И всё время как-то не получается остановить этот круговорот, вывалиться из него в нормальную жизнь. Паузы между рейсами иногда всего неполные сутки. Ночью приезжаешь в город, утром сдаешь документы от выполненных загрузок, получаешь новое задание, вечером уже на границе. И всё по новой.
Чем больше падает рубль, чем ближе Новый Год - тем выгоднее становится брать рейсы с оплатой в валюте, тем больше становится таких рейсов, а оплата за них все ползет и ползет вверх. Поэтому наши машины практически не ходят сейчас вглубь России. Выгоднее загрузиться в одном из портов Прибалтики, выйти на Россию, растаможиться, разгрузиться, потом вернуть с попутной загрузкой машины поближе к границе - в Псков или Питер - и снова идти на Ригу или Таллинн. Это временно, конечно - до конца года, а потом, в январе, всё снова встанет, но сейчас - горячая пора. И на этой неделе удалось вырваться из круговерти бесконечной езды более чем на день только под предлогом действительно необходимого ремонта прицепа.
В этих рейсах мало впечатлений - всё уже давно знакомое вокруг - и не так много собственно езды. Наоборот, сплошные простои. Очереди на границах - особенно весело было недели три назад, когда Лукашенко в припадке ярости закрыл границы для польско-литовского транзита - и увесистая часть белорусских, польских и литовских машин вместо обычного маршрута по трассе М1 (Москва - Минск - Брест - Варшава) пошли кружным путем из Польши- Литвы на Россию через Латвию. Основной поток их шел на единственную акцизную таможню на российско-латвийской границе Терехова \ Бурачки, и было "весело", когда, подъехав к пункту регистрации для прохода грниицы, я обнаружил впереди себя аж 293 фуры. Вылилось это в 21 час только ожидания вызова на границу, после чего 6 часов занял сам проход.
Сейчас слава Богу всё это устаканилось - хоть на какое-то время. На том же Шумилкино / Лухамаа чаще всего тишина - выйдя на Эстонию, стоишь паузу на терминале, а в сторону России тянутся лишь одинокие фуры...
Простоев много - в прошлом рейсе проторчал на российской таможне Шумилкино аж двое суток - вывозимый груз не значился в базе данных, пришлось ждать, пока таможня утрясет вопрос с Москвой. Москва дала добро, из России выпустили, но это была уже пятница, а склад в Маарду, куда ехал, не работал по выходным. В результате остался у границы ещё на два дня - благо в Лухамаа кроме платного терминала есть и бесплатная стоянка для грузовиков, а при ней ещё и кафе.
Куда утром можно зайти на кофе, взять десерт - вкуснющее мороженое с шоколадом и горячим (!) печеным яблоком, неторопливо завтракать, просматривая свежий номер "Postimees" и чувствовать себя почти что в отпуске...
А потом - дорога на Таллинн. Вокруг Выру, вокруг Тарту, мимо подзабытого уже псковичами "Лыунакескуса" (да, он ещё существует, и на его пустой парковке можно играть в футбол), через аккуратные эстонские деревни...
А самого Таллинна в таких рейсах и не увидишь - все разгрузки по внешнюю сторону окружной: Палдиски, Маарду, Мууга... Разгрузившись в порту, едешь обратно; только вокруг появляются первые многоэтажки Ласнамяэ - и уже уходишь на окружную через развороченную ремонтом развязку.
Таллиннский торговый порт, работа в котором не замирала и в первую ковидную волну, выглядит сейчас ещё живее: работают паромные терминалы - сюда идёт ещё и масса транзитных машин. Очень удобную стоянку грузовиков у въездных шлагбаумов (там может встать с полсотни машин, здесь не раз спокойно ночевал) сделали ограниченной по времени - не больше 4-х часов. Это очень неудобно - встать особо негде, а ещё и регулярно ездят бело-синие полицейские бусики и тем, кто превысил время стоянки, без лишних разговоров пишут 40-евровые штрафы. Одну ночь переночевал на площадке таможни в Мууга, бусики наведываются и туда - слава Богу, не придрались )).
А после выгрузки - обычная дорога вокруг Таллинна, в сторону Пярну, на Ригу...
Через эстонско-латвийскую границу Икла - Айнажи. Во многих группах и сообществах регулярно спрашивают: какие проверки на границе Эстонии и Латвии? - никаких проверок нет. Едешь себе без остановки... Ну, через километр после границы, на латвийской стороне останавливаются почти все уже сами - вот в этом привлекательном месте )))...
Ассортимет и цены там мегапривлекательные даже по рухнувшему сегодняшнему курсу рубля. И много эксклюзива, который, насколько знаю, в России просто не купишь.
Самому, всё это ни к чему, конечно - но друзья всё время заказывают отсюда - то виски, то коньяк, то мартини. Говорят, по вкусу вообще не сравнить с тем пойлом, что продается в России...
А после Айнажи - дорога по Латвии, вдоль берега моря.
Очень много привлекательных, спокойных, уютных местечек - и всякий раз нет времени и возможности остановиться, побродить, поснимать поаккуратнее...))
А от Салацгривы и дальше - всё время видишь море. Такую уже близкую и совсем свою Балтику.
К ночи приходишь в Ригу - чаще всего или идешь по окружной через Саласпилс и плотину гидроэлектростанции, по берегу Рижского водохранилища на склады в Кекаве. Или же наоборот - почти через центр, по Бривибас до Густава Земгала, через Саркандаугаву - в порт на Уриекстес.
Ночуешь на стоянке у таможни - или там, или по обочинам улицы. Стоять здесь разрешено, стоять здесь бесплатно и - не слишком безопасно. Нет, как раз полиция не трогает, но всё время рассказывают, что по ночам с фур сливают топливо. Говорят, этим чаще всего промышляют украинские или румынские водители, уж не знаю почему именно они. Самого пока Бог миловал, надеюсь, так будет и дальше.
А рано утром встаешь по будильнику перед открытием порта, откинешь штору, глянешь на панораму - и так не хочется вылезать ))...
Впрочем, когда приходит разрешение на въезд и пора на погрузку, смотришь - и уже хорошая погода. Переменчивый морской климат....
После загрузки пару часов ждешь документы. Погрузка здесь, на Уриекстес, хороша одним - затаможка на месте, не надо никуда ехать. Плюс в таможне есть бесплатный вайфай ))...
А получив документы, осторожно пробираешься по узким улочкам Саркандаугавы - чаще всего сперва не на выход, а по проспекту Виестура в Милгравис. Там удобная стоянка при заправке Circle K - помещается 3-4 фуры, принимают оплату дорог (не помню, писал раньше или нет: стоимость проезда грузовиков по междугородным трассам в Прибалтике - 13 евро \ сутки, штраф за езду без оплаты - от 1000 евро). Плюс рядом супермаркет "Максима" - хожу туда так часто, что меня там уже начали понемногу узнавать; уже здороваемся с кассиршами )))...
Из Милгрависа (и из порта на Уриекстес) многие коллеги предпочитают выходить по длинной и узкой улице Яунциема - через Яунциемс, вокруг Кишозера. Сам же всегда предпочитаю идти через центр (там, где разрешено движение большегрузов) - снова по Земгала, мимо Дворца Культуры ВЭФ и налево на Бривибас, мимо "Альфы" в сторону выхода на окружную.
Здесь гуще движение, множество светофоров, бывают небольшие пробки. Зато...
Зато так успеваешь хоть немного надышаться Ригой. Чего отчаянно не хватает. Даже при том, что приезжаешь сюда два а то и три раза в месяц.
Просто сейчас очень плотный график работы - и сходить погулять в центр, как летом на Лиго, уже не получается. Ну и, конечно, не самое лучшее время сейчас для таких прогулок. Вторая волна всё же.
Поэтому - хотя бы так.
И - всё-таки очень обидно бывает проезжать например в 10 метрах от "Mārtiņa Beķereja" - и не иметь возможности зайти за пирожными )))... Ну а как... там на ДАФе остановиться в принципе негде )))...
А потом выбираешься на окружную, через Тинужи выезжаешь на московскую трассу. До границы в Терехова 300 км, но почти все останавливаются в Екабпилсе - перед въездом в город, на стоянке мотеля "Sapnis". Здесь могут остановиться десятка два фур, можно ночевать, можно вкусно и недорого поесть в круглосуточном кафе. Здесь снова есть вай-фай, здесь можно сделать паузу по тахографу, можно спокойно дождаться электронной декларации (это длинный ряд цифр, его присылают на телефон в смс или сообщением в вотсап), без которой идти на границу нет смысла и которую брокеры высчитывают по сканам документов бывает - за пару часов, а иногда и за сутки. Можно наконец просто передохнуть, набраться сил перед геморроем прохода границы.
А после Екабпилса - 160 км дороги, узкой и достаточно извилистой, которая в последние недели ещё и вся в ремонтах в Резекненском районе. Здесь чаще всего дежурят засады латвийской транспортной инспекции, о которых часто передают по рации и которых все стараются избегать, ибо слишком уж хорошо они умеют цепляться за малейшие шероховатости режима труда и отдыха, которые при желании можно найти почти у любой фуры. А дальше - лотерея на границе: будет очередь или нет, хорошая сегодня дежурит смена или не очень, отправят на рентген или нет (а это чаще всего дополнительная потеря нескольких часов). А по выходу на Россию если вечер или ночь - чаще всего сразу пауза на одной из ближайших платных стоянок, ибо дураков нет ездить по Новорижской трассе ночью с международным грузом - только за прошлую неделю здесь вскрыли шесть машин. И главное рассчитать так, чтобы по светлому времени дойти до назначенной в документах таможни и встать на её территории - там уже спокойно можно перевести дух, отоспаться, пока брокеры растамаживают груз, что может занять когда четыре часа, когда - четверо суток.
Ну и финал - выгрузка, где тоже бывает по-всякому. Иногда выгружают за час после приезда, даже по ночам. А если попадёшь в места подобные заводу "Эфес" в Клину... в этом рейсе простоял в ожидании выгрузки 37 часов, а в позапрошлом рейсе - 6 (шесть!..) суток... И такое не редкость, на "Эфесе" иногда собирается до 50-60 фур - такие склады на колёсах.
А потом... потом иногда в ожидании следующей погрузки бывает и так:
Сам по себе ДАФ всё ещё молод и вполне бодр. Пробег едва перевалил за 200.000 км, что для фуры вообще ниочем. Но прицеп... прицепы все старые. Всё трещит, ломается, сыпется... Что обнаруживаем вовремя, ремонтируем на базе.
Что не обнаруживаем - ремонтируем в рейсах.
Хорошо ещё, руководство относится к этому достаточно спокойно. На старом месте работы за такие случаи, уверен, сожрали бы весь мозг и вспоминали бы потом годами. Здесь же просто кидают денег на карту и помогают найти ближайший сервис, если не можешь найти сам. Лишь бы быстрее исправился и мог ехать дальше.
А после ремонта чаще всего уже дают очередную загрузку. И тут тоже бывает по-всякому. Иногда - предельный груз, тонны 22 а то и 23. А иногда - вот так:
Косяк заказчика - машину заказали, груз подготовить не успели )). И бывает, что заказчику дешевле отвезти то, что есть, чем оплатить ожидание или отмену заказа. И спокойно едешь с тремя тоннами и за 2\3 пустым кузовом - за полную стоимость.
Ну а потом приезжаешь домой и уже на подьезде к городу высчитываешь, сколько времени можешь пробыть дома и что можно успеть за это время. Потому что иногда бывает и так - приходишь в офис, сдаешь документы, спускаешься во двор... - и тут же в кармане звонит телефон. Логист просит срочно подняться наверх - получить задание, ибо завтра надо грузиться - в Таллинне, Риге, Вильнюсе...
...Этой осенью есть, конечно, один плюс - хороший заработок. Но не хватает - обычной жизни. Но, конечно, тут уж - или одно, или другое.
И ещё не хватает... Прибалтики.
Это, наверно, странно слышать - от человека, который, в отличие от большинства россиян, проводит там каждый месяц по 7-8 суток.
Но... но это же всё не то. Не так.
Всё это видишь - только из окна грузовика. Или вообще на горизонте, как с Таллинном, который регулярно вижу только в виде силуэта телебашни и окраин Ласна.
Хочется - как раньше. С палаткой на стоянку R.M.K. На побережье. На острова - в Моонзундах ещё много не охваченных уголков)).
Хочется в Курляндию )). В Кулдигу, Кандаву, Сабиле, Вентспилс, Лиепаю. На Ливский берег, на мыс Колка.
Хочется в Мемельланд. На Куршскую косу.
Разве это так уж много?..
И конечно, хочется в пост-ковидный мир.
Хотя бы к следующему лету.
Надеюсь, он всё-таки настанет. Всё-таки, так много людей его ждёт.