На этот раз ничто, как говорится, не предвещало. В четверг вышел на работу, предвкушая обычный офисный день. Дел хватало: проконтролировать работу двух машин в Санкт-Петербурге, принять командировку у водителя вернувшейся из СПб машины, придумать ему задание на пятницу, составить также задание на "Сканию" тоже на Питер... Плюс - кое-какая рутинная работа - счета, платёжки, обзвон поставщиков.. Плюс - решить, что делать с вывозом товара из Москвы.
Вот эта последняя задача и отправила меня на трассу.
Груза в Москве на этот раз было немного - не больше 3-х тонн. И весь товар срочный - большая его часть вообще заказы нашего Интернет-магазина. А интернет-торговля - там всё очень просто: не привёз заказанный покупателем товар вовремя - покупатель просто уйдёт в другой магазин, он ведь ещё не платил денег... А ты останешься с эксклюзивной, дорогой вещью, которую теперь попробуй реализуй...
В общем, надо было ехать и всё это срочно вывозить.
И тут встала дилемма - кого посылать?.. Замечательная "Скания" на этот раз не годилась: слишком мало для неё груза, а её расход топлива... ну, всю прибыль не съест, но сильно её понизит. Это казалось не сильно интересным вариантом, а других грузов из Москвы попросту не было.
Посылать наемника? При своих свободных машинах - идиотизм...
Оставался ещё один вариант. В нашей фирме есть ещё и небольшой грузовичок - Хундай-72. Это вот такое чудо корейского автопрома:
Купленный фирмой новым в 2007-м году, он осуществляет все основные доставки для нашей торговой сети из Санкт-Петербурга, делая 3-4 рейса в неделю. И как бы ничто не мешает отправлять его и по другим маршрутам.
Но. Но проблема - в водителе.
Водителя этой машины ленивым не назовешь, скорее, наоборот - практически, он лучший сейчас в нашей фирме. Вся доставка из СПб держится на нём, он такой же "специалист" по Питеру, как я по Москве; он единственный из всех наших водителей способен за один день доехать до Питера, выполнить там погрузку на 12 - 13 точках и вернуться обратно. За один день!..
Но в Москву ездить отказывается категорически.
При этом называет причины, которые лично я уважительными считать ну никак не могу: далеко, тяжело, неприспособленная для таких рейсов машина, сильно трясёт, и т.д.
Мне же - после того памятного рейса в Москву на Газ-53 - такие причины просто непонятны. Ну совсем!..
В общем, причины причинами, а вывозить товар из Москвы было нужно.
Поговорил ещё раз с водителем - наотрез. Нет, и всё!.. Далеко, тяжело, трясёт... Даже обещания хорошей доплаты (это реально можно было бы сделать) не сдвинули дело с мёртвой точки.
Тогда сказал, что поеду сам. На его машине. Нам нужен товар! И есть машина. Проблема в водителе? посадим того, кто ехать может...
Как говорил старина Зорг - "всё приходится делать самому" :))).
На это водитель как-то не возражал - скорее, обрадовался неожиданному выходному. И, когда решили этот вопрос, был уже третий час дня - а на Москву вообще-то у нас обычно выезжают в три-четыре часа, чтоб не опоздать и успеть поспать хоть немного.
А у меня была ещё работа в офисе. Предстояло ещё собрать командировку на "Сканию" на Питер, предстояло написать задание на Москву самому себе, предстояло обговорить все загрузки на следующий день - и в Москве, и в Питере, предстояла кратковременная передача дел начальнику - на время моего отсутствия логистическая работа всё же оставалась, предстояло принять машину...
В общем, когда покончил со всем этим и вышел из города на трассу - был уже восьмой час вечера. И опаздывать начал прямо сразу, со старта. И с самого начала понимал: "нарисованные" самому себе шесть точек погрузки, да ещё в пятницу, удастся выполнить, только если очень-очень повезёт.
Ехать решил на этот раз через Новгород. Давно не ездил той стороной - надо же было посмотреть, как там дела... Да и расстояние до Москвы там самое короткое. И, хотя псковские водители не любят тот маршрут из-за сильной загруженности трассы М-10 (Москва - Санкт-Петербург), я рассчитывал. что мне это не помешает, так как я-то туда попаду только после 12-ти ночи, когда большинство дальнобойщиков всё же уже спит по стоянкам...
...На первых же километрах стал присматриваться к машинке. Что такое 72-й Хундай? Это 3,5 тонны грузоподъёмности, это 21-кубовый фургон, это простота управления и общего устройства в последнем пределе. Обычные, без АБС, тормоза, 5-ступенчатая коробка передач (фактически - 4-х ступенчатая: 1-я передача практически не используется, даже полностью груженая машина легко трогается со 2-й).
Что такое кабина 72-го "Хундая"?
Это очень маленький объём с очень неудобной посадкой: ручек, за что можно было бы ухватиться, нет - приходится браться прямо за руль - что тоже неудобно, он не в той плоскости. Прямой же посадке мешает колесо, а подножка - слишком далеко в стороне... Запрыгнуть с земли тоже не удастся - слишком низкий потолок...
Это диванчик для 2-х пассажиров и кресло водителя, начисто лишенные какой-либо амортизации - всё приварено намертво прямо к кабине. Это отсутствие шумоизоляции - совмещенные гул от резины на скорости более 50 км/час и шум высокооборотистого дизеля исключают использование рации - просто ничего не будет слышно. если же включить музыку - то, чтобы забить штатные шумы, надо делать это весьма громко - от чего быстро устаёшь...
Это приборная доска, не имеющая никакой электроники (разве что, цифры часов внизу приборного щитка). Из приборов - только спидометр, тахометр, указатели температуры и уровня топлива. Всё!.. И, конечно, нет не только бортового компьютера, но даже амперметра и указателя давления масла - что было даже в древних "газонах"
Правда, есть ещё слабое подобие регулировки руля - и по вылету, и по наклону. Буквально чуть-чуть по обоим направлениям. Но при опускании руля в нижнее положение вся отдача от колёс начинает дубасить в рулевую колонку - так что можно считать, что этой регулировки практически нет. При наклоне же руля в самое удобное положение (вниз) - верхняя часть рулевого колеса начисто перекрывает все четыре прибора.
Интересно, какой рост был у того, кто всё это придумал?... Метр в прыжке?..
Но есть и положительные стороны. Во первых, это динамика. Из всех трёх моих последних машин - Атего, Скания и Хундай - именно Хундай быстрее всех набирает скорость (ускорение 136-сильного турбодизеля сопоставимо с легковой машиной). Разумеется, в силу своих габаритов он и более маневренный. Ездить по Москве - из всей троицы - удобнее всего именно на Хундае!..
И второй несомненный плюс - это, как ни странно, жесткость подвески и вообще, крепкость и неубиваемость машинки. Здесь уместно сравнение с Атего: если по дорогам с заплатками Атего идёт, жалобно дребезжа и всеми своими звуками изображая "вот-вот развалюсь" - то Хундай идёт по ним же ровно и как-то мощно, совершенно без пробоев даже на крупных ямах. Да и тряска, на самом деле, сопоставима с тряской в Атего - хотя у того и водительское кресло на пневмоподвеске...
...О дороге Луга - Новгород писал здесь уже много, и повторюсь лишь коротко: за прошедший год лучше она не стала - лишь наоборот, ещё более убитой. Никакого намека на ремонт там как не было, так и нет, а транспорт идёт, снося последние остатки древнего, наверно, ещё советского асфальта. Вообще, дальнобойщики - после проездов по таким местам - выдирают страницы из атласов, чтоб больше неповадно было туда забираться. Не поступить ли так же?..
На трассу М-10 выхожу минут за 10 до полночи. Сознание того, что опаздываю, сильно давит: до Москвы ещё 530 км, а времени на это (до открытия первой фирмы погрузки) всего 9 часов, да там ещё до самой фирмы пол-Москвы нужно проехать. А уже сильно хочется есть (за день в офисе пообедать времени как-то не нашлось), и скоро явно захочется спать, а времени на это как бы и нет...
Качество ремонта наших дорог остаётся на том же уровне. Пафосная четырёхполосная новгородская объездная всего-то на второй год уже обзавелась немаленькими ямами. Представляю, сколько денег было вбухано в это строительство... а сколько ещё просто до него не добралось... И что будет ещё через год, когда не останавливающийся здесь никогда сплошной поезд из фур растянет эти ямы от края до края?...
Подхожу к "Крестецкому автобану" - так постоянно ездящие здесь дальнобойщики называют 36-километровый отрезок трассы до и после райцентра Крестцы. Отрезок, весь сплошь состоящий из асфальтовых заплат, по которому даже фуры с хорошей амортизацией редко держат скорость свыше 60 км/час. На удивление, "Хундай" хорошо справляется с этим, с позволения сказать, покрытием, лишь глухо постукивая подвеской на ухабах. При этом удается поддерживать хотя бы общую скорость всего потока - чего на Атеге практически не удавалось... Хотя за год, что меня здесь не было, и "Крестецкий автобан" порядком подразвалился - колонна фур постоянно тормозит и извивается, обходя совсем уж непроходимые ямы...
Еле-еле удается дотерпеть до Литвинова - деревни, от которой начинается всё-таки более-менее нормальная трасса. А там и Валдайские горки, проходя которые, стараюсь держать скорость общего потока: ведь иду "глухонемым", без рации, и сообщения о засадах до меня не доходят... В этом случае легче всего не попасться на превышении, идя "как все" - всех не остановят...
За Литвиновым начинает понемногу наваливаться сон. Но решаю тянуть до Киселёнки - там и покушаю, да и безопасно, сколько раз проверено...
Трасса давно расписана по времени, и знаю, что, чтобы не опоздать в Москву и не попасть в утренние пробки - Киселёнку лучше всего проходить до 2-х ночи (оттуда до МКАДа - 241 км). Но опоздание уже никак не сократить - прихожу на родную стоянку лишь в половине пятого. Плюю на график - всё равно уже сломан - и иду обедать (завтракать? ужинать?).
Столовая - в половине пятого утра! - битком набита. Что вы хотите, популярное место... Выстаиваю неслабую очередь человек из 15-ти, одно хорошо - обслуживают здесь очень быстро, не больше минуты на каждого, да и ждешь, пока принесут еду (здесь ещё и официантки!) всего минут 5-7... А вот цены, такое ощущение, что подскочили. Ну, где это видано: полпорции супа, блинчики и кофе - 170 рублей! Это ведь не ресторан всё же, а обычная столовая для шоферов...
Съедаю обед, забираюсь в кабину. Ставлю будильник на полтора часа вперёд (катись оно всё...) и мгновенно отрубаюсь...
Короткий сон освежает не надолго. Выезжаю со стоянки, трасса уже порядком подзабита спешащими на Москву фурами. Светает. Тверь прохожу относительно бодро, а дальше сон наваливается опять. Дотягиваю до Завидова - напротив собора хорошее кафе. Десять минут отдыха и ещё одна чашка кофе (не до фига 50 руб. за кружку, нет? нет, когда засыпаешь...). А там уже и Московская область, и утренние пробки в Клину и в Солнечногорске, и магнитола уже принимает "Сити-ФМ", и вот уже десять утра, и захожу на МКАД.
Десять часов. Очень поздно, да. Ну, сделал всё. что мог.
Решаю, какие точки из шести наиболее важные (уже понимаю, что всего не сделать), и двигаюсь к первой - на Варшавку.
Ориентироваться по пробкам остается - в отсутствии рации - единственно по радио. Но день сегодня - 1 апреля, и каждый отрывается, как может... Вот и ди-джеи "Сити-ФМ", вперемешку с настоящей информацией, несут в эфир откровенную чушь. Не знаю, насколько корректны с их стороны шутки о забитом южном МКАДе (слушая про это, иду как раз по этому месту со скоростью 80 км/час) или о намертво стоящем заходе в город на Варшавку (толкотня только до поста и немного до улицы Янгеля - ну, когда же перед Янгелем-то не толкаются? Разве что ночью...).
Хотя были и удачные шутки. Например, в очередном выпуске новостей ведущая самым серьёзным тоном сообщила, что московская мэрия наконец решила проблему Химкинского леса. По её словам, решено выкопать все деревья и пересадить их... на Триумфальную площадь. Таким образом, разом решаются все проблемы: объект охраны правозащитников окажется под их непосредственным присмотром, и, кроме того, протестуя в лесу (!!) митингующие не будут мешать тем гражданам, которым нет дела до их протестов...
Ну разве не прелесть?...:)))
...На первую точку погрузки - на 2-й Нагатинский - прихожу только к 12-ти часам. Спать хочется жутко; на себе ощущаю, что "тяжесть век" не фигуральное выражение... Поднимаюсь на четвёртый этаж за документами на товар; в этой фирме нужно получить мини-трактор Беларусь-132Н с комплектом навесного.
Здесь меня ждут; нужно оформить очень много документов. Трактор - всё же транспортное средство. Оформлением занимаются сразу трое (один - документы на трактор, второй - на навеску, третий - общее руководство и посильно возможная путаница в документы). Время от времени дают бумаги на подпись; подписываю не читая, смотрю только заголовки документов. Формируют пакет документов для меня; не проверяя, запихиваю его в портфель (это ещё аукнется мне в Пскове).
Еду на склад, подгоняю машину к небольшой эстакаде. Тракторов на площадке несколько десятков; по номеру находим наш, проверяем, заводим, своим ходом загоняем в кузов. Затаскиваем навесное - здесь всё. И - второй час дня....
Откидываю сразу три точки, решаю делать только самое важное, чтобы уж не вернуться с совсем пустым кузовом. Следующая точка - известные среди водителей склады - "семисотка" в Салтыковке. На МКАД решаю не возвращаться - Третье кольцо ближе... Через метромост выскакиваю на Третье кольцо (здесь Хундай во всей красе, динамика и маневренность, да и обзорность - на отлично!), попутно думаю, где соскочить из центра поближе к выходу на Салтыковку.
О, вот пустая на выход Волгоградка!.. Ныряю на виадук, насколько видно, Волгоградка действительно "летит". Лишь небольшое сгущение на пересечении с Люблинской (а когда его здесь нет?) - а дальше опять чисто... 15 минут - и МКАД, здесь налево - до Носовихинского шоссе, и опять чисто... Снова везёт!..
Ухожу на Носовихинское; от сужения оно традиционно стоит до самого Железнодорожного. Но тепеь есть хоть какой-то запас времени. Ползу со всеми вместе, прикидывая, сколько осталось: пять километров... четыре... три...
Погрузка на "семисотке" геморройной была всегда. И, чисто по-русски, руководство с каждым годом вносит всё новые и новые правила, призванные хоть как-то сократить очереди на погрузку, на деле, разумеется, лишь затягивающие дело.
Не так давно, например, там ввели "направляющий лист". Это такая бумага, в которой отмечают все твои передвижения по территории. Въехал - охранник поставил отметку о времени и цели визита - подошёл к офису - охранник поставил отметку о времени входа в офис - вышел с документами из офиса на склад - отметка о выходе - вошёл на склад - отметка о входе, начал/закончил погрузку - отметка о времени начала/окончания, вернулся в офис за документами - ещё две отметки о времени входа и выхода. И, если нет предыдущей отметки (не указано время) - то вас не будут грузить, не впустят/не выпустят, и т.д. Поэтому этот "направляющий лист" призывают беречь изо всех сил.
Правда, ровно через неделю после введения этой меры у них с территории угнали "Газель" с товаром. И не нашли.
Как всегда, на таких фирмах ещё и очень большая текучка персонала. Время таки поджимает, и, хотя я сюда приехал вовремя, меня пытаются отодвинуть на самый конец дня. А мне надо ещё успеть на транзитный склад - ну, по-любому!.. И - нет знакомых, с кем бы переговорить, все давно поувольнялись из этого гнилого места, только часть охранников старых (ну, эти вообще мало склонны к перемене мест - спится на работе везде одинаково хорошо...).
Приходится уговаривать, подключать офис, давить на мозги... Мало-помалу это удается - меня всё же ставят на погрузку. К счастью товар уже собран (а сколько раз здесь его начинали собирать, лишь когда видели приехавшую машину; навсегда в памяти более чем полусуточное стояние здесь двухгодичной давности...). После погрузки ещё беготня по этажам с документами, подсчитал - четыре раза туда и обратно с третьего на первый - а если бы что-нибудь напортачили бы, то было бы больше, ибо это надо тебе, а не им, и сами работники в этой фирме собственные ошибки не исправляют никогда...
Выскакиваю с "семисотки", звоню на транзит; ну, там свои люди - подождут... Лечу на 2-ю Владимирскую, успеваю заехать на базу до шести. Здесь грузят довольно быстро, но всё же когда заканчиваем с грузом и документами - уже семь вечера. И всё-таки кузов "Хундая" полон на 2/3 - всё-таки, день не потерян зря...
Как всегда в таких случаях, спадает напряжение дня. Вроде бы, теперь всё время - наше... Звоню во Псков - ан нет, не всё: меня ставят перед необходимостью приехать домой завтра не позже двух дня - чтобы успеть разгрузиться и передать машину основному водителю, который на ней сразу уйдёт на Питер.
Прикидываю: как бы 19 часов есть - это на выход из забитой пятничными пробками Москвы и 800 км дороги. Вроде и много времени. Но и мало - учитывая, что проблема недосыпа встаёт всё острее, да и есть хочется снова - с обеда в Киселёнке снова ничего не ел...
Думаю: ну, со МКАДа до Новой Риги дойду на адреналине - а дальше? Срубит ведь спать не по-детски... И сорву следующий рейс....
Ладно. Ехать всё равно надо. Выезжаю на МКАД. Ухожу в сторону Севера, попутно решаю, где перекусить - до обычных по этой трассе кафе просто не дотяну, далеко. Вспоминаю магазинчик рядом с гостиницей, где всегда останавливался будучи в Москве - это ведь недалеко от МКАДа... Дохожу до поворота на Бусиново, захожу в город; пара-тройка поворотов - и я на месте. Не торопясь, ужинаю, прикидывая предстоящую дорогу.
Выход на Новорижское шоссе в это время непривычно свободен. Выбираюсь на трассу - снова, как совсем недавно, позади остаются огни города. Впереди - Волоколамск; чувствуя себя относительно неплохо, держу предельные для Хундая 80 км/час.
И Волоколамск, и Шаховскую прохожу на удивление для самого себя довольно бодро. А вот с границы Тверской области сон наваливается как-то резко. От встречных фар машин - туман в голове, и уже не уверен, что всё правильно делаю, расходясь со встречными... Вяло соображаю: надо тянуть до Ржева - там и стоянка у поста. да и заправиться нужно...
Но Ржев прохожу как-то на автопилоте. Странное состояние - наблюдаю как-бы со стороны. Снижаю скорость на посту, прохожу весовую - впереди небольшая стоянка. Думаю: надо остановиться - и почему-то еду дальше.
Через 20 км - заправка. Сворачиваю, заправляюсь до полного. Рядом кафе, традиционно - кружка двойного кофе. Пелена с мыслей словно бы спадает - тяну дальше. Чтобы развеяться, хочу включить музыку. Но радио здесь никакое не ловит, а у водителя в бардачке лишь два диска - сборники эстрады... Да сейчас фиг бы с ним что - лишь бы гремело... Включаю какую-то попсу, еду дальше.
Хватает меня до Оленина. До стоянки на повороте в райцентр дохожу уже чуть не крюками - на встречку один раз точно выскочил. Заезжаю на стоянку, думаю: надо обойти машину. Выхожу, иду вокруг, и только тут понимаю: у меня же на кузове нет замков!.. То есть обычные фиксаторы есть, а замка с ключом - нету... Ну, не держит водитель, ему-то зачем, он на дальняк не ходит...
И как спать теперь?.. С открытым кузовом? В котором товара - на сотни тысяч?..
Но ехать дальше я уже тоже не могу. Осматриваю стоянку, машин здесь мало. Мысль прижаться дверями кузова к чьим либо дверям как-то не приходит. Прячу маленький "Хундай" между двух фур, и засыпаю прямо сидя...
Удивительно, что проснулся всего через два часа. Удивительно, что этого хватает, чтобы побороть основной сон. Трогаюсь дальше. "Хундай" шустро глотает неровную, корявую трассу (гружёный, он, естественно, идёт ещё лучше), и скоро позади остаются Нелидово и Западная Двина. Близка граница Псковской области, прохожу поворот на музей Мусоргского - сюда мне надо бы скоро заехать, но сегодня совсем не тот случай - иду дальше. Нацеливаюсь на обычный кофе в Куньинском кафе, торможу - закрыто. Как я люблю чисто русские виды замков на дверях под надписью "работаем круглосуточно"!..
Чувствую себя на удивление всё лучше. Время поджимает, но не критично - небольшой запас его ещё есть. Позволяю себе даже остановиться на завтрак в Опочке. Кстати, вот сопоставление цен: беру абсолютно тот же набор блюд, что в Киселёнке; там это - 170 рублей, здесь же - всего 94. При вполне сопоставимом качестве. Да, я понимаю, конечно, что М-20 - не такая крутая трасса, как М-10, но всё же...
На базу в Псков прихожу даже раньше - к часу дня. Есть время и разгрузиться, и передать машину. Но "косяки" начинают выплывать сразу: дежурящий в этот день начальник, услышав мой отчёт о трёх собранных точках вместо шести, естественно, не сильно радуется, и первым делом просит показать ему документы на трактор. Даю ему папку, просматривает - не находим накладных. Инструкции, паспорт и всё прочее - есть, а накладных - нет.
Вот хреново работать сонным, да. Хотя, конечно, даже и это - не оправдание. Всё же вызвался сам, да и отправили, как самого опытного. А тут... такая детская ошибка...
Чувствую, основной разбор полётов ещё впереди.
Нехороший какой-то рейс получился. Спонтанный, неподготовленный. Ведь знал же, что нельзя так делать. А поехал...
Хоть бы товар теперь весь сошёлся с документами, что ли...
P.S. Но водителю "Хундая" я всё же доказал на деле - рейсы на этой машине на такие расстояния вполне возможны. Если и это его не проймёт - тогда уж и не знаю, как дальше. Не могу же я один ездить на всех машинах фирмы?..