Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Снова в Беларуси: "Селява-тур" - Могилёв - Минск - Грюнвальдская битва. Часть 1.

Отпуск летом я взял впервые в жизни. Учитывая, что за четыре с половиной года работы в этой фирме у меня это вообще всего второй 2-недельный отпуск, спорить начальство не стало и заявление на отпуск подписали, хотя и с недовольными вздохами.

Стал выбирать, куда съездить. Поездки по России как вариант отпали сразу же, даже без учета направлений - из-за дороговизны. К тому же, хотелось как-то всё же попасть в какую-то другую среду, хоть немного оторваться от российских реалий... Отпуск за границей (всякие там Турции-Египты) особо не привлекал, а отпуск в Европе мне явно не по карману.
К тому же, ехать хотелось обязательно на машине.

В результате оставалась всё та же Беларусь.

На этот раз было решено попробовать отдых на одной из многочисленных белорусских турбаз. План был такой: выбрать подходящую турбазу именно в качестве места ночлега, проводить там только утро-вечер, а днём совершать поездки в близлежащие города и вообще по интересным местам, чтобы успеть увидеть как можно больше.

Долго выбирал турбазу. Критериями выбора были: удачное географическое расположение (недалеко от мест, которые можно было бы посмотреть), обязательное наличие водоема, не слишком далеко от российской границы (из-за этого Брестскую, например, область не рассматривал вообще) и приемлемо по ценам.

В выборе здорово помог всебелорусский туристический сайт »БелТур». На нём собрана вся информация о всех тур.объектах Беларуси - базах отдыха, гостиницах, санаториях, экскурсиях, трансфере и многом другом. Причём о каждом объекте - полная информация: расположение, фотографии, список услуг, наличие свободных мест, цены и прочее.

В результате сравнений остановился всё же на турбазе под названием "Селява-Тур". Что привлекло: удачное местоположение (меньше 20 км от автомагистрали М-1 Москва - Минск, всего чуть больше 100 км от Минска, всего чуть больше 100 км от Могилёва, меньше 20 км от ближайшего райцентра - города Крупки). Плюс - наличие крупного озера Селява: здание турбазы прямо на берегу. Плюс за такой отдых - очень дешёвые цены: $ 60 за трёхместный номер в сутки.

Ну и общий вид...

Ехать решили на три дня - отпуск только у меня, у жены - нет, и на большее время ей с работы отпроситься было проблематично. Программу составил следующую: едем с 19-го (четверг) по 22-е (воскресенье), в первый день - приезжаем, заселяемся, отдыхаем там, на второй день (в пятницу) съездим погулять в Могилёв, на третий день - до обеда гуляем в Минске, а после обеда съездим в этно-музей старинных народных ремёсел и технологий »Дудутки», всего в 40 км от Минска.

К тому же, заглянув на сайт музея, обнаружил, что именно в эти дни (20 - 22-го июля) в Дудутках должен был состояться фестиваль славы белорусского оружия "Наш Грюнвальд" - с боями рыцарей, реконструкцией Грюнвальдской битвы и большим фолк-рок-концертом "Пир после битвы" с участием разных белорусских групп - от этно-акустики до фолк-металла. Получалось всё как нельзя более удачно.

Заказал заранее за три недели номер, подготовил к рейсу поездке машину и, взяв с собой на этот раз среднего сына, отправились в путь.


День первый. Дорога до турбазы - город Крупки - "Селява-тур".

...Рассчитав дорогу - от дома до "Селявы-Тур" программа расчета расстояний http://flagma.ru выдавала чуть более 500 км - стартовать решили рано утром, часа в четыре утра. Собравшись накануне, вымыв машину и заправившись, ранним утром мы уже были на трассе. Трасса в это время практически пуста, эфир - тоже, и спросить дорогу особо не у кого. Впрочем, это не страшно: быструю езду в любом случае не люблю и не практикую, да и экономия топлива - наше всё :). Едем по местами отремонтированной, местами разбитой Киевской трассе в сторону границы, и мои 90-95 км/час особо никому не мешают.

Перед самой границей почувствовал, что двигатель машины вдруг стал работать всё громче и громче. Особенно это ощущалось при разгоне или движении в гору. Как всегда в таких случаях (у страха глаза велики) первая мысль иррациональная: движок всё!.. Потом всё же догадался: скорее всего, глушитель.

Проходим границу (здесь снова пусто), стараюсь разгоняться плавно, слишком сильно не газовать. На белорусской стороне эстакад (смотровых ям) вдоль дорог хватает - сворачиваю на первую же. Запрыгиваю под машину - так и есть: резонатор глушителя треснул вдоль по всей длине. Смотрю крепления - всё цело. Ладно, здесь ничего не сделать - решаю ехать дальше.
Музыку в машине приходится выключать - звук двигателя теперь забивает её практически полностью. Впрочем, раздражало всех это разве что первый час, потом же как-то привыкли - тем более, что ревел движок только при наборе скорости, а при ровном движении 90-100 км/час звук практически не отличался от обычного.
Вспоминаю: на сайте "БелТур" было написано, что в Крупках - ближайшем к турбазе городе - есть автосервис. Решаю: доедем сперва до турбазы, заселимся, а там съезжу в сервис, посмотрю, что можно сделать...

Часам к 10-ти утра выезжаем на трассу Москва - Минск. Хочется уже перекусить, выпить кофе. Заранее желая сэкономить на кафе, мы взяли с собой термос и бутерброды, и теперь нам не хватает только места отдыха - одной из тех уютных стоянок с чистенькими беседками-столиками, которых так много попадалось нам в предыдущем путешествии.
Едем 20, 30, 50 км... Скоро уже уходить с трассы в сторону турбазы - а места подходящего всё нет. Кафе и заправок - полно, а беседок - нету. Явно они все где угодно - только не на автобане...

Подходящее место нашли только перед самыми Крупками...
Перекусив, двигаемся дальше.

Поворота прямо на турбазу с трассы М-1 нет. Заезд такой, что сразу не очень понятно, правильно ли едешь: турбаза находится севернее трассы, а город Крупки - южнее, но заезжать надо именно через город. Получается: въезжаешь в город, поворачиваешь по указателю на деревню Прошика, через несколько километров местное шоссе проходит под трассой (выезда на неё нет), и ещё через полтора десятка километров прибываешь на место.

Заезжаем в городок - всё равно надо менять деньги. Городок - обычный для Беларуси райцентр: чисто, опрятно, много цветов и обязательно фонтан :). Меняем деньги на белорусские и отмечаем, что в городок надо будет заехать отдельно, хотя и не собирались сначала. Едем на турбазу.

В описании дороги - неточность: в деревне Прошика после поворота налево надо проехать 700 метров до поворота на турбазу, а не 7 км, как написано на сайте :). Мы указатель проворонили и таки проскочили лишнего, прежде чем поняли, что едем не туда. Вернулись в деревню - увидели указатель. Сворачиваем по дороге в лес. К турбазе здесь ведёт плотная грунтовая колея, петляющая между сосен. Наконец последний поворот - и в открытые ворота виден уголок светло-жёлтого двухэтажного дома, уже знакомого нам по фото. Прибыли!..

Фото0558

Здесь нас уже ждут и встречают - сразу попадаем словно бы в домашнюю обстановку. Поднимаемся наверх, на террасу второго этажа, где трёхместные номера. Смотрю вокруг, и губы сами растягиваются в улыбке: всё прямо как на картинках с сайта :))...

Фото0562

Заселяемся, оплачиваем номер, осматриваемся. Номер однокомнатный, одна огромная двуспальная кровать и рядом одна односпальная. Кресло, стулья, стол, тумбочки; плазменный ТВ (в номере есть ещё вай-фай, но ноутбука у нас нет). Санузел, прихожая. Дверь из номера - прямо на веранду. На веранде рядом вделанный в стену столик и два кресла (такие закреплены за каждым номером).
А прямо их комнаты - красивый вид на озеро.

Селява 003

Образ жизни на турбазе вполне коммунальный: номера и санузлы отдельные, но кухня общая (столовой нет - пока она только в планах). На кухне - всё, что нужно: плита, две мойки, микроволновка, электрочайники, масса посуды. Забегая вперёд: к концу недели народу на турбазе было уже много, но никакой толкотни на кухне не было - всем хватало и места, и посуды. В наличии - мангал, шампуры, решетки для гриля и всё прочее.

Продуктов с собой мы не привезли - поэтому едем в город. За едой и на осмотр.

Вся информация о Крупках (и озере Селява) довольно сжато изложена здесь. А мне Крупки запомнились именно типичным белорусским райцентром, совсем непохожим на российские: ухоженным, выкрашенным, с радующими глаз строениями, большим чистым парком (со своим озером) и приветливыми людьми.

Селява 022

Прогуливаясь по центру, неожиданно натыкаемся на местный музей. Конечно же, заходим :).
Музей поражает сразу же уже своим двориком (всё время сравниваем с Россией - от этого никуда не деться - и всё время сравнение не в пользу России) - идеально вычищенным, с подстриженной травкой, с забавными деревянными скульптурами (даже позади здания).

Селява 039

Здесь даже инженерные коммуникации выкрашены в несколько цветов и заботливо вплетены в общую цветовую гамму!
А слева от музея - аллея боевой славы:

Селява 026

Смотрим немного ошарашенно: в России уже отвыкли от такого...
Сам музей небольшой, но вполне интересный. И - очень доброжелательные работницы: покупаем билеты, от платной экскурсии отказываемся - нам, как гостям из России, устраивают её и так, бесплатно. Кажется, в Беларуси с таким сталкиваемся уже раз третий, не меньше...

Экспонаты музея - находки и артефакты от древнейших времён (со стоянок первобытных людей), с картинами быта людей, живших на берегу той же Селявы, но тысяч за 100 лет до нас :))... через истории из войн века ХХ-го, до наших дней. Есть стенды, посвящённые знаменитым землякам. Например, в Крупском районе родились советский лётчик-космонавт Владимир Ковалёнок, совершивший три полёта в космос, и известная спортсменка, шестикратная чемпионка мира по академической гребле Екатерина Карстен - которая, кстати, постоянно проживая в Германии, до сих пор прописана в Крупках... Есть экспозиция фотографий,привезённых местными жителями из разных стран - вполне к месту и очень красиво, к тому же, фото Швейцарии и Венеции на стенах словно бы говорят: Крупки - вовсе не забытое Богом место, но часть современной Европы...

После музея гуляем по городку. Заходим в парк (площадь его - не меньше наших Ботанического и Летнего садов, вместе взятых... только у нас город - 200.000 населения, а в Крупках - меньше 8000... и на такой город - такой парк...), выходим на берег озера, возвращаемся на главную улицу, где стоят такие вот забавные цветники:

Селява 047

И так в Беларуси практически везде - нет простых, прямолинейных решений, обязательно с выдумкой :). Как это сейчас говорят - креативно :)...

Покупаем продукты на ужин. При белорусской дешевизне шашлыки всё же показались дороговаты - решили ограничиться колбасками, которые можно жарить, и картошкой, которую есть где сварить. Заглядываю по дороге в автосервис - прямо так сразу свободных смотровых ям нет; решаю заехать посмотреть глушитель утром следующего дня. Двигаемся обратно на турбазу.

На турбазе - сразу на кухню, готовить ужин. Собираемся приготовить всё по-городскому на сковороде - тем, более, походно-шашлычного опыта у нас нет совсем, и как готовить на мангале, мы совершенно не представляем.
Здесь нас выручает добрейший Геннадий Иванович (не знаю, кем именно он работает на турбазе, но, если не ошибаюсь, он отец хозяина базы Евгения). Заметив, что мы задумали жарить колбаски, он предлагает сделать это правильно - на специальной решетке для гриля и на мангале. При этом помог нам правильно растопить мангал (что сделать было не так просто - к вечеру стал накрапывать мелкий дождик) и показал, как пользоваться решёткой.

Ну а процесс дальше пошёл - стоило только показать:

Селява 053

Наконец, всё приготовлено, и мы садимся ужинать на верхней веранде. Это был полный кайф: тишина - только шелест леса, редкое пение птиц и плеск рыбы в озере; свежеприготовленная, необыкновенно вкусная еда, потрясающий вид вокруг... А впереди - ещё несколько дней поездок и много новых впечатлений, а на работу - где-то там, совсем нескоро.

Селява 066

После ужина ещё часа два просто сидел на веранде в тиши опускающейся ночи. Спать долго не хотелось, а смотреть на озеро совсем-совсем не надоедало. Честное слово, это были лучшие часы этого года...

День второй. "Селява-Тур - Могилёв.

Спалось в это утро... ну, примерно так, как спится после отдыха на свежем воздухе :). При том, что дома со сном у меня сейчас проблемы (возраст?..) - здесь спал, не просыпаясь, и выспался отлично.
А вот жене не хотелось пропускать утренний рассвет - могли ведь получиться отличные кадры :))... И - да, они таки получились...







После завтрака собираемся в дорогу. Первоначально жена собиралась остаться в этот день "дома" - сходить в лес, просто погулять по окрестностям... - но из-за висящих над озером туч, явно собирающихся пролиться прямо здесь и сейчас, могло получиться, что пришлось бы весь день просидеть в номере, поэтому решили ехать все вместе.

Выехав с турбазы, проезжаем через деревню Прошика в сторону Крупок. У одного из домов на лавочке сидят два вот таких местных "алкаша":

Селява 181

Я ж говорю: не могут белорусы без креатива... Ну вот совсем не представляю, чтобы где-нибудь в псковской деревне стали бы маяться и выдумывать что-то похожее. Да и настоящих у нас хватает... а тут - наверное, за неимением настоящих - посадили этих :)). Причём, бутылки у них каждый день добавлялись...

Доезжаем до Крупок, сворачиваю в автосервис. Свободное место есть, сразу заезжаю.

Селява 154

Смотрим глушитель. За тот путь, что машина прошла с моего осмотра на трассе, из резонатора вырвало несколько кусков, и после обсуждения приходим к выводу, что подлечить хотя бы временно здесь уже точно ничего не выйдет - только менять на новый. Автослесарь советует просто ехать так, как есть: "Ничего страшного - поизображайте временно спортивную машину, а дома всё сделаете"...:))
Ладно, едем дальше.

На автомагистраль решил больше не выезжать - хочется посмотреть больше, да и с альтернативными дорогами в Беларуси проблем нет. Из Крупок решаю ехать на Толочин, там повернуть направо, на Круглое, а оттуда уже недалеко до трассы Минск - Могилёв, где повернуть налево - и мы на месте. Всего примерно 130 км.

Заправляюсь до полного бака в деревне со смешным названием Малявка (не такая уж и маленькая, на самом деле). Бензин - только 92-й (это общее место, на районных заправках у них вообще нет ни 95-го, ни 98-го - за высокооктановым пожалуйте на большие трассы!..). Цена за литр 92-го - 6.650 белорусских рублей, это 26 руб. 35 коп. российских.

Едем по трассе Р-19, параллельной магистрали Москва - Минск. Несмотря на то, что это дорога для местных поездок, качество и ширина её проезжей части такие, каких нет на нашей федеральной Е-95 (скажем, за все 280 км от Пскова до границы с Беларусью). И очень разумная организация движения: те, кому нужно ехать из одного райцентра в другой (или вообще в соседнюю деревню), не суются на скоростной автобан и не мешают там всем идти с максимальной скоростью (на М-1 в Беларуси официально разрешена скорость 100 км/час для грузовых и 120 - для легковых - везде висят соответствующие знаки). А фуры и иностранцы, едущие здесь транзитом, в свою очередь, не забивают местные дороги и не лезут в спокойное и неторопливое местное движение...
В результате - плотного трафика нет ни на одной трассе, ни на второй. И темп движения везде очень разный. И никто никому не мешает.
(Сразу подумалось: когда же у нас так будет?.. Но эту мысль лучше отбросить за нереальностью...)

Да, и здесь, на альтернативной трассе, ещё в большинстве деревень ограничения скорости - 40 км/час. Даже если шоссе через деревню прямое, как стрела, и видимость отличная - всё равно 40!.. И - по российской привычке - как-то сразу трудно осознать, что 40 - это сорок, а не 60, только осторожно, как у нас...:))

Доезжаем до Толочина, сворачиваем по указателю на райцентр Круглое. Дорога после Толочина красивая - петляет по холмам, а вокруг - сплошные обработанные поля, к которым мы всё никак не можем привыкнуть... То на одном, то на другом пригорке - признаки живого сельского хозяйства: фермы, свежепостроенные сельхозпредприятия, крупные, в сотни голов, стада... В полях - трактора, комбайны, грузовики, причём вся техника ещё и белорусского производства (смотрел специально - всё сплошь "Беларусь", "МАЗ", "Полесье", "ЛидСельМаш"...).

Отвыкли мы в России от такой картины. Отвыкли...

Въезжаем в Круглое. Едем по широкой центральной улице. Городок с населением всего в семь тысяч - и снова разительный контраст с нашими райцентрами: это вовсе не большая деревня, как у нас. Круглое - это именно город, с кварталами невысоких, но городских домов, с городскими магазинами, поликлиникой, промышленными предприятиями, автовокзалом...

Именно в Круглом мы допустили досадную оплошность: рассматривая город, пропустили указатель поворота на Могилёв :)). Проехав через город, продолжили ехать по главной дороге прямо (а нужно было свернуть у автовокзала налево). Едем всё дальше, вокруг мелькают деревни, шоссе всё такое же гладкое... только вот по расстоянию должны бы уже выходить на трассу Минск - Могилёв... а её всё нет...

Остановился в какой-то деревне, открыл карту... но этой деревни на карте не обнаружил.
Решаем ехать дальше, и через несколько километров действительно выскакиваем на трассу. Только перед нами - знакомый указатель поворота на деревню Майдан, которую мы уже проезжали... Достаю снова карту - всё становится ясно: дали крюк километров в 30 - 35, и вернулись снова на шоссе Р-19, между Крупками и Толочином...:))))

Ну, что теперь делать... не отменять же поездку. Хотя ясно, что час, а то и больше мы уже потеряли. Разворачиваемся снова на Толочин, доезжаем до него, сворачиваем снова на Круглое. Въехав в Круглое, едем медленно: совершенно очевидно, что до него мы ехали правильно, и заблудились только где-то здесь.
В этот раз увидели указатель на Могилёв - сворачиваем налево. Проехав город, для контроля сверяем с картой названия деревень, через которые проезжаем. На этот раз всё верно!..

Ещё 30 км - и выходим, наконец, на трассу.
Трасса А-244 Минск - Могилёв - фактически, такой же автобан, как и М-1. То же многополосное движение, та же разделительная полоса... И тот же малонасыщенный трафик - здесь так же явно разведены по разным дорогам местное и междугородное движения...
Въезд в город красивый, указателей здесь хватает, а пробок в городе мы так и не увидели (хотя Могилёв достаточно крупный город - как-никак, 360.000 населения...).

Добираемся до центра. Никакой особой программы у нас не было - решили просто погулять. Тем более, что все справочники выдают одно и то же: особых достопримечательностей в городе нет. Ратуша, пешеходная зона - и как-то всё.
Вот с пешеходной зоны решили и начать.

Найти её удалось не сразу. Пешеходная зона Могилёва - это улица Ленинская, и саму улицу-то я нашёл легко. Но только это оказалась улица с весьма оживлённым движением... Пошли в сторону центра, и искомую улицу всё-таки обнаружили - оказывается она сделана по принципу московских Старого / Нового Арбатов: улиц с одинаковым названием две, одна пешеходная, другая - с движением...

В отличие от, скажем, того же Молодечно, в Могилёве пешеходная зона выделяется своей... скучностью. Как оказалось, это совершенно не туристское место. Да, здесь всё так же чисто и аккуратно - вот только посмотреть совершенно не на что. Конечно, встречаются красивые здания:




Но в основном это либо учреждения, либо вообще жилые дома, либо совсем не туристские объекты: банки, игровые клубы, аптеки, ювелирные магазины...

Конечно, в конце концов, можно выйти к единственному в мире памятнику неизвестному звездочёту...




Кроме того, здесь не так много мест общепита. Пивных баров, кафе-мороженых, уличных забегаловок - хватает, а места, где можно съесть нормальный обед, нужно искать.

А время было как раз обеденное, и после дороги и прогулки перекусить уже хотелось... Случайно наткнулись на кафе "Идиллия" - и это действительно оказалось то, что нужно :).

Оказывается, в Беларуси ещё существует такой замечательный пережиток советского прошлого, как комплексные обеды (наши современные перенесённые с Запада бизнес-ланчи и рядом не валялись - ни по цене, ни по меню). В белорусских кафе мы старались брать именно их - и получалось здорово.
Оцените: комплексный обед (суп, салат с курицей, драники) в самом центре 360-тысячного города, в красивом двухэтажном кафе стоит - 26.000 белорусских рублей с копейками. На наши деньги это - 103 рубля...

Гуляем дальше по Ленинской. У входа в местный театр стоят (в ожидании лишнего билетика?) дама с собачкой:




Проходим через аллею Героев - и попадаем, наконец, на площадь с ратушей.




Здание слева от ратуши - местный Дворец бракосочетаний, и от свадеб вблизи ратуши было просто не протолкнуться :). Да и внутри ратуши тоже: сейчас здесь музей, и молодожены обожают фотографироваться в старинных интерьерах. Впрочем, работницы музея проявляют максимальный такт, разводя посетителей по разным залам...

Экспозиция музея в ратуше небогатая. Здесь, как в том же Несвиже, можно посмотреть именно саму ратушу внутри. В остальном - немногочисленные картины, исторические портреты (к своему удивлению, узнали на них только известного полярника О.Ю. Шмидта (портрета местного уроженца Бориса Моисеева почему-то не было) и никого больше.

Правда, интерьеры там замечательные. Особенно хорошо выполнены манекены - сидят за столом, как живые. Рядом с ними (за столом) разрешено фотографироваться - но нам показалось достаточно и их самих:




Выходим из ратуши на площадь (кстати, носит название вовсе не Ратушной, а Советской, вот так...). Собственно, сама ратуша - вовсе не доминанта здесь, она как бы в стороне. В центре площади - памятник, а за ним - крутой склон, откуда открывается красивый вид на Днепр, мост через него и город:




Напротив ратуши, с другой стороны площади - парк, со спуском вниз, к Днепру. Вниз мы не пошли, решили погулять по верхней части, но сделать это не удалось: неожиданно пошёл дождь. В поисках укрытия обнаружили на выходе из парка, напротив ратуши ещё один музей - историко-краеведческий. Получилось очень удачно - конечно же, заходим.
Вдвойне удачным оказалось и то, что в этот день ещё и вход оказался бесплатным: каждую третью пятницу месяца вход в музей свободно открыт для всех. Конечно, цены на вход там смешные... но всё равно приятно.

Экспозиция этого музея не в пример богаче того, что в ратуше. Несколько этажей, множество тематических залов. Залы истории разных периодов, археологический, природный... Здесь много исторических панорам, остроумно выполненных - когда картина дополняет макет, как, например, здесь:




И даже в реале трудно сходу заметить, где фигурки настоящие, а где нарисованные...

Здесь много воссозданных интерьеров - от крестьянских жилищ до комнат мещан и дворян века 19-го. Вот, например, классическая еврейская лавка - даже с хозяином:




А этот стол на четырёх львах явно имел какой-то вовсе не бедный человек:




Даже пролёт между лестничными маршами с этажа на этаж не оставлен просто так - в нём с самой крыши свисает такая вот композиция, больше всего похожая на застывшие водяные брызги:




Очень красиво, и если падаешь - есть за что ухватиться мы так и не поняли, как же и на чём с таким весом она держится...

А на выходе из музея обнаружили целую стаю местных котов. Ну, нельзя было не сфоткать, хотя уровень мимимишности зашкаливает по команде "кис-кис" особого дружелюбия они не проявили:




К тому времени дождь кончился, да и время было уже ближе к вечеру - решаем неторопливо возвращаться к машине. Идём по параллельной пешеходной зоне улице Первомайской, по дороге обнаруживаем ещё один музей. Несмотря на протесты сына ("слишком много музеев за один день!.."), заходим и туда тоже - когда ещё здесь удастся побывать...

Здесь несколько выставок: на первом этаже - музей сельского быта, на втором - Могилёв губернский, и ещё ряд коммерческих залов. Решаем ограничиться губернским городом, поднимаемся на второй этаж. Указатель в виде старого верстового столба направляет нас в залы.

Осматриваем экспозицию. Третий музей подряд, все примерно на одну тему - история и краеведение - и при этом им удаётся не дублировать друг друга, а удачно дополнять.
Вот и здесь: картины и панорамы из истории города, множество артефактов, костюмы, оружие...
Среди картин нас особенно заинтриговала одна. Точное название не вспомню - что-то вроде "Бунт городских ремесленников":




Местная женщина-смотритель поясняет нам изображённую на картине сцену. Веке в 16-м городские чиновники подняли налоги настолько, что занятия производством вообще перестали приносить какую-либо выгоду. Тогда ремесленники Могилёва устроили бунт и, свергнув местных чиновников, забрали власть себе. Но через некоторое время отдали власть обратно - ибо не знали, как ею распорядиться...
Очень вероятный сценарий, не правда ли?..

Из других экспонатов понравились ещё прекрасно сохранившиеся образцы довоенной посуды. Вот, например: 1937-й год, памятный сервиз в честь 20-летия октябрьской революции:




А вот замечательное изделие местного мастера - наборный стол:




И рассказ о том, откуда он появился и как сохранился. Несмотря на белорусский язык, вчитайтесь - это очень грустная история...




Идём дальше по Первомайской. В отличие от пешеходной Ленинской эта улица более... "живая", что ли... Здесь больше магазинов, кафе, киосков - да и просто больше народу.
А вот найти что-то целенаправленно не получилось. Собственно, из покупок как таковых мы преследовали две скромные цели: во-первых, хотелось купить в подарок на День Рожденья старшей дочери роликовые коньки (из интернет-сайтов изначально узнал, что одни и те же модели ценами в России и Беларуси отличаются на 500 и даже до 1500 руб.), во-вторых, сына, что называется, переклинило: дитё восхотело вечером в номере читать компьютерный журнал.

Вот только, пройдя по городу километров, наверно, 10, ничего из этого мы не нашли.
Спортивные магазины нам не попались вообще, а в отделах крупных универмагов тех же роликов стояло 3 - 4 модели, преимущественно детские.
С компьютерными (игровыми) журналами тоже не повезло: их в продаже просто тотально нет. Обошли с полдесятка книжных, десятка два киосков, под конец стали спрашивать - продавцы не с первого раза вообще понимали, что мы от них хотим... Названия типа "Игромания" никому ни о чём не говорили, а когда пытались объяснять, что это за журналы - нам сразу отвечали: "Таких у нас не продают!.."
Вот так. Это явно тоже внутренняя политика. Никаких ВарКрафтов - учиться и работать!..:)))
В одном из киосков нам, правда, неуверенно посоветовали посмотреть в подземном переходе - но ничего нужного не оказалось и там.

Кстати, подземные переходы в Могилёве тоже не похожи на московские-питерские. Торговля - только книгами, один-два магазинчика на весь огромный переход. Разумеется, никаких нищих, музыкантов и прочей нечисти. В остальном - пустота и идеальная чистота.

Доходим всё же до машины, затариваемся продуктами на вечер. Решаем на ужин всё же попробовать классический шашлык на мангале - в конце концов, отдыхаем мы, или нет?.. Купить его решаем в каком-нибудь райцентре по дороге - может, всё же подешевле, чем в большом городе...

Обратно едем другой дорогой - через Шклов снова на Круглое. В Круглом находим продуктовый магазин (едва успеваем заскочить в него до офигенного ливня). Шашлык здесь по вполне приемлемой цене - 72.000 белорусских за килограммовое ведёрко, это примерно 285 российских.

Возвращаемся на базу уже под вечер, хотя ещё не темнеет. Первым делом - ужин. Народу на турбазе уже больше, хотя (слава Богу!) никаких шумных компаний нет - вокруг всё так же тихо. 2 - 3 человека тихо рыбачат с пирса, остальные... кто где. За забором - палаточный лагерь, там время от времени поют, но достаточно тихо и никому не мешая...

Знакомимся с хозяином турбазы Евгением. Приятный и вежливый парень лет под тридцать. Раньше занимался страховым бизнесом, а сейчас вот решил попробовать туристический.

Оказывается, "Селява-Тур" -совсем новая база, реконструировалась с 2010-го года, а открыта вообще только первый сезон. Думаю, из-за этого здесь так мало народа: никто ещё просто не знает, как тут хорошо...

А раньше здесь была старая советская генеральская дача. Всего несколько лет назад на этом месте, у самого берега, были лишь её развалины. Здание турбазы выстроено заново, на старом фундаменте. Евгений рассказывает, что только этот фундамент и помог: сейчас никто бы не разрешил затевать стройку всего в 50 метрах от уреза воды. А так - всё по закону: реконструкция старого объекта...




Готовим ужин. Хозяин приносит шампуры, помогает разжечь мангал (всё бесплатно - хотя на сайте всё это только по прейскуранту, но "на первый раз можно..." :)) ). Мимо проходит один из отдыхающих, уже в порядочном подпитии и с бутылкой пива в руках.
Вы представляете такую картину на российской турбазе? Если вы жарите шашлык, а мимо проходит местный нетрезвый чел?.. Представляете, сколько времени вы бы потратили на то, чтобы отвязаться?..
А здесь... Представился минчанином, спросил, откуда мы. Сильно удивился, узнав, что из России, долго вспоминал, что за город Псков, потом пробормотал: "А-а... псковская десантная дивизия... знаю!..", потом поприветствовав нас поднятой бутылкой: "Удачи!.." - торжественно удалился...
И всё!..

Возвращается Евгений. Видя, что шашлычники из нас никакие (нету у нас такого опыта, вот правда), помогает советами, а потом приносит немного своего угля, бутылку с водой и просто уже сам профессионально зажаривает нам потрясающее мясо.

Приносим в номер, садимся ужинать.
Вот чёрт...
Ответственно заявляю: лучшего мяса, чем съеденный нами шашлык, купленный в городе Круглое и приготовленный на турбазе "Селява-Тур" я не пробовал ни разу в жизни. До этого считал лучшим попробованным мной мясом то, что ел в крупном пафосном (не помню названия) ресторане финской столицы Хельсинки году так в 1996-м.
Но это, белорусское, ещё круче :)...

Ложимся спать, довольные донельзя.
А завтра ещё - Минск, и Грюнвальдская битва, и фестиваль, и ещё один вечер на турбазе. Да и обратная дорога сулит много интересного...

Продолжение следует...


Tags: ВАЗовские будни, путешествия, трасса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments