Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Category:

Клайпеда - город между прочим (и немного другой Литвы)

Конечно, такие посещения городов - в рейсах, между погрузками - нельзя назвать полноценными. Не хватает времени сконцентрироваться, понять по-настоящему город, особенно новый для себя. Но иногда кое-что уловить всё же удается, а посещение можно считать больше попыткой понять, стоит ли приезжать сюда уже целенаправленно, с познавательной целью. Попыткой понять - и объяснить, и себе, и тем, кто прочитает.

50



...Грузимся несколькими машинами в Новгороде на заводе ИКЕА. Погрузка сложная - ночная, с полной растентовкой, да ещё нужно как-то преодолеть очередную идею очередного Безумного Безопасника, с которыми приходится на погрузках в России сталкиваться достаточно часто. Дабы прикрыть свою фирму от ответственности за возможные несчастные случаи, то там, то здесь вводят неадекватные меры, не имеющие отношения к безопасности, но на бумаге выглядящие эффективно. Вот и здесь - заезд на территорию возможен только в светоотражающем жилете, спецобуви с металлическими носами ботинок и... каске. Вопрос, где все это взять водителю, оставляют открытым, а на въезде объявление: защитная одежда не предоставляется!.. Особенно здорово это выглядит, когда приезжаешь ночью: магазины закрыты и защитный комплект купить негде даже за собственные деньги. Поэтому обычная картина на стоянке перед заездом на завод - водители вновь приехавших машин, бегающие по кабинам коллег и выпрашивающие то каски, то ботинки...

Формализм здесь на каждом шагу: в диспетчерской - объявления у каждого окошка: ввиду коронавируса водители, которым предстоит разгрузка в Каунасе, Клайпеде или Висагинасе - должны на месте выгрузки не выходить из кабин, документы передавать в файлах, получать также в файлах, не касаясь бумаги, и в любом случае принять все меры для отсутствия прямых контактов с работниками литовских складов. Конечно, реальность сильно расходится с фантазиями руководства. Так или иначе, загружаемся и по одному выезжаем в сторону Пскова - на таможню.

Начало рейса уже привычное. Переход границы Убылинка - Гребнева, абсолютно пустой в понедельник; те, кто ехал на загрузки в Ригу или Вильнюс-Каунас, прошли её днем раньше. Но даже пустую российскую границу попробуй так сразу пройди. Нет очереди - нет и смысла работать быстро, и поэтому до первого латвийского шлагбаума можно добираться через российские будки часа так четыре. Латвия же работает быстро почти всегда: полчаса - и впереди уже начало дороги в сторону Резекне - Даугавпилса.

Латгальские города обхожу по окружным (окружная Дэпилса просит ремонта отдельных мест уже просто отчаянным криком вздыбленного асфальта). А оттуда совсем недалеко и до литовской границы перед Зарасаем.

1

На границе оплачиваю дорогу - дороги Прибалтики для большегрузных машин платные все, бесплатно можно ездить только по городам, а выезжая на междугородные шоссе, нужно предварительно "купить дорогу", как это принято называть. Суточная стоимость для фуры - 13 евро, штраф за отсутствие оплаты - 1.300, и разумеется, без оплаты дорог ездить желающих нет, тем более, отсутствие оплаты проверяют не только полицейские, но считывает и любая камера, которых здесь хватает.

Зарасай встречает легким летним дождиком, прибивающим пыль и здорово освежающим воздух. Приопускаю стекла - свежесть мокрой листвы наполняет кабину своим запахом.

2

Город зажат меж озер, здесь очень красиво, здесь сплошь живописные ландшафты, здесь множество отличных мест отдыха, созданных природой и не испорченных человеком. Вот только окружную дорогу здесь до сих пор так и не построили (хотя обход с южной стороны сделать вполне было бы можно), поэтому множество транзитных фур (а через город проходит трасса Е262, это дорога из России и на Вильнюс, и на Каунас, и на Калининград) идут через самый центр городка - прямо по старинной брусчатке.

3

Уже в сумерках добираюсь до Утены, здесь окружная дорога есть, проходит по кромке города и разбита ещё хуже даугавпилской. хотя про междугородные трассы Литвы можно сказать только и исключительно хорошее. Вокруг местного пивоваренного завода ("Utenos" - весьма популярное пиво в Литве) запарковано множество фур, у меня же на тахографе лишь небольшой временной запас рабочей смены, но ехать ещё можно. Решаю продвинуться подальше и встать на ночлег поближе к цели маршрута.

За Утеной сгущается темнота, и ночная Литва, всё время светящаяся вдоль трассы огоньками деревень, начинает выглядеть очень красиво и уютно. А иногда - даже мистически красиво, как например в деревне Лелиюнай, костел которой виден в перспективе трассы за несколько километров.

4

Добираюсь до поворота на Паневежис - Шяуляй, перед Укмерге. Логичным было бы ехать прямой дорогой - дойти до Каунаса, а там на автобан Вильнюс - Клайпеда. Но конечно же, нет: перед Клайпедой на этом автобане - крупный пост местной транспортной инспекции, а любой здравомыслящий водитель грузовика постарается избегнуть лишних контактов с представителями этих служб даже тогда, когда уверен, что у него всё в полном порядке. Об посте перед Клайпедой меня предупредили заранее, поэтому маршрут после границы изначально выглядел так: Резекне - Даугавпилс - Зарасай - Утена - Укмерге - Паневежис - Шяуляй - Паланга - Клайпеда. Расстояние примерно одинаковое, трасса местами тоже автобан, местами просто хорошее шоссе, а береженного Бог бережет )).

Через несколько километров после поворота сворачиваю на заправку Circle K, подсказанную программой Cargolink как стоянка грузовиков. Паркинг для фур здесь действительно есть, но забит машинами почти весь, заставлены и проезды, кроме самого въезда на АЗС. Кое-как нахожу свободное место в проезде, не перегораживая въезд и устраиваюсь на ночлег.

Просыпаюсь утром - обычная картина, когда приехал последним и уезжаешь со стоянки тоже последним. Вокруг никого нет и самой стоянки тоже нет, и заправки нет, и стоит одинокий ДАФ в чистом поле...

5

Трасса Е272 Вильнюс - Рига, в общем-то, такой же самый автобан, как Вильнюс - Клайпеда. Те же четыре полосы, по две в каждом направлении, та же разделительная полоса, то же отличное покрытие с высокой разрешенной скоростью движения. И... и столь же скучноватые пейзажи, в которых не за что зацепиться глазу.

6

Обхожу Паневежис, сворачиваю на Шяуляй, и здесь снова та же картина. Поля, поля, поля, и лишь редкие городки вносят хотя бы какое-то разнообразие своей неброской застройкой.

7

Впрочем, реновированные советские многоквартирные дома выглядят более-менее симпатично практически по всей Прибалтике.

8

А за Шяуляем - снова автобан ( как их много в небольшой Литве!..) и радует то, что можно безопасно идти на максимальной скорости, экономя время...

9

А через небольшой и красивый городок Куршенай трасса снова проходит через самый центр. И здесь, как в Зарасае, окружная уже очень и очень необходима, и точно так же построить её вполне есть где.

10

А дальше, до самой Паланги, дорога уже напоминает сельское шоссе - с по-прежнему отличным покрытием и пейзажами, напоминающими скорее классическую Беларусь, чем Прибалтику.

12

Проезжаю Кретингу, в трех километрах от Паланги трасса сворачивает на Клайпеду, до которой остается меньше тридцати километров - и здесь снова автобан, уже Клайпеда - Лиепая. Доезжаю быстро, адрес выгрузки очень удачный: ещё иду по трассе, а навигатор показывает, что до точки выгрузки всего 4, 3, 2 с половиной километра... Поворот с трассы в город - мост через речку - и поворот на склады "Klaipedos Mediena".
Удобный не только въезд - хорошо организовано здесь вообще всё. Отдельная парковка для ожидающих фур - на территории. Конечно, не нужны каски и ботинки, как в Новгороде - хотя тот же груз. Растаможка на месте - вообще сказочно, так далеко не везде. Час ожидания на растаможке и приемке документов - и пожалуйте на выгрузку. Выгрузка - тоже очень оперативно, и самое долгое здесь - растентовка и затентовка прицепа.

13

Получаю подписанные документы, докладываю в офис, что свободен. В тот же день загрузку не находят - ночую на стоянке рядом с фирмой; на территории разгрузившихся всё же не оставляют, но есть ещё и хорошая асфальтированная парковка рядом (ещё и большая "Maxima" в пяти минутах ходьбы). На следующий день звонят из офиса: загрузка есть, загружаться в двух точках: здесь же, в Клайпеде, но завтра, и под Вильнюсом, в деревне Швентининкай, но послезавтра.
А сегодняшний день - свободен.
Ну и отлично!.. Можно и набрать хорошую паузу отстоя в тахограф - и выйти погулять в город. Очередной мини-отпуск во время рейса - как месяц назад в Риге )). Что-то везет в последнее время ))...

Перед выходом прикидываю, чем добираться - и городской транспорт Клайпеды исключил сразу. Слишком сложная система: билеты не только на разное количество поездок, но ещё и продаются на определенное время, а город ещё и поделен на маршрутные зоны. Поэтому при покупке билета надо учитывать больно уж многое. Проще пешком!.. - тем более, Клайпеда - совсем небольшой город, меньше Пскова по населению. А навигатор показал: граница Старого города - всего в паре километров от места стоянки...

И действительно. Стоило выйти на Liepu gatve (Липовая улица), пройти под железнодорожным мостом - как сразу видно: да, старая Клайпеда начинается уже здесь. Точнее даже, не столько старая Клайпеда, сколько старый Мемель.

14

Не люблю "переписывать Википедию" и рассказывать очевидное, но - коротко упомянуть всё же стоит. Название Клайпеда появилось совсем недавно, большую часть своей истории город, основанный немецкими рыцарями, был известен как Мемель (а местность вокруг него - Мемельланд, или Малая Литва) и развивался именно как немецкий город. Даже один из вариантов немецкого гимна назывался "От Мааса до Мемеля" - в названии этом обозначались крайние западная и северо-восточная точки Германии как таковой. Мемель почти все время своего существования был частью именно Германии (Пруссии) и, в отличие, от остальной Литвы, не входил в состав Российской империи. Более того - даже в состав Первой Литовской Республики город тоже попал не сразу: после Первой Мировой Войны город (и весь Мемельланд) остался под невнятным коллективным управлением стран Антанты, и лишь в 1923-м году через искусственно организованное восстание город наконец присоединился к Литве и стал носить нынешнее название.

52

При этом Клайпеда даже не разделила межвоенную учать всей остальной Литвы. Немецкое влияние и процент немецкого населения в городе оставался чрезвычайно высок, и в марте 1939-го, ещё до начала Второй Мировой войны, Гитлер обратился к правительству Литвы с требованием вернуть Германии исконно немецкий город. Этот ультиматум Литва была вынуждена принять - таким образом, Клайпеда вошла в состав Третьего рейха без войны и до войны и вновь стала Мемелем. Только в самом конце войны, в январе 1945-го, город был занят советскими войсками (и де факто, в него впервые вошла русская армия за всю его историю), а Потсдамская конференция (август 1945-го) так же впервые утвердила передачу и города, и всего Мемельланда (как части Восточной Пруссии) в состав СССР.

Сейчас Клайпеда - третий по величине город Литвы (около 150 тысяч человек населения), её единственный морской порт и при этом крупнейший по грузообороту порт Прибалтики. Неофициально, но фактически Клайпеда ещё и "белорусский" порт: примерно треть его грузов - это грузы для \ из Беларуси. Клайпеда выглядит (и наверно, является на самом деле) довольно оживленным, даже зажиточным городом, особенно на фоне остальной Литвы (впрочем это мнение проивожу с осторожностью, опираясь только на внешние, поверхностные впечатления, не зная толком глубинной картины по всей стране - но выглядит это именно так). И в этом можно легко убедиться, просто прогулявшись по городу, не строя никакого особого маршрута - всего лишь пройдя по его улицам от промышленной окраины в сторону моря.

Первое, на что обращаешь внимание - это тротуары. Не все они, но большинство их, даже вдалеке от центральных улиц, даже в частном секторе, даже на виадуках и мостах выглядит - так:

32

Четкое разделение: дорожка для обычных пешеходов, для инвалидов, для велосипедистов. На велосипедные лучше не заходить: велосипедный (и сопутствующий - самокаты, моноколёса и пр.) транспорт очень популярен здесь, а ездят ещё и с приличной скоростью - позволяет отличное покрытие, четкая разметка и продуманное расположение велодорожек.

А промзона (и спальные районы) с северной стороны отделены от центра - просто шикарным для небольшого города прогулочным ландшафтным парком.

16

Вся территория обустроена очень тщательно и продуманно. Здесь множество дорожек, проходящих по склонам и гребням невысоких холмов, окаймляющих пруды. Множество уютных уголков со скамейками, скрытыми розовыми кустами. Есть даже остров, соединенный с берегом красивым деревянным мостиком - остров обозначен как "обзорная площадка", но кроме самого парка оттуда больше ничего не видно )).

17

Сами пруды чистые, но слегка заболоченные - сквозь чистую воду видно заросшее водорослями дно, плавают листья кувшинок и водяных лилий, а по водной глади народ катается на катамаранах и плавают немногочисленные утки. Птицы здесь, кстати, не такие упитанные, как в России (в Пскове в частности) - кормить их (и убивать этим их здоровье) здесь не принято.

51

А перейдя через один из холмов, попадаешь непосредственно на территорию Старого Мемеля.
Конечно, впервые попав в новый для себя город, невольно начинаешь искать ассоциации с виденным раньше - просто чтобы точнее объяснить себе то что видишь. Так и здесь: видишь, пытаешься сравнивать, и все сравнения не подходят. на что это похоже, что напоминает? Губернская часть Витебска? Уголок старой Москвы?.. Тарту?.. Каунас?.. Цесис?.. Нет, непохоже.
Это просто - Клайпеда.

18

И вот с первых шагов, и чем дальше, тем больше, все явственнее проступает главная черта Клайпеды - по крайней мере, центральной её части. И - та черта, которая бросилась в глаза мне сильнее всего.
Это - её неочевидность.

Здесь всё непрямолинейно-доступное. Не скрытое, но требующее внимания. Это очень интересный и странный город, его не увидишь - на бегу, с ним не познакомишься - мельком. Многое можно упустить, пропустить, не увидеть. Например, проходя мимо одной из улочек, можно вовремя не повернуть туда голову и тогда меж старых зданий не увидишь стоящий на берегу -

19

(Конечно, судно уже не действующее, сейчас здесь ресторан "Меридиан" - но в облик города свой вклад оно отлично вносит).

Или можно не поднять вовремя голову - и тогда не увидишь, как, болтая ногами, хохочет над снующими внизу людьми-букашками весёлый трубочист:

20

Гуляешь по старым кварталам - и очень трудно ухватить суть этого места. Красиво? - да. Атмосферно? - конечно!.. Душевно? - ещё бы. Но ведь подобное уже видел не раз - в Пярну, Куресааре, Ольштыне...

21

А потом смутно начинаешь понимать: это очень теплое место. Очень настоящее. Не декорация ни разу. Но оно словно бы говорит: здесь надо остаться, пожить подольше, вникнуть. Может быть, даже влюбиться в него - вот так, сразу - а на тех, кто не полюбил Клайпеду хотя бы чуть-чуть, она не станет тратить и времени и ничего не покажет )). И тогда, зайдя мимоходом на несколько часов - увидишь только дома. Симпатичные, но казалось бы, всего лишь дома. Кафе. Магазины. Опрятно убранные и аккуратно украшенные улицы.

23

А вот какая она на самом деле - так сразу не поймешь. Слишком уж она неочевидна. Хотя и так просто устроена - с виду.
Здесь всё остается на периферии пути, куда бы ни пошел. Как это делает Клайпеда, я не знаю, но она умеет делать это отлично. Всё время, куда бы ни направился, проходишь мимо - интересного здания, уютного ресторанчика, вида на красивый парусник. Даже ландшафтный парк - он и тот в стороне от проспектов, от пешеходных и велодорожек - туда надо именно что свернуть специально. Клайпеда старательно спрятала свой классический немецкий фахверк: читал не раз, что она чуть ли не город с наибольшим количеством сохранившейся в Прибалтике немецкой фахверковой архитектуры.
Но пройдя туда и обратно разными дорогами, я увидел лишь одно здание, да и то не очень типовое для фахверка.

24

Клайпеда очень интересна деталями. Ракурсами, укромными уголками - в любом районе. Но всё это, дабы не быть избалованным вниманием. устроено так, что приходится все время приглядываться. Нормальный метод прогулки по центру города - пройти сотню-другую метров вперед, потом оглянуться назад, посмотреть по сторонам и попытаться понять, что пропустил )). Такого не помню ни в Риге, ни в Таллинне, ни в Вильнюсе - там к основным городским доминантам попасть не стоит большого труда. Здесь - нужно быть очень внимательным.
Потому что Клайпеда - это город между прочим.

22

Здесь ещё и очень сложно нащупать главную городскую ось. Такую, как Пикк Ялг в Таллинне, как Бривибас / Калькю в Риге, как Пилиес / Диджойю в Вильнюсе. В старом центре Клайпеды такой оси попросту не видно. Улица Лиепу, Балтийский проспект? - но и они в стороне от центральных кварталов. На периферии. Между прочим.
Более всего на роль центральной городской перспективы подходит - река Дане.

25

Дане (во времена Мемеля называлась Данге) делит город на две части - и здесь хотя бы что-то очевидное: по одну её сторону - Старый город, по другую - Новый. Очевидность на этом и заканчивается: в Новом городе, судя по тому, что о нем пишут (дойти сам просто не успевал) старых домов, возрастом от века и больше, сохранилось не меньше, чем на другом берегу. Дане судоходна: ближайший к морю Замковый мост (Pilies tiltas) - разводной, и сюда заходят корабли, главным ограничением для которых - не столько осадка, сколько габариты; Дане ещё и достаточно узка.
Ну а если от моста направиться в сторону моря - берега реки напоминают... Гданьск.

26

Конечно, набережная Мотлавы выглядит шикарнее. Но здесь, в этих берегах, жизни нисколько не меньше. А естественность течения времени сохранена в полном объеме - настолько, насколько возможно, несмотря даже на то, что часть зданий здесь, как и в Гданьске - реставрация или попросту стилизованный новодел. Но, как и там, удивительно, но декорацией всё это не выглядит совсем.

Наконец по набережной добираешься до устья реки. И вот эту скульптуру - без подписи - поставили здесь совершенно в тему. Отражает настроение на все сто )).

27

Казалось бы - устье, впадение реки - в море. в залив - что тут такого? Хоть что-то определенное.
Но Клайпеда и тут верна себе, она не умеет так прямолинейно ).

Действительно, устье. Действительно, впадение реки в... море? Нет, в Куршский залив - выход в открытое море здесь через него. А если залив - это по определению часть моря, почему же берега - не только по сторонам, но и напротив?
А другой берег - это северная оконечность Куршской косы.
Выглядит это так. На следующем фото угол скамейки смотрит прямо на водораздел. Слева - устье Дане, справа - Куршский залив, другой берег - Куршская коса. А если пойти (на корабле) направо и, пройдя мимо порта, обогнуть мыс - выйдешь в открытое море...

29

Переправа на Куршскую косу - паромами. Билет стоит совсем как-то недорого, но переправляться, конечно, не имело смысла - не тот случай, не та поездка, да и всю косу интересно было проехать от начала до конца, а не просто побывать на берегу.
Зато зашел в местное кафе при переправе. Устроено в отличном месте: над самым урезом воды, с отличными видами на залив и порт (в кадр попал только его краешек, а вообще зал там длиннее и объединен с билетными кассами).

28

Кафе удивило - не ценами даже, цены как раз нормальные, а тем, что всё здесь - на литовском. Только на литовском.
Меню (и в переплетах, и настенное) - всё на литовском.
Остановил официантку - та тоже знала только родной язык и - ни русского. ни английского. На вопросы : меню на русском? Is there a menu in english? - монотонно отвечала: tik lietuviškai.
Удивительно. Нет, конечно, Литва = литовский язык, это ладно. Но: место!.. Крупный международный порт (пассажирский, в том числе), переправа на Куршскую косу. Ладно, сейчас нет туристов - а обычно?.. Рядом Польша. Рядом Латвия. Много немцев. Русские ездят, беларусов полно. Откуда всем знать литовский язык?.. Странно это. Бог с ним, с русским - но англоязычное меню сделать было вполне можно...

А между тем, на улице было всё же жарко. Прошел обратно по набережной, свернул в Старый город, нашел подходящее кафе. Располагалось тоже не открыто: некоторые тротуары здесь идут через галереи - как в Испании или других жарких странах. В одной из таких галерей увидел вывеску Vero Cafe.
Ни девушка за кассой, ни бармен языками здесь также не владели от слова вообще, меню тоже на литовском. Пришлось объясняться жестами, но кофе и мороженое получить таки удалось. И при этом да - удивительно невысокие цены, за то и другое отдал чуть больше 3 евро, а качество отменное )).

30

Возвращался обратно через Старый город, уже привычно не забывая оглядываться по сторонам и чуть назад: Клайпеде только дай волю, и она спрячет от тебя в очередном переулке например такой вот красивый уголок:

31

И конечно, становится совершенно ясно - ещё больше таких и подобных уголков эта веселая, красивая и лукавая чертовка всё-таки спрятала.

Уверенно и по праву забрав и впитав в себя наследство старого Мемеля, вписавшись в свою страну и под своим настоящим именем - она сбросила и груз прожитых городом лет, вместе со старым именем, не отрекаясь от него всё-таки наотрез и сохранив его символически - на память. Она живет сейчас очень ярко, динамично - это определение, несмотря на его внешнюю скучность, очень ей подходит. В ней, насколько можно охватить за такой короткое время, почти не видно заброшенных лакун, так расстраивающих - в Вильнюсе, в Юрмале, в Выборге. Это видно по старым советским промзонам - не заброшенным, но перестроенным под настоящую жизнь, это видно и по новым, современным предприятиям, появившимся в последние годы.

Клайпеда умеет, когда нужно, быть серьезной и деловой.
И в то же время - очень любит легкомысленно пококетничать с приезжими.

Вывод - сюда надо приехать обязательно. Уже не так, на несколько часов. А на несколько дней, конечно же.
А перед тем, как ехать - надо проявить к ней интерес. Захотеть подружиться. Хотя бы заочно. По рассказам - этому, другим. И тогда, если у вас будет больше времени - она и расскажет много интересного о себе.
Тем более вокруг столько всего ещё - рядом Паланга. Куршская коса. Остальной Мемельланд.
Смотреть не пересмотреть.

43
Tags: путешествия, трасса
Subscribe

  • Доездил год

    Год всё-таки доездил. Если быть точным, то дополз. Или доковылял. Всё хорошо, что хорошо кончается. Машина на базе. В целости, исправности и…

  • Осенняя пустота

    Третья неделя как вернулся из рейса. 53 дня, 24.500 км. Стал вспоминать маршрут, внезапно понял, что уже точно не вспомнить. Мелькают в голове…

  • Сломанный рейс

    26 дней, 8.300 км. Псков (Порхов) - Санкт-Петербург, СПб - Петрозаводск, Петрозаводск - Краснодар, Краснодарский край - Башкирия, Бураево. Оттуда 160…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments

  • Доездил год

    Год всё-таки доездил. Если быть точным, то дополз. Или доковылял. Всё хорошо, что хорошо кончается. Машина на базе. В целости, исправности и…

  • Осенняя пустота

    Третья неделя как вернулся из рейса. 53 дня, 24.500 км. Стал вспоминать маршрут, внезапно понял, что уже точно не вспомнить. Мелькают в голове…

  • Сломанный рейс

    26 дней, 8.300 км. Псков (Порхов) - Санкт-Петербург, СПб - Петрозаводск, Петрозаводск - Краснодар, Краснодарский край - Башкирия, Бураево. Оттуда 160…