Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Category:

Дорогами зелёного золота. Часть 1.

Несмотря на все свалившиеся в последнее время проблемы: курс евро, пошатнувшееся здоровье и кое-что по мелочи... - на семейном совете очередную поездку решено было не отменять. В плюсе было: наличие забронированного заранее (за месяц) и оплаченного ночлега, отложенная небольшая сумма в валюте на дорожные расходы, тщательно спланированный бюджет, позволявший с учётом предстоящих трат не оставить семейство без средств, горячее желание пересечь границу ещё как минимум один раз.

В минусе было - всё же, сомнение, нужно ли именно сейчас тратиться на столь необязательную вещь, как путешествия?.. И единогласно решили - стоит! Курс евро - курсом, но не хотелось бы отменять из-за этого саму жизнь, да и, в конце концов, шоппинг никогда и не был основной целью наших поездок (скорее, сопутствующей, да и то не всегда). Почему бы и не съездить просто на отдых на пару дней, привезя обратно - не полный багажник вещей и продуктов, а - море впечатлений и воспоминаний на долгое время вперёд, заряд позитива, ну и - фотографии, сувениры и всякие прочие мелочи?...
Кроме того, срок действия виз подходил к концу, пик наступающего кризиса обещают весной, и все наши сомнения перевесил аргумент: "когда ещё съездим, как не сейчас?..". Посему - бронь на ночлег не отменили, и в конце последней недели января мы с дочкой стали потихоньку собираться в дорогу.

А целью нашей очередной поездки была страна Suomi...

Наверное, в этом месте многие петербуржцы усмехнутся: тоже, нашёл экзотическое направление... Да, я прекрасно знаю, что многие жители северной столицы ездят в Финляндию как на дачу, что для многих она уже вообще перестаёт быть "настоящей" заграницей. Читал даже в Интернете (кажется, на форуме Винского ) определение: кто не был в Финляндии 100 раз - тот не настоящий питерец...:)))
Для меня же Финляндия - больше заграница, чем Прибалтика. Страна, вот уже почти 100 лет не входящая в состав России ( и не бывшая в СССР), страна с другой, не-славянской и не-прибалтийской культурой, страна - часть Скандинавии, для меня она не могла не быть загадкой, хотя я и собирался туда в третий уже раз. Но - первые два приезда я не выезжал за пределы Хельсинки, и сейчас хотелось ощутить, узнать, какая же она, настоящая Финляндия - насколько это, конечно, возможно за коротенький уик-энд.

Маршрут наметил проще простого. Была основная привязка - забронированные заранее места ночлега в городе Иматра, почти на самой российской границе (номеров снял два, поскольку ехали втроем: дочка взяла с собой подругу). Само собой, запланировал заезд в соседнюю Лаппеэнранту. Кроме этого, было ещё два направления: город Савонлинна с его старинной крепостью и город Миккели - с музеем Маннергейма, рынком на центральной площади и винодельнями с домашним вином в окрестностях города.
Наметил основные точки посещения без строгой очередности. Решил: доберёмся до Иматры, а там - как пойдёт.
И вот - ночью с 30 на 31 января мы снова на трассе, и в заднем стекле "Опеля" снова тают исчезающие редкие огни Пскова, а впереди - как минимум полторы тысячи километров дороги. Поехали!..

Хотя в предыдущие поездки в соседнюю Прибалтику всякий раз убеждался в отсутствии очередей на границах, всё же и в этот раз выехали с запасом времени. Финская граница - не эстонская и не латвийская, я наслушался-начитался про летние очереди из питерских машин в Торфяновке / Брусничном, и кто его знает, меньше ли стали очереди сейчас, когда рубль при пересчёте курса надо умножать уже не на 40 или 50, а на 80... Кроме того, планировали перекусить и заправиться на российской территории, дабы минимизировать траты валюты (о финской дороговизне начитался тоже).

Трасса от Пскова в сторону Питера ночью почти пуста - большинство водителей фур уже спит по стоянкам, а сумасшедших путешественников на легковых машинах сейчас, в это сложное время, крайне мало... Без помех доходим до Рождествено (70 км до Петербурга), завтракаем там в придорожном кафе, где останавливаются практически все псковские машины по дороге на Питер. Знакомый пейзаж вокруг, и кажется, что снова в рейсе, и надо успеть до утренних пробок на первую точку... - но нет, эта страница жизни для меня, наверно, уже позади, зато сейчас впереди - более дальняя дорога, в которую уже пора.

По пустой окружной обходим спящий Петербург. Погода слякотная, и безбашенные одиночные развозные грузовики, проносясь мимо и на обгон, всё время заливают "Опель" по самую крышу потоками дорожной грязи (как чувствовал, что не стоит мыть машину перед поездкой...).

Наконец, КАД остаётся позади, ухожу на Выборгское шоссе. В эту сторону ни разу ездить не доводилось - снижаю скорость, осторожничая, иду 80-85: торопиться некуда, топливо экономится, а мешать некому - шоссе в сторону Выборга практически пусто...
Дозаправиться решил в самом Выборге, начитавшись о том, что чем ближе к границе - тем дороже топливо. Скидочная топливная карта у меня только от ПТК - на их заправку и ехал. Сворачиваю с трассы, въезжаем в просыпающийся город (времени уже восемь утра), без труда нахожу АЗС - всё время прямо, до вокзала. Однако, и здесь цены не маленькие - почти на 2 рубля за литр 92-го выше, чем в Пскове...
Заправляемся, рассматривая красиво подсвеченный вокзал. Немного проезжаем по брусчатке центральных улиц города (Выборг при беглом взгляде весьма симпатичен - есть смысл вернуться сюда для более близкого знакомства), снова оказываемся на трассе, а до границы отсюда совсем рядом.
Заезжать в Финляндию решил через Брусничное-2 / Нуйямаа - на Светогорск не пошёл. Вроде, этот КПП считается основным - подумал, так будет проще. После Выборга трасса раздваивается: основное направление - на КПП Торфяновка / Валимаа, это дорога на Хельсинки (ехал там один раз, и то только пассажиром, в 1996-м). Мы же уходим по направлению на Лаппеэнранту.
Дорога после ухода с основной трассы очень живописна. Множество спусков-подъёмов, крутых поворотов, красивая природа вокруг - особенно, когда едешь вдоль берега Сайменского канала. Так и тянет притопить здесь скорость, почувствовать всё удовольствие от вождения, от прохода виражей по скользкому покрытию, и местами, убедившись в отсутствии встречных, разгоняюсь до 120-ти км/час...

1

Наконец, впереди первый шлагбаум. Солдат-пограничник всего лишь проверяет само наличие загранпаспортов, и, убедившись в их наличии, разрешает ехать дальше.
Погранпереход с Финляндией - в отличие от Прибалтики - очень растянутый. На эстонских / латвийских КПП всё очень компактно, оба терминала, и российский и сопредельный - в зоне прямой видимости. Здесь же от шлагбаума до шлагбаума приходится ехать ещё несколько километров, что очень непривычно.
Подъезжаем к КПП Брусничное-2... О, да здесь ещё и очередь - несмотря на то, что работают четыре будки!.. И в каждую - машин по десять... У многих на крышах закреплены лыжи или доски для сноуборда. Не один я собрался в Финляндию не на шоппинг, а просто отдыхать...

2

По привычке смотрим номера машин. Увидели одну тверскую, остальные (кроме нас), как и следовало ожидать - все питерские. Ну вот, а говорят, люди при курсе евро в 80 рублей в панике отказываются от загранпоездок... Нет - судя по очереди утром 31 января на Брусничном-2, этот самый курс мало кого остановил.

Проверяют машины наспех, но очередь наша всё равно подходит только минут через сорок. Досмотр поверхностный, штампы в паспортах - можно ехать!.. И снова - пара километров по лесу, и вот наконец впереди огни Нуйямаа.
Въезд в Финляндию гораздо более простой, чем в любую из Прибалтийских стран. Какой там досмотр - здесь не надо даже выходить из машины. Подъехал к будке, опустил стекло, подал паспорта в окошко... Паспорта проверяют (правда, зачем-то все три наши паспорта финская пограничница рассматривала с лупой...), шёлкают штампы о въезде и вуаля - Suomi toivottaa sinut!..

Под колёсами "Опеля" бежит дорога шестой уже страны (Россия, Беларусь, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия - и это только при мне, а сколько машинка набегала до меня, учитывая, что ввезена в Россию в 2003-м, а выпуска - 1999 года). Первые сотни метров по стране Suomi - и первое впечатление. Да, аккуратно, чисто - но при этом совсем не чистят дороги: на удивление полно снега, и только две колеи, пробитые идущими со стороны России машинами... Второе впечатление: обилие русскоязычной рекламы, которая при этом совсем не дублируется на других языках - словно бы и не выехали из страны... Понятно, что сделано для русских туристов... - но в той же Эстонии, куда в лучшие времена по выходным шёл сплошной поток из сотен и сотен легковушек, такого нигде не увидишь.

Проезжаем мимо известных всем постоянным посетителям Финляндии магазинов, вынесенных финнами к самой границе - "Raja Market", "Disas Fish" (потом, это потом...), не въезжая в Лаппеэнранту, сворачиваем направо, на Иматру - и наконец, мы на финском автобане.

3

Здесь снег уже убран, а покрытие дороги не так удивляет, как при первом моем приезде сюда 18 лет назад - таких дорог сейчас всё же понастроили уже и в России. Обычная хорошая 4-полосная трасса с разделительной полосой. Пейзаж отличается - вдалеке над лесом медленно крутятся лопасти гигантских пропеллеров ветряной электростанции. Доводилось их видеть и в России, но их всё же мало, так что можно записать как экзотику. По мере приближения к ним кажется, что некие гигантские существа медленно и неотвратимо шагают через чащу леса.
С другой стороны автобана - железная дорога, и, хотя иду с максимально разрешенными здесь 110 км/час, нас довольно шустро догоняет и уходит вперёд пассажирский поезд с зелёно-салатовыми двухэтажными вагонами и кажущимся на их фоне неестественно маленьким электровозом...

От Лаппеэнранты до Иматры расстояние совсем небольшое - около 30-ти километров - и по автобану это расстояние пролетаем очень быстро. Вот и развязка - сворачиваем по стрелке "keskus", ещё немного - и вокруг нас городские кварталы. Прибыли!..

Первое впечатление; аккуратно, опрятно и... неброско. Город совсем молодой (получил городской статус в 1971-м году), и застройки старой здесь, соответственно, почти нет. Центр Иматры - это царство невысокой урбанистической архитектуры с изобилием аскетичных форм, прямых линий, мягких расцветок, оживляемых лишь рекламой магазинов и кафе.

5

Зная о проблеме парковок (и не желая снова попадать на штраф, как в Таллинне), сходу делаем первую покупку: парковочные часы (обошлись в 2 евро 50 центов). Это такая синяя табличка с часовым циферблатом и стрелкой; выставляешь стрелкой время постановки машины на стоянку, кладёшь под лобовое стекло - и можно бесплатно ставить машину на то время, что указано на знаке стоянки. Центр Иматры весь полностью в таких знаках, среднее время стоянки на одном месте - не более двух часов, и без парковочных часов здесь просто не обойтись... Хорошо ещё, что продаются они почти в любом магазине (прямо на кассе), и хорошо, что в большинстве магазинов - русскоязычный персонал.
Хочется уже слегка передохнуть с дороги, выпить кофе - всё же, позади 550 км и 7 часов за рулём. Прикидываем: дешевле "Макдональдса" вряд ли что можно найти - тем более, вон его реклама, в конце улицы.

4

Снег в городе на удивление не убирают. Его сгребают с дорог и тротуаров, и... оставляют лежать большими кучами по всему городу (как-то не по европейски это, что ли...). Лавируем среди снежных холмов, заходим в кафе.
Девушка за стойкой по-русски не говорит совсем - для нас это уже странно: в "Макдональдсе", в городе, наводнённом обычно русо-туристо, в семи километрах от российской границы... К счастью, есть русскоязычное меню - можно хотя бы как-то объясниться.
Перекусываем по-быстрому; кофе здесь, конечно, не такой вкусный и ароматный, как в Прибалтике - но хотя бы крепкий... Цены сопоставимые с Прибалтикой: стакан латте - 2,5 евро (не знаю, везде ли так - я всего-то второй раз в жизни в "Макдональдсе"). Наконец, машина пристроена, в желудках не пусто - можно уже и погулять!..

Основные достопримечательности Иматры - в шаговой доступности от центра. Главная, конечно, это бывший водопад и нынешняя плотина Иматранкёски. Направляемся туда.
Вблизи плотина оказывается гораздо внушительнее, чем на фотографиях, которые я рассматривал перед поездкой. Казалось: всё это не слишком масштабно и вообще не тянет на достопримечательность - ну, разве что, за неимением большего. На самом деле, вблизи, в комплексе с руслом, с окружающими скалистыми берегами, поросшими лесом - всё это производит сильное впечатление, несмотря на зимнее время, на то, что плотина сейчас выключена, а русло скрыто под снегом...

8

В течение года в разные дни предприимчивые финны устраивают здесь настоящее шоу (последний раз проводилось на Рождество): плотину открывают, и за 7-8 минут вода реки Вуоксы, изливаясь в русло, набирает полную мощь потока, грохоча по камням. Всё это сопровождается на большом протяжении русла цветовой подсветкой и ещё - музыкой финского композитора Сибелиуса, звучащей из динамиков, установленных на разных берегах.
(смотрел видео - действительно, мощно и красиво)

В обычное же время Вуокса мирно течёт в своем русле, спокойно неся свои воды к местной гидроэлектростанции, где безо всяких шоу и грохота вырабатывают электричество для города и его окрестностей.

9

Путь реки к электростанции сделан очень странно и необычно: русло приподнято выше уровня земли - идёшь так по берегу, а уровень водной поверхности выше тебя. Да и мост через реку построен над самой водой...

10

А между двумя руслами (обычным и руслом от плотины) - лес.
Лес в городе - не такое уж редкое явление, достаточно вспомнить хотя бы Измайлово в Москве или парки в Минске. Здесь же всё по-другому: сама Иматра состоит из нескольких районов, бывших раньше рабочими посёлками местных предприятий - которые и объединили, образовав город. Но объединили весьма условно - де-юре, а де-факто между ними как были лесные участки, так и остались до сих пор. Поэтому город с 30-тысячным населением растянут почти на 15 километров по разным берегам Вуоксы , а в лесу, входящем в территорию города, вполне можно и заблудиться...

Лес здесь совсем не похож на наш, российский. Хотя здесь растут всё те же сосны-ели-берёзы. различие - в почве. У нас лесная почва - это мох. Здесь, в Финляндии - скалы.

12

Под снегом - сплошные валуны и выходы каменистой породы. Ходить по таком у лесу никому бы не рекомендовал - просто не уйдёшь далеко, да и риск травмирования высокий. Ходить по лесу в Иматре лучше всего по специально устроенным дорожкам, которых тут хватает. Зато дорожки эти проложены по наиболее живописным местам и показывают финскую природу с наиболее привлекательных сторон.

11

Ну разве можно сказать, что это - центр города? А это - так: отсюда подняться по лестнице на мост, пройти метров 200 - и вы в центре...
Петляя через лес, тропинка снова выводит к руслу, представляющему из себя без воды обычный каньон. Фотографии не передают, но это завораживающе красиво.

14

Всякий раз приезжая в Скандинавию, удивляюсь, насколько тонка здесь почвенная подушка. Скалы, скалы, скалы... Камень постоянно прорывает тонкое одеяло почвы, и при этом такая местность умудряется густо зарастать лесом...

15

А на другой стороне каньона открывается красивый вид на здание замка-отеля "Рантасипи Валтиенхоттели".

13

Здание в отличном состоянии, построено именно как отель и эксплуатируется как отель (одноместные номера примерно от 100 евро в сутки) и его вполне можно было бы принять за новодел - если не знать, что отелю уже больше 100 лет и что здесь останавливался даже Николай Второй...
Вокруг здания нет совершенно никаких ограждений - можно прогуливаться рядом, фотографироваться в непосредственной близости. Представляю, как это в подобной ситуации выглядело бы в России - наверняка мы увидели бы только крышу через высоченный забор...

Неторопливо возвращаемся в центр. А навстречу через мост то и дело, прямо по тротуару, проезжают вот такие джигиты:

7

Центр города совсем небольшой. Только перейдёшь по мосту каньон - впереди уже один из центральных перекрёстков и начало пешеходной улицы. Народу на улицах совсем мало (из-за отсутствия русских?..). Через пешеходные переходы нужно здесь ходить осторожнее - финские водители скорее проскочат перед приближающимся пешеходом, чем уступят дорогу.

6

Потратив пару часов на прогулку, едем заселяться в номера.
Учитывая высокие цены в Финляндии, ночлег в этот раз забронировал всё же в хостелах. Выбрал такой промежуточный вариант: хостелы - но отдельные номера. Причём номера пришлось бронировать в разных: подходящих свободных бюджетных номеров, двух сразу (1 одноместный + 1 двухместный) не нашлось ни в одном хостеле. Поэтому снял себе отдельный номер в хостеле "Aalto", а девчонок поселил в расположенном в паре километров хостеле "Immalanjärvi".
Отдельный номер на одного обошёлся в 28 евро 50 центов, двухместный - в 35 евро, что, по большому счёту, для Финляндии совершенно дёшево.

Искать хостелы в Иматре пришлось долго. Адреса, конечно, были, распечатанные схемы проезда тоже, а вот привязать схему проезда к местности никак не получалось: мешала разбросанность Иматры по большой территории. Карту города покупать не хотелось (дорого, и лишняя трата денег), а навигатор по-прежнему не вожу.
Выручил информационный стенд в центре, на котором разместилась большая схема всего города. Сначала разобрались, как правильно приехать в нужный район, потом дочка сфотографировала схему, а дальше - достаточно быстро добрались, для контроля увеличивая на мониторе фотоаппарата отдельные участки карты. Согласен, странный способ...:))... но именно он помог нам привязаться к имевшейся схеме района, а там уж найти первый из хостелов было проще простого...

17

Впрочем, заселиться без проблем тоже не получилось. Хостел оказался закрыт, сквозь окна виднелись следы ремонтных работ, а на окне висело объявление - на финском, с каким-то адресом...
Первая мысль была: переехали, указали новый адрес... Сразу мысль: если сейчас не найду - не очень хорошо: здесь-то уже оплачено, а даже если и найду ночлег в другом месте - так там снова платить, а выбрасывать дополнительно десятка три евро совсем не улыбалось ... Посмотрел адрес: странно: соседнее здание (там магазин). Что написано - непонятно. Сфотографировали объявление, зашли в магазин, показали (на мониторе фотоаппарата) очень приветливой продавщице, да что толку: прочитать-то текст она могла, а вот перевести нам - нет... На английском тоже не договорились: как убеждались не раз, финны знают английский... ну, как мы все, примерно. На школьном уровне, со словарём :)))...
Вернулись опять к хостелу, стали пробовать все двери - и слава Богу, одна из них открылась... Ух...
Ремонтировалось, оказывается, соседнее помещение (расширяются) - а хостел был открыт, и меня там даже ждали.
Быстро заселяюсь, ключи выдают и от номера, и от входной двери, показывают, как попасть на парковку (входит в стоимость номера). Номер отличный: стерильно чисто, аккуратно, уютно, и все отличия от отеля - это габариты: по площади напоминает вагонное купе. Ну и ладно - для переночевать большего и не требуется...

29

Разместившись, переезжаю к хостелу Иммаланъярви, найти который, привязавшись к карте, оказалось проще простого: 5 минут - и мы на месте. Здание стоит, как и многое в Иматре, практически в лесу (окна прямо в сосновую чащу), а на дороге - издалека видимый указатель, так что тут проехать мимо трудно.
Персонала на месте не оказалось (как читал, для хостелов, в отличие от любого отеля, это привычная картина). Здание открыто, внутри - никого, административная комната на замке. Выручил внутренний телефон, на котором было только три кнопки вызова: "русский язык", "английский язык", "финский язык". На вызов отвечают сразу, оказалось - приехали рано, номер не готов, и заселиться можно только через пару часов.
Ладно, главное - бронирование подтверждают и ночлег есть. Договариваемся о позднем времени заселения и отправляемся гулять дальше.
А остаток дня, как и было запланировано, решаем посвятить поездке в город Савонлинну, до которого от Иматры чуть более 100 километров (чуть больше часа пути, соответственно). Хотелось в этой поездке не ограничиваться двумя приграничными, наиболее популярными у русских туристов городками, а всё же заглянуть хотя бы недалеко в глубь страны.
Светлого времени суток должно хватить - хотя бы на дорогу туда и осмотр там, обратно можно уже и по темноте - несущественно. Перед стартом заезжаем в магазин при заправке. Для подстраховки уточняю дорогу у продавщицы, начиная со стандартной фразы:
- Do you speak russian?..
Тётка защёлкала пальцами, подыскивая нужное слово, и выпалила:
- Чучуть!..

Кое-как, помогая жестами, уточняем направление и выезжаем на автобан Лаппеэнранта - Йоэнсуу. Фактически, это начало трассы на Лапландию... но туда как-нибудь в другой раз, а сейчас ограничимся провинцией Южное Саво...

18

При подготовке к поездке прочитал где-то, что финские трассы называют дорогами "зелёного золота", понимая под этим красивым понятием - лес. И это очень точно, поскольку лес в Финляндии - это и солидная часть экономики (вроде бы подавляющее большинство российских глянцевых журналов печатается на бумаге из финской целлюлозы), и основная составляющая очень красивых местных природных ландшафтов.
Вообще, здесь очень мало полей, почти везде вместо них - озёра. Обычный пейзаж Южной Финляндии: невысокие холмы, лес - и озёра, озёра, озёра... Сейчас всё это, конечно, скрыто под снегом, но всё равно можно представить, как же здесь красиво - летом...
Километров через двадцать от Иматры автобан превращается в обычное шоссе, и начинаются постоянные ограничения скорости - почти всё время не более 80 км/час. По российским меркам это странно - отличная широкая дорога, с прекрасной видимостью в обе стороны, вне населённых пунктов, и весь транспорт по ней - и фуры, и дорогие иномарки - идёт с постоянной скоростью. Сразу понимаешь, насколько это безопасно - никто никого не обгоняет, не догоняет (за 100 км пути нас обогнали одна или две машины - и то, когда мы притормаживали для того, чтобы сделать фото). Оттого и аварий здесь мы не видели (и пишут, что их здесь практически и не бывает).
Сразу подумалось: в России бы так - но, конечно, у нас так не получится, пока у нас все будут считать, что 40 - это 60, только медленно... А здесь, в Финляндии, 40 - это 40, а 80 - это ни фига не 120...
После Париккала сворачиваем с трассы на шоссе, ведущее на Савонлинну. По времени вполне укладываемся, да и ехать здесь недалеко. И всё время приходится себя сдерживать, чтобы не разогнаться до привычных 100 км/час: не дома...

Савонлинна встречает нас извилистой дорогой меж озёр, на берегах которых расположен город. Хорошо развитая сеть указателей приводит нас к цели путешествия - крепости Олавинлинна. Паркуем машину на площади, пропуская выезжавшую со стоянки питерскую машину - поздоровались, как родные: здесь, в отдалении от границы, российских машин уже намного меньше, чем в приграничье. Смотрю на знаки: ну, хотя бы здесь - ни паркоматов нет, ни даже парковочных часов не требуется, так что спокойно идём гулять.

19

Дорога к озеру и крепости спускается вниз от центра города. Улица застроена небольшими аккуратными деревянными домами - образец финской бытовой архитектуры первой половины 20-го века, наверно. Как же спокойно всё здесь выглядит, как уютно!.. Очень сильно ощущение надёжной оседлости местной жизни, как-то так: кажется, ничто не может поколебать спокойно-размеренный ход местного времени...

20

Смотришь вокруг и понимаешь: сюда, в этот городок, стоило бы приехать в любом случае, даже если бы здесь не было никакой крепости. Просто напитаться местной атмосферой, зарядиться позитивной энергией, которая здесь и в самом городе, и в окружающей его природе - уже само по себе есть удовольствие и отдых. и очень хотелось бы, конечно, провести здесь не несколько часов, которые можем позволить себе сегодня, а остаток жизни неделю-другую.
Прогулявшись по улочкам старой застройки, выходим всё-таки к озеру. Впереди, на острове открывается вид на крепость Олавинлинна.

21

Выглядит внушительно. Передняя башня в строительных лесах, но это как-то совершенно не мешает. Замечательно выглядит весь комплекс: и сама крепость, и ведущий к ней понтонный мост, и окрестные строения на берегах.

21-1

Внутрь крепости не попали - поздновато приехали: последние успевшие туристы ещё гуляли внутри, но новых посетителей уже не пускали. Впрочем, мы не расстроились: билеты - 5-8 евро, и экономия на троих получается чувствительная, а один внешний вид уже стоит того, чтобы побывать здесь.

22

История крепости общеизвестна. Построена шведами в конце 15-го века как самый северный оплот предполагаемой обороны от войск московского княжества, выдержала несколько осад от русских войск, пока наконец не была взята во время Северной войны в 1714 году - впрочем, по Ништадтскому миру Олавинлинна снова отошла Швеции. Но ненадолго: через три десятка лет, во время очередной русско-шведской войны снова сдалась осаждавшей русской армии и по мирному договору включена в состав России вместе с окрестностями. В конце 18-го века комендантом крепости некоторое время был А.В.Суворов, под руководством которого была проведена реконструкция старых бастионов и приспособление их к ведению современной на тот момент войны. А всего пару десятков лет спустя крепость с изменением границ потеряла свое военное значение и более не участвовала в войнах. Сейчас же это не только туристический объект (самая северная из сохранившихся крепостей Средневековья), но и место проведения ежегодных летних оперных фестивалей.

...Нагулявшись по окрестностям, возвращаемся в центр Савонлинны.
Город очень симпатичен обычной финской неброской, но аккуратной красотой. Здесь невысокие, добротные дома, выглядящие единым целым - и нет чужеродных построек среди них, и видно, что ничего в городе не строится просто так, каждая новая постройка тщательно встраивается в городской пейзаж. Здесь, как и в других виденных нами городах, совершенно не обращают внимания на занесённые снегом городские дороги - не знаю, почему так, но это так. Здесь очень уютной кажется даже рекламная подсветка магазинов и кафе - безо всяких гирлянд улицы выглядят совершенно по-новогоднему.

24

Вот как-то так должны ведь выглядеть и наши райцентры, разве нет?..
Ещё Савонлинна удивляет - ценами. Цены в самых что ни на есть дешёвых кафе зашкаливают даже в сравнении с ценами в приграничной Иматре. Цена одного кебаба в дешёвой забегаловке - 10 евро (!), цена небольшой пиццы - 11-12... Сразу становится понятно, что пообедать здесь просто никак не получится - не потому, конечно, что у нас нет таких денег, а просто - ну, не стоит оно столько. Следуя завету любимой телепередачи "Орёл и Решка": "... если оказался в дорогой стране с ограниченным бюджетом и обед в кафе кажется дорогим - затаривайся в супермаркете!.." - заходим в местный "К-Ситимаркет". Цены и здесь кусаются, но всё же кое-что можно выбрать... Запасшись продуктами на ужин (выглядели странно: останавливались перед полками, напряжённо пересчитывали евро и центы в рубли, а вокруг сновали деловитые финны и сметали продукты с полок в тележки, вообще не глядя на цены...), возвращаемся к машине. Впереди - обратная дорога, ночевка в Иматре и - весь следующий день!..

(продолжение следует)

23
Tags: путешествия, трасса
Subscribe

  • Вопрос по бытовой технике

    Обзавелся недавно новым помощником по дому ). Таким: Выбирал из среднего сегмента - по цене и функциям, читал много хороших отзывов.…

  • Большой водительский отпуск или 3/4 ремонта

    Лучший отпуск водителя - это зимний отпуск, так повелось с давних времен. Зима - время сугробов, время ледяных трасс, время проблемной езды, когда ко…

  • Бег по кругу

    Вот уже вторая половина осени, а из впечатлений, событий, новостей - одни только повторяющиеся картины. Одно и то же - Псков - Таллинн - Рига -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments

  • Вопрос по бытовой технике

    Обзавелся недавно новым помощником по дому ). Таким: Выбирал из среднего сегмента - по цене и функциям, читал много хороших отзывов.…

  • Большой водительский отпуск или 3/4 ремонта

    Лучший отпуск водителя - это зимний отпуск, так повелось с давних времен. Зима - время сугробов, время ледяных трасс, время проблемной езды, когда ко…

  • Бег по кругу

    Вот уже вторая половина осени, а из впечатлений, событий, новостей - одни только повторяющиеся картины. Одно и то же - Псков - Таллинн - Рига -…