Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Снова в Беларуси: "Селява-тур" - Могилёв - Минск - Грюнвальдская битва. Часть 2.

(Продолжение. Часть первая - здесь)

День третий. Минск - Дудутки - озеро Селява - Лепель - Себеж

...Отлично выспавшись после замечательного ужина и предыдущего дня, полного впечатлений, встаем утром в субботу, наскоро завтракаем и стартуем на Минск.

Программу дня составили очень примерно.
Мне хотелось свозить сына в парк аттракционов. С ними в Пскове всё печально - аттракционы есть, но совсем простенькие и по большей части советских времён, а на современных он совсем не бывал. В Минске же есть парк развлечений "DreamLand", судя по сайту, весьма интересный.
Жена же хотела просто погулять по центру.

Перед отъездом с турбазы встречаем Евгения. Он мягко посоветовал нам посетить в Минске новую библиотеку, один вид с которой стоит многого, и ещё пару мест примерно в том же районе. Как оказалось - зря мы не послушали умного человека и решили поступать по-своему... Но - обо всём по порядку .

Дорога на Минск от Селявы проста и понятна. Через Крупки - на автобан - 120 км по прямой. Выезжаем на трассу; благодаря параллельным альтернативным шоссе трафик здесь совсем не плотный. Этим пользуются фуры, особенно русские, разгоняясь гораздо быстрее разрешённых 100 км/час.
Доезжаем до дальней окружной Минска, сворачиваем по указателям в город. На въезде - красивый курган, рядом - боевая техника, и очень жаль, что там не остановились - было, на что посмотреть...

Парадный въезд в Минск очень красив. Как всегда, чисто; широкие улицы, лёгкие, светлые краски домов... И что очень бросается в глаза - мало рекламы. Она есть, конечно - но в сравнении с Москвой и Питером...

Едем по центральному проспекту. Движение плотное, но пробок нет. Совсем нет. Любой светофор можно проехать с первого раза. Хотя утро выходного дня - в Москве в такое время ад кромешный на дорогах, с какой стороны ни заедь...

Доезжаем до Парка Челюскинцев - здесь жена отправляется гулять. Договариваемся о встрече через два часа, сворачиваю на Орловскую, едем в сторону парка "Дрим-Лэнд".

Парк находим сравнительно быстро. Красивые ворота в виде башен замка видны издалека. Стоянка машин пуста - народу явно немного. А рядом с парком - большая стройка: сразу же за оградой идёт строительство аквапарка. По плану, он будет пятым по величине во всей Европе, и - судя по длине-высоте уже частично смонтированных горок - похоже на правду...

В "Дрим-лэнде" же европейская система оплаты. Покупаешь входной билет - и катайся на всех аттракционах хоть весь день, любое количество раз. Исключение только пара экстремальных аттракционов с дополнительной оплатой. Плата за вход - что-то в районе 48.000 бел. рублей, это 187 наших.
Покупаем билеты, заходим, осматриваемся.
Внутри "Дрим-Лэнд" не такой уж большой - хотя, конечно, больше псковского Летнего сада с аттракционами. У входа в основном детские карусели, дальше в глубине - более взрослые.
Народу действительно немного - часть аттракционов простаивает именно из-за этого: надписи у входа на них гласят: "катание от восьми человек", "катание от 12-ти человек" - и желающих в таком количестве не набирается...
Ну ладно, надо с чего-то начать:)). Сын, посмотрев, предлагает попробовать вот такую вертикальную штуку:




Две таких... кабинки, качели?.. - раскачиваются в противоположные стороны, начинают делать полные перевороты (пассажиры их в этот момент переворачиваются вниз головой), а в какие-то моменты застывают в верхней точке на приличной высоте на 2 - 3 секунды:




При этом катающиеся повисают на привязных дугах, которыми перед катанием плотно пристёгиваются к креслам.
Затем кабинки начинают раскручиваться в обратные стороны с переворотами - и так минут пять.
Вот сам не знаю, какой чёрт понёс меня на эту чёртову машину...

Садимся, пристёгиваемся. Здесь народу довольно много - места заняты практически все.

Когда запустили эту адскую технику, я сразу понял, что полез на неё зря.
Во-первых, скорость раскачки была много выше, чем на обычных качелях.
Во-вторых, так же сразу понял, что придётся переносить эту хрень с закрытыми глазами.
Не от страха - совсем не поэтому. Просто когда эта шайтан-арба неслась вниз, а вокруг всё мельтешило со страшной скоростью, меня сразу же начинало выворачивать. Когда она застывала на момент, чтобы понестись обратно, глаза можно было открыть - тогда можно было увидеть либо бездонное небо, либо землю - казалось, далеко-далеко внизу, на фоне своих висящих над пропастью ботинок.

К тому же, это со стороны казалось, что катание недолгое - а изнутри было ощущение, что это никогда не кончится...
Да, об ощущениях. Чувства, которые там испытываешь (помимо тошноты), можно сравнить с тяжёлой физической работой. Я всё же ею много занимался - и вагоны разгружал, и много чего ещё было в том же духе... Так вот, очень похоже. Постоянно приходилось держаться за поручни иначе... нет. из кресла-то выкинуть не могло, привязные дуги там прочные, - но вот прикладывало то об эти самые дуги, то об кресло - вполне чувствительно.

Болтаясь вниз головой (где-то далеко внизу были верхушки деревьев). я дал себе торжественное обещание: последний раз я полез на такую штуку :))...

А да, чуть привыкнув (человек привыкает ко всему, да), я даже вспомнил о фотоаппарате (конечно, я поехал с ним, а как же). Пытался снимать, но... швыряло так, что направить объектив в нужную сторону никак не получалось. Выскользнуть из рук он у меня не мог (я его держал крепко и вспоминал, сколько он стоит), но вот фото - вот лучшее из того, что получилось:




Это примерно середина подъёма, лицом вниз...

Когда всё закончилось, я выполз оттуда, добрёл до ближайшей скамейки... Как же хорошо было на ней сидеть и знать, что уж она-то точно никак не переворачивается!..

Кстати, сын перенёс всё это гораздо легче. Когда я спросил его об ощущениях, он подумал, и осторожно сказал: вроде, ничего. Ну, ему при разнице в наших комплекциях, удерживаться было легче... Да и разница в возрасте: в 16 лет этот экстрим переносится явно с большим интересом...

Минут десять отсидевшись, мы ещё погуляли по парку, но кататься больше ни на чём не захотели, даже сын отказался. Просто дело в том, что все "взрослые" аттракционы "Дрим-Лэнда" довольно однообразны и основаны на одном и том же: переворачивании вниз головой либо падениям с большой высоты. А таких ощущений нам было достаточно.

Получилось, таким образом, что одна-единственная качель (туды её...) обошлась нам почти в 200 руб. с носа. Ну да Бог с ним - зато мы там побывали...

Выбравшись из парка, ещё некоторое время сидим в машине, где окончательно прихожу в себя. Решаем проехать по городу (время есть) и приехать к парку Челюскинцев с другой стороны.

Минск - в любой его части - оказался одинаково красив. Везде, где мы проехали, город выглядел одинаково: светлые краски строений, минимум рекламы, много цветов и фонтаны.
Вообще, столица (как и вся страна) наполнена позитивом, здесь нет того ощущения, что вокруг - обман и надувательство, как это я всегда ощущаю в Москве. Здесь нет ощущения, что надо всё время быть настороже - как в той же Москве.
Просто очень спокойный город. И несмотря на столичный статус, с очень неторопливым ритмом.

Возвращаемся в парк Челюскинцев, забираем жену - пора уже ехать на фестиваль.

Довольно долго пробираюсь минскими окраинами к шоссе, ведущему на Слуцк (решил разобраться интуитивно, без карты, и почти получилось :). Выезжаем на МКАД (в Минске она тоже есть, как и в Москве, ога), через некоторое расстояние сворачиваем на трассу в сторону Слуцка. До Дудуток здесь ехать довольно просто: сперва по трассе до деревни Корма (километров 30 от Минска), там по указателю налево, и ещё через 15 км - направо, тоже по указателю на музей.

Подъезжаем ближе. Издалека видно, что народу здесь сегодня гораздо больше, чем в подобные праздники у нас. Все обочины забиты машинами (а небольшие стоянки - тем более). Оставляем машину в полукилометре от входа в музей (ближе не подъехать), и идём осматривать.




По дороге, от нечего делать, рассматриваем номера машин. Помимо местных, много российских, в основном - Москва-Питер, встречаются и из дальних регионов: Карелия, Ростов-на Дону... Были иностранцы - Польша, Чехия, Германия... Но вот ни одной псковской машины больше так и не увидели.

Покупаем билеты на входе в музей. Стоимость - 50.000 белорусских, это 200 российских. В стоимость входит бесплатный сыр в мышеловке проба сыра из местной сыроварни. Ну а вход на фестиваль "Наш Грюнвальд" - бесплатный.

Осматриваемся.

Территория музея - это масса деревянных одноэтажных построек, в каждой из которых представлено какое-то ремесло или производство. Конкретно - ткачество, плетение из лозы и соломы, сыроварня, кузница, деревообработка, гончарная мастерская.




Отдельно стоит конюшня (туда тоже заходят), отдельно - птичий и скотный дворы. По птичьему можно ходить, и павлины с гусями там свободно топчутся между экскурсантами, скотный двор - за загородкой. Отдельно - аллея с лотками сувениров, есть и небольшой музей авто-ретро (что не очень-то в концепции, но он всё же есть).

В день, когда мы приехали, колорит музею придавали ещё и множество персонажей в костюмах 15-го века. Вот, например:







Прежде чем начать осмотр, ищем, где перекусить, что объяснимо: с утра ничего толком не ели. Прямо на центральной аллее музея - кафе с незамысловатым названием "Дудутки". Заходим.
Вот знаете, мы в этом году уже в третьей поездке в Беларусь... И вот кафе "Дудутки" - это худшее место общепита, какое нам доводилось посещать на территории этой замечательной страны.
Начать с того, что кафе оказалось совершенно не готово к наплыву посетителей - хотя о фестивале они не могли не знать. Система там простая, с самообслуживанием (только со столов убирает персонал).

Очередь была длиннющая - но, так как места перекусить более не предвиделось, пришлось стоять. Подносов чистых не появлялось - все рыскали по залу и искали грязные, чтобы не нести тарелки руками... Просьбы принести подносы персонал попросту игнорировал.

Столы оказались завалены грязной посудой, которую убирали раз в полчаса - самим посетителям её было не убрать, вход на кухню там запрещен. Приходилось заваливать ею любые свободные места на столах. Свободных мест тоже почти не было - сесть не то, что втроем, но хотя бы вдвоём было совсем негде - приходилось подсаживаться по одному к разным компаниям.

Ну и меню... Многих блюд, указанных в нём, не было. Причём, не то, что не было сейчас - нет, не было вообще. Мы пытались заказывать то одно, то другое - нам отвечали: такого не бывает в принципе. Когда говорили: а вот, в меню есть... - нас сердито спрашивали: будете что есть, или нет?..

Другие блюда надо было долго ждать. Многие просили классические белорусские драники - всем говорили: будут через час, сейчас нет.
На вопрос - а что же вообще есть? - отвечали: всё, что на витрине... На витрине же сиротливо лежали несколько последних шницелей и какие-то салаты.
Так и представлялось: продав их, они грустно закроются, и в самый разгар праздника вывесят табличку: "Еды нет".

Ну и цены. Если в том же Могилёве, в кафе в центре города тарелка холодного борща стоила 2000 бел. рублей, то в "Дудутках" - все 9.500.

Кто окажется в Дудутках - не ходите в это кафе! "Совок" в худшем его проявлении...

...Кое-как всё же перекусив, мы пошли осматривать музей.

Не знаю: то ли настроение было испорчено в кафе, то ли мы уже избаловали себя впечатлениями... Но вот насколько нам понравилась та Беларусь, что мы видели - настолько же мы остались разочарованными музеем "Дудутки".

Ремесленные мастерские не впечатлили. Да, там вроде как довольно бережно сохраняют старинные ремёсла, методы и способы изготовления разных вещей.




Но все изделия, выставленные там либо для осмотра, либо для продажи - в основном, всё это сувениры и безделушки. Подумалось: ведь раньше все эти ремёсла имели сугубо прикладное значение, всеми этими способами изготавливали нужные и полезные в быту вещи... Почему же не делают этого сейчас? Да, конечно, современный человек не будет ходить в лаптях или носить в офисе домотканную рубаху с вышивкой. Но вот в Новгороде, в музее "Витославлицы", я, например, видел сплетённые из бересты... чехлы для мобильников. Прикольно и практично. Вот что-нибудь подобное бы и здесь могли бы делать...

Прогулялись по скотному двору. Не знаю, может, это и экзотика для жителей мегаполисов... Но как-то трудно представить, чтобы даже их можно было как-то удивить обычными коровами и козами. Хотя животные там дружелюбные.




Зашли и в конюшню, тоже открытую для осмотра. Только так и не поняли, на что там смотреть: в длинном помещении стойл на сорок стоял резкий запах (так должно быть?), при этом кони были только в стойлах четырёх, и ещё в одном стоял ослик - все остальные были пустые, хотя на каждом и были таблички с именами и краткими биографиями лошадей. Вот только самих их там не было...

Выходим на аллею мастеров.




С правой стороны - лотки с сувенирами. Ну, чтобы отметиться, магнитик мы там купили... а больше там как-то ничего интересного и не увидели: обычный лубочный туристский набор. Достоин упоминания разве что отдельный лоток со множеством дисков с белорусской музыкой...

С левой стороны обнаружили гараж "Авто-Ретро". Экспонатов немного; заинтересовал невесть откуда взявшийся там "БА-20":




А по центру этой мини-выставки красуется такой вот "светофорчик":




А ближе к выходу отдыхает чудо-техника своего времени:




А в сыроварню мы не пошли, увидев, сколько народу туда ломилось... Так что местный сыр не попробовали. Но стоять ещё раз в длинной очереди после кафе уже не хотелось: всё желание отбили.

В общем, не знаю, кому как, а нас музей здорово разочаровал. Может быть, потому, что мы всё время ходили по нему с предвкушением: ну, вот сейчас увидим нечто... - а видели вполне заурядные вещи, которые можно увидеть вообще на любом фольклорном празднике. Так что это место, считаю, на очень большого любителя...

...По времени уже должен был начинаться и фестиваль. Причём, вывешенная на входе программа регламентировала чётко, с точностью до получаса: начало в 16.30. Но разумеется, в лучших традициях рок-сейшенов ни в 16.30, ни в 17.00 ничего ещё не начиналось, что порядком нас напрягало: допоздна мы там засиживаться не могли, нам ещё надо было 150 км ехать до турбазы...

Более того, даже само место реконструкции мы с трудом нашли. Представлялось - с учётом количества собравшегося народа - что реконструкция Грюнвальдской битвы будет весьма масштабной. Когда же мы увидели площадку, отгороженную цветными лентами и размером в половину стандартного футбольного поля... даже не сразу поверили, что именно на этом клочке всё и будет происходить.
Вышли за территорию погулять... вернулись через полчаса - только тогда участники понемногу начали стекаться:




Реконструкция битвы началась с построения. С каждой из сторон собралось... ну, человек по 30-40: слева были воины Витовта и Ягайлы, справа - рыцари Тевтонского ордена.
Перед битвой зачитали всю историю сражения (ведущий несколько раз особо акцентировал, что битва была без участия России - хотя в ней и принимали участие смоленские полки, но смоленская земля тогда была частью Польши). Кого-то поздравили с Днём Рожденья, кого-то посвятили в рыцари по старинному обряду... И - началось.




Перед началом реконструкции ведущий настоятельно просил зрителей не стоять позади строя рыцарей - по сценарию, их должны были забрасывать стрелами... Каково же было наше удивление, когда стрел этих в сторону рыцарского строя полетело всего 5-6 (причём почти ни одна не долетела).
Да,это, конечно, вовсе не те тучи стрел, которые, по легендам, закрывали солнце...

Вообще, сама битва получилось очень вялой. Мы не ожидали, конечно, что противники всерьёз будут рубить друг друга (хотя многие могли бы - доспехи выглядели весьма серьёзно и травмы вряд ли были бы). Но некоего артистического драйва очень - ну просто очень! - не хватало.
Выглядело это больше не как сражение, а как вялое топтание на одном месте и не рубка. а - толкание друг друга, с шутками и картинными (для пущего смеха) падениями.




Кроме того, хорошо видно было только первым рядам зрителей. Остальные же могли видеть лишь вяло шевелящуюся группу тел в средневековых костюмах и с десяток "убитых", валяющихся на поле битвы...

Вся реконструкция закончилась минут за десять, что возмутило нас дальше некуда. Как - и всё?!.. Как же так, мы в апреле этого года были на реконструкции Ледового побоища у нас, на берегу Чудского озера - там всё шло больше часа... А здесь...

Нет, этому "зрелищу" не хватало многого - при таких отличных исходниках. Не хватало размаха - участников могло быть и больше, при таком-то количестве зрителей и при двойном бренде (сам по себе музей + Грюнвальд). Не хватало организации - всё шло ни шатко, ни валко и попахивало халтурой. Костюмы сделаны были хорошо, а всё остальное...

И главное. Этой идее остро не хватало хорошей режиссуры. При грамотной организации даже при таком небольшом количестве участников это могла быть конфетка...

Настроение у нас испортилось вконец. Говоря разные обидные слова и вспоминая разные гораздо более удачные реконструкции у нас на Псковщине, мы решили на концерт не оставаться (тем более, никто точно не мог сказать, когда он начнётся), и побрели к машине.

Под конец решили всё же заехать ещё на один объект музея. А именно - на мельницу (1902 г. постройки), которая стоит в километре от Дудуток и является действующим экспонатом.




Но мельница нас тоже изрядно обломала. Только зашли во двор и принялись фотографировать (что разрешено) - появилась хозяйка мельницы и принялась изгонять всех посетителей: мельница работала до шести вечера, а на часах было уже без пяти...
Нет, оно как бы и всё по правилам... но для фестивального дня могла бы сделать исключение?
Перед туристами, подъехавшими без двух минут шесть, она и вовсе захлопнула калитку и не дала даже пофотографировать. Тоже ничего так: люди ехали Бог знает откуда - а перед ними калитку на замок...
Ну вот очередной классический "совок" снова...

Уставшие и расстроенные, мы доехали до перекрёстка с дальней минской окружной, где заправились (хотя машинка всё время укладывалась в 5,8 литров на 100 км, но бак был практически пуст - последние 30 км до заправки ехал с горящей лампой нехватки топлива). Еле нашли на трассе разворот (на магистрали с разделительной полосой они редкость - пришлось отмахать километров семь, пока смог развернуться), и направились в сторону турбазы.

Во весь рост встала проблема предстоящего ужина. Что приготовить?.. Колбаски на гриле были, шашлык был... Единодушно решили: жареные грибы!.. Собирать их, конечно, времени и сил никаких уже не было - решили просто купить.
По счастью, торговцы дарами леса сидят на трассе и в семь, и в восемь часов вечера.

Килограммовый контейнер лисичек купили у паренька лет 12-ти, стоящего на трассе в районе Борисова. Увидев русские номера, парень не растерялся - взял русскими деньгами, 100 рублей. Ну, дали, конечно, не торгуясь...:))

Возвращаемся на турбазу. Машин здесь уже гораздо больше - пожалуй, к десятку штук. По привычке ставлю машину под окнами - но через некоторое время зашёл Евгений и попросил переставить машину подальше, на специальную площадку: много народу, мало ли что... Перегоняю машину - и готовим ужин.
Запах жареных грибов медленно, но верно распространяется с кухни в коридор. Один из постояльцев заглянул в кухню и принюхался.
- Лисички с жареной картошкой, значит, - протянул задумчиво - издеваетесь, да?..
Мы засмеялись, а он сказал:
- Ничего, вот сейчас мы над вами поиздеваемся - такой шашлык замутим...
- Нет, - говорю, - этим нас не возьмёшь: шашлык мы ели вчера...
Разговорились. Мужчина удивился, сколько всего мы успели объехать за эти дни. Ещё больше удивился, что мы ездили в Могилёв: там же плохая дорога!..
Да? А я не заметил...:)))
Да и какая там плохая: попробовал бы он проехать, скажем, от Пскова до Новгорода через Феофилову Пустынь... Я до сих пор помню. 230 км за 8 часов...

Ужин готов, и снова: тишина, гладь озера в сумерках, плеск воды, переклички лесных птиц... Непередаваемо хорошо, и уезжать ещё даже не сегодня...

(Продолжение следует...)


Tags: ВАЗовские будни, путешествия, трасса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments