларуси - если бы не... Нет, Польша - это Польша, проехав по ней полтысячи километров, уже не спутаю её пейзаж ни с какой другой страной.

Казалось бы, что здесь не так - обычные поля. Рощи, холмы, перелески. Небольшие деревни, городки. Но это всё время чувствуется - другое место. Другой его характер, другой облик. Совершенно свои пейзажи, свои типы построек. Другая земля.

14

Ольштын покидали с хорошим настроением - город понравился, город дал настроение, город хорошо встретил и принял нас. А задерживаться здесь на большее время не стоило - по крайней мере, не стоило сейчас, в первой поездке. Там, за линией горизонта, ждало слишком много всего интересного - а времени на всё это было не так уж много.


Ольштын остается позади, выезжаем на трассу. До Оструды, где нужно выходить на магистраль Варшава - Гданьск, ведёт второстепенное шоссе. Покрытие его (в отличие от городских дорог Ольштына) - идеальное, но дорога достаточно узкая. И здесь обращает на себя внимание то, с чем просто не успели столкнуться накануне, въехав в Ольштын ранним утром.
Это манера вождения польских водителей.
Водят здесь резко и жестко. Именно резкость бросается в глаза - это даже не безбашенная московская езда )) - это нечто другое.

Идешь себе по шоссе на разрешенных 90 км/час. Догоняет польская машина - не крутая, средняя иномарка. Пристраивается в хвост. Дожидается момента, резко перестраивается, стартует вперед буквально чуть не с визгом резины - при пустой встречной. Уходит вперед на безопасное расстояние, рывком перестраивается обратно.
И это не потому, что увидели невиданную в этих местах русскую "Ладу-Гранту". Быстро обратил внимание: они и друг друга обгоняют точно так же. Вообще, резкость маневра - основной признак польской езды. Идут по трассе, впереди развязка, нужно кому-то уйти на плавное ответвление направо - дожидается, когда это ответвление почти началось, резко руль вправо, по тормозам - только тогда пошёл.
(После возвращения, когда доводится вдвоем ехать в машине и приходится делать резкий маневр, жена теперь всякий раз невозмутимо интересуется: это сейчас было по-московски или по-польски?..)

И правила движения здесь не так уж уважают. Превысить скорость километров на 20? - легко. Обогнать через двойную сплошную? - да запросто. Свернуть из левого ряда направо? - да сколько угодно. Примечаешь сразу: если все на трассе вдруг притормаживают - впереди точно камера, если всё понеслось - камер вокруг нет. Удивительно, но в общем и целом езда по большим трассам в России спокойнее и размереннее.

Зато со знаками, инфраструктурой, навигацией в Польше всё очень хорошо. Знаки четкие, их не слишком много, они бросаются в глаза, информация легко считывается. Например, о крупных пересечениях трасс предупреждают заранее, ещё и указывая направление на ближайший город, а о том, что слово północ значит "север", быстро можно и догадаться.

15

За Острудой начинается автомагистраль - трасса S7, она относится к категории скоростных дорог, но это не платный автобан, которых на территории Польши всего три. Разрешенная скорость здесь - 120 км/час, и впервые за все наши автопутешествия четко проявляется такой момент: "Гранты" всё же не хватает для Европы.
Не хватает - скорости.
При разрешенных 120-ти весь поток идёт в основном чуть быстрее. Не знаю, есть ли здесь допуск, как в России (за + 20 км/час от разрешенного в России не штрафуют), но средняя скорость здесь на скоростных магистралях - 120-140. Думаю, на платных автобанах, где только официально разрешено 140 км/час, средняя скорость потока будет ещё выше.
А для "Гранты", с её движком в 87 л.с. - это много.
Нет, конечно, она идёт 120 - я разгонял и до 145. Но при этом четко чувствуется: эта скорость - не её. Для неё нормальная скорость - 100-105, здесь она идёт устойчиво, не ест лишнее топливо... Больше - её начинает трясти, за 120 уже плавает по дороге, да и не рассчитана машина изначально на это: предельная скорость даже в инструкции - 165...
Из-за этого по скоростным европейским трассам ехать неудобно. Нужно следить и за дорогой, и за знаками, и - всё время уворачиваться от догоняющих местных машин, которые и догоняют всё время по-польски: сперва почти утыкаются тебе в задний бампер, затем рывок - перестроение - и с ревом уходят вперед.

18

За Острудой, выйдя на S7, перестаешь быть экзотикой: русских машин здесь уже не много, а очень много. Иногда в поле зрения рядом и впереди были 5-6 машин - и все с российскими номерами. В основном это, конечно, Калининград и чуть реже Москва, изредка встречаются питерские машины, а перед самым Гданьском нас даже догнал старенький псковский "Фольксваген". И при этом никто не ездит сюда - на "Грантах", "Вестах", "Калинах": за всё путешествие не встретили ни одной.

А мимо проносятся места, достойные отдельного внимания. Осталась позади Оструда - с её старинной застройкой и красивой набережной, промелькнул мимо Эльблонг, с его костёлами и слегка похожим на Ольштын, судя по фото, Старым центром. Главное сожаление, конечно - пришлось оставить в стороне Мальборк: маленький город в 40 тысяч населения, но зато здесь расположен крупнейший в мире средневековый кирпичный замок Мариенбург. Мальборк был столицей Тевтонского ордена, здесь была резиденция его Великого магистра. Именно отсюда начинались походы рыцарей, завоевавших Прибалтику, именно здесь было место, куда они возвращались, говоря по-современному, перегруппировывались и отправлялись в новый поход. Мальборк и сейчас содержится в идеальном состоянии, и конечно же сюда надо ехать отдельно - на полный день, а то и с ночевкой. Мальборк никак не вписывался в наш и без того предельно насыщенный маршрут, и он - это ещё один убедительный повод проехать по этим дорогам ещё раз.

17

До Гданьска доезжаем очень быстро, всего за каких-то два с небольшим часа. Навигатор быстро направляет с трассы на один из въездов в город. Въезд здесь очень короткий: не успеваешь толком опомниться, как мимо уже успело промелькнуть совсем небольшое предместье, а вокруг уже видишь островерхие крыши старинной городской застройки, а до отеля вдруг остаются какие-то сотни метров.

Над бронированием отеля пришлось поломать голову.
Выбор вариантов в начале декабря был ещё вполне приличным. Цены на двухместные номера, почти как в Ольштыне, начинались примерно от 1.400 рублей в сутки (22-23 евро). Можно было выбрать - отель, хостел, гостевой дом. Изучив предложения, остановился всё-таки на достаточно дорогом варианте - но позволявшем здорово сэкономить.
Как это может быть? Очень просто.

В первую очередь, в Гданьске хотелось отдыхать, наслаждаться городом, при этом не отвлекаясь на быт - городскую логистику, транспорт, поиск парковок. Хотелось сэкономить бензин: приехать, поставить машину - и не трогать её до отъезда. Хотелось сэкономить силы - минимизировать ходьбу, чтобы не пришлось тратить время и энергию на то, чтобы добраться от дома до достопримечательностей и обратно.
А для этого надо было - просто поселиться прямо там, где в основном собирались гулять.
И, подумав, остановился на отеле "Дом Белой Лилии".

44

Этот вариант подходил более других. Идеальным было расположение: самый центр, просто центрее некуда )) - Spichrzowa 16, Амбарный остров на реке Мотлава, самое сердце старого Гданьска. В этом мы убедились: выйдя из отеля и повернув за угол, попадали сразу на мост, ведущий прямо на Длуга Тарг - главную торговую улицу Старого центра. Отель предоставлял и подземную парковку, правда платную, но не почасовую, как уличные паркинги: приехав и поставив машину, о ней можно было больше не беспокоиться. Отель имел вполне приличный рейтинг на Букинге - 8,9, и хорошие отзывы постояльцев, особенно о высококлассном и по-настоящему гостеприимном персонале. Отель предоставлял комфортные и уютные номера - не слишком большие, но и не маленькие, со своим санузлом. Но даже и это было ещё не всё. В стоимость номера входил ещё и завтрак по любимой всеми системе "шведский стол" - что позволяло утром основательно заправиться на предстоящий день и не тратиться на кафе.

Цена за всё это: двухместный номер + парковка машины в подземном паркинге + завтрак, в отеле в самом центре города получилась - 7.200 руб. за две ночи. И да - Польша чем дальше, тем больше нравилась нам, в том числе, и своими ценами.

Навигатор довел нас до отеля почти правильно: он вел точно, но не знал о ремонте, из-за которого пол-квартала в самом центре города оказались заблокированными для заезда. Уткнулись в заграждения почти в видимости отеля - пришлось выключить навигатор и добраться до места просто держа направление географически )). Удивительно, но это получилось, несмотря на то, что на немногочисленных улочках Амбарного острова движение в основном одностороннее.
Идею с парковкой оценили сразу: даже временно поставить машину, на момент регистрации заезда, здесь было совершенно некуда. Узкие, покрытые брусчаткой улочки вокруг отеля все были забиты стоящими машинами - там, где это разрешалось. Временно припарковались "по-русски" - поперек парковки, на аварийке, оставив номер телефона под стеклом, другого варианта поблизости просто не было - и слава Богу, так никому и не помешали.

В отеле встретили очень приветливо - и чувствовалось, что приветливость эта не наигранная. Молодой, чуть полноватый, добродушный администратор быстро зарегистрировал нас, выдал ключ-карту от номера. На вопрос о парковке сразу же стал извиняться за ремонт и, заметив, что именно из-за этого заезд нам будет трудно найти, сказал: я поеду с вами - так будет проще.
И да - он ещё и прилично говорил по-русски.
Помощь его действительно оказалась кстати: из-за ремонта пришлось сделать немаленький круг, выехав с острова по одному мосту и заехав по другому уже с другой стороны. Спускаемся на парковку, оставляем "Гранту" на зарезервированном для нас месте - видя, что творится с парковками на ремонтируемых улицах, это гора с плеч.

28

Поднимаемся в номер. Достался на самом верху, под крышей, на четвертом этаже, а фактически он пятый: этаж администрации считается здесь нулевым, от ресепшен поднимаешься по лестнице на первый этаж, и так далее. Лифта в "Белой Лилии" нет, нам это не мешало, мы не везли с собой громоздкие чемоданы, но если кто поедет сюда с вещами, имейте в виду. И да: курение запрещено на всей территории отеля (везде датчики дыма), и даже у входа; чтобы покурить, надо выйти наружу и перейти на другую сторону улицы ))...

45

Номер оказался небольшим, достаточно простым: две кровати, шкаф, телевизор, холодильник, стол. Чайник, чай-кофе, санузел (за углом). Вполне нормально, особенно если приходить сюда только на ночлег.

46

Ну, кажется и всё. Тыл есть, машина пристроена - можно идти здороваться с Гданьском по-настоящему!..
Тем более, далеко идти действительно не надо. Выходим из отеля, поворачиваем за угол - впереди сразу же Зелёные ворота. Начало Королевской дороги, старинного тракта Гданьск - Кенигсберг. Построены в 14-м веке, во фламандском стиле - и уже они настраивают на то, каков город: если уж просто ворота выглядят словно роскошный дворец, как же выглядит всё остальное...

47

А остальное впечатляет ещё сильнее. Останавливаешься на мосту - и не можешь понять поначалу, в какую сторону вид эффектнее. Просто предельная концентрация городского пейзажа старой Европы. Дух захватывает - от красоты, от сложности деталей и их сочетания, от легкости и романтичности строений. От настоящей сказки, которую видишь своими глазами, в которую - только перейди мост - и можешь погрузиться сам. От того, что она так реальна.

3

Собираясь ехать сюда, сразу подумал: к Гданьску не надо готовиться слишком тщательно, уточнять адреса примечательных точек, составлять подробный маршрут, иметь список мест, которые надо посетить обязательно. Обычно так и поступаю, но в данном случае показалось, это будет излишним. Убедившись, что отель находится в эпицентре интересного, подумал: важнее будет просто почувствовать город, чем выполнить какой-то план. Просто погулять по нему, увидеть его таким, какой он есть - а достопримечательности увидим те, что попадутся по дороге, тем более, что они и так все здесь, рядом.

5

И это оказалось наиболее правильным. Приезжая сюда на 2 - 3 дня, наверное и не нужно поступать иначе.
Гданьск слегка, лишь в каких-то неуловимых моментах, напоминает Ольштын. Типажом, красками, легкостью, но лишь слегка и на первый взгляд. Гданьск солиднее, основательнее, мощнее. Убедительнее. Гданьск не столь легкомыслен, он более серьезен, он сложнее, он более многогранен и более многоцветен. Но знакомство с ним именно после Ольштына оказалось правильным: если бы ехали сразу сюда - красота его оглушала бы и попросту не помещалась бы в восприятии.

6

А встретил нас Гданьск - вальсом.
Как обычно, решил снять небольшое видео, и поймал очень удачный момент, даже понравилось самому. Город словно бы рассказывает сам о себе, а музыку не накладывал - она наложилась сама, иногда это видно в кадре. И мелодия, как по мне, настолько в тему, насколько это вообще возможно.



Вроде бы, уже можно было привыкнуть к виду старинных европейских городов - после прибалтийских столиц, после красот Западной Беларуси или Северной Италии. Но даже после всего этого Гданьску есть чем удивить.
Начать с того, что Старых городов здесь вообще два.
Это собственно Старый город - Старе място, и Главный город - Глувне Място.

Всё, что на фото выше - это именно город главный. Он сейчас основная точка притяжения туристов, именно здесь сосредоточены все красоты архитектуры прошлого. А Старе Място - его нужно искать, он сохранился, но лишь небольшими фрагментами - на Амбарном острове, на соседней с ним Оловянке (остров на Мотлаве чуть меньших размеров, тоже с остатками старинных складов) и ещё дальше за островами, на другом берегу реки. Именно эти места продолжают потихоньку восстанавливать до сих пор - по кусочкам, понемногу. Старе Място в основном сейчас застроено как раз приметами нового времени, среди которых старину нужно выискивать буквально по крупицам.
Главный же город - он весь целиком открыт и доступен полностью. Это и туристическое, и очень живое место, сказка и реальность здесь переплетаются в единое целое, проникая одно в другое. И гуляя здесь, всё время удивляешься ещё и тому, какой же он большой.

10

Как-то уже привыкли к тому, что у сохранившихся Старых центров чаще всего есть основная ось - Pikk jalg в Таллинне, Kaļķu iela в Риге, Didžioji - Aušros Vartų в Вильнюсе. Обычно вокруг этой оси концентрируется всё самое зрелищное, а если отойти на квартал-другой в сторону - всё выглядит уже более обыденно. Такая же ось вроде бы есть и здесь - улица Длуга (Длинная), в средней части превращающаяся в Длуга Тарг. Вот только стоит посмотреть на любом перекрестке в любую сторону - и, во-первых, начинаешь понимать масштабы, во-вторых, по яркости, оригинальности, разнообразию - всё здесь не уступает тому, что находится на центральной улице..

18

Доводилось читать, что самым большим по площади из сохранившихся старых городов Европы считается Вильнюс. Но, погуляв по Гданьску, обойдя только часть Главного города (и даже не зайдя в Старый - на него нас просто не хватило), уже начинаю сомневаться в этом.

19

Этот размах - поражает, с одной стороны, и слегка... мешает - с другой. Всё время воспринимаешь образ города целиком, всё время трудно оторваться от общей картины и сосредоточиться на деталях или хотя бы на отдельных зданиях. Быстро понимаешь, что любоваться наиболее интересными строениями, как обычно это бывает в Риге или Таллинне, здесь не получится: чтобы их все обойти, на это просто нужны недели.

13

Но конечно, самое основное всё же удается рассмотреть. Вот например это здание, в самом центре Длуга Тарг. Оно выделяется своим дизайном, совсем непохожим на большинство строений Главного города.
Это аналог рижского и таллиннского Домов Черноголовых - местный элитный купеческий клуб, Двор Артуса.

8

А почти напротив обращает на себя внимание солидный портал - и да, "проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке" :-)

9

Кое-где здесь встречаются небольшие площади, оформленные очень уютно - словно бы специально поставили здесь постройки небольших размеров, чтобы разбавить однородную, монолитную вязь городского пейзажа.

12

Заметил интересную деталь: на многих улицах часть тротуара перед зданиями превращена в своеобразный пандус. Где-то это похоже на место отдыха, где-то на пешеходную зону для местных жителей, где-то - на непонятного назначения площадки перед входом в кафе или магазины. Интересное решение, причем такое можно увидеть и на широких улицах, где ширина позволяет сооружать такие надстройки, и даже на узких пешеходных, где размер этих пандусов с обоих сторон совокупно чуть ли не шире, чем основная проезжая (прохожая) часть. Кажется, не замечал подобного ни в Риге, ни в Таллинне, ни в Вильнюсе.

49

В Главном городе расположили и главный его храм, и, кажется, ещё и единственный на всю округу. Это базилика Вознесения Пресвятой Девы Марии - или коротко Bazylika Mariacka, Марьяцкая базилика. В перспективе улицы она заметна, но выделяется не так уж сильно. А между тем, если Мальборк - крупнейший кирпичный замок Средневековья, то Марьяцкая базилика считается крупнейшим из сохранившихся кирпичных храмов всего мира.

50

Внутренние габариты практически с настоящее футбольное поле: 105 х 66 метров в самых широких размерениях. В помещении могло находиться до 25 тысяч человек.

53

Интерьер на удивление скромный, где-то даже аскетичный - непривычно скромный, обычно католические храмы, а тем более базилики, выглядят пышнее. А здесь всё просто и аккуратно. Всё только самое необходимое, и никакого роскошного иконостаса, никакой пышной позолоты, чуть не капающей с потолка, как это бывает в православных соборах. Ничего такого, что могло бы отвлечь от беседы человека с Богом - ну, тогда, когда это человеку нужно.

52

Тем контрастнее выглядят немногочисленные детали декора, украшающие храм.

16

В отдельной нише устроен вертеп. В последнее время относительно часто бываю в католических храмах, и всё больше нравится эта традиция, когда там устраивают такие сценки. Очень по-человечески выглядит и совсем не отдает религией.

14

А с другой стороны прохода, и тоже в нише - напоминание о трагедии.
Это место захоронения Павла Адамовича, бывшего мэра Гданьска, мэров крупных городов здесь называют президентами.
Родившийся в Гданьске и проживший в нем всю жизнь, Павел Адамович прошел путь от члена движения "Солидарность", занимавшегося и подпольной работой в 80-е годы, до работника гданьского городского Совета уже в современной Польше, а с 1998-го года стал мэром города и пять раз переизбирался на эту должность. Адамович не был святым, но его работа на посту мэра была признана однозначно положительной для развития и налаживания городского хозяйства.
Год назад, прямо на городском празднике, на концерте "Большой Оркестр Рождественской Помощи" 13 января 2019 года Павла Адамовича убил полусумасшедший уголовник-рецидивист.
Проститься с ним пришло больше 50 тысяч человек. Урна с его прахом была помещена в специальную нишу в стене Базилики.

15

Выйдя на улицу, поворачиваем за угол. От торца Базилики в сторону набережной расположена одна из самых красивых улиц Главного города - конечно же, Марьяцкая.

21

Улица пешеходная - да и было бы странно, если бы по ней ходил хоть какой-то транспорт. Средняя её часть совсем узкая, а придомовые пандусы и широкие входные лестницы почти полностью занимают тротуар. Но это никому не мешает: Марьяцкая практически на всю свою длину превращена в большой рынок.

22

Торг здесь специфический: немного сувениров, а в основном - янтарь и другие украшения, причем совсем недешевые. Гданьск расположен вдоль балтийского побережья, поэтому украшений с акцентом на янтарь тут так же много, как в Риге или Калининграде- пожалуй, вдвое больше, чем любой другой ювелирки. Попадаются и достаточно изящные изделия.

23

В одном из магазинов приглянулись очень симпатичные статуэтки - вроде старинных фарфоровых пастушек, только с современными сюжетами. Обычно мимо таких вещей прохожу достаточно равнодушно - не люблю всякие подобные пылесборники. Но здесь что ни композиция - то с душой и с настроением. С удовольствием поставил бы такую дома.
Только вот цены, да )). Вот, например, та девушка в красном кресле. Вот прям здорово, купил бы не глядя. Стоит - 810 злотых (13.000 рублей или 190 евро)...

38

Или вот эту повесил бы на стену. Выглядело бы вполне оригинально, особенно в каком-нибудь небольшом уголке комнаты.
Но... 760 злотых (12.200 рублей или 178 евро)...

39

Подумали так. Если раньше в поездках могли себе позволить только фотографировать достопримечательности, жить в максимально дешевых хостелах и покупать еду в супермаркетах, а сейчас останавливаемся в отелях в центре европейских городов и ходим в рестораны - то, наверное, покупка таких статуэток просто следующий этап. Конечно, он будет, а сейчас для него просто ещё не пришло время...

Марьяцкая улица выводит нас на набережную Мотлавы. Да, на Гданьск надо много времени. Сколько уже гуляем, голова начинает немного идти кругом от количества красот, а главные "открыточные" виды города всё ещё впереди...

20

Правда, лучшие панорамы набережной надо, конечно, снимать с противоположного берега - с Оловянки или прямо с Амбарного острова. Мы же уже потом сообразили, что как-то туда ни разу не дошли, поэтому фото общего вида набережной получилось только с моста через Мотлаву.

52

Впрочем, вблизи каждый отдельный фрагмент набережной по-своему интересен. Наиболее характерные виды Гданьска - они здесь. И это идеальное место для прогулок, здесь полно ресторанов, небольших магазинов, продуктовых и сувенирных - что особенно было ценно: забыл упомянуть, но в Ольштыне в Старом городе нет ни одной сувенирной лавки, и магниты и брелок жене мы покупали там на почте )).

55

Здесь, как и во многих портовых городах или городах с достаточно крупными реками есть и свой старинный парусник. И если чаще всего такие корабли используют максимум как рестораны на воде, то здесь это судно вполне себе судоходное: в теплое время года совершает прогулочные и просто пассажирские рейсы километров на десять вверх по Мотлаве и дальше по одному из рукавов Вислы, именуемым в этой части Martwa Wisła - Мертвая Висла, до устья и впадения в море у полуострова Вестерплатте. А внутри корабля - пассажирский салон и плюс действительно ресторан, который работает и зимой.

54

Чуть дальше от зимней стоянки галеона можно увидеть главную достопримечательность набережной, одно из строений - визитных карточек Гданьска. Это вон та черно-коричневая, слегка нависающая над водой конструкция.

56

Это знаменитый Журав. Уникальное для Средневековья сооружение, поскольку это были не только одни из городских ворот, но ещё и подъемный кран. На момент постройки а это середина 15-го века, Журав считался самым большим подъемным краном Европы. Установленная в башнях система из двух пар барабанов позволяла поднимать грузы до четырех тонн силами всего нескольких рабочих. Кроме того, Журав использовался и как ремонтный механизм, например, для замены мачт на кораблях, это позволяла делать высота подъема - до 27 метров.
Общий вид и то, как это могло работать, на нашем фото не очень понятны, а на другой берег Мотлавы мы не дошли - поэтому пусть будет картинка из Интернета.

59

Дальше за Журавом другой берег реки - побережье острова Оловянка. В старину здесь были склады, как и на острове Амбарном. Немногие сохранившиеся здания сейчас реконструированы, абсолютно в том же стиле возводят новые. Кое-где их используют как жилые дома, иногда - как гостиницы. Например вон то здание на первом плане - "Королевский отель", с номерами ценой 350-400 злотых (5-7 тысяч рублей или 70-90 евро), а дальше за ним - здание Балтийской филармонии имени Шопена.

57

А рядом с отелем часть набережной занимает Морской музей Гданьска. К нему относится и рудовоз "Сольдек" - вот этот корабль на первом плане, первое судно, построенное в послевоенной Польше. К музею относятся и яхта, и амбароподобные здания справа. Говорят, музей не менее интересный, чем подобный таллиннский - и на него у нас тоже, к сожалению, не хватило времени.

60

Другой же берег Мотлавы в этом месте - это всё сплошь застройка уже новая.
При подготовке к поездке читал не одно мнение приезжавших сюда тревел-блогеров, и мнения эти сходились: новая застройка в исторической части Гданьска хорошо видна, и она почему-то не раздражает, не вызывает протеста, как это бывает в таких случаях в других городах. Согласен с этой точкой зрения, и, кажется, понял, почему это так.
Просто всё сделано очень честно. Новый Гданьск не рядится под старину, он просто продолжает традиции.

53

И надо сказать о новодельности Старого города.
Конечно, нам было хорошо известно, что три четверти роскошных старинных зданий здесь - реконструкция. Гданьск сильно пострадал в ходе войны, называют цифру 70-80 (в иных материалах даже 90) процентов частично или полностью разрушенных зданий. Гданьску досталось и от бомбардировок союзников, и от Советской армии, и от немцев, и весной 1945-го город лежал в руинах, сохранившись лишь немногим лучше полностью разрушенной Варшавы.
Вскоре после войны город начали тщательно, кропотливо и скрупулезно восстанавливать в первозданном виде. В основном эти работы закончены, хотя местами ещё ведутся - на островах, в Старе Място. А город Главный - он просто восстал из пепла и стал точно таким же, как раньше. Как и в Ольштыне, здесь сохранили и частично возродили душу города.

62

Прошу прощения за штамп, но работу польских реставраторов можно назвать одним словом - подвиг. Настоящий, безо всяких оговорок. Это была сумасшедшая, титаническая, очень сложная работа. Если учесть, какой техникой всё это делалось, если вспомнить разруху послевоенной Польши. И если посмотреть на то, каким город был в 1945-м и каким стал сейчас - и попытаться оценить масштабы.

65

Всё это живое, настоящее, вплетенное в современную жизнь - не для показа туристам, для себя самих. Главный город - не город-музей, он просто город сам по себе. Сохраненное и возрожденное сердце Гданьска.

36

...Изрядно нагулявшись до наступления темноты, и при этом всё равно обойдя далеко не весь город, выбираем ресторан на вечер. С национальной кухней здесь всё конечно же хорошо, но будучи в приморском портовом городе, хотелось попробовать именно местную морскую кухню. Подходящее заведение обнаружили совсем рядом с отелем, тоже на Амбарном острове, по адресу Stągiewna, 7, называлось оно - рыбный ресторан "Рыбаковка".

27

Место сразу же расположило к себе - теплотой, уютом, приветливостью персонала. Всё, как мы любим - не слишком пафосный, лаконичный и стильный интерьер, неназойливое, но внимательное обслуживание, и, конечно же, отличное меню.
Девушка-официантка провела нас за свободный столик на втором этаже. Заметив, что мы общаемся на русском, сразу же вежливо спросила, на каком языке к нам удобнее обращаться - русский, украинский, польский?.. Знала она на разговорном уровне все три и, кажется, не только их: мельком слышал, что, обслуживая соседний столик, она переходила то ли на английский, то ли на какой-то ещё...

64

Изучаем меню. Да, с польскими ресторанами всё достаточно просто. Можно смело идти в любое место в центре города - не разоришься по-любому.
Проголодались прилично - заказываем плотный обед. Рыбный суп - хочется сравнить с тем, что подают в России. На второе жена заказала запеченного лосося, я же решил попробовать палтус - кажется, вообще впервые в жизни. Плюс дозаказываем разную мелочь - хлеб, напитки, вместо салатов решили взять ещё горячие бутерброды с сыром и овощами.

Ну и с рестораном мы не ошиблись.
Готовят быстро - ждали минут 15-20, не больше. Рыбный суп оказался божественным - конечно же, здесь его готовят далеко не из консервов. Блюдо очень сытное, ароматное, с непередаваемо тонким вкусом и очень сбалансированное - всего в нем было абсолютно в меру, придраться было бы не к чему при всем желании.

Ну а второе...
Да, это было лучшая рыба, что когда-либо доводилось пробовать.
Причем оба угадали - под свой вкус. Под конец попробовали рыбу друг друга, было интересно..)) - лосось оказался более ярким по вкусу, с большим разнообразием оттенков, и при этом чуть более жестким и мясистым. Палтус же был из тех блюд, про которые говорят: нежный настолько, что тает во рту.
К тому же, порции здесь опять же большие. Здесь очень высококачественная, но не "высокая кухня", где каждого блюда подают по сто грамм - только оценить вкус. Съесть это всё получилось только на голодный желудок, и то еле-еле.

2

Провели здесь, наверное, часа полтора - неторопливо, с наслаждением. Оставили девушке-официантке чаевые, заслужила более чем: было видно, что ей нравится работа, нравится, когда довольны гости, кроме того она пару раз рассказывала нам о приготовлении блюд, о разнице между жареной и запеченной рыбой - какой сорт при какой обработке лучше. С чаевыми потребовалась её же помощь - не знал, как их оставить при оплате картой, но даже и с чаевыми (обычные 10% от чека) обед показался не таким уж дорогим - 150 злотых. Сравнивали потом с российскими ценами, даже со псковскими - нет, за такой ужин дома заплатили бы намного больше.

Плюсы отеля, до которого не надо далеко ехать или даже долго идти, оценили ещё раз уже после ужина. Выйдя из ресторана, перед сном можно ещё и прогуляться вновь по центральной улице, благо она здесь же рядом. Ночной Гданьск прекрасен просто волшебно: Длуга Тарг становится похожей на старинный бальный зал, тем более, что здесь все еще играла подходящая музыка. Казалось вот-вот, и вокруг нас закружатся пары в смокингах и бальных платьях, случись такое на самом деле - наверное, нисколько бы не удивился.

61

Прогулявшись, возвращаемся в "Белую Лилию" - пора всё же как следует отдохнуть, завтра ждёт очередной интересный день!..

25

(продолжение следует)
Tags: путешествия
Subscribe

  • Большой водительский отпуск или 3/4 ремонта

    Лучший отпуск водителя - это зимний отпуск, так повелось с давних времен. Зима - время сугробов, время ледяных трасс, время проблемной езды, когда ко…

  • Бег по кругу

    Вот уже вторая половина осени, а из впечатлений, событий, новостей - одни только повторяющиеся картины. Одно и то же - Псков - Таллинн - Рига -…

  • Радио онлайн

    То, что в Интернете давно уже существуют и Интернет-радио, и Интернет-ТВ, я, конечно, знал - и тоже давно. Но как-то никогда не вникал, как это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 19 comments

  • Большой водительский отпуск или 3/4 ремонта

    Лучший отпуск водителя - это зимний отпуск, так повелось с давних времен. Зима - время сугробов, время ледяных трасс, время проблемной езды, когда ко…

  • Бег по кругу

    Вот уже вторая половина осени, а из впечатлений, событий, новостей - одни только повторяющиеся картины. Одно и то же - Псков - Таллинн - Рига -…

  • Радио онлайн

    То, что в Интернете давно уже существуют и Интернет-радио, и Интернет-ТВ, я, конечно, знал - и тоже давно. Но как-то никогда не вникал, как это…