Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Categories:

Дорогами зелёного золота. Часть 2.

...Уезжать из Савонлинны откровенно не хотелось. Провести в таком уютном городке всего несколько часов - до обидного мало. Но до нашего временного дома в Иматре - больше ста километров, а уже начинает темнеть, а по дороге запланирован ещё один объект хотя бы беглого, но всё же осмотра. Ставим "галочку" на будущее - сюда обязательно надо вернуться, и лучше всего летом! - и с сожалением выезжаем в обратную дорогу.

Километров через двадцать от Савонлинны сворачиваем налево - наш путь лежит в небольшой посёлок Керимяки. Не хочется проезжать мимо, не увидев местную церковь, одноименную с посёлком. Поскольку - церковь эта считается самой большой деревянной церковью в мире.

Впрочем, и сам посёлок заслуживает отдельного внимания. Снова и снова при описании очередного финского места первым всплывает определение "уютный". Да, именно так - а как ещё назвать эти аккуратные улочки с ровными дорогами и тротуарами, эту планомерную застройку центра с парком и небольшими магазинами по периметру?..
Чистотой такие посёлки напоминают Беларусь - с одной разницей: здесь не встретишь красоты напоказ, такого частого явления в беларусской провинции. Здесь не стараются показать жизнь ярче, чем она есть на самом деле, здесь всё естественно - и в этом, конечно, большой плюс финского пейзажа перед беларусским...
Удивило то, что в небольшом посёлке с населением в пять с половиной тысяч человек - три (!) автозаправочных станции. Причём, насколько запомнил, все три - автоматические. Инфраструктуры (магазинов-туалетов-кафе) при них нет (вообще частое явление для Прибалтики и Скандинавии) - только продажа топлива.
Паркуем машину на стоянке у местного супермаркета, направляемся к церкви. Красавица, конечно же!..

25

Внутри церкви - почти три с половиной тысячи только сидячих мест, а всего под её сводами могут поместиться до пяти тысяч человек. По легенде, построена она такой большой... по ошибке: проект был разработан в сантиметрах, а строительство велось по европейской системе - в дюймах, отчего она и вышла практически в два с половиной раза больших размеров, чем планировалось изначально...

Благодаря удачной цветовой гамме и лёгкой сосновой завесе, прикрывающей здание со всех сторон, церковь вовсе не подавляет размерами и не смотрится инородным громоздким телом среди небольших зданий посёлка. Да, финны мастера ландшафтного дизайна, и чтобы лишний раз в этом убедиться, стоит при посещении Савонлинны сделать совсем небольшой крюк и заехать сюда.
Напоследок заходим ради любопытства в небольшой магазинчик с вполне понятной надписью "Kioskki". Подобные магазинчики, кстати, попадаются и в других местах. Интересный и не до конца понятный формат: у входа - стойки с множеством печатной продукции, дальше - продукты примерно в ассортименте наших магазинов на АЗС, напитки, мелочевка. А у стен обязательно почему-то - игровые автоматы. Из тех "одноруких бандитов", на которых деньги просаживают. И - места у этих автоматов практически всегда заняты.
От наших залов отличаются, конечно - отсутствием криминального запаха. Сидит человек перед зверь-машиной, тихо просаживает свои кровные, ему никто не мешает и он никому...
Побродили по торговому залу, ничего не купили. Снова - из-за цен. Магниты (кстати, единственное за всё путешествие место, где мы их вообще увидели - это именно "Kioskki" в Керимяки) - от 5 евро (!..), почтовые открытки - по 1 евро, банка пива самая дешёвая - 3.50... Да ну, не для нас это всё.

Покидаем посёлок, возвращаемся на трассу в сторону Иматры.
Стемнело уже совсем, но снег вокруг трассы делает вечер совершенно светлым а пейзажи - загадочными. Жаль не хватает северного сияния... но оно, вроде бы, бывает гораздо севернее. Движение всё такое же неспешное, совсем без обгонов, и до начала автобана, где можно увеличить скорость, добираемся, словно бы мы совершенно одни на этой трассе.
Найти в темноте "дом" удалось не сразу - с автобана в Иматру большое количество развязок. Хорошо, смогли быстро зацепиться за центр города, а от него проверенной дорогой смогли добраться до хостела Иммаланъярви. И снова - очень уютный вид: вон как притягательно выглядит среди окружающего его леса...

26

К вечеру в хостеле уже хватает народа - к счастью, ведут себя все тихо, стараясь не мешать друг другу. "Население" хостела - одни русские (судя по списку жильцов на мониторе в вестибюле). Комната для девчонок теперь уже готова - можно заселяться.

27

Номера здесь, в общем-то не слишком-то отличаются от обычных гостиничных - разве только, двухэтажными кроватями. В остальном же всё просто, скромно и чисто - как в 3-звёздочных прибалтийских отелях, а места внутри, пожалуй, даже и побольше. Напротив номера - обширная кухня с разными принадлежностями и множеством посуды. В общем, условия за такую цену - более чем.
Оставляю девчонок на ночлег, договариваюсь заехать за ними часов в десять утра и отправляюсь на ночлег в свой хостел, до которого отсюда на машине совсем рядом.
Дороги к этому часу пусты, хотя совсем ещё не поздно - восемь вечера по местному времени. Через узкий въезд загоняю "Опель" во внутренний дворик "Аальто" - стоянка почти пуста, лишь припаркован один микроавтобус. Ставлю машину поплотнее рядом (вдруг кто приедет ещё) - пусть отдыхает в компании финна до завтра...:)

28

Ложиться спать ещё рано - несмотря на то, что уже 20 часов не спал. Перед сном выхожу на улицу Vuoksenniskantie прогуляться до ближайшего Kioskki. Всего девять вечера - а на улице совершенно никого нет. Любят же финны сидеть дома!..

30

Пройдя с километр до магазинчика и обратно, так и не встретил ни одного человека. Разве что одна машина проехала навстречу. И это несмотря на субботний вечер и отличную зимнюю погоду с лёгким морозцем...
Неторопливо ужинаю в номере, лениво щёлкаю пультом телевизора по финским каналам. Русскоязычного нет ни одного, что странно для приграничного города. Как же я люблю такие вечера - в гостинице другого города, а ещё лучше - другой страны. И всё хорошо, а уезжать даже не сегодня. И "Опелю" за окном, похоже, приглянулось соседство финского "буса" - вполне гармонично смотрятся рядом...

31

...Утро началось замечательно - отлично выспался в финском комфорте, даже не помню, когда так высыпался последний раз (наверно, в предыдущей поездке, в отеле Таллинна). Будильника, поставленного на девять, совсем не услышал - проснулся в десятом часу. Готовлю на кухне кофе и лёгкий завтрак, растягиваю сборы - уезжать отсюда совершенно не хочется. Но - не сидеть же в "Аальто" до вечера, пора и в дорогу!.. Сдаю номер - кто знает, может, и не в последний раз ночую здесь; соотношение цена / качество - выше всяких похвал...
Переезжаю в Иммаланъярви. Девчонки проспали тоже; в дорогу совсем ещё не готовы - явно тоже растягивают пребывание здесь :). Дочка только готовит утренний кофе на местной кухне.

32-1

Потихоньку собираясь, прикидываем планы на день. Уже 11 дня (по российскому времени), а завтра на работу, а отсюда ещё более 500 км до дома, по зимней дороге... Поездку в Миккели решаем всё же отложить на следующий раз - слишком напряжно делать ещё один крюк в 100 км в глубь Финляндии, потом ещё 100 обратно, потом Лаппеэнранта, граница и дорога до дома... По просьбе дочки решаем ограничиться парком скульптур Патсапуйсто, фотографии из которого она обещала привезти друзьям, а также - центром и магазинами Лаппеэнранты. Сдаём и этот номер и отправляемся в дорогу.

Первая цель нашего сегодняшнего маршрута - в пятидесяти километрах от Иматры. Дорога туда всё так же практически пуста, как другие финские трассы, так же живописна и так же толком не очищена от снега. Всё время не могу к этому привыкнуть; кажется, в России дороги расчищают всё-таки лучше. А здесь - надеются на отличную местную зимнюю резину?..

32

Парк скульптур расположен прямо в лесу, рядом нет никакого населённого пункта, поэтому проскочить его довольно легко, тем более, указатель к нему всего один и не очень-то заметный. Что у нас и получилось: указатель благополучно проворонили и поняли, что проскочили лишних километров 5-6, только когда доехали до въезда в Сяркисалми.
На перекрёстке впереди - АЗС. Разворачиваюсь, захожу в помещение заправки.
Финн за стойкой совершенно не говорит по-русски. Пытаемся объяснить, куда нам нужно, по-английски, но подходящие и понятные обоим слова как-то не находятся. Дочка догадалась показать почтовый адрес парка, записанный в блокноте - финн понятливо кивнул, снял со стойки позади себя карту Финляндии, раскрыл и ручкой нарисовал прямо на ней дорогу к нужному нам адресу.
Благодарю - а он протягивает мне карту: можно взять с собой!..
- Хау мач? - интересуюсь ценой.
По-моему он даже обиделся немного. Замахал руками: презент!..
Ну ни фига себе... На русской заправке фиг бы где мне так просто подарили бы карту.
Тем более, когда мы в машине её развернули, там и цена стояла - 2 евро.
Думаю, вот такие случайные поступки могут рассказать о народе гораздо больше, чем речи политиков из телевизора...

Разворачиваемся и быстро доезжаем до цели. Странно, как сразу не подумал, когда проскакивал мимо, что это здесь - вот же и большая стоянка посреди леса.

33

Под навесами - небольшое кафе (закрытое сейчас). Рядом информационные стенды, рассказывающие о парке и его скульптурах на нескольких языках (русский присутствует). Стенды под стеклом, в аккуратных рамках - ничего не разбито, не испорчено, не сломано, как это часто можно видеть у нас... А сзади совсем неприметная тропинка входа в парк; если бы не указатель - было бы совсем непонятно, где вход, особенно когда всё вокруг занесено свежевыпавшим снегом.

34

Парк скульптур Патсапуйсто - одно из наиболее странных мест, в которых мне довелось побывать. Что же представляет он из себя?
В этом месте жил человек по имени Вейо Рёккенен, умерший совсем недавно - в 2010 году. Сорок (!) лет своей жизни он посвятил тому, что, не будучи профессиональным скульптором, изготавливал из бетона фигуры людей, которые и расставлял в лесу вокруг своего дома. За всё время он создал более 400 фигур.

35

Какого-то особого смысла автор в свое творчество не вложил (или не пожелал его раскрывать), предоставив нам самим догадываться об этом. При этом категорически отказывался брать плату за вход (парк бесплатный и сейчас - приветствуются лишь добровольные пожертвования), прося посетителей лишь делать запись в гостевой книге.

36

Значительная часть фигур - это фигуры гимнастов, чаще всего без одежды (или в нарисованной красками одежде). Почти все они - в динамике, в движении, их позы словно схвачены в определённые моменты напряжения. От этого, несмотря на относительный примитивизм, они кажутся более реалистичными: кажется, напряжённые мышцы сейчас разожмутся, фигуры задвигаются и приобретут более естественные позы.

37

При создании фигур Рёккенен пользовался приемом, об использовании которого другими скульпторами слышать не доводилось. Для большей реалистичности он заказывал настоящие зубные и глазные... протезы, которыми и оснащал некоторые статуи. От этого выглядят они теперь, конечно, слегка устрашающе:

38

Каких-либо сюжетов в скульптурных группах здесь крайне мало - в основном, просто фигуры, запечатленные в разные моменты движения. Есть и исключения. Вот например, некий эксгибиционист, распахнувший свой плащ и демонстрирующий... нет, не то, что обычно показывают в таких случаях, а... полное отсутствие тела под плащом!... Под стать ему и его подруга, злорадно хохочущая рядом.

39

В отдалении от основных групп - фигура сидящей и читающей какую-то книгу женщины. Черты образа напоминают фигуры, устанавливаемые в европейских костёлах в 17-18 веках. Что она может читать - посмотрим?..

41

Думаете - Библию?... А вот и нет. Читает она - комикс про Дональда Дака :))). Реальный комикс, спрятанный от непогоды под стекло...

Чем больше бродишь по парку, тем более жуткое ощущение навевают все эти творения. Особенно когда понимаешь масштабы проделанной работы, объём выполненного (в одиночку!..) труда, понесённые затраты... А снег, покрывающий частично все эти полуголые тела, вовсе не освежает цвета, а наоборот, делает общую картину парка ещё более зловещей.

40

...Кто читает мой журнал достаточно долго, тот мог заметить: чаще всего я оставляю положительные отзывы о достопримечательностях, увиденных мною в других городах и странах. Нет, я не склонен ругать и охаивать творчество Рёккенена, но мнение своё - здесь, в своём ЖЖ - скажу.
Мне кажется, человек этот был - всё же, не слишком здоров. В прямом, психическом смысле. Да, я не разбираюсь в искусстве, возможно не вижу заложенного в эти скульптуры какого-то глубинного смысла... Но ото всех от них веет какой-то болезненностью. Рёккенен словно бы 400 с лишним раз подряд пытался запечатлеть извивы своего разума - и каждый раз не был доволен результатом, и начинал работу снова и снова. Менялся с годами он сам, менялся и идеал, которого он пытался безуспешно достичь - оттого, возможно, так много здесь почти одинаковых фигур, словно бы отлитых с одного и того же человека, только в разных позах. Я не знаю, как было на самом деле - но, похоже, он умер, так и не считая свою работу законченной.

...Проведя часа полтора в этом жутковатом, но, безусловно, необычном месте, возвращаемся к машине. На часах уже середина воскресенья, а у нас остаётся неохваченным самый, наверное, освоенный русскими туристами город - Лаппеэнранта. Разворачиваемся и трогаемся обратно по шоссе на Иматру - на сей раз, мимо неё, к конечному объекту нашего путешествия.
Проезжаем по автобану мимо Иматры (до встречи, спасибо за добрый приём - увидимся ещё!..), и вдоль дороги снова появляются огромные лопасти ветроэлектростанций. Граница здесь совсем недалеко - вполне вероятно, что они хорошо видны из России.

41-1

Въезд в Лаппеэнранту встречает нас замороженной гребёнкой дороги, ныряющей под железнодорожный мост. Ехать быстрее 30 км/час здесь решительно не получается - просто жалко машину. За мостом начинаются городские кварталы, и похожие, и непохожие на соседнюю Иматру - примерно то же самое по архитектуре, только чуть выше дома и чуть больше магазинов. Приехали!..

43

Воскресная Лаппеэнранта выглядит... растерянной - именно это слово первым приходит на ум, когда начинаешь осматриваться в центре. Почему так?.. Казалось бы, всё здесь на месте - и привлекательная, аккуратная финская застройка, и ровные ряды деревьев на пешеходной улице, и в меру яркие витрины магазинов. Чего же не хватает здесь?

44

А не хватает здесь, совершенно очевидно - людей.
Довольно ярко представляя (по рассказам, по форумам), каким был центр Лаппеэнранты ещё несколько месяцев назад, я совсем не ожидал увидеть его - безлюдным.
Центр пуст и безжизнен. Закрыты более половины расположенных здесь магазинов, закрыты все кафе (не увидели ни одного открытого, а перекусить уже хотелось)... Заходим в один из центральных магазинов города - "Армаду". Сам торговый комплекс открыт, но что толку? В "Кофе-Хаусе" конские цены, отделы закрыты почти все, вход на нижний этаж открыт - но смысл? Там закрыто вообще всё, в том числе, и расположенная на этом уровне почта (стоило вообще держать открытым вход на нижний уровень)...

45

Прогуливаемся по центральным улицам. Ряды магазинов разбавлены здесь своеобразной местной архитектурой прошлого века в светлых тонах - что хорошо оживляет пейзаж, наверное, в любое время года. Сразу вспомнилась церковь в Керимяки - похожий стиль и похожий цвет.

42

Всё это, конечно, не столько финская, сколько российская история, а от более давних времён, когда финская Лаппеэнранта была ещё шведским городом под названием Вильманстранд, не осталось практически ничего. Всё же, не в самой спокойной местности основан город, и не раз войны прокатывались через эти места...
Потратив час с небольшим на прогулку по центру, решаем не тратить деньги в дорогих местных кафе (граница рядом - проще немного подождать и пообедать уже в России по адекватным ценам), а лучше хотя бы бегло оценить местные магазины - обычную цель шоппинга многих петербуржцев.
Выбираемся из центра. Обширные амбары гипермаркетов кольцом охватывают южную окраину Лаппеэнранты, а стоянки здесь бесплатны и практически пусты - с парковкой дело здесь обстоит гораздо лучше, чем в Прибалтике (хотя, может быть так только сейчас). Паркуем машину - перед нами известные своей дешевизной "РобинГуд", "Лидл" и прочие...

46

Заходим в магазины. Внутри пусто - лишь скучающие продавцы на кассах и редкие местные покупатели (на почти пустой парковке заметили только одну машину с российскими номерами, остальные местные). Часть лабазов закрыты и здесь, в шоппинг-районе; несмотря на то, что всё здесь обычно открыто даже по воскресеньям с 12 до 18 часов, всё время попадаются таблички: "закрыто", "закрыто до лета"... Ассортимент отличается - и от российских магазинов, и от прибалтийских. Вещи выглядят более скромно, не столь ярко, и - всё намного, в разы более дорого, чем в Эстонии-Латвии. Цены выше именно в евро, даже без пересчёта в рубли, а такого выбора, как в Тарту, нет и в помине. "Тут сплошной Стокман!..." - резюмирует дочка, уже успевшая за последние месяцы насмотреться на ценники европейских магазинов...

Добираемся наконец до "Лидла" - одного из наиболее популярных (и не только в Финляндии) магазинов немецкой продуктовой сети. Да, здесь можно ещё делать хотя бы какие-то покупки по относительно адекватным ценам. Вкуснейшая курица в маринаде по 2 евро / кг., отличный кофе по 4 евро за банку 200 грамм, очень вкусная выпечка... На удивление дешевые итальянские макароны - даже и по 18 центов за 450 грамм (это 13-14 рублей за пачку - хоть вези отсюда несколько килограмм...). Конечно же, замечательный, не уступающий прибалтийскому, финский хлеб (после возвращения домой из-за границы именно прибалтийского-скандинавского хлеба мне обычно не хватает более всего; покупал самый дорогой российский - не то, не умеют у нас делать, разучились...). На знаменитую финскую рыбу тратить деньги не стал: охотно верю в божественный вкус, тем более, доводилось пробовать в прошлые приезды - но цену от 10 евро / кг хорошей всё же не посчитал. Ну, или не по этому курсу.
Кое-как затарившись гостинцами, возвращаемся к машине. Уже начинает вечереть - пора и в сторону дома!..

47

Дорога в сторону российской границы почти пуста. Представляю, что было здесь всего два-три месяца назад - в воскресный-то вечер... Быстро добираемся до границы и впереди уже виднеются огни Нуйямаа - пора и прощаться с гостеприимной Suomi...

48

Небольшие очереди - в три-четыре машины на каждый пункт пропуска - всё же виднеются. Занимаем очередь, смотрим, как вдоль рядов машин ходят два каких-то парня с ноутбуком, что-то спрашивая. Кто отвечает, кто нет.
Подходят к нам. Говорят по-русски практически чисто. Оказывается, проводят нечто вроде социологического опроса. Ну, почему бы не ответить - тем более, вопросы задают вполне невинные: сколько дней провели в Финляндии, цель поездки, что понравилось, что нет... Спрашивают, из какого города.
- Город Псков, - отвечаю.
Парни роются в ноутбуке, и один заявляет:
- Нет такого города!..
- Как это нет? - удивляюсь.
- Ну, по крайней мере, такого нет у нас в базе, - говорит один, а другой добавляет: - мы уж и сами смотрим на номера ваши: 60-й регион - никогда не видели такого...
Да ладно!... Что ж, псковичи сюда не добираются, что ли...
- А где это вообще? - интересуются.
Объясняю.
- А от Петербурга далеко?..
- Триста километров.
Роются в базе ноутбука:
- А вы знаете... нам анкету заполнить надо, а она не заполняется, если город не указать. Ваш город ведь не так далеко от Петербурга - давайте, мы укажем, что вы оттуда?..
- Ладно, указывайте.

Тем временем подходит и наша очередь. Контроль с финской стороны снова поверхностный - из машины не выходим, подаем паспорта в окошко будки, приопускаем стёкла, чтобы были видны лица... Три штампа - можно ехать!

Родина встречает нас традиционно - толкотней на пропускном пункте, очередью (откуда взялись эти два десятка машин? на финской стороне же их вроде и не было). Около будки стоят, заложив руки за спину, два каких-то чина - ничего не делают, наблюдают.
Останавливаюсь перед красным светом светофора. Один из наблюдающих недовольно машет: проезжайте! Подъезжаю к будке - ругается:
- Что вы там встали? Так и стояли бы, всех задерживали?..
- Так красный же светофор! - показываю.
- И что? Теперь перед каждой машиной переключать, что ли?..
О, да. Я забыл, что я уже дома. Тут не по правилам, тут по понятиям.
Вот каждый раз так. Каждый раз. С какой стороны ни въезжаешь, на чём ни въезжаешь: на корабле, на машине - первое, что сделает Родина - это напомнит, куда ты вернулся.
Народ толпится у будок. Адекватным контролем здесь и не пахнет: запускают по полтора-два десятка машин, откуда все водители и пассажиры выходят и строятся в очередь перед двумя будками на паспортный контроль. Конечно, в очередь! Какая же Россия без очередей?.. Потом по одной машине проверяет салон и багажник единственный таможенник (проверяет бегом - провози что хочешь, он всё равно найдёт если только случайно, ему некогда - зато человек при деле и закон соблюдается - досмотр произвели), потом шлагбаум поднимают - и всем стадом запускают в страну, а с сопредельной стороны запускают новую партию.

Ну прямо классно. Акклиматизация на въезде, ага. Какой же контраст по сравнению с единственной будкой (с одним работником) на финской стороне!..
Покидаем наконец Брусничное. Как всегда, грустно. Как всегда, хочется немедленно развернуться и выехать отсюда обратно. Но увы - мы не в той сказке...

...Впрочем, до дома было ещё далеко, и возвращение оказалось не таким простым, как рассчитывали.

За Выборгом несколько трасс - из Светогорска, из Лаппеэнранты, из Хельсинки - сходятся в одну. И если первые несколько километров я ещё довольно уверенно обгонял питерские машины, не рисковавшие идти по обледенелой дороге быстрее чем 80-85 км/час (сам шёл спокойно: хорошая зимняя резина плюс опыт всё же...), то совсем скоро для обгона просто не осталось места.
Когда до Питера оставалось ещё более 100 километров - движение замедлилось совсем, и наконец мы поползли со скоростью 40-50. Совсем непонятно было, почему так: ни аварий, ни снежных заносов впереди не было.
Положение усугубляли многочисленные "чайники" за рулём, накупившие машин с достаточно мощными движками. На поворотах трассы хорошо было видно, что обгонять просто некуда: трасса на километры вперёд ползёт без разрывов с одинаковой скоростью. Тем не менее, эти не отягощённые ни умом, ни опытом индивидуумы лезли вперёд по встречке (на что надеялись - обогнать машин 100 за раз,что ли?..), а, увидев встречную машину, лезли в поток, сигналя, чтобы им немедленно дали место.
Странно, что при такой манере езды не было аварий - может быть, потому, что поток всё же шёл очень медленно. Тем не менее, всё время приходилось то тормозить, то разгоняться. Помимо лишних затрат топлива, это, конечно, действовало на нервы.
Довольно долго минут сорок, не меньше, перед нами тащился старенький "Фольксваген-Пассат", за которого мы вскоре всерьёз стали опасаться. Водитель там был то ли сонный, то ли пьяный, поскольку всё время совершал странные маневры: то почти выезжал на встречку, никого не обгоняя, и резко возвращался обратно, виляя и долго устраиваясь в полосе, то резко тормозил, когда, казалось, он уже фактически догнал впереди ползущую машину.
Надпись у него на машине была соответствующая.

49

И снова - контраст. Контраст с финскими шоссе. Которые хотя и не чистятся от снега должным образом - зато весь поток идёт 80 (110 на автобанах) и никто никого не догоняет, не подрезает, никому не сигналят и не дают понять, что твой старый "Опель" не чета его новому "Киа" (можно подумать, этот самый "Опель" уступил бы ему в скорости, будь здесь больше места - а уж по ремонтопригодности, объёму багажника и ряду других параметров надёжная немецкая машина на раз заткнула бы за пояс эту одноразовую азиатскую пластмассовую игрушку).
Это раздражает каждый раз. Вот почему в России машины на дороге ранжируются по году выпуска, мощности двигателя и цене?.. Такого нет даже в Беларуси, там все машины равнозначны на дороге - о Европе я уж и не говорю. А у нас... каменный век какой-то...

Дорога до Питера вымотала изрядно. 100 с небольшим километров - больше двух часов! В результате ввалились в Питер вымотавшиеся, голодные и с пустым топливным баком. Заправляемся на въездной ПТК, заезжаем в город перекусить.
Кафе в Питере понятное дело, что много - но как-то хороших мест для бюджетного ужина в воскресенье в восемь вечера не вспомнилось. В результате решили поступить просто: заехать в первый попавшийся гипермаркет - там-то уж по-любому какой-нибудь общепит найдётся.
Заходим в город по Выборгскому шоссе - на Энгельса - доходим до Арсенальной набережной. Здесь непривычно пусто - ещё не ночь, а практически нет машин. Быстро продвигаемся на юг вдоль Невы. Вспоминаю: где-то на Заневском когда-то вроде был О'КЕЙ - сворачиваю туда. И точно - есть такой :). Заезжаем на подземную стоянку. Здесь тоже контраст: ни следа аккуратности и чинного порядка, присущего подземным западным паркингам. Стоянка почти пуста - зато местная молодёжь устроила здесь развлечение: дрифт. Ну, натурально: коротко разгоняются на "99-х" Ладах и закладывают виражи по мокрому асфальту вдоль и между рядов колонн...
Тщательно выбираю место для стоянки "Опеля" (не дай Бог, заденут!..), выбираемся наверх.
Цены в местном кафе (кажется, "Крошка-Картошка") после Финляндии кажутся до неприличия смешными. Ну, что такое 700 рублей за обед на троих?.. А там, на той стороне границы, за эти деньги купишь в лучшем случае одну пиццу...

Выезжаем в сторону дома. Пулковское шоссе провожает последними городскими огнями. После горки разгоняюсь до 100 - хочется уже быстрее оказаться дома. Пока шоссе трехрядное - проблем с обгоном нет, но к Верево и Гатчинской окружной поток становится более плотным, а все машины идут почему-то медленно, 60-70 км/час.
Почему идут медленно - понял уже на окружной, и - поздно. Обгоняя очередную легковушку, разгоняюсь снова, и почти сразу - резкий и сильный удар справа снизу. Словно бы оторвало колесо! - но нет: машина вроде бы едет.
Трасса вся в ямах! И - ни предупредительных знаков, ни ограничений скорости... Догадывайся сам.
Через минуту машину начинает тянуть вправо, правое колесо начинает шуметь и скрежетать. Чувствую, приехали. В голове одно: только бы не ШРУС, не ступичный подшипник - это не сделать в полевых условиях...
Торможу на обочине, обхожу машину... Правая передняя шина - в лоскуты...
Привет от Родины, чо...

Ладно - не стоять же здесь, не ругаться... Домкрат / ключи / запаска - всё, конечно, с собой. Ремонт 10-минутный, по сути - если цело всё остальное. Снимаю разбитое колесо, достаю запаску. Запаска ещё от предыдущего хозяина машины, не доставал ни разу. Хорошо хоть, резина на ней всесезонная.
Бегло осматриваю подвеску - вроде всё цело, выдержало. Ну, хотя бы так.
Пытаюсь ставить колесо - не получается!.. Свечу фонариком: не совпадают болты!.. Наживляются только два, остальные - отверстия в диске запаски не совпадают с отверстиями в ступице. Проворачиваю колесо - да, действительно так. Не одеть запаску...
Нужен шиномонтаж. Имеется подходящий диск (с разбитого колеса) и целая шина (на неподходящем диске). Надо совместить одно с другим, а на современных колёсах без шиномонтажного стенда этого не сделать. Да, стоял бы я сейчас на ЗиЛе-КАМаЗе - в момент бы перебортировал бы да поехал...
Впрочем, повезло хотя бы в том, что шиномонтаж оказался совсем недалеко - в километре, в Вакколово. Приходится рисковать: прикручиваю запаску на два болта (из пяти), на второй скорости по обочине тянем в сторону Вакколово. Только бы не сорвало болты, только бы было открыто ночью - не хочется здесь ночевать, утром на работу...

Шиномонтаж, к счастью, оказался открыт. Колесо согласились сделать, правда, появилась другая проблема. Почти все деньги, что у нас оставались, были или на картах, или в валюте. Как-то не позаботились о наличных российских деньгах на обратную дорогу.
Ремонт же - если делать полностью, со снятием-установкой, прокаткой погнутого ударом диска, балансировкой... - оценили в 1.100 рублей. Наличными у нас не набиралось и половины.
Кое-как договорились: снимаю-ставлю колесо сам, ремонтируем без прокатки (мастер сказал, отрихтует диск просто молотком - доехать хватит). Сошлись на 500 рублях - и даже для этого пришлось собирать по карманам почти всю мелочь.
Ремонт занял буквально минут 10. Ставлю запаску, собираю ключи - всё, можно ехать дальше. Но так или иначе, два с лишним часа потеряно, и на сон перед работой остаётся всё меньше времени.
Стартуем в сторону дома. Прислушиваюсь: нет, всё нормально, машину не тянет, тормозит равномерно - можно ехать! Разгоняюсь до 80-ти - больше рисковать не хочется, второй запаски с собой всё равно нет.
Трасса в Ленинградской области радует ещё пару раз. Стараюсь идти ближе к центру дороги, когда же приходится чуть отодвигаться к обочине, пропуская встречных - только что отремонтированное колесо ловит яму ещё раз. Потом ещё раз - к счастью, не так сильно, как под Гатчиной, и запаска выдерживает.
И снова - ни знаков, ни ограничений скорости, ни предупреждений...
Россия, чо.

До дома добираемся лишь к трём часам ночи. Ставлю "Опель" отдыхать; на одометре - 1651 километр. Ну и замечательно - всё же удачно съездили.
Конечно, нам очень понравилась Финляндия - направляясь туда, мы ничуть и не сомневались в этом. Конечно, надо по возможности вернуться туда - летом. Там здорово отдыхать, там чудесная природа, там замечательные, отзывчивые, хотя и слегка замкнутые люди.
Ну а цены... Не всегда же они будут такими. И в конце концов, не шоппингом единым...

80
Tags: путешествия, трасса
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments