Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

К 23-му февраля

Тут мне уже как бы и влетало за непроверенные перепосты :))... но - не удержусь, размещу ещё один. Это же интересно! Тем более, что к дате - как раз к 23-му февраля.

Фрагмент темы прочитал в сообществе mil_history, а полностью - на известном сайте кадета Биглера. Тема для меня близка, поскольку имя главного героя знакомо мне с детства, а местность, о которой идёт речь, изъезжена вдоль-поперёк многократно и даже, некоторым образом, связана с моими собственными предками.

Я думаю, большинство из вас читало/наслышано о партизанском движении в годы Второй Мировой войны (в данном случае, имеются в виду партизаны советские). Так вот. Что мы представляем себе, говоря о партизанах? Небольшие, максимум в несколько сотен человек, отряды, кочевая жизнь по лесам, "рельсовая война", стемительные, скоротечные атаки - и долгие, изнурительные уходы от немецких облав, и т.д.

А что вы скажете - об отряде в тылу немцев, развёрнутом в полноценную бригаду (2500 человек), с артиллерией и зенитками? Об отряде, не только не бегавшем от немцев, но по нескольку месяцев занимавшем в тылу врага стационарную базу с множеством хозпостроек? Об отряде, имевшем свой постоянно действующий аэропорт(!), а чуть позже - и железнодорожное сообщение(!!!) с Большой Землёй? Об отряде, который немцы попросту старались не замечать - ибо себе дороже?..

А такой отряд - был.
И назывался он - 3-я Ленинградская партизанская бригада под командованием Александра Викторовича Германа.



Об уникальном боевом пути соединения читайте здесь:

этого показалось мало. В ходе одной из вылазок была обнаружена проходившая недалеко от базы «торфяная» узкоколейная железная дорога с брошенным на ней впопыхах при отступлении подвижным составом - паровозами, вагонами и платформами. Дорога вела к линии фронта, причём по самым глухим топям и болотам (собственно, там торф и добывается). Была одна незадача - участок узкоколейки проходил по окраине узловой станции Подсевы, служившей перевалочным пунктом немецкой армии и имевшей сильный гарнизон. При необходимости перевозок каждый раз наносились сокрушительные удары по станции и «под шумок» партизанские составы успешно проходили нехорошее место. В конце концов (жить-то хочется) командование гарнизона просто прекратило обращать внимание на снующие туда-сюда через окраину станции маленькие паровозики и вагончики, тем более, что они проблем особых не создавали, вели себя прилично и предпочитали перемещаться по ночам. Всё это время осуществлялись партизанские перевозки с линии фронта (!) в тыл противника (!) по железной дороге (!). Такого никогда не было ни до, ни после.

Возможно, это байка - но байка красивая. И правды там процентов 80, не меньше. И вот почему.

С именем А. В. Германа я знаком с детских лет, когда зачитывался военно-исторической литературой. О нём много написано в местных прессе и литературе - и всегда этот талантливый командир преподносился как мастер нестандартных решений. Всё, что описано по вышеприведённой ссылке, очень похоже именно на присущую А. В. Герману манеру воевать. Воевать по-суворовски - не числом, а умением.

Станция (деревня) Подсевы существует и сейчас. Это ровно 50-й километр от Пскова по шоссе Псков - Порхов - Дно. "Большая" железная дорога там действует до сих пор - собственно, это железная дорога Таллинн - Москва. Про узкоколейку только слышал, что была, но сам не видел.

Зато как раз недалеко от Подсев сохранился интересный участок шоссе. Местность там действительно болотистая (в статье всё описано очень точно), и шоссе Псков - Порхов там всё время петляет; прямые участки дороги - метров по 200-300, не более.
Лишь в одном месте имеется единственный прямой как стрела участок шоссе - не меньше пары километров. От этого прямого участка через каждые сто - сто пятьдесят метров то вправо, то влево отходят короткие, метров по 15-20, ответвления - словно бы начали строить поворот от шоссе, а через 20 метров бросили.
Сотни раз проезжая там мимо, я долго не мог понять, что это такое. Пока мне не объяснили.
Эти коротенькие ответвления и были стоянками немецких истребителей. А единственный прямой участок шоссе - взлётной полосой...

И ещё одно. Моя ныне покойная бабушка (1910-го года рождения) все три года оккупации прожила всего в 60-70 км от этой самой станции Подсевы. Там же в 1942 году родилась моя ныне тоже покойная мама.

Я не раз в детстве расспрашивал бабушку о годах войны, о жизни в оккупации, надеясь услышать от живого свидетеля подтверждение тому, чему нас учили в советской школе: о тяжких годах немецкой власти, об издевательствах над мирным населением немецких солдат, и т.д. На что она мне всякий раз отвечала: войны она просто... не заметила. Да, летом 41-го через их деревню прошла немецкая армия (Псков немцы взяли 9 июля 1941-го, на 18-й день войны), а дальше... дальше были чуть ли не три самых спокойных года в её жизни. Ибо никакой власти не стало вообще и никто не мешал просто жить. Немцы жались к Пскову и более-менее крупным населённым пунктам (Порхов, Остров), по деревням предпочитали не шастать, так что местные крестьяне оказались просто предоставлены сами себе.

Лишь иногда на базаре (в каком населённом пункте - не уточнял) они слышали, что вот, "большевики" там-то напали на немцев, там-то подорвали рельсы, и т.д.
Так что упомянутые в статье факты о контроле партизан над целыми районами и об отсутствии продналога с крестьян - тоже правда.

Вот насчёт поездов на Большую Землю - не знаю. Но, мне кажется, могло быть. Вполне.
Tags: страна
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments