Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Category:
  • Music:

FUZZ №8/2008: мнение читателя

Ну вот, случилось чудо – FUZZ появился в розничной продаже и в нашем городе! Причём не с опозданием в несколько месяцев (как это иногда бывало несколько лет назад), но свежий, с пылу, с жару, 8-й августовский номер.



Так случилось, что журнал я не читаю уже почти два года – и вовсе не из-за отсутствия интереса, а по причинам объективным. Так или иначе, интересно было сравнить, тем более после того, как недавно прочитал в одном из блогов, что прежним журнал уже не будет. Сулилось и изменение дизайна, и редколлегии, и что-то ещё. Не знаю, кто как, а я как-то не стал интересоваться редакционным закулисьем у френдов, в числе которых и сотрудники журнала. В конце концов, скажем, истинные ценители БГ любят его за песни, и им совсем неважно, сколько у него есть/было жен. Также и здесь: обнаружив журнал в прежнем формате и дизайне, под старым названием и со старым «костяком» редколлегии, я вполне убедился, что держу в руках всё тот же FUZZ.

Обозревая номер, хочется начать с вопросов, ответы на которые уже как бы и получены, но удовлетворяют не вполне.

И начать следует с самого начала, а именно – с обложки. Да, да, именно – в том, что на обложке изображен Дима Билан (а особенно – при беглом взгляде, на прилавке магазина/киоска) – не возникает никаких сомнений. На недоуменный аналогичный вопрос читателя в своем блоге Екатерина Борисова объясняет это так: "Подпись под «лицом» разверстана самым крупным шрифтом и идет поперек «лица», ее не заметить довольно сложно». Позволю не согласиться. Во-первых, подпись выполнена самым блеклым из имеющихся на обложке цветов, с остальными надписями не контрастирует и на их фоне незаметна даже при крупном размере шрифта. Во-вторых, название 30 SECOND TO MARS лично мне (и, думаю, многим) совершенно ничего не говорит. В третьих, подзаголовок «Лето, Чепмен, Леннон и флэшмоб» объясняет картинку не лучше, чем название группы (в частности, первое слово фразы с фамилией никак не ассоциируется). Отсюда – позволю себе считать, что фото на обложку выбрано неудачно; повторюсь – при беглом взгляде на витрину, где может стоять журнал, фото ассоциируется только с Биланом, и не иначе.

Второй момент, вызвавший дискомфорт при чтении – это отсутствие оценок в рецензиях. Екатерина объясняет это так: «Что до оценок, то мы решили от них отказаться. Отношение журналиста к релизу понятно из текста, оценка к нему мало что добавляет». Да нет, добавляет, и немало. Оценка уже сама по себе – концентрированная рецензия, и отнюдь не приговор группе (альбому). Наличие оценки всегда позволяло понять отношение автора рецензии к альбому предельно чётко; сам же текст (любого автора) зачастую бывал не слишком конкретен (не значит – «плох»), и, давая представление о музыке (жанре), не всегда давал такое же представление о её качестве (уровне). Тем более, раньше часто бывало и так, что, рассказывая об альбоме как о проходном, автор рецензии всё-таки ставил «тройку», а то и «четвёрку» - что уже говорило о многом (скажем, об отсутствии свежих идей, но в то же время – об общей крепкости и профессионализме музыки). Так что, может, во мне и говорит консерватизм, но отсутствие оценок, я считаю – совершенно не полезное новшество.

И ещё одно (но это уж чисто личное) – слишком много материалов о кино. Судите сами: из 76 полос (страниц) журнала (включая обложки), минус 12 полос не о музыке (те же обложки, заголовки, реклама) – остается 64 полосы, из которых пять отданы кино. На мой взгляд, неоправданно много для тематически музыкального журнала. Конечно, если это требование подписчиков – готов считать себя неправым, но всё же, беря в руки FUZZ, хотел бы читать статьи на музыкальные темы, а о другом можно узнать и в другой, специальной прессе. Тем более, что речь в статьях идет о кино не музыкальном…

Конкретно о статьях – не всех, но тех, которые зацепили.

Очередная удача FUZZ’а – рубрика «Человек месяца» со статьей Екатерины Борисовой о Роберте Планте (тут, правда, можно поворчать, что по случаю юбилея Планта под эту тему можно было отвести и бОльшую площадь). Честно говоря, мне всегда интересно смотреть, как в небольшой объем рубрики её постоянные авторы умудряются «запихнуть» текст, вполне исчерпывающе и всегда интересно рассказывающий о музыкантах, о которых уже написаны десятки книг. Материал о Планте – как раз из таких.

«Благородный зверь» (статья А. Старостина о церемонии награждения премией А. Троицкого «Степной Волк»). К самой статье претензий никаких, но что касается мероприятия… Это ж надо же было Троицкому, этому утонченному эстету и любителю экзотических музыкальных форм учреждать премию «за неформатность в области музыки» и награждать ею… кого? Земфиру, ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО, Илью Лагутенко и Шнура – т.е., людей, сформировавших само понятие «формат»! Состарился отец Артемий, что ли?..

Центральной темой номера – для меня лично – стали вовсе не материалы о Джареде Лето, но подборка статей о визите в Россию, и, в частности, в Питер легендарных SEX PISTOLS. Но – сколь интересно было читать, столь и обидно было за журнал, ибо FUZZ в этом случае, что называется, попал под раздачу Великого Панка. Сей факт стал для меня очевиден даже после беглого просмотра пресс-конференции с Джоном Лайдоном, а причины «попадалова» четко объяснил Макс Хаген: «У него, судя по разным интервью, есть два лица: одно для общения один на один, а другое - образ, в который надо входить по случаю». Воистину так – и, поскольку общения один на один не было, не было и Джона Лайдона – человека, а был лишь Джонни Роттен – панк-рокер. И, соответственно, недавнее переводное интервью в ROLLING STONE, взятое в США американским же журналистом (где напротив этого журналиста сидел именно Лайдон, а не Роттен) – было для меня всё же гораздо интереснее…

«Стрессоустойчивость» (о группе COLDPLAY). Автором значится Крейг Маклин (псевдоним? Переводная статья?). Материал мне абсолютно не понравился, и вот почему. Я, признаться, не слышал эту группу совсем – а статья рассчитана явно на знатоков, ибо нигде и никак не упоминается, какую же вообще музыку исполняет группа. Более того, почти вся первая полоса статьи состоит из подробнейших выкладок автора о положении песен группы в разнообразных чартах и их движении там вверх-вниз («ценнейшая» информация!). Продолжающее статью интервью – абсолютно пустое; оно полно откровений Криса Мартина вроде: «…как группа мы не так хороши, как могли бы быть… у нас не получалось так хорошо, как должно было». Ага, четко и понятно. И из таких и прочих откровений и подробностей и состоит вся статья. Результат: как бы всегда считал, что любая статья о музыке должна призывать эту музыку услышать (или наоборот, объяснять, почему этого лучше не делать). Так вот: данная статья вроде бы призывала к первому, но создала впечатление, что музыка группы столь же пустая, как и материал. Посему я, скорее всего, с равнодушием пройду мимо дисков COLDPLAY, если как-нибудь увижу их в музыкальном магазине.

«Иногда они возвращаются» (PHIL о группе YAZOO). Музыка совершенно не моя, но прочитал с интересом, ибо написано просто и понятно. Вот образец хорошего материала – всего в меру: и терминологии, и исторических данных, и современности. Всё это хорошо ложится в память, и, уверен, эта статья вспомнится, если доведется всё же услышать музыку группы. Стоит добавить также, что хорошим добавлением к статье служит и небольшой отчет Н. Завриева о выступлении YAZOO на фестивале «Sonar» в Барселоне.

«Метаморфозы» - фотографии БГ разных лет с небольшими комментариями. Хорошая разбивка статей – уж, во всяком случае, лучше, чем комиксы. Если это есть (будет) постоянная рубрика – лично я «за».

«Облунение и принуление» - очередной материал Анны Жавнерович, который трудно читается из-за невнятности. После его прочтения фигура Джареда Лето так и осталась для меня загадочной. К тому же, я так и не понял, почему в статье шёл-шёл разговор о группе и вдруг перескочил на обсуждение флэшмоба как явления. Это словно бы склеили две главы разных книг – и при этом сделали вид, что так и надо. Идущий в связке материал Светланы Щагиной о том же музыканте (на этот раз о его киноработах) более понятен, но интереса к герою номера особо не повышает…

Рецензии.
Владимир Смирнов о новом альбоме Ю-ПИТЕРА. Хороший материал, лишний раз подкрепивший мое давно сложившееся мнение о Бутусове. А именно: петь-играть-записываться Вячеслав, скорее всего, будет ещё долго, но всё им созданное по-прежнему не будет иметь никакой художественной ценности. А народ будет всё так же ломиться на концерты и требовать «Я Хочу Быть С Тобой». Может, я неправ – но в таком мнении меня убедили все эти «Овалы», «Яблокитаи» и прочее…

Людмила Ребрина о новом альбоме Ольги Дзусовой и группы СС-20. О том, что послушать эту группу стоит обязательно, так или иначе упоминало уже пугающее количество людей, мнением которых я дорожу. И вот ещё одно такое мнение. Что ж, доконали: как говорил Семён Семёныч Горбунков – «будем искать…»

Яна Ди – об альбоме группы ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВЕСНА. Я слышал, правда, только четыре песни, выложенные на сайте группы. Но вот уже вторую рецензию читаю где – по-моему – об альбоме и группе в целом написано лучше, чем они того заслуживают…

Мария Вдовина – об альбоме LUMEN. Охотно верю, что рецензия соответствует содержимому релиза, картина вырисовывается четкая и понятная. Но я как-то не могу понять ни людей, полностью верящих Тэму, ни самого Тэма. Казалось бы – вот же оно, наше, рокерское, протестное, то, чего так долго ждали и не находили в творчестве большинства самых интересных исполнителей последних полутора десятков лет. Но вот как-то не достают эти песни до глубин души, что ли. И не знаю, что мешает – излишне ли крикливый вокал, царапающий ли, перетяжелённый саунд или что ещё… Не лезет это всё в голову, не близко как-то, и на их концерт в Пскове этой зимой я не пошёл…

Екатерина Борисова о переизданиях классических альбомов КРУИЗА. Да, оказывается, можно узнать новое об одном из базовых для меня альбомов и через двадцать лет. Новостью для меня стало и то, что альбом – всего лишь демо-запись, и то, что басист Васильев в записи не участвовал, хотя присутствует на обложке. Насчет плоскости звука не скажу (давно не переслушивал) – но четко помню, что тогда пластинка поражала не только сложностью музыки, но, в том числе, как раз и широтой звуковой палитры – особенно на фоне других уже выпущенных к тому времени виниловых дисков советского металла. По поводу англоязычной же версии с улучшенным звуком – хорошо помню, как нас тогда… обижала эта запись. Обижала именно её англоязычность: нет, мы ничего не имели против того, чтобы группа попробовала себя на Западе – ну так и пела бы для западных слушателей по-английски, а для нас – считали мы – можно было бы сделать и версию с понятными нам текстами. Именно поэтому тот немецкий диск (его кассетная версия, конечно) как-то не воспринимался нами всерьёз тогда и вряд ли воспримется сейчас…

Сергей Горцев – о книге матери Гребенщикова «Мой сын БГ». К рецензии, опять же, нет претензий. Но если книга именно такова, какой её описывает автор рецензии, то я тем более покупать её никогда не буду. Ибо вся эта информация – родственники БГ, его бабушки и жены, его детство и школьные годы, его личная жизнь – вся эта информация однозначно из разряда «желтой прессы» и совершенно непонятно, для чего она сейчас вытащена наружу. Подогреть остывающий интерес к творчеству сына? Но такой ход однозначно не красит Людмилу Харитоновну и уж тем более самого БГ. К тому же вряд ли БГ стал тем, кем он стал – благодаря родителям; вряд ли именно они подсовывали ему пластинки Дилана, Болана и Боуи. Как правило, становление наших ведущих музыкантов происходило не благодаря, а – вопреки тому, что из них пытались слепить их родители. И запоздалая попытка разделить славу детей (а то и объяснить её собственным влиянием) чаще всего ничего, кроме жалости, не вызывает.

И снова упомяну об оценках, которых – не хватает. Ибо, несмотря на то, что рецензенты, как правило, внятно излагают свои доводы как «за», так и «против», всё же уровень альбомов остается не вполне понятен. Например, за альбом BLACK ANGELS в рецензии Макса Хагена могло стоять и «три», и «четыре», а за альбом СЕВЕРО-ВОСТОКА в рецензии Екатерины Борисовой – от «двух» до «четырех» запросто, ибо последние пять слов рецензии решительно переворачивают сложившуюся уже было в голове картину.

В общем и целом: несмотря на настораживающие обещания начала лета, журнал всё же остался прежним. В то же время лёгкие изменения налицо – что можно расценивать и как поиск дальнейшей дороги. Ну а что она будет долгой – наверно, в этом можно не сомневаться!..
Tags: музыка
Subscribe

  • Сanzoni nella loro lingua madre

    Как-то, общаясь в комментах на Ю-тубе с лидером итальянского метал-бэнда FROZEN CROWN Федерико Монделли, я полушутя-полусерьезно заметил, что его…

  • "Май бьютифул томорроу, донт лид ми ин ту сорроу" ))

    "Прекрасное далёко" - точнее сейчас о Лучшем-Городе-На-Земле пожалуй и не скажешь. Как же хочется туда - по-настоящему, а не так как сейчас, широкой…

  • Артис

    Очередной рейс. Дают двойную загрузку. В Литве, под Клайпедой, на терминале Влантаны загружаюсь консервированными овощами. На следующий день…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments

  • Сanzoni nella loro lingua madre

    Как-то, общаясь в комментах на Ю-тубе с лидером итальянского метал-бэнда FROZEN CROWN Федерико Монделли, я полушутя-полусерьезно заметил, что его…

  • "Май бьютифул томорроу, донт лид ми ин ту сорроу" ))

    "Прекрасное далёко" - точнее сейчас о Лучшем-Городе-На-Земле пожалуй и не скажешь. Как же хочется туда - по-настоящему, а не так как сейчас, широкой…

  • Артис

    Очередной рейс. Дают двойную загрузку. В Литве, под Клайпедой, на терминале Влантаны загружаюсь консервированными овощами. На следующий день…