Давно знал, но теперь убедился сам: процентов 90 "пробок" устраивают сами же водители, причем чаще всего - "чайники", т.е., водители легковушек. Постоянные примеры - на МКАДе.
Выстояв очередную неимоверную пробку, скажем, на севере Кольца, пробираюсь к началу затора - и всякий раз убеждаюсь: причина в одном. Съезды с МКАДа на поперечные трассы - с одной (правой) полосы, но разве ж москвичи могут ждать? Нет, они будут лезть на съезды и со второго, и даже с третьего ряда, тем самым блокируя эти ряды для проезда. И только из-за этого образуются очереди в пять рядов длиной 12-14 километров.
Нетерпеливость водителей московских легковушек (именно московских - внимание на номера машин обращаю автоматически) - причина "пробок" и в других местах.
Вчера - при выезде из Москвы по Ленинградскому шоссе - первые километров 100 (!) были сущим наказанием. Я полз это расстояние несколько часов; пробка была сплошной до самого Солнечногорска и - с небольшими перерывами - даже и до Клина. При подъезде к многочисленным на этом направлении светофорам (учитывая и то, что трасса там ремонтируется и дорога сужается) легковушки начинали немедленно лезть вперед по обочине (иногда в два ряда!), выскакивая в голову колонны, и у самого светофора гневными гудками требовали их немедленно пропустить. В результате проезжали почти только они, а остальная очередь (едущих правильно) почти не двигалась.
Ситуацию взяли под какой-то контроль только дальнобойщики. Увидев очередную прущую по обочине машину, фуры, ползущие в правом ряду, немедленно выходили частично на обочину тоже, закрывая проезд. Плюс - поднимая тучу пыли и закрывая обзор. Наблюдал эа этим с нескрываемым удовольствием, плюс пару раз поучаствовал сам, один раз затолкав на тротуар джип и ещё раз у моста "бортанув" наглый "жигуль", который - его счастье - смог остановиться перед спуском прямехонько в купальню.
И это правильно. Ибо - "...and justice for all!"
И такая картина - по всем известным мне направлениям. Издевательство и испытание нервов - выезды по Щелковскому шоссе (до самого Щелкова), по Можайскому (до Голицына, т.е., 40 км), по Киевскому (до Наро-Фоминска), по Ленинградке... Более-менее свободно на трассе "Волга" (направление на Нижний Новгород) - правда, я не ездил там в пятницу вечером. Скорее всего, когда "чайники" едут на дачи, там то же самое...
Квалификация московских водил - отдельная тема. Случай этой недели: у мужика на МКАДе "закипел" мотор. Он шёл в третьем (среднем) ряду. Его действия? Выскакивает из машины и - распахивает все четыре двери (!!!), частично закрывая таким образом проезд по соседним рядам. Поток там шёл медленно - впереди была очередная "пробка" - и ему стали кричать: закрой двери, мешаешь! Он в ответ показывал: мол видите, мотор закипел. Ему стали подсказывать: дурик, ты хоть капот открой!
Ответ меня убил. Он спросил: а как?...
Я уж не буду развивать тему насчет папенькиных сынков на кабриолетах, подлетающих к перекресткам по встречке, становящимся поперек трех рядов и - при загоревшемся желтом светофоре - с визгом колёс поворачивающим из правого ряда налево. Я к таким отношусь спокойно, ибо они всё равно долго не живут. Помню была сенсация, когда в Москве убился кто-то из "Фабрики Звёзд" - убился на скорости 200 с лишним км в час. Смотрел я эту хронику со злорадством и удовольствием. Хорошо, но мало.
Отдельная тема - правительственные кортежи. Я помню, сколько обсуждалась тема "мигалок". Сколько из-за этого было споров в прессе, в Думе и в Правительстве. Констатирую: тема абсолютно надумана.
Они - НЕ МЕШАЮТ! За эти месяцы я каждую неделю двое-трое суток езжу по Москве. Кортежи встречаются часто - но я не помню, чтобы из-за них на сколько-нибудь долго перекрывали дороги. Типичная картина на МКАДе: по крайнему левому ряду с сиреной летит милицейская машина, за ней - "членовоз", джип и ещё одна милицейская. И что? Ну, проехали и проехали. Не вижу, чтобы они мешали - ну, кроме как "чайникам", тоже желающим лететь с такой же скоростью по левому ряду. Наверно, они в основном против "мигалок" и протестуют.
Зато кто раздражает, да и мешает частенько - это московская ДПС. "Жигулей" у них теперь почти нет, ездят они на крутых иномарках, с сиренами и против правил. По встречке, в том числе, и никто им не указ. Работают исключительно в интересах "крутых" - в этом мне впрямую признался один сержант, тормознувший меня на Можайском шоссе. Так и сказал: сначала их обеспечиваем, остальное движение - по остаточному принципу.
А работать в интересах "остального движения" их не заставить. Разрулить любую "пробку" до смешного легко - надо лишь выстроить поворачивающую колонну в один ряд (как того, кстати, требуют и правила дорожного движения). Тогда те сто человек, что хотят повернуть, смогут это сделать чуть медленнее - зато те 500-600, что едут прямо, смогут это сделать без задержек. Но где там - милиции некогда. Им привычнее и приятнее нагло раскатывать на крутых иномарках поперек всех правил, либо вальяжно стоять на посту и трясти водителей за малейшие несостыковки в документах. А работать - это не для них...
Во всём этом один плюс: после Москвы дома ездить до смешного легко. Как-то смешно становится вспоминать, как уставал от городской езды раньше. Сейчас всё местное движение кажется таким неторопливым и каким-то по-особенному добродетельным и правильным. А местные водители - сама вежливость.