Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Categories:
  • Music:

О живописи

В живописи я не разбираюсь совсем и никогда ею серьёзно не интересовался. Все эти школы, имена, стили и прочее для меня - пустой звук. Вот такой я ограниченный, что поделать...

И, тем не менее, любимый художник у меня - есть. Творчество которого я люблю давно и серьёзно, с тех самых пор, как впервые увидел его картины.

Это литовский живописец, поэт и музыкант Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911).


Помню турпоездку в Каунас в начале восьмидесятых. Помню, как среди предложенных экскурсий посещение художественного музея имени Чюрлёниса мне, тогда ещё подростку, казалось наиболее скучным, неинтересным и необязательным. Так я думал до того, как попал в этот музей...

Вот эта картина - "Спокойствие" - сразу же, что называется, сорвала мне башню. Видевший до этого разве что ничего не говорящую мне портретно-пейзажную живопись да репродукции произведений соцреализма, я не мог представить, что можно рисовать - так.

Комментарий к этой картине из "Книги прошлого" (С. Воложин) - полностью книгу см.: http://www.art-otkrytie.narod.ru/chiurlionis1.htm

"...здесь выступающий в море мыс оказывается каким-то немыслимых размеров зверем, две пещеры в скале - надбровными дугами и глазными впадинами, а костры, горящие по одному в каждой пещере,- огненным блеском глубоко запрятанных глаз этого безумно огромного зверя. Может ли человечество противопоставить ему силу? Вряд ли. А может договориться, упросить, откупиться?.. В “Спокойствии” зверь имеет глаза и даже пристально за нами наблюдает. Но уж слишком отчужденный это взгляд. Что он выражает? Ведь зверь явно притаился. Горизонт для него - как край камня, за которым он распластался и прячется. Глаза смотрят непонятно и загадочно. Не алчный ли огонь в них горит? Вроде, нет никакой угрозы, но и никакого доброжелательства, добродушия, даже намека на них. А полная неизвестность, неуверенность, неопределенность во много раз усиливает недобрые предчувствия."

Дальше - больше. "Сказка королей". Наверное, не приходилось встречать картины, столь переполненной магией. Я не мог от неё оторваться, хотя и не мог истолковать её себе. Не мог тогда, не могу и сейчас. Я просто знаю, что это -гениально.


"Музыка леса". На первый взгляд - ничего особенного. Грубовато нарисованные мрачные стволы деревьев, и не более. Но, приглядевшись, замечаешь: невнятные поперечные штрихи в центре картины - не что иное, как рука, а в изогнутом дереве на переднем плане угадываются очертания арфы. Комментарий из "Книги прошлого":



"...Здесь в первую очередь обращает внимание контраст переднего и заднего планов: темной, еще ночной опушки леса - и нежного утреннего света в безоблачном небе над бескрайним ровным до горизонта полем.

Есть такой закон картинной плоскости: если свет помещен слева - он как бы незаметен, внимание - на форме, им освещенной; если же свет справа, то воспринимается в первую очередь факт освещенности.

Свет борется с тьмой. Ему трудно продвигаться налево. Но хотя тьма по площади занимает подавляющую часть, внимание - на свете. Он неодолим, как утро. А лес этого еще не знает. В нем почти ничего не различить. Лишь еле-еле проступает одна-другая ветка.

Но что это? Какие-то волокна тумана перечеркивают темные стройные стволы. А все вместе это как будто какая-то невесомая, как дух, прозрачная рука едва-едва касается струн огромной арфы... Или рука указывает на путь к свету?.. Может, лес так дремуч, что даже днем солнечный луч не проникнет в него. Что же повернет тьму к свету? Музыка, искусство, пробуждающее даже в темных душах свет правды и красоты... Или это странствование души самого Чюрлениса, которому не музыка, а живопись открыла истинный свет самовыражения? - Ведь это самая первая его картина... Или, наоборот, он благодарен музыке, раскрывшей в нем поэта и пробудившей от немоты мещанской ночи? Или все же слишком зыбка надежда увидеть чащу освещенной?.."

Чюрленис был не только художником, но и музыкантом. Недаром его называли автором "музыкальной живописи". Им написаны циклы картин, пронизанные музыкой и неотделимые от неё: "Соната звёзд", "Соната моря", "Сотворение мира"... Вот толкование некоторых его циклов: http://www.altshuller.ru/rtv/rtv8.asp



О Чюрлёнисе можно рассказывать бесконечно: всего за несколько лет творчества (все 400 картин написаны им с 1903-го по 1909 годы) он создал свой уникальный мир, по мнению специалистов, понятный до конца лишь ему одному.

Мне было бы интересно мнение прочитавших о картинах этого великого художника, а также - есть ли у вас любимые живописцы и почему именно они?..

P.S. Все картины Чюрлёниса можно увидеть тут: http://www.magister.msk.ru/art/ciurlionis
P.P.S., он же - offtopic: Current music к данному посту выбрана не случайно - я никогда не был в большом восторге от песен Алексея Абакшина - просто это человек, написавший лучшую из известных мне песен о картинах.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments