Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Category:

Литовский уик-энд 21-22 декабря 2013

За предновогодней суетой написать о поездке в Литву собирался долго. Решил всё же, что лучше поздно, чем никогда - может, кому-то пригодится для планирования собственных поездок туда.

...После уже начавшей приедаться Эстонии - да и в связи с ужесточающимися правилами въезда-выезда - решили начать осваивать более дальние страны.
Финляндию и Польшу оставили на потом - рановато и далековато. Из близких неосвоенных городов оставалась Рига - но в такой город ехать на 1-2 дня показалось глупо.
Остановились на Литве.

Из литовских городов выбрали Каунас, предпочтя его тому же Вильнюсу. Во-первых, самый литовский город (97% населения - этнические литовцы), во-вторых - больше достопримечательностей, в третьих, подешевле и попроще ночлег (всё же не столица...), в четвёртых - более привлекательным (по отзывам в Интернете) показался шоппинг.


Ночлег заказал через сайт Букинг Ком.

Бронировал через Интернет впервые, но всё нормально получилось. Малость ошибся, отправив предоплату через PayPal не на ту электронную почту... через три дня деньги вернулись обратно, и снова их отправил, уже правильно.
Решил немного шикануть - снял не номер в гостинице, а двухкомнатные апартаменты.
Сутки в такой квартире обошлись в 35 евро, что, считаю, недорого.

Долго думал, как ехать. Ну естественно, самая прямая дорога на Каунас из Пскова - на Остров, там поворот на Пыталово - погранпереход с Латвией Убылинка / Гребнева - Резекне - Даугавпилс - граница Литвы - Зарасай - Укмерге - Ионава - Каунас.
На работе советовали этой дорогой не ездить из-за общей убитости; советовали идти из Пскова прямо на Ригу, не доходя её, свернуть на окружную, а там - прямая дорога на Каунас. В этом случае можно было бы ехать по отличным, качественным трассам.
Был и третий, самый длинный путь: на Беларусь, оттуда на Вильнюс, через Беларусско-Литовскую границу, и от Вильнюса до Каунаса по автобану чуть более 100 км...
Хотелось пройти обязательно разными дорогами, чтобы, пользуясь случаем, иметь опыт пересечения разных границ и общения с пограничниками / таможенниками разных стран. Пообсуждав, всё же решили: туда поедем самой короткой дорогой - на Резекне - Даугавпилс, обратно - как по времени будет получаться.

Учитывая двухчасовую разницу во времени с ближним Евросоюзом и имея впереди 500 км пути, в три часа ночи стартовали из Пскова.
До латвийской границы доехали быстро - направление на Даугавпилс популярностью у автотуристов явно не пользуется. Свернули на Пыталово с трассы М20 - и редкие машины начали попадаться раз в десять минут.
Пыталово (бывшее в 20-е 30-е годы 20-го века латвийским городком Абрене) остаётся в стороне. Ещё 15 минут - и граница.

Как обычно, перед границей длиннющий хвост из полутора сотен фур, в легковом же коридоре впереди нас оказалась одинокая латвийская "Ауди"... Отстояли всё равно около получаса: перед "Ауди" на границу зашёл туристский автобус - и за это время за нами так и не появилось ни одной машины.
Попадаем на границу. Российскую сторону проходим быстро, осмотр поверхностный. Латвийские пограничники и таможенники, в отличие от эстонских, по-русски говорят без малейшего акцента. Будки просто обвешаны со всех сторон предупреждениями о том, что прохождение границы является бесплатным, и "если вам хотя бы намекнули на необходимость вознаграждения деньгами и подарками - позвоните срочно по такому-то номеру!..". На латвийской стороне предлагают заполнять декларации - с указанием, сколько везём бензина в баке, сколько спиртного, сколько сигарет (поштучно!..). Заполняем, сдаём листки деклараций, машину ещё раз осматривают - всё в порядке, можно ехать.

Сразу от границы нас встречает такой же, а то и больший, караван фур. Многие спят в колейке, разрывы между машинами иногда по 100-200 метров, продвижек не замечают. Дорога в сторону Даугавпилса от самой границы убита в хлам: быстрее 40-50 км/час ехать невозможно. Заплата на заплате, и всё это положено поверх разбитой "стиральной доски"... Поздравляем, вы приехали в Евросоюз!..
Впрочем, так продолжается только первые 8-10 км. Потихоньку заплаты кончаются, начинается хотя и дряблое, но вполне рабочее покрытие, на котором можно разогнаться аж до 80 км/час... А после первого посёлка (Карсава) можно набирать и максимально разрешённые здесь 90.
Перед Резекне начинаются развязки. Указатели перед ними есть, но на них упомянуты не конечные пункты магистралей, а только местные райцентры... В результате на одном из круговых движений промахнулся, ушёл на Екабпилс, вскоре понял, что еду не туда, развернулся - и вошёл в Резекне с тыльной стороны, через переезды товарной станции...

Задворки Резекне (бывшая русская Режица, кстати) - как задворки заштатного и бедного райцентра российской глубинки. Совершенно такие же унылые строения, мрачные даже в ночной подсветке краски, обшарпанные стены, старая, ещё советская техника видна во дворах местных баз сквозь проржавевшие ажурные ворота... Центр, конечно, поживее - много рождественской иллюминации, красиво подсвечен парк, которому для полной сказочности не хватало только снега (в Прибалтике зима сейчас такая же бесснежная, как и у нас).

Выход из Резекне находим правильно - указатель на Даугавпилс. Дорога до второго по величине города Латвии скучна и уныла - даже лес, по замечанию жены, какой-то бессмысленный, не грибной. Покрытие дороги по-прежнему оставляет желать... - конечно, уже не так, как у границы, но... всё же, от Евросоюза всё время ждёшь чего-то иного...

Доходим до Даугавпилса - время отдохнуть, выпить кофе. Ближе к центру города видим знакомые АЗС - "Лукойл", "Статойл"... Помня, что в России именно на "Статойле" в автоматах бывает вкусный кофе, сворачиваем на неё.
Кофе там действительно есть, 1 стакан - 1 евро 40 центов. А бойкая продавщица Эльза "раскручивает" нас ещё и на свежие булочки...:)..
Проезжаем через центр. Даугавпилс красиво украшен к Рождеству, много подсветки, много интересных зданий - вот в этот город уже хочется вернуться, чтобы познакомиться с ним поподробнее... Переезжаем Даугаву, долго едем по её берегу, городские строения остаются понемногу позади - и указатели выводят нас в сторону Литвы.
До литовской границы от него всего 15 километров.

Погранперехода как такового нет - только указатель с эмблемой Евросоюза и надписью "Лиетува". Качество дороги от самой границы сразу же выше, а ещё через два десятка километров въезжаем в первый литовский городок - Зарасай.
Сразу же бросается в глаза, что это уже не Латвия. Чисто субьективные впечатления, первое, что приходит в голову, когда проезжаешь через небольшой латышский город - и через такой же литовский: в Литве всё как-то солиднее, серьёзнее. Основательнее. Чувствуется, что здесь  люди живут не ожиданием лучшей, будущей жизни, как в Латвии, а - жизнью сегодняшнего дня, стараясь сделать её комфортнее и уютнее. И это у них - получается. По крайней мере, таков фасад этой жизни...

Следующее впечатление: Литва населена плотнее, чем два других Прибалтийских государства. Чаще встречаются деревни (с крепкими, основательными - опять это слово, да) строениями, с машинами и сельхозтехникой во дворах... Чаще встречаются и аккуратные городки, - как правило, со старым, ухоженным центром, с брусчаткой на основных улицах вместо асфальта, с ратушами и кирхами, с работающими современными предприятиями на окраинах... Поля между частой населённой зоной заметно, что обработаны - хотя здесь и не доходят до такого "фанатизма", как в Беларуси, где вспахан каждый пригодный для этого клочок земли...
А тем временем начинает понемногу рассветать - можно и поснимать литовские пейзажи, практически не отличающиеся от наших...
1

Снег, выпавший было за ночь, быстро тает - на дороге слякоть, и совсем нет льда. Движение спокойное, машин мало; иду с максимально разрешенной скоростью 90 км/час - мало кто нагоняет. Впрочем, иногда случается - езда здесь всё же не такая добропорядочная, как в Беларуси: и превышают иногда скорость, и через сплошную осевую обогнать могут... Иностранцы почти не встречаются - разве что на фурах иногда мелькают не-литовские номера, а легковые все, сколько можно заметить, местные.

Большинство местных "райцентров" - не знаю, как правильно по-литовски их обозначить - имеют то, чего остро не хватает райцентрам российским: окружные дороги. Сделано всё аккуратно, с указателями направлений (в Литве, в отличие от Латвии, на указателях есть названия крупных городов, а не только следующего по дороге райцентра). Все развязки - по-европейски через круговое движение; радиус круга такой, что хочешь-не хочешь, а сбросишь скорость до 20-ти, иначе не впишешься... Аварий нет совсем - негде им тут быть...

Объезжаем Утену, Укмерге, огибаем Ионаву - а там и до Каунаса последние 60 км, по отличной трассе, с более плотным движением, с разделительной полосой - чувствуется приближение крупного города...
Въезд в Каунас чем-то отдаленно напоминает въезд в Витебск: трасса ныряет под виадук, а дальше - длинный центральный проспект, тянущийся на 9 с лишним километров до самого старого центра. Для себя отмечаю: в пути - ровно 10 часов ( с переходом границы и парой остановок), а по счётчику от указателя "Псков" до указателя "Каунас" - ровно 500 км...
Ехать заселяться в квартиру рановато - начинаем прогулку со старого города.

Как и в большинстве городов Прибалтики, центр Каунаса весь в платных парковках. Как и в прочих прибалтийских городах, о которых слышал - парковки платные только по рабочим дням и в рабочее время (с 9 до 18 часов). При этом машин как бы и много, но с местами особой проблемы нет. Добираемся до Ратушной площади и без труда находим на ней место, где оставляем отдыхать "Опель" и идём, наконец, гулять.
Площадь уже убрана к Рождеству, а в центре - ёлка весьма необычного и где-то даже спорного дизайна...

2

Совсем небольшая, она установлена на каркас, накрытый своеобразным вязаным... не знаю, как назвать: покрывалом, что ли... При этом внутрь этого каркаса можно войти - по стенам там развешаны детские рисунки на Рождественскую тему...
Погода совсем не Рождественская - дует довольно ощутимый ветер, а Ратуша словно бы упирается верхушкой в нависшее над ней тяжёлое небо.

3

Зимний вязаный наряд - основная тема украшений старого города, и местами это выглядит очень и очень симпатично:

4

А если кто замёрз - есть где и согреться. И места здесь хватит сразу на нескольких:

5

Прогуливаемся по улочкам старого Каунаса. Отличие от того же Тарту - и даже от Таллинна - сразу бросается в глаза. Здесь этот город - очень живой. Это не декорация, выстроенная или сохранённая как для самих себя, для сбережения своей памяти, своей истории, так и и для туристов, как в Эстонии... - здесь продолжается жизнь. Работают магазины, бары, кафе; много жилых домов и мало учреждений. И - больше людей, хотя это и не всегда попадает в кадр фотоаппарата. Причём очень заметно, что эти люди - не туристы: здесь каждый деловито идёт своей дорогой, не особо глядя по сторонам и не застывая в праздном любопытстве... Туристическую группу за два дня увидели лишь одну - и то, это была группа литовских же школьников...

6

Витрины и двери местных магазинчиков прихотливо украшены к празднику - в каждой на свой манер и в то же время в общей стилистике:

7

8

Покидаем старый город и направляемся в сторону кафе с национальной кухней, в котором ещё в Пскове запланировал обед.
На автобусной остановке замечаю карту, подхожу, дабы сориентироваться - до сих пор-то бродили без особой цели... Стоящий рядом пожилой мужчина что-то спрашивает по-литовски. Поясняю, что русский... он кивает и тут же переходит на русский язык. Оказывается, хотел узнать время, и тут же переспрашивает нас, что ищем. Называю ему нужную улицу - Donelatio Gatve - тут же показывает направление и объясняет, как туда пройти.

Вскоре мы опытным путём убеждаемся, что доставать карту на улицах Каунаса просто опасно...:))) тут же подходит ближайший местный житель и предлагает свою помощь...:))). Ну, непривычно нам, приехавшим из недружелюбной страны... Слава Богу, успеваю сориентироваться - центр Каунаса очень прост и логичен - выходим на Лайсвес-аллею и идём в нужном направлении.
Лайсвес-Аллея - центральная пешеходная зона Каунаса. Тянется, наверно, на пару километров.

9

Первые этажи зданий - как и везде в таких местах - отданы под многочисленные кафе и магазинчики. Непривычно мало для туристской зоны магазинов сувениров, а точек общепита, наоборот, очень много. Причём, на любой вкус: с европейской кухней, итальянской, конечно же, литовской, и даже русской... Дизайн кафе везде разный, общих мест два: везде окна от пола до потолка - своеобразные "аквариумы" - и везде есть свободные места...

Сворачиваем с Лайсвес на нужную нам параллельную улицу. Обращаю внимание: здесь даже знаки установлены с удобствами. Вот например, знак стоянки - а на нём табло с указанием, сколько на этой стоянке свободных мест. Как-то нигде раньше не видел ничего похожего...

10

Добираемся до искомого кафе - изучив отзывы в Интернете, сразу решил, что обедать будем здесь. Кафе национальной кухни, называется "Бернелиу Ужейга".
Заведений с этим названием - целая сеть. Судя по сайту, их несколько в самом Каунасе, есть в Вильнюсе, Шауляе и даже в Лондоне...
Внутри аккуратно воссоздан уют старого сельского дома, а множество антикварных безделушек не дают заскучать в ожидании заказа.

12

Заказываем местные блюда: борщ с белыми грибами и, конечно, знаменитые литовские цеппелины. Плюс кофе, хлеб, сок и т.д. Цены демократичные: за два полных обеда в пафосном месте в центре города мы заплатили 45 лит, а 1 лит - это 14 рублей...
Особенность литовской кухни, подмеченная нами за два дня питания в разных кафе: здесь небольшие первые блюда - не наедаешься, только узнаёшь вкус! - и огромные вторые, которые трудно доесть до конца. Так и получилось: проглотив по маленькой тарелке вкуснейшего борща (и сожалея, что не заказали двойные порции), мы дождались второго - по два цеппелина на тарелку - и смогли еле-еле справиться только с тремя на двоих...
Персонал очень приветливый и вежливый, причём не фальшиво-вежливый - такие вещи я сразу чувствую... Нет, здесь некая доброжелательность просто изначально воспитана... и поняв, что перед ними русские, они вовсе не перестают улыбаться, а пытаются правильно понять ваши пожелания... В разных случаях приходится прибегать к школьному английскому... впрочем, в "Ужейге", как и в других местных кафе, есть несколько меню на разных языках - литовском, английском, русском и польском.

Пообедав, направляемся к двум музеям, которые наметили изначально посетить. Обе они тут же, в центре, на V.Putvinsko Gatve.
Первый из них - знаменитый музей чертей.
Создан в 1966-м году на основе коллекции литовского художника А. Жмуйдзинавичюса, сейчас в экспозиции около 3.000 изображений нечистой силы, экспонируется из которых около трети. Весь музей - три небольших зала на трёх этажах здания.
На входе встречает такой вот экземпляр:

14

Побывать в музее хотелось ещё и из воспоминаний детства - до этого был здесь году где-то в 1985-м... Конечно, тогда - на фоне процветающего соцреализма - такая странная выставка, не вписывающаяся в окружающую действительность, производила гораздо более сильное впечатление... Но и сейчас посмотреть всё же было интересно.

15

Помимо разнообразных изображений самих чертей, встречаются и сценки охоты на них. Например, такие:

16

А вот и сценка охоты одного чёрта на другого. Персонажи неожиданные... приглядитесь - узнаёте?.. Одного я сразу узнал, а другого нет...

17

Гитлер и Сталин...

Ну и напоследок - просто симпатичная композиция:

18

Конечно, такую выставку лучше всего осматривать с гидом - много явно символичных композиций, много и табличек с пояснениями к ним, но... таблички все на литовском языке, к сожалению.

Выходи из музея чертей, переходим дорогу - и попадаем в музей знаменитого литовского художника Миколаюса Чюрлёниса.
О Чюрлёнисе я уже как-то писал, да и всякий желающий легко может найти о нём массу информации в Сети. Упомяну лишь, что творчество его относится к началу 20-го века, что писал Чюрлёнис в совершенно необычном для тех времён стиле и что он, будучи не только художником, но и композитором, уже тогда пытался нащупать такой синтез двух искусств, как своеобразный видеоклип. Не в том его попсовом понимании, которое реализовано сейчас на телевидении, но в более высоком: им написаны серии картин, которые - для максимального понимания и погружения в их смысл - лучше всего слушать под специально им же написанную музыку.

19


20

Чюрлёнис много писал картин на тему городов будущего - для просмотра этих циклов написана и соответствующая торжественная, даже пафосная музыка. Много картин, где присутствуют ангелы:

21

Есть и серия "Знаки Зодиака" - вот, например, Водолей:

22

Мне трудно объяснить, чем из всей той живописи, что доводилось видеть, меня более всех цепляет именно творчество этого литовского гения. Может быть, многоплановостью каждой картины, может быть, тем, что - при кажущейся некой грубоватости полотен, за каждым из них стоит какая-то невысказанная мысль, которую очень интересно пытаться найти, прочитать... Могу сказать одно: картины Чюрлёниса затягивают и притягивают, их хочется рассматривать и возвращаться в этот музей снова и снова...

Выходим из музея, медленно возвращаемся назад, к оставленной в центре машине, попутно осматривая город.
(Да, и о ценах. Билеты в каждый из музеев - 6 лит, плюс за возможность фотографировать нужно заплатить в музее чертей ещё 6 лит, а в музее Чюрлёниса - ещё 12. Это, конечно, не беларусские цены, где во многие музеи можно попасть за 10-15 рублей - но и не Скандинавия, где вход в те же музеи в среднем стоит 20 - 25 евро...)

23

По дороге к Ратушной площади, на одной из старых улочек набрели на... не то флэшмоб, не то прогулку общества любителей определённой породы собак. Просто впереди увидели множество людей, у каждого из которых на поводке была небольшая собачка. Все эти собачки были абсолютно одинаковы - одинакового размера и породы, одного цвета, с одинаковыми бантиками на ошейниках.
При этом они все быстро перемещались, отчего иногда рябило в глазах, а поймать сколь-нибудь значительное их количество в один кадр было делом непростым:

13

Едем заселяться в квартиру. В течения дня обменивались с хозяйкой СМСками, уточняя время нашего приезда; переписка заканчивается тем, что она попросту присылает нам инструкции, как добраться, как попасть во двор / в дом / в квартиру. Улицу Rysiu нахожу не сразу: слишком маленькая и незаметная, район её расположения нашёл сходу, а поворот на неё проскочил. Покрутившись, всё же нахожу улицу и дом - обычная жилая пятиэтажка. Ставим машину; въезд во двор - под шлагбаум, шлагбаум открывается с оставленного для нас в квартире мобильного телефона, на котором надо войти в "контакты" и набрать вызов на контакте "ворота". Поднимаемся на пятый этаж. Ключ под ковриком - хозяйку апартаментов мы так ни разу и не увидели. Внутри - просторная прихожая, кухня, гостиная, спальня и санузел. Стерильная чистота (прямо страшно заходить...), новенькая мебель, аккуратная обстановка, телевизор и ДВД (был ещё Вай-Фай, но мы не пользовались). Много разнообразной посуды на все случаи жизни - хоть перекусить наскоро, хоть устроить банкет. В шкафу - литература и справочники (в том числе, и на русском языке). Выглядит - даже лучше, чем на фото на сайте.

Выходим за продуктами на ужин. В местных продуктовых магазинах по-русски понимают большинство продавщиц, так что делать покупки довольно легко. Цены на продукты сопоставимы с российскими. Некоторые товары непонятно почему продаются далеко не везде - например, кофе (вообще хотя бы какой-нибудь) мы обнаружили только в третьем по счёту магазине, обегав для этого пол-микрорайона... Купили всё же - да и то зря, нужно было внимательно осмотреться на кухне: придя домой, обнаружили оставленные для постояльцев чай - сахар - и большую банку натурального "Лавацца"...:)))
Сооружаем ужин - получилось скромно и со вкусом:

24

К слову сказать, и соленая рыба, и маринованные огурцы из банок, купленные в прибалтийских магазинах - что в местных гастрономах, что в сетевых супермаркетах вроде "Рими" или "Максимаркета" - гораздо вкуснее российских при той же примерно цене. Намного более насыщенный вкусовой букет. То же можно сказать и про любой сорт мяса в маринаде, и про колбасу - хоть вареную, хоть копченую. Про прибалтийский хлеб вообще молчу - нету у нас такого хлеба...

...А наш "Опель" тем временем отдыхает под окном в компании литовских коллег.
Как легко заметить, все - универсалы:

25

Вообще, это характерная черта прибалтийских автолюбителей: большая любовь к универсалам. Их много на эстонских дорогах (на любом хуторе по дороге от русско-эстонской границы до Тарту если увидишь во дворе частного дома машину - то это либо универсал, либо джип, либо микро-бус, но никак не седан), их хватает и в Литве. Во дворе дома, где мы ночевали (и вокруг него) универсалов было... ну, не меньше половины. Кроме того, и та же "Вектра" здесь - очень популярная модель "Опеля": встречаются на каждом шагу, просто очень бросается в глаза. В том же дворе сходу увидел четыре "Вектры", а одна была - точь-в-точь наша: тоже универсал, один-в-один тот же цвет... Ешё пошутили: главное, при отъезде утром не спутать...

После великолепного отдыха утром второго дня съезжаем из квартиры - снова по инструкциям хозяйки, присланным в СМС: телефон от парковочного шлагбаума оставить на столе, ключи в почтовый ящик... По мере возможностей убираемся и уезжаем, оставляя только приятные воспоминания об ночлеге. Спасибо, Гедре!..

26

...Если программу первого дня изначально строили в познавательном ключе (обзорная самостоятельная экскурсия, музеи), то второй день собирались посвятить более прагматической цели - шоппингу. И получался даже неполный день, учитывая, что ещё нужно было проехать до дому 500 км, а утром обоим надо было на работу. В такой программе очень не хватало третьего, а то и четвёртого дня: Каунас оказался настолько суперским городом, что мы быстро поняли, как мало мы успеваем его осмотреть и что надо сюда обязательно вернуться.
Шоппинг же откладывать не хотелось хотя бы потому, что все наши знакомые, кто бывал в прибалтийских странах, однозначно говорили, что в Литве он - лучший. О том же постоянно пишут в Интернете - ну, хотелось приобщиться.
Запланировали посещение двух крупных гипермаркетов Каунаса - "Мегу" и "Акрополиса". С последнего и начали.

Перед магазинами, выполняя заказ коллеги с работы, прокатились на другую сторону реки Нерис. Проехали мимо фуникулеров (увы, закрытых - а как по-другому попасть на обзорную площадку, чтобы поснимать Каунас с высоты - выяснить просто не успели).
Зато поснимали зимнюю набережную Нериса - она (22-го декабря) выглядела так:

29

Поснимали и центр с другого берега. Выглядит как типичный центрально-европейский город.

30

Поехали всё же в "Акрополис". Огромный, 4-этажный гипермаркет расположен на набережной Немана, заезд туда очень удобный: одна из полос идущего вдоль берега проспекта Миндовга уводит на виадук, по которому сразу же и попадаешь на внутреннюю крытую стоянку гипермаркета... Искать место на парковке тоже очень удобно: над каждым рядом горит табло с указанием количества свободных мест в ряду.
Именно здесь, на парковке, увидели первую за два дня машину с российскими номерами: это был пикап-"Тойота" 23-го региона... До этого специально наблюдали - нету российских машин, зато увидели две-три норвежских. Странно было, почему "русо туристо" совсем нет в Каунасе - ведь такой интересный город...

Зашли в гипермаркет. Выстроен он очень интересно: когда-то здесь была старая ткацкая фабрика - при строительстве "Акрополиса" здание фабрики не снесли, а оставили внутри гипермаркета, привязав расположение галерей магазина к старым корпусам. И теперь в старых красно-кирпичных стенах расположены современные дорогие бутики, а сверху всё это накрывают купола современного гипермаркета.

Провели в галереях "Акрополиса" пару часов, и... ничего не поняли.
Цены везде и на всё - высокие. Выше, чем в России и выше, чем в Эстонии. Выбор - хуже.
Заходили в магазины со знакомыми названиями: "Нью-Йоркер", "Резервед"... - и видели: нету того выбора, что есть хотя бы в Тартуских гипермаркетах "Таску" и "Лунакёскус", где есть магазины с этими же названиями.
Относительно дешево можно купить обувь и кожгалантерею... и, пожалуй, всё.
Окончательно добили нас висящие в одном из отделов обычные зимние болоньевые куртки ценой в 550 - 600 лит, это примерно 7.700 - 8.500 рублей.
Так ничего и не купив, выбрались на стоянку.
Да, в эти магазины нужно ехать не с нашими деньгами. Сюда нужно ехать с тысячей долларов, причём не с последней тысячей, а с такой, которую не жалко было бы потратить...
И - не это ли и есть причина, почему практически нет в Каунасе машин с российскими номерами? Ведь не все же такие, как мы, любители осматривать музеи и достопримечательности...

Напоследок решаем всё же заехать в "Мегу" - ещё один торговый комплекс. Во-первых, расположен он на Исланидиес-шоссе, которое является частью каунасской окружной - то есть, это уже дорога в сторону дома. Во-вторых, нужно было где-то пообедать, а ехать ещё раз в центр посчитали излишним. В третьих, куда-то нужно было всё же потратить оставшиеся сотни три литов - а тратить их на дорогущий литовский бензин откровенно не хотелось. Ну и приезжать домой с совсем пустыми руками... тоже было как-то не то.

В "Меге", как и в "Акрополисе", тоже есть на что посмотреть. Сразу напротив главного входа установлен аквариум. Высота его - 10 метров, а длина - 11. Внутри воссоздан рельеф морского дна, всего в нём плавает около 800 разных рыб, в том числе - несколько настоящих акул...

31

Акулы (пока) маленькие, в длину чуть меньше метра. Про них пишут, что они растут и должны вырасти до 2-х метровой длины. Как они не съедают всю остальную живность аквариума - не знаю. Кормят хорошо, наверное...

"Мега" - магазин одноэтажный, огромный по площади. Внутри по территории ходит небольшой поезд, на котором можно покатать детей, а можно и проехаться самому, чтобы осмотреться, решить, куда из многочисленных отделов стоит идти, а куда - нет.
Около аквариума есть небольшая надстройка второго этажа, целиком отданная под кафе. Кафе здесь несколько, снова с разнообразными кухнями - итальянской, европейской, литовской. Надстройка кольцевая, устроена очень удобно: идёшь по кругу и перед входом в каждое кафе выставлено меню - сразу можно прикинуть и набор блюд, и цены.
Заходим в одно из них - конечно, литовское. Среди прочего заказываю ещё одно экзотическое блюдо: грибной суп, приготовляемый и подаваемый внутри хлебного каравая. Выглядит так:

32

Вкус изумительный, только порция маловата (при цене почти в 13 лит, что равно примерно 180 рублей, при стоимости обычных супов в том же кафе в 5-6 лит, т.е., 60-80 рублей). Но попробовать стоило - тем более, что по-литовски традиционно небольшой размер первого блюда и здесь компенсируется размером второго...

В промтоварных отделах "Меги" демократичных цен увидеть снова не удалось. Так и осталось для нас загадкой, зачем из России ездят на шоппинг в Литву. Может быть, ездят в Вильнюс, а не в Каунас? И тем более - зачем сюда массово ездят ещё и из Беларуси - при тамошних-то ценах на продукты и при их-то выборе...
Остатки местной валюты спускаем в "Рими", забивая багажник продуктами, стараясь выбирать местное - качество того, что удалось попробовать здесь, говорит само за себя. Выходим на улицу - восемь вечера, моросит мелкий дождь (самая "сонная" погода), а впереди - 500 км, а утром на работу...
Разумеется, ни о какой альтернативной дороге (через Ригу или через Беларусь) речь уже не шла. Оставалось ехать кратчайшей дорогой - обратно на Даугавпилс - и надеяться, что очереди на латышской границе не будет...

Уходим с окружной на Ионаву; поток машин редкий, а ехать более 90 по-прежнему не решаюсь - не дома :). Расчет времени говорит за то, что поспать останется 2-3 часа, не более.
В деревне Лелиюнай всё же на несколько минут останавливаемся: уж больно красивый костёл, красиво освещённый и видимый издалека, пропускать не хотелось...

33

Проезжаем Литву, добираемся до Даугавпилса, едем снова на знакомый "Статойл" за кофе. Клиенты здесь, похоже, все русские - одна лишь русская речь на заправке, словно бы уже дома. Только цены все уже в евро - с Нового 2014 года Латвия вошла в евро-зону и переходит на общеевропейскую валюту.

Проезжаем Резекне, Карсаву - впереди российская граница. Оповещает она о себе резко ухудшающейся дорогой - сбрасываю скорость. А вот и хвост из фур впереди, и такое ощущение, что за время нашей поездки он не уменьшился, а лишь увеличился. Понимаем, насколько он длинный, когда едем и едем вдоль ряда машин, и доезжаем до знака "5 км до таможни"...
А вот легковых машин на границе - нет. Ни одной.
Обе границы проходим быстро. Осмотр снова поверхностный, декларации (как на въезде) заполнять не требуют. Штампы о выезде в обоих паспортах латвийские пограничники ставят плохо: не рядом со штампом въезда, а - снизу, "убивая" таким образом лишнюю строчку. Зачем?..

До Пскова добираемся к четырём утра, проведя времени в дороге обратно почти на два часа меньше, чем в дороге туда.

Результат поездки очевиден. Конечно, как и во многих наших подобных поездках (в ту же Беларусь), мы снова увидели только фасад, даже краешком не зацепив, не узнав, какова же здесь настоящая, повседневная жизнь. Мы знаем, что жизнь здесь, как и в Беларуси, совсем не такая простая и яркая, как это кажется при коротком взгляде на внешнюю её сторону. Мы знаем, что чуть ли не четверть населения той же красивой и основательно - с виду - устроенной Литвы работает за границей, не в силах найти себе применения на Родине. Приходилось читать и то, что все три Прибалтийские республики по-прежнему не в силах выживать самостоятельно, без помощи то Евросоюза, а то и неафишируемой поддержки российским бизнесом.

Но как бы там ни было, фасад, внешняя сторона - это тоже не так мало. Особенно когда видишь, что у тебя самого дома, в твоем городе, такого фасада - нет и в обозримом будущем не предвидится. В силу понятных всем и каждому причин.

А Каунас великолепен, и полтора-два дня - совсем не то время, которое стоило бы посвятить такому замечательному и интересному городу. Мы не были на его фортах, не покатались на фуникулёрах, не посетили окрестные монастыри, не побывали в исторических и краеведческих музеях, в костёлах и замке... Конечно же, туда лучше приезжать летом, в хорошую погоду. Значит, дождёмся лета!..

28
Tags: путешествия, трасса
Subscribe

  • Voyage Voyage - made in Norway

    Кавер на главный (и, пожалуй, единственный) хит французской певицы Desireless лидер норвежской группы SIRENIA Мортен Веланд не стал усложнять…

  • Музыка для френдов: MODERN TALKING - 2020!..

    Ну не совсем чтоб прямо весь ))) - но наиболее яркая его половина ). Знаю, многие из моих френдов ценят стиль евродиско. И вряд ли сейчас можно…

  • Музыка ко времени: GHOST - "Rats"

    In times of turmoil, In times like these / Во времена смуты, подобные нынешним, Beliefs contagious spreading disease / Заразные убеждения сеют…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments

  • Voyage Voyage - made in Norway

    Кавер на главный (и, пожалуй, единственный) хит французской певицы Desireless лидер норвежской группы SIRENIA Мортен Веланд не стал усложнять…

  • Музыка для френдов: MODERN TALKING - 2020!..

    Ну не совсем чтоб прямо весь ))) - но наиболее яркая его половина ). Знаю, многие из моих френдов ценят стиль евродиско. И вряд ли сейчас можно…

  • Музыка ко времени: GHOST - "Rats"

    In times of turmoil, In times like these / Во времена смуты, подобные нынешним, Beliefs contagious spreading disease / Заразные убеждения сеют…