(даже и не знаю, что ещё можно установить в машину - с учётом того, что на Новый год мне подарили автомобильную кофеварку :)) Подключу и установлю всё по-человечески - фотки будут.
Так вот, о навигаторе. Вообще, я не думал его покупать. Казалось, это и дорого, и не больно нужно - при моих-то однообразных рейсах. Но, выбирая новогодний подарок для жены, я увидел в магазине совсем недорогие навигаторы - всего по 1990 руб. Плюс начали поступать некие средства за написанные статьи - каковые захотелось и потратить нештатно. И я загорелся именно навигатором.
От первоначально присмотренного навигатора фирмы Mapitan меня отговорили быстро. С другой стороны, на по-настоящему серьёзный аппарат у меня, во-первых, не хватило бы никаких денег, во-вторых, автоматически это потянуло бы замену мобильника, покупку камеры заднего вида и Бог знает, чего ещё - пришлось бы мне работать на машину, а не машине на меня :)... Поэтому начал искать аппарат средней цены - 3-5 тысяч, с минимумом ненужных мне функций.
Остановился сперва на аппарате Explay PN-375, но, пока ждал поступления гонораров, его успели купить. И, пожалуй, к лучшему: отзывов на него положительных нашёл столько же, сколько отрицательных. Придя же в магазин уже с деньгами (выбрал магазин М-Видео - там всё же самый широкий выбор, хотя и не самые низкие цены), больше получаса мучал продавца вопросами, хотя изначально довольно плотно изучил вопрос.
А выбор, на самом деле, оказался небольшим. Оказалось, из почти двух десятков имевшихся у них аппаратов лишь два позволяли устанавливать более одной программы навигации. В остальных же, по словам продавца, ничего менять не рекомендовалось - якобы, это чревато полным выходом из строя.
Из двух оставшихся Explay PN-445 привлекал как бы больше: большой 5-дюймовый экран, три предустановленные программы навигации, блютус и прочее. Короче, модель "на вырост". Но, по здравом размышлении, остудил себя: 6300 за игрушку для меня всё же дороговато. И я остановил свой выбор на teXet TN-505. Если коротко: экран 4,3 дюйма, предустановленная навигация Навител 3,2, приёмник и процессор SiRF, 64 канала, аудио-видео, стильный тонкий корпус и ничего лишнего. Немного напряг тот факт, что на этой модели стоит MS Windows CE NET 6.0 Core, которую поругивали, но, в конце концов, не бывает ничего идеального...
(Вопрос к знатокам №1: как установить на навигатор программу Сити Гид? Устанавливают её вместе с Навителом или вместо него? Если вместе - как переходить с одной программы на другую? Если можно, попроще...)
В первом рейсе аппарат постарался особо не мучить: использовал только как электронный атлас плюс функцию ведения до намеченного адреса.
Насчет функции атласа. Первая точка погрузки была в городе Сафоново - райцентр Смоленской области, в 80 км от Смоленска, чуть в стороне от трассы М1 (Москва - Минск). По трассе аппарат видел всё. Стоило свернуть в Сафоново - тоже показывал как бы всё: дорожную сеть, отдельные дома, железную дорогу и переезды, характер местности. Но вот - не было названия улиц, и это немного обламывало. Наверно, нельзя требовать от Навитела невозможного (или ещё слишком рано требовать - дело относительно новое), но факт остаётся фактом: имея навигатор, на точку я пришёл только в сопровождении машины грузоотправителя.
Понравилось: дневной-ночной режимы (красиво и удобно). Понравилось голосовое сопровождение и качество звука (от встроенного динамика ожидал меньшего - впрочем, закачивать музыку ещё не пробовал, так что о звуке пока рановато).
Понравился указатель скорости в углу экрана - цифровой, и точнее стрелочного спидометра. Понял его точность, когда поиздевался над гаишниками: в одном месте на трассе, где скорость не более 60, я аккуратно держал 59 км/час, а гай до последнего следил за мной радаром - почти в упор. Потом плюнул и ушёл в машину. Гы :)))...
А вот предупреждение о радарах какое-то бредовое. Несколько раз - да, он засёк засады и предупредил сигналом. Но всякий раз выдаёт для зоны слежения какую-то уж совсем запредельно низкую скорость: 30 - там, где можно 60, 40 - там, где можно 70, и т.д. Но главное - процентах в 80 случаев, когда он предупреждал о радарах и рекомендовал снизить скорость, никаких радаров и в помине не было. Не мог я не заметить в чистом поле. И ещё он реагировал на места, где раньше были стационарные посты ГАИ, давно закрытые.
(Вопрос к спецам №2: это глюк, или так и должно быть?)
Что обломало - и для меня это самый большой минус Texet'а: не держит зарядку. Зарядил аккумулятор полностью - в автономном режиме аппарат держится час пятнадцать - час двадцать. Потом начинает стонать о разряде батареи и просит кушать :)) :((. Емкость аккумулятора здесь 900 мА*час, но в инструкции заявлена работа в автономном режиме до 4-х часов. Понимаю, реклама, то-сё - но всё же:
Вопрос к спецам №3: быстрая разрядка - это глюк, или так и должно быть? Не вредно ли ехать всё время держа его включённым в прикуриватель? Не вредно ли будет для бортовой сети, если поставить разветвитель прикуривателя и заряжать одновременно мобильник и запитывать навигатор (прикуриватель запитан от адаптера рации на 12 вольт, если чё)
Ну и о самой навигации.
По самой Москве водит хорошо. Специально включал его на знакомые адреса и дороги, чтоб проверить правильность указаний. В принципе, нормально, хотя и не всегда ведёт оптимальными путями. Например, выезжал с Походного проезда (район Волоколамки) в сторону Ленинградки в область. Там до ул. Свободы - пара поворотов, дальше прямая дорога. По навигатору этих поворотов я сделал штук семь :((. Хотя и вышел на Свободу в конце концов, и ближе к МКАДу, чем по обычному маршруту. Точность и простота указаний - это да. На круговом: "первый съезд" - всё понятно, понятнее, чем если бы "вправо-влево". Дворами не ведёт - ведёт главными магистралями и более-менее крупными улицами. В общем, при поиске незнакомой точки вполне можно довериться. Хотя и не без осторожности, конечно.
А вот по Московской области косяков хватает. В Щёлково половины названий улиц нет на карте аппарата. Пришлось ехать примерно в нужный район, там искать по обычной карте. Единственный плюс - если уменьшить масштаб, показывет хотя бы общую прорисовку улиц и названия хотя бы некоторых - имея карту, нетрудно определиться.
Тщательность прорисовки иногда умиляет: в Московском (город-спутник по Киевскому шосссе) на карте есть даже колеи, проложенные через поля гусеницами тракторов. Хорошо, правда, что он не предложил мне на Atego срезать расстояние по такой дорожке :))). Цветовые совпадения: базу в чистом заснеженном поле на карте так и показывает - точка на белой карте :))).
В Зеленограде на точку пришёл самостоятельно, по схеме (точного адреса не было, вводить в навигатор было нечего) Обратно на Ленинградку вышел всё же по навигатору - не заплутал, и даже не попал под знаки. Правда, вот функции "грузовой автомобиль" в картографии не хватает.
По дорогам Московской области вне населёнки - и того хуже. На А107 - дальней кольцевой вокруг Москвы - шёл от Ленинградки до Минской трассы, и навигатор настоятельно предлагал мне съехать с трассы и свернуть - то ли на железную дорогу, то ли на тракторную колею вдоль неё. Ну да, так, наверно, было короче :)). Посредь дороги через лес, вне населёнки и перекрёстков вдруг объявлял "вы ушли с маршрута", перепрокладывал маршрут и как ни в чём не бывало, заявлял : "Продолжайте движение". Паникёр...
При въезде в Псков и того хуже. Псков отображён на карте подробно, со всеми названиями улиц и прочим. Но вести меня до базы он пытался только основными дорогами, напрочь закрытыми для грузовых. В результате за 10 км от въезда в город до базы маршрут он перепрокладывал раз двадцать...
Очень хочу теперь попробовать СитиГид. Да и освоить поподробнее сам девайс тоже. Дай Бог, чтоб быстрая разрядка не была поломкой - очень уж не хочется сдавать его в магазин. Понравился, блин...