Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Category:

И ещё немножко Эстонии...

Отпуск заканчивается через день. Отдохнуть удалось хорошо: три выезда за границу.
О первой поездке уже написал: Финляндия - Швеция - Эстония.
И ещё в последние дни дважды съездил в эстонский город Тарту.

Первая поездка (на прошлых выходных) была разведочная, с целью - пройти на машине границу, понять, как это делается и сколько времени занимает; доехать до Тарту, посмотреть город, посмотреть цены в магазинах, купить качественных прибалтийских продуктов - и обратно.
Да, я понимаю, что многие сейчас ездят в Эстонию / Финляндию как на дачу. Но я-то был в Эстонии (если не считать короткой экскурсии на пароме) последний раз в советское время ещё, и хотелось не по чьим-то рассказам, а самому посмотреть, как туда сейчас ездят, что изменилось и так далее.
Вторая поездка была вчера, уже более подробная - удалось и погулять подольше по городу, и поснимать, да и эстонский шоппинг оценить более вдумчиво.
Небольшой фотоотчет (немного текста и 27 фото) -

1

Оба раза поехал разными дорогами. Первая поездка была по маршруту: Псков - Печоры - пропускной пункт Куничина Гора / Койдула - Вярска - Ряпина - Ахья - Тарту. Второй маршрут, вчерашний: Псков - Старый Изборск - пропускной пункт Шумилкино / Лухамаа - Выру - Тарту.

Первый маршрут: дорога чуть хуже ( километров десять вообще грунтовка, по которой 70-80 км/час идти можно), расстояние чуть меньше - км на 12-15. Общий пробег от дома до дома, с учётом движения по обоим городам (Пскову и Тарту) - 370 - 390 км., топливо на поездку обходится примерно в 800 руб. На границе народу совсем нет (ехал в воскресенье, границу проходил в гордом одиночестве, если не считать одной эстонской "Ауди" в параллельном коридоре). С российской стороны 4 будки контроля, с эстонской две. Документы проверяют, спрашивают не только автомобильную страховку ("зелёную карту"), но и личную медицинскую. Машину смотрят тщательно только российские таможенники, эстонцам всё пофигу.

3

Второй маршрут: туда прошёл обе границы минут за 8. Обратно народу собралось (перед самой границей здесь сходятся две трассы - из Тарту и из Риги), поставили в отстойник, простоял час. Когда вызвали на границу - всё прохождение ещё полчаса. Из них 10 минут эстонская граница и 20 - российская. Можно заранее занять электронную очередь (записаться на конкретное время и пройти быстрее), но это не по мне: всё время в поездке смотреть на часы и стараться не опоздать... Лучше уж потерять этот несчастный час, чем так...

По дороге туда проехал через Выру - не стал уходить на окружную, поехал через центр. Ну, вот сюда Европа ещё не очень-то добралась: как был патриархальный городок, так и остался. Разве что почище стало - с советских времён с городка словно бы стряхнули пыль.

2

Эстонские дороги хороши, но особых восторгов не вызывают. Обычные ровные гладкие шоссе. Не автобаны, но и не разбитый русский просёлок. Скорость ограничена 90 км/час, и все едут на этой скорости: от границы до Тарту никого не догнал и никто не обгонял меня самого. В населёнке скорость 50 км/час. Дорожной полиции ни разу не видел.

Эстонский ландшафт, конечно же, так не контрастирует с российским, как белорусский. Да, чисто, аккуратно... да, современные супермаркеты в небольших посёлках... да, знаки "Зона Вай-Фай" при въезде в деревню. Земля, с одной стороны, не заброшена, как в России, с другой стороны - не так стопроцентно используется, как в Беларуси. Поля есть, но небольшие: много перелесков; да и вообще, с просторами здесь не очень. Есть ли невозделанная земля? - да, хватает; пользуют ли старую советскую строй- и сельхозтехнику - да, легко,   встречаются ли почерневшие по-российски избы - да, сколько угодно...

3.1

Окраины Тарту - современные двухуровневые развязки, предприятия, гипермаркеты. Идёт интенсивное строительство; все указатели направлений (и объезда, и въездов в город) - на эстонском, и не дублируются даже на английском. Может, из-за этого, несмотря на свой опыт, в тартуских развязках интуитивно не разобрался и пару раз конкретно плутал :-)...

В центре, рядом с автовокзалом, понастроили крупных многоэтажных универмагов - "Таску", "Каубамайя"... Чего здесь не хватает - это пешеходных переходов, и не только подземных (здесь их вообще нет) - мало и наземных. Гиперы друг напротив друга, но, чтобы пройти из одного в другой, нужно делать приличный крюк...

А вот что осталось неизменным - так это Ратушная площадь.

4

В центре города - непривычная пустота. В десять утра (по местному времени) - ни местных жителей, ни туристов... Может, конечно, виной всему - плохая погода (временами моросил мелкий дождь)...
В центре площади - омываемая фонтаном скульптура "Целующиеся студенты", которая является неофициальным символом города:

5

А напротив - вход в местный музей искусств. Не знаю, как объяснить и как сочетать надписи на его окнах... а скульптура называется "Крестьянки".

5.1

Улицы Старого города свежевымыто блестят от дождя... а вокруг по-прежнему пусто...

6

Камни лежат здесь не просто так: по всему видно, что местные архитекторы надизайнили дополнения к установленным посреди пешеходной зоны скамейкам... Ну, уж не знаю, насколько удобно и вообще полезно на них сидеть...

7

В магазинах центра традиционно всё очень дорого. Набрёл на уютный магазинчик с коллекционными винами... но чтобы здесь покупать, надо разбираться. Цены приемлемые только на местную продукцию: бутылка 0.7 "Вана Таллина" ( с шоколадным или кофейным вкусом, 16 градусов) - в районе восьми евро, а вина дороже...
Зато попробовал в здешней кофейне изумительно вкусный кофе - снова как в Хельсинки, только уже сильно дешевле -1,6 евро. Подают в бокалах - и вот как удаётся сочетать термоядерную крепость с мягким вкусом, а? А удаётся ведь...

8

Центр города расчерчен платными парковками, то тут, то там установлены и паркоматы. Центр поделён на зоны А, В и С. В зоне А оплата за час - 1,5 евро, в зоне В - 1 евро, в зоне С - 0,5 евро. И как же хорошо, что платными они становятся только в рабочие дни и в рабочее время!..:) В выходные и по вечерам - ставь машину, где хочешь. Без нарушений ПДД - но бесплатно.
Запрещающими знаками город не перекрыт, на машине можно доехать практически до самой Ратуши. Брошенных как попало машин нет; много дорогих машин с эстонскими номерами - видел и 5 миллионов на 4-х колёсах "Порше Панамера", и эксклюзивную БМВ, и "Ягуар"... Но даже они запаркованы не по-российски аккуратно и по всем правилам...

Ещё насчёт цен - не смог пройти мимо. Колоритная композиция; цена на вон ту гармошку особенно радует...9

А рядом - знаменитый Тартуский Университет. По случаю воскресенья здесь было непривычно тихо. Когда экскурсовод рассказывала группе туристов его историю - слышно было на другой стороне улицы, хотя говорила она нормальным голосом...

10

Позади здания Университета в небольшом скверике стоит и памятник его основателю - шведскому королю Густаву Адольфу. Основан университет ещё в 1632 году - тогда эти земли были ещё шведскими...

16

Кроме Старого города, в центре Тарту хватает мест для прогулок - здесь недалеко друг от друга сразу два парка.
Один разбит на склонах и вершине холма, поднимающегося сразу позади Ратушной площади.

11

Место вполне живописное и тихое - если бы его ещё не портила полоса по-советски произведённых строительных работ, отделяющая парк от Старого города...

13

Холм высокий, никаких ограждений тут нет. Наверху даже устроена игровая детская площадка:

15

В подвижные игры (с мячом, например) здесь не поиграешь бегать за ним под гору надоест быстро, но для самых маленьких с родителями - самое то...

12

В центре холма высится старое здание - явно пожарная каланча. Вид с неё, наверное, вообще отличный - жаль, было закрыто...

14

Если спуститься с холма и перейти Ратушную площадь - попадаешь на набережную реки с красивым и простым названием Эмайыги.

16.1

Название с эстонского переводится как "Мать-река". Есть ещё Алайыги - "Отец-река".
Вот там, где сейчас стоит прогулочный теплоходик, в советское время через день причаливали "Ракеты" - был такой теплоход на подводных крыльях. Сколько раз я ходил на них из Пскова до Тарту - через Псковско-Чудское озеро, мимо островов Талабского архипелага, мимо Пийрисаара... Рейсы были регулярными - и туристические, и просто пассажирские. Река Эмайыги от Чудского озера до Тарту пропускала эти теплоходы, хотя была такой узкой и с такими поворотами, что - как сейчас помню - в один из поворотов теплоход не вписывался с ходу. Подходил носом почти к берегу, давал задний ход и со второго раза, как грузовик к терминалу, попадал в русло реки. В пассажирском салоне были окна, частично переходящие в потолок, и было странно наблюдать, как над теплоходом с обоих берегов нависают и смыкаются ветви деревьев...
Сейчас же Эмайыги обмелела - рядом с мостом отчетливо просматривалось дно.

16.2

На другом берегу реки - второй парк. Простенько, чисто, аккуратно. Установлены в разных концах пара скульптур (рядом таблички только на эстонском), есть и скамейки, но для полноценного "оживляжа" всё равно чего-то не хватает. Впрочем, в парке даже сейчас ведутся какие-то строительные работы - может быть, как раз и строят что-то интересное?..

16.3

На выходе из парка открывается вид на центральную торговую часть города. Здесь на небольшом пятачке сосредоточены основные универмаги.

21

Выбор товаров здесь гораздо более разнообразен, чем в России. Хотя много, как и у нас, китайских вещей, но и дизайн и качество - другие. Кто интересуется ценами - лучше всего ознакомиться с этой ссылкой: http://www.morforum.ru/t20333
Скидки бывают, в среднем 20-30 %. Например, джемпер, стоящий 29 евро, со скидкой продают за 19, и так далее.
Заходил в бутик "Леви Страусс", но на оригинальные "501"-е за 100 евро всё-таки не раскрутился... В другой раз.

Ну а центр народного псковского шоппинга, конечно же -

17

самый крупный гипермаркет Тарту - "Лыунакёскус".

На его территории много отдельных магазинов, гордо именующих себя бутиками :)... - часть из них дублирована в центральных универмагах. Есть чем развлечь детей: в центре магазина - круглогодично работающий каток.
Ну и два центра притяжения псковичей: расположенные на территории центра продовольственные гипермаркеты "Рими" и "Максимаркет"...

...Обратная дорога времени занимает больше - из-за границы. Выезд из Тарту свободный даже в воскресенье, пробок никаких нет. От Тарту до пропускного пункта Лухамаа - около 100 км; при разрешённых 90 км/час и большом количестве населённых пунктов, где приходится сбрасывать скорость - около полутора часов ходу.

18

За Выру дорога пустеет совсем; за 35 км до границы навстречу попались всего 2 или 3 машины...
Названия населённых пунктов на указателях - все на эстонском и не дублируются на других языках. Это надо учитывать - не всегда можно понять, куда направляет очередной дорожный щит. Вот например: до каких городов указаны расстояния?..

19

Нету таких букв в наших словах...
Сверху - расстояние до Пскова. Снизу - до Риги...

Обратный проход границы всегда более долгий. Просто подъехать, предъявить документы и выехать нельзя. Нужно подъехать к будке регистрации и записаться на проход границы (это если у вас заранее не заказана электронная очередь на определённое время).
Услуга эта платная, от чего зависит сумма оплаты - не знаю, но она разная. На пропускном пункте Койдула заплатил 6 евро, на Лухамаа - 4.50... Оплачивать можно обычной банковской картой прямо на месте - здесь же, в будке регистрации.
Далее проезжаете в зону ожидания, ставите машину и следите за электронными табло - ждёте, когда высветится номер вашей машины...

20

Позади площадки - здание терминала. Можно зайти в туалет, можно пообедать (что я и сделал: хорошее кафе; заказал порцию картофеля фри с сосисками - принесли огромное блюдо, полное этой самой фри, сосисок, салата, овощей, корзинку с хлебом - входит в стоимость, два разных соуса. Плюс традиционный бокал кофе. Обошлось за всё - 4 евро...).
В терминале также висит табло с номерами машин, вызванных на границу, так что свою очередь можно отслеживать и здесь.

Эстонцы на выезде тщательно проверяют только документы; машину смотрят только на наличие / отсутствие пассажиров. На вещи внимания не обращают.
На российской стороне всё жестче. Пограничный контроль - паспортный контроль - таможня - снова паспортный. У эстонцев на 4 пропускных коридора, заметил, работают три человека (один в будке и два на улице). У нас на четыре контрольных поста - человек десять.
Досмотр вещей - лотерея. Вещи могут смотреть, а могут просто спросить: желаете что-нибудь задекларировать?.. На пропускном пункте Куничина Гора таможенник придрался к продуктам: сказал, нельзя провозить сырое мясо (точнее, можно, но только через определённые пункты пропуска и только после проверки). Еле добазарился, в результате всё равно проехал. Напирал на то, что в Интернете есть только сведения о максимально возможном количестве алкоголя (до 3-х литров), о продуктах же нигде ничего не пишут. А их внутриведомственные инструкции мне не указ...

Время прохождения обратно: через Куничину Гору - минут 40, через Шумилкино - полтора часа.

В общем и целом, обе поездки удались. Открыл для себя, что ездить в Эстонию можно, это, как и раньше, недалеко и недорого. Есть где погулять и отдохнуть, есть что купить.
Думаю, следующая будет Латвия.
А там недалеко и до Литвы, и до Польши...

22
Tags: путешествия, трасса
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments