В отличие от командировок прошлых лет, которые были однодневные, эта была командировкой в полном смысле слова. Задание было такое: ехать нужно было в Москву и за три дня забрать там груз на 14-ти разных точках загрузки в черте города и в его окрестностях. Соответственно, оплачивались гостиница и платная стоянка для грузовика.
Поскольку этот рейс для данной фирмы был у меня первым, поехали вдвоём с сопровождающим - механиком-завхозом-и-много-ещё-кем Юрием Викторовичем. Находить общий язык было довольно тяжело, поскольку Викторыч - пенсионер-военный в звании полковника в отставке (бывший зам. командира полка 76-й воздушно-десантной дивизии). Соответственно и понятия у него - железная дисциплина, идеальный порядок, военная точность и т.д. И ладно бы его замечания относились только ко мне - но в течение всего рейса он непрестанно рычал на всю окружающую действительность, часто поминая недостающего этой действительности "Ёську Сталина", и вот это к концу рейса начало понемногу доставать...
Ну да ладно. С самого начала встал вопрос - какой дорогой ехать на Москву. Обычная дорога - по трассе Санкт-Петербург - Киев до Пустошки, а там свернуть на трассу Москва - Балтия - исключалась по простой причине. Ехать по этой дороге можно было только до границы с Тверской областью, а дальше этой дороги просто нет. Очень красочное описание можно прочитать здесь: http://smitrich.livejournal.com/558173.html . (Попадаем в ЖЖ smitrich и нажимаем там на ссылку исходного поста. Очень рекомендую!)
Был ещё вариант ехать через Новгород - Тверь. Но возник вопрос о погоде. В день отъезда в Псковской области было объявлено штормовое предупреждение. Снег валил густыми хлопьями; люди, оставлявшие свои легковушки на 3-4 часа, потом не могли открыть их дверцы - заваливало снегом. Многоопытный Викторыч предположил, что такая погода не только у нас - Валдайские высоты тоже завалит снегом, причём безнадёжно. И он оказался прав: именно там в тот день из-за снежных заносов и нескольких аварий возникла гигантская 50-километровая пробка, о которой даже передавали по федеральным новостям. Причём мы смотрели эти новости уже в Москве...
Итого оставался единственный вариант дороги: через Пустошку - Невель - Усвяты - Велиж - Демидов - Смоленск - дальше в деревне Ольша выход на трассу Москва - Минск. Но и этот вариант особо не порадовал.
200 км до Пустошки мы не ехали, а ползли. Вдобавок к расползающемуся асфальту трассу плотно заваливало снегом, а дорожных машин, его расчищающих, на это расстояние нам встретилось ровно две штуки. Хорошее дело для начальников дорожных служб: вроде и техника на дорогах была, и денежки сэкономлены... В результате стоило мне превысить скорость за 45 км/час, как Mersedes начинало крутить по дороге. Да и вся трасса ехала с такой же скоростью.
Проблески чистого асфальта начались лишь за Пустошкой, ближе к Невелю. Местами можно было разгоняться и до 60-70 км/час. Впрочем, потом чистые участки сменялись снова снегом либо битым асфальтом, так что опять приходилось (под рычание Викторыча) переходить на малую скорость.
Под Усвятами, ближе к границе Смоленской области, дорога кончилась совсем. Кончился асфальт - пошла поросто щебёнка. Причем перед началом этого участка стоял кордон дорожников, пропускавших лишь лёгкие машины - наверное, затем, чтобы более тяжелые не разворотили и эти остатки трассы... Нас пропустили лишь после досконального выяснения полной массы машины и убеждения, что мы идём без груза.
Не помню, сколько километров тянулся этот щебёночный кошмар, но ползли мы по нему со скоростью пешехода минут сорок. Причём погода ещё более ухудшилась: вместо снега пошёл снег с дождём вперемешку. Хорошо ещё, что было тепло в кабине, а то было бы совсем мерзко.
Перед Смоленской областью отсутствие дороги сменилось просто плохой дорогой. Начался битый асфальт, по которому всё же можно было держать скорость 50-60, периодически, разумеется, попадая в ничем не обозначенные и не засыпанные ямы. Более-менее нормальная дорога пошла около Велижа, а затем до Демидова снова пошла всё та же "стиральная доска"...
В Демидове я свалился спать, проехав за рулём 450 км. За руль сел Викторыч. Смоленск я проспал и проснулся лишь в Ольше, когда Викторыч сворачивал на трассу Москва - Минск.
За мою водительскую карьеру по этой трассе я не ездил ни разу, но много слышал о ней как о первом советском автобане. Но, видимо, слишком уж много времени прошло с тех времен, когда это был действительно автобан. Во всяком случае, по Смоленской области - по крайней мере, от Ольши до Вязьмы - эта трасса представляет собой всё ту же "стиральную доску" со множеством вкривь и вкось поставленных заплат. И метод вождения по ней всё тот же - слалом.
Около Вязьмы я вновь пересел за руль, и только там дорога начала улучшаться. Стало возможным хоть более-менее разгоняться и относительно долго держать 80-90 км/час. Да и местность оживилась - стало больше населенных мест, чаще трасса освещалась. Ну а в Московкой области и совсем почувствовалась близость столицы. По плотности потока, обилию светофоров и – это, наверное, примета всех мегаполисов – нагло прущим по обочинам джипам.
В Москве я не был лет пять и, конечно, интересно было сравнить, насколько изменился город. Констатирую: не сильно. И вот постоянно ловил себя на том, что невольно сравниваю Москву с Питером.
Они и похожи, и не похожи одновременно. Сами города, если не брать центр и спальные районы – похожи сильно. Вот тот пласт Москвы, где я работал – от МКАДа и до третьего транспортного кольца включительно – так напоминал мне средние районы Питера, что я невольно вспоминал, что я всё же в Москве, лишь когда, выныривая из тоннеля третьего транспортного, видел над домами останкинскую телебашню… Ну и, разве что, более широкие (далеко не везде) московские основные магистрали вроде Щелковского или Каширского шоссе да большой процент в общем потоке новых иномарок говорили о пребывании в столице.
Движение в Москве и Питере тоже похожее. В Москве оно кажется лучше организованным – больше указателей, шире разъезды, развороты и развязки, вообще, больше порядка. В Питере идёшь в потоке с бОльшим напряжением. Но зато вежливость питерских водителей гораздо выше. При перестроении из ряда в ряд в Питере тебя всегда пропустят, даже если это крутая иномарка – просто её водитель понимает, что через минуту-другую перестроиться нужно будет уже ему, и тогда его пропустят точно так же. В Москве же пропускают либо иногородние, либо когда начинаешь лезть внаглую – а иначе рискуешь оставаться в своем ряду бесконечно долго и либо тупо встать, либо свернуть на ненужный тебе съезд. Вообще, на неуступчивости при перестроениях я за эти дни увидел не одну аварию и не одну пробку даже на самых крупных магистралях, включая МКАД… И наоборот: когда пропускаешь ты сам - фиг кто поблагодарит, как в Питере, миганием "аварийки". За все дни меня так поблагодарила лишь одна дама на джипе. Глянул на номера - точно: тверская машина...
С самим городом, собственно, познакомиться поближе не удалось – наблюдал его лишь из окна машины. Время мое проходило в переезде с одной точки на другую, и в конце дня – до гостиницы (гостиница у нас постоянная, на ул. Смольной). Вот что касается разных складов и баз, где я грузился – есть что сравнивать. Во-первых, бросается в глаза, что на тех же питерских порядка намного больше. Более четкая организация работ, более скоростные и потогонные для местных работяг темпы, больше внимания к клиенту. В Москве же приходится расшевеливать всех – от офиса до склада, и грузят тебя, словно делая одолжение – будто бы не от отгрузок зависит их зарплата… И вот с чем я ещё нигде, кроме Москвы, не сталкивался – это попытки недогрузить товар. Чисто по количеству. Нужно 32 коробки – вывозят 22 и орут: всё, хорош, проваливай. Глаз да глаз, блин…
И ещё что бросается в глаза на московских базах – это меньшее, по сравнению с Питером, количество гастарбайтеров. Странно, я думал, будет наоборот. Плюс ещё – если они есть, они не такие наглые. Не лезут с вопросами и просьбами, исполняют все указания и не спорят. Местные их построили, что ли?..
Уезжали из Москвы в пятницу вечером. Погода успокоилась (кстати, в отличие от Псковской, Смоленской и Новгородской областей, погибавших в метелях и буранах, в столице все эти дни была отличная погода, а тепло было так, что я работал без куртки и взятые свитера оказались лишними), и мы решили возвращаться не через Смоленск, а всё же через Тверь – Новгород, благо дороги там хоть немного лучше. Тем более возвращаться надо было уже на груженой машине, и хотелось хоть немного поберечь несчастный грузовик, которому и так досталось по дороге туда.
Москва на прощание угостила нас мощной пробкой на МКАДе. Выехали на кольцевую с шоссе Энтузиастов, в пять вечера, ехать нужно было до Ленинградского шоссе, и вот на эти тридцать с небольшим км мы затратили более трёх часов. Все пять рядов трассы стояли втупую, лишь изредка срываясь с места, на бешеной скорости проскакивая 100-300 метров и вновь застывая надолго. Виной всему были пара аварий, пара сломавшихся фур, перегораживавших два из пяти рядов, плюс всё та же московская неуступчивость при съездах с кольца и подъемах на него.
Впрочем, первые километры от Москвы были тоже сплошной пробкой, начавшей рассасываться медленно и неохотно, а высокая плотность потока сохранялась до самого Солнечногорска. Но хотя бы сама дорога здесь была намного лучше, чем трасса Москва – Минск, причем её качество (от хорошего до терпимого) сохранялось на довольно большом расстоянии от столицы. Да и ехать здесь было как-то веселее – один населенный пункт переходил в другой, вокруг то и дело мелькали стоянки, заправки и супермаркеты. И – вот чего особенно не хватает на трассах Северо-Запада – так это такого, как на этой трассе, обилия круглосуточных магазинов автозапчастей. Скажем, от Пскова до Питера, если правильно помню, их всего два на 270 км трассы…
Ну и будет, наверное, правильным упомянуть и такую пикантную деталь: наверное, ни на одной трассе вообще я ни видел такого количества продажных дам «на работе». Они стояли просто косяками по три-четыре на довольно большом участке трассы – от Москвы, через Солнечногорск и почти до Клина. Узнать их было просто даже в полутьме и на большой скорости – даже не по мини-юбкам, а по чулкам, не доходящим до краев этих юбок. И что ещё удавалось разглядеть – почти все на морду лица попросту страходюдины. Невольно подумалось: те, кто их пользует – это ж надо так оголодать… По идее, эти «девочки» сами бы должны приплачивать при такой внешности…
…Проехали Тверь, проехали валдайские горки, к этому моменту, слава Богу, очистившиеся от снега. Дорога к Новгородской области всё же подиспортилась, но до самого Новгорода всё же оставалась сносной. Обычный дорожный кошмар начался – вернее, продолжился – в самом Новгороде. Дорога через город подразбита почти вся – в том числе, и через центр. Относительно цел лишь мост через Волхов и некоторая часть выезда на псковское направление. Более-менее терпимы и первые 40 км дороги на Псков – до Шимска. За Шимском же началось опять. Просто сплошные ямы.
В самом начале этих ям встретили двух девушек на джипе, вернее, без джипа: сами они стояли на шоссе, а их улетевший с дороги джип плотно увяз в болоте. Оно и понятно: нормальный асфальт сменялся полным его отсутствием без каких-либо дорожных знаков или хотя бы предупредительных надписей. Помочь нам было нечем (даже троса с собой не было, да и не вытащить бы нам их было бы – слишком далеко от дороги улетел джип), и мы поехали дальше.
76 километров – до выхода на трассу Санкт-Петербург – Киев мы тащились больше двух часов со средней скоростью 25-30 км/час. Пересевший за руль от Новгорода Викторыч за это время вспомянул все известные ему цветистые обороты в адрес дорожников и даже придумал несколько новых. Было трудно не только ехать, но и разъезжаться со встречными машинами – постоянно приходилось гадать, в какую яму безопаснее сваливаться. Невольно подумалось: вроде бы три крупные магистрали от нас на Москву – но она от Северо-Запада словно бы отрезана. Впрочем, почитаешь разные ЖЖ – такое впечатление, что такая же картина по всей России (читайте здесь: http://semiurg.livejournal.com/94684.html?mode=reply , это коротко и прикольно).
Не лучше были и оставшиеся 80 км трассы. Такие же ямы и выбоины. Но здесь было проще – слишком уж часто я ездил здесь, чтобы не запомнить плохие участки.
В общем и целом – рейс получился нормальный, хотя я и проспал, придя домой, 15 часов подряд. Вот если бы хоть за одну трассу взялись наши дорожники… Да подучить мне карту Москвы – и ездить будет совсем ненапряжно. Больно уж машина хороша!..