Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Categories:

Скандинавия - Прибалтика. День первый: Санкт-Петербург - Хельсинки.

Вернулся из круиза по Балтике, понемногу прихожу в себя.
Поездка удалась даже не на сто, а на все двести процентов.
Удалось не только побывать в трёх странах - то есть, вернуться спустя 13 лет в Финляндию, спустя 25 лет - в Эстонию и впервые открыть для себя Швецию.
Но ещё и удалось это сделать в хорошей компании.
А ещё именно на пароме впервые в жизни попробовал алкоголь :-).

А было всё так:

На питерский морвокзал наша группа прибыла намного раньше времени посадки - ехали из Пскова с запасом времени, чтоб наверняка. Проходим паспортный контроль - и вот он, первый штамп пересечения границы в новеньком загранпаспорте.

Паром "Принцесса Анастасия" уже ждёт нас у причала. Вблизи (он или она? пусть будет она) она оказывается ещё большей громадиной, чем на фото.

2

Над верхним рядом окон - восьмая палуба: конференц-залы, каюты, бар, выход на открытую прогулочную площадку. С восьмой палубы можно подняться ещё выше - на девятую, открытую палубу и ещё выше - на десятую, самую верхнюю: здесь крыша, в передней части которой смонтирована вертолётная площадка с подсветкой посадочного круга, перилами по периметру. С десятой палубы, конечно, открывается самый захватывающий вид...
Верхний ряд длинных окон - седьмая палуба, развлекательная. Бары, рестораны, казино, игровые автоматы (детские и для взрослых), две дискотеки, ресторан "Seven Seas", где организован шведский стол.
Второй сверху ряд - шестая административная палуба. Ресепшен (совершенно такой же, как в отелях), стойки информации, обмен валют, окно обналичивания чеков Такс-Фри, большой магазин беспошлинной торговли Дьюти-Фри, бутик с одеждой.
Два ряда маленьких иллюминаторов - пятая и четвёртая жилые палубы, здесь в основном каюты (я жил на четвёртой).
Ниже - третья палуба, автомобильная (не надо забывать, что "Принцесса" - паром, и кроме пассажиров может перевезти одновременно ещё и до 580 автомобилей (многие так и путешествовали - с авто на нижней палубе).
Ещё ниже, уже без иллюминаторов - вторая палуба, тоже с каютами, а в носовой части - аква-зона. Сауна, два бассейна, джакузи. Плюс ещё тренажерный зал и ещё один бар (наверно, чтобы из сауны за пивом было бы бегать недалеко).
В общем, развлекательный комплекс, передвигающийся по морям-океанам со скоростью 40 км/час.

Располагаемся в каюте - и на осмотр корабля.
Каюты на "Анастасии" неожиданно маленькие (хотя есть и каюты класса "командор" - там все удобства и больше места). Фактически, это обычные купе, как в поезде, с откидными полками и минимумом пространства. От купе они отличаются разве что наличием санузла и небольшой вешалки для одежды. Каюты явно рассчитаны на то, что всё время пассажир будет проводить не здесь - разве что, приходить отоспаться.

1

Поднимаемся наверх, выходим на восьмую открытую палубу:

3

И ещё выше - сразу на десятую, верхнюю:

4

Оцените высоту. Как минимум, с пятиэтажный дом - даже вдали можно рассмотреть купол Исаакиевского собора - с такого-то расстояния...
А с другой стороны - прекрасный вид на морвокзал. И тоже на уровне крыши:

5

Спускаемся вниз, исследуем череду баров :-). Располагаемся в баре с названием "Ночной Кролик":

6

А ещё дальше здесь же - вход в шоу-бар "Коламбус", где действительно каждый вечер показывают разные представления и проходят дискотеки:

12

Этажом ниже - административная палуба:

10

В проходе к ней висит портрет той, чьим именем назван паром:

8

Лифтовая площадка. К слову, все палубы корабля связаны несколькими лифтами - в основном, все ездят на двух центральных, но вроде в оконечностях салонов есть и ещё.

7

Можно подниматься - спускаться и просто по трапам - марши здесь недлинные и очень красивы:

9

Коридор жилой палубы:

11

Ну и наконец, капитан парома и старшие офицеры:

14

Экипаж интернациональный, плавает судно под пиратским мальтийским флагом. Порт приписки - Ла-Валетта :).

Тем временем судно потихоньку отходит от причала и продвигается мимо грузовых судов к выходу из порта.
Верхняя палуба полна народу - конечно, этот вид всем ещё как экзотика, многие фотографируют.

Спускаемся на первый на пароме ужин. Обедают здесь в две смены - паром почти полон пассажирами, и всем в одну смену даже в огромном зале "Seven Seas" никак не уместиться.

Впервые увидел, что такое шведский стол. Это, конечно, классно. Нет первых блюд, зато хороший выбор вторых и большое количество закусок отличного качества. Офигительные рыбные блюда (в основном, красная рыба), отличное мясо, а продающиеся в России ветчину и вырезку после того, как попробовал на пароме, какими эти продукты должны быть на самом деле...:)) - я, наверно, уже не смогу есть вообще.
Количество подходов не ограничено... и конечно, здесь главное - не лопнуть...:)))) Как говорится - одна диета не помогала, пришлось сидеть сразу на двух :))).
Ограничения только по спиртному. Бесплатно полагается или одна рюмка водки, или один бокал красного вина, или один бокал шампанского. Что-то одно. Всё из спиртного, что сверху - за деньги, и довольно дорого. Хотя многие, конечно, заказывали...
Что касается цен как таковых - в ваучере (талончике на обед) указана стоимость (включенная в стоимость путевки): ужин - 24-25 евро, завтрак - 12-14 евро.

...А тем временем "Принцесса" уже выходит в открытое море.

13

Когда стемнело, поднимается ветер. Волны становятся выше; штормом это при всём желании не назовёшь - так, высота волн на глаз от полуметра до метра.
"Принцесса" же идёт сквозь них, как трамвай. Качки не ощущается вообще. Если только специально "прислушаться" - можно чуть-чуть ощутить, как корабль медленно-медленно кренится совсем немного с борта на борт. Потом так же медленно выпрямляется и чуть-чуть переваливается на другой борт.
Расходимся по каютам, устраиваюсь спать. Спится в каюте тоже своеобразно: на вид словно бы в купе вагона, особенно если спать на верхней полке - только совсем нет привычного в купе перестука стыков рельс...:-). Вместо него - чуть заметная ровная вибрация дизелей. А шум моря в каюту сквозь двойные стёкла иллюминатора не проникает совсем.

Рано утром просыпаюсь первым в каюте. Стараясь не разбудить остальных, одеваюсь, фотоаппарат с собой - и на десятую палубу.
А Хельсинки уже на горизонте!..

16

Перед заходом в порт "Анастасия" спускает российский флаг (висевший до того на мачте ниже мальтийского) и на его место поднимает финский:
15

Мимо, совсем рядом проплывают каменистые низкие острова, между которых "Анастасия" протискивается с изяществом носорога, но всё же довольно уверенно и не снижая хода.

17

Особенность ландшафта Финляндии - камень. Земляная подушка, покрывающая этот камень, очень тонка; а где тонко - там... камень постоянно вылезает на поверхность:

1

Огибаем несколько групп таких островков - и вот он, Хельсинки, весь перед нами!..

18

Идём по заливу. На одном берегу - центральная часть города, на другом - жилые кварталы, выходящие на самый берег моря и даже частично... прямо в него!..

2

Посреди залива останавливаемся. Справа по ходу, позади нас из узкого ковша гавани полным ходом выходит ещё один круизёр - таллинский "Шаттл":

3

...И проходит у нас под самой кормой:

4

Не успевает он толком проскочить всю ширину корпуса "Анастасии" - наш паром уже даёт задний ход, и с разворота сдаёт назад, как в гараж, на его место у причала.
Всё происходит очень быстро и слаженно; весь маневр - какие-то 8-10 минут, и вот уже таллинец удаляется в море, а мы - почти у причала.

Перед швартовкой огибаем ещё один круизёр, загружающийся у причала - компании "Эскеро Лайн":

5

Вообще, паромы на переходах между портами нашего путешествия попадались постоянно. На балтийских линиях их - как трамваев. А если учесть, что пассажиров на каждом из них тысячи по полторы-две, и каждый заплатил за путёвку 18-20.000 руб... а ещё фрахт за перевозку машин (половина автомобильной палубы на любом пароме заставлена прицепами фур, которые транспортировщики выгоняют на причалы, где эти прицепы цепляют уже настоящие тягачи...) - то становится понятно, что несмотря на все расходы, это явно очень прибыльный бизнес...

6

А терминалы для высадки пассажиров уже ждут прибытия нашего парома. Почти такие же, как в аэропортах, передвигающиеся вдоль пирса, поднимающиеся на разную высоту (на "Анастасии" выход наружу - только с четвёртой палубы, то есть с борта прямо на причал при всём желании не шагнёшь).

7

Проходим по терминалу на паспортный контроль. Будок контроля несколько, то ли пять, то ли шесть. Выход быстрый: паспорт - проверка по компьютеру - штамп. Один человек - секунд 40. Очередь с парома перед будками скапливается огромная, но и проходит очень быстро. От силы полчаса - и вот все мы на земле Суоми. Тerve tuloa!..

8

Размещаемся в автобусах. Впереди - обзорная экскурсия по городу, потом - свободное время.
Цвета Хельсинки - оттенки серого и коричневого, в тон природе. Бросается в глаза отсутствие ярких красок. Так же одеваются и люди - оригинально, но в то же время неброско. Не знаю, как им это удаётся, но факт.

9

После российских городов очень бросается в глаза... даже не чистота на улицах (это как бы само собой), а именно некая обустроенность городской жизни. Некая приспособленность города для людей. Город как бы сам подталкивает человека: пройди здесь - здесь безопаснее и короче, не ходи туда - снег башка попадёт это небезопасно... Много места для пешеходов, обочины тротуаров не забиты машинами. Много переходов (и перед ними все тормозят), много велодорожек - общая их длина в черте города более 1000 км... Велодорожки тоже с пешеходными переходами, переходить их где попало нельзя - можно поиметь неприятности с полицией, а если на велодорожке вне перехода вас собьёт велосипедист - будете виноваты вы, а не он...

10

Движение на улицах Хельсинки размеренное и неторопливое. Город небольшой - всего чуть более полумиллиона населения (с городами-спутниками - миллион с небольшим). Застройка здесь очень плотная, широких проспектов и магистралей в центральной части нет совсем. Много светофоров - разогнаться от одного до другого просто не успеть. Пробок нет совсем - если вы встали на светофоре, гарантированно проедете его за одну очередь. Практически не встречается тяжёлый транспорт - только уборочные и развозные машины; все объекты, куда могли бы ехать фуры, убраны куда-то в пригороды, поэтому если вокруг порта фур очень много, то в городе их так и не видел.

11

И ещё что заметно: легковой транспорт весь современный. Машины максимум трёх - пятилетние. Совсем не видел доживающих свой век рыдванов 80-х - начала 90-х годов, которых у нас полно на улицах. Кое-где попадаются, правда, машины годов 70-х - но это явно любители ретро, так как состояние таких машин - как новенькие...
Рекламы в городе мало, она не бросается в глаза и зачастую придумана достаточно остроумно:
12

А кое-где попадаются и вообще оригинальные постройки - словно бы перекочевавшие прямо из "Семейки Адамс":

13

Пока гуляли по Сенатской площади, заморосил мелкий дождь. Улицы сразу заблестели - ведь асфальтового покрытия в центре Хельсинки мало - больше булыжные мостовые и тротуары. Причём сделано всё так аккуратно, что ходить и ездить по ним - одно удовольствие... В тех местах, где есть пешеходные переходы - мостовая чуть приподнята, и на переходе не скапливается вода...
На одной из площадей стоит забавный памятник. Нам рассказали, что он был заказан одному скульптору (не помню фамилию); перед изготовлением договорились о сумме. А когда скульптура была готова - городские власти поскупились на оплату работы, придрались к мелочам и выплатили автору только половину обещанного гонорара. Тот обиделся и установил скульптуру на площади... задом к зданию муниципалитета. Так она теперь с тех пор и стоит...:)))

17

Заезжали и к памятнику Сибелиусу - известному финскому композитору. Сам памятник снимать не стал - кроме толп обступивших его туристов всё равно ничего не было бы видно :). А вот по парку вокруг прогулялся.
Парки в Финляндии, конечно же, чистые и ухоженные, хотя и не столь живописные, как, например, в Беларуси. И снова особенность природы - везде на поверхность вылезают скалы...

18

19

Собственно говоря, финны этим всё время пользуются. Вот ещё одно сооружение, построенное прямо в толще скалы. Догадайтесь, что это?

20

Если не маленький крест (справа вверху, у входа, и тоже вырублен в камне) - догадаться было бы совсем сложно.
Да, это церковь. Называется Темппелиаукио.
Внутренний интерьер используется и по прямому назначению, и как концертный зал - благодаря подходящей форме и хорошей акустике. В 2006-м году здесь была проведена первая в Финляндии месса под аккомпанемент тяжёлого рока :).

21

...Экскурсия заканчивается. Оставшееся время гуляем по городу.
Выехать на окраины, в гипермаркеты времени не остаётся - заходим только в центральные магазины - Sokos, Forum, Stockman...
Цены, конечно, непривычно высокие. Например, в туристской зоне обычный магнит на холодильник - 4 евро... Лишь отойдя от неё подальше нашли магазин, где в числе прочего продавали магниты по 2 евро, а дешевле и не видели.
Много дорогой и на удивление простой одежды. Обычная болоньевая куртка-дутик - от 130 евро, джинсы - 100-130 евро, кожаные куртки - от 200, и так далее.
Устав бродить, заходим в кафе. Берём по чашке кофе капуччино. 1 чашка - 7 евро 80 центов...
Правда, кофе того стоил. Сверху - слой даже не пенки, а словно бы крема толщиной в сантиметр. Внизу - густая маслянистая жидкость, отхлебнув которую, чувствуешь явный аромат только что зажарившихся зёрен. И никакой гущи.

Вспоминается прошлый приезд в Хельсинки, в 1996-м. Да, здесь, чтобы что-то купить, надо или заранее знать места, или уж приезжать не на один день, чтобы иметь возможность походить, поприсматриваться.
Толком так ничего и не купив (лишь выбрал для старшей дочери кое-какую бижутерию), направляемся к ожидающему нас автобусу.

22

Группа собирается организованно, никто не отстал и не опоздал. Направляемся на терминал, к парому.
Обратный паспортный контроль проходим так же быстро. Очереди длинные, но пунктов контроля много и долго стоять здесь не приходится.

Ужин заканчивается довольно рано, и куда пойти после него - сразу не решить. Места в "Коламбусе" заняты - там надо заказывать столики заранее, и это дорого: один обычный столик - сам по себе, без выпивки-закуски - 50 евро, вип-стол (в удобном месте) - 70 евро...

В итоге наша компания решает просто остаться в одной из кают, а за спиртным сбегали в Дьюти-Фри.
Именно там и попробовал его в первый раз.
Подумал так: сидеть со всеми и не пить вообще - это выглядеть дурак дураком. Уйти к себе в каюту - это сидеть там ещё большим дураком, слушая через стенку, как люди развлекаются. Лечь спать - так рано...
Поэтому, когда предложили, не стал отказываться. Надоела эта добродетель, ну её.
Правда за вечер выпил всего 50 грамм Мартини (такого тёмно-зелёного). В принципе, достаточно вкусно (хотя для меня, конечно, необычный вкус), спирт не чувствуется.
Забегая вперёд: вообще за поездку перепробовал несколько разных видов спиртного, но опьянения так ни разу и не почувствовал. Наверно потому, что а) понемногу, б) почти всегда после хорошего ужина, в) только качественные западные напитки, изготовленные на Западе для своих же, а не пойло на экспорт в страны третьего мира :)...

Расходимся по каютам, и настроение на подъёме - не думаю, что от спиртного: просто круиз начался очень удачно, увидели столько интересного, а впереди ещё больше - завтра Стокгольм!..

23

(продолжение следует)
Tags: путешествия
Subscribe

  • RAGE OF LIGHT - "Lead The Riot"

    Песня прошлого месяца для меня - однозначно, "Lead The Riot" от RAGE OF LIGHT. Потеря харизматичной вокалистки нимало не смутила лидера группы…

  • В поисках звука

    Когда пытаешься улучшить домашнюю аппаратуру для воспроизведения звука, главное - не впасть в аудиофилию. Понял это, побродив по аудиофильским…

  • Дети безвременья

    Разбирал дома всякое-разное, наткнулся на одно старое фото. Захотелось поделиться... и отметить здесь. Просто для памяти. Это апрель 1993 года, фото…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments

  • RAGE OF LIGHT - "Lead The Riot"

    Песня прошлого месяца для меня - однозначно, "Lead The Riot" от RAGE OF LIGHT. Потеря харизматичной вокалистки нимало не смутила лидера группы…

  • В поисках звука

    Когда пытаешься улучшить домашнюю аппаратуру для воспроизведения звука, главное - не впасть в аудиофилию. Понял это, побродив по аудиофильским…

  • Дети безвременья

    Разбирал дома всякое-разное, наткнулся на одно старое фото. Захотелось поделиться... и отметить здесь. Просто для памяти. Это апрель 1993 года, фото…