Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Categories:

В глушь брусники да клевера (offroad на моноприводе), часть 1

Вторую часть поста про поездку на Смоленщину дописывать не захотелось. Просто лень было повторяться - вывешивать те же самые фотки Витебска, которые уже были здесь, да плюс попсово-парадные фото Смоленска... Решил лучше написать про то, куда ездили на единственные длинные летние выходные 12-14 июня.

О маршруте задумался задолго до длинных выходных. Виза (и загранпоездки) в этом году нам уверенно не светит, а сидеть дома подолгу - уже не в наших привычках :). Кроме того, к поездкам подталкивает и наличие не освоенной до конца недавно купленной палатки - с которой сейчас, пока тепло, не нужно тратиться на ночлег.

Маршрут хотелось выбрать такой, чтобы, во-первых, места были в пределах досягаемости, во вторых, чтобы можно было сменить обстановку (иначе какой это отдых), в третьих - чтобы при минимальном бюджете можно было увидеть максимум интересного.
Под эти критерии подходила только одна дорога - на Север.

Изучив разные отчеты о путешествиях, остановился на "круизе" вокруг Ладожского озера. Привлекали относительно недлинный маршрут (1600-1700 км на круг от дома до дома), другая природа, подходящее количество достопримечательностей (не слишком мало и не слишком много), попутные "развлечения" в виде известных карельских серпантинов и плюс отсутствие сложностей с местами для ночевок на ладожских берегах.

Получилось так: первый день - Выборг, где гуляем до вечера, вечером доезжаем до Приозерска, в районе которого ночуем. Второй день - сам Приозерск, дальше Карелия: музей в Куркиёки, Сортавала, Рускеала, Питкяранта; ночевку наметил в районе Видлицы - километрах в 300 от первой стоянки. Третий день отвел на неспешное возвращение домой через Олонец - Лодейное Поле (а там как пойдёт - или напрямую через Питер, или в обход пробок, через Тихвин - Новгород).

Ранним утром пятницы мы на трассе. Трасса предсказуемо пуста в направлении Питера, и столь же предсказуемо плотный поток идёт навстречу - на природу на длинные выходные едут многие. Спокойно доходим до Питера; обходить город в этот раз решил "через море" - по западной части КАДа, часть которой проложена по дамбе через Кронштадт. Сколько ездил в Питер - ни разу не обходил город здесь, решил воспользоваться случаем.

От развязки с Киевским шоссе до морского берега КАД здесь скучен и уныл - промзоны сменяются лесом, и смотреть не на что. Зато участок дороги по дамбе - для первого раза как минимум необычен. Интересно ехать по дороге, понимая, что справа и слева от тебя - не река, а настоящее море.

1

Проезжаем Кронштадт, обсуждая, как, наверно, неудобно здесь жить, если работаешь в самом Питере: город видно отсюда, а ездить туда далеко и долго... Сам Кронштадт с кольцевой дороги неказист и выглядит совершенно не соответствующим своей известности. Да и природа острова вокруг города скучновата - "совершенно негде поставить палатку", сказала жена, - да, мы уже начинаем оценивать пейзажи именно с этой стороны :)..

Дамба и Питер остаются позади, уходим через Сертолово на Выборг. Километров 30-40 от города - и пейзаж понемногу начинает меняться. Русская равнина с полями заканчивается - начинаются леса, в которых чем дальше, тем больше камней. Видимо, отсюда уже начинается самый край Скадинавии. Пахнет Финляндией :)) - да отсюда и недалеко, мимо проносятся знаки с направлениями на Лаппеэнранту, Хельсинки со смешным для машины километражом. Эх, вот бы... - но нет, к сожалению; в этой поездке нас ждёт только Финляндия-экс, она же Финляндия-лайт.

Трасса на удивление свободна, что странно: при зимнем курсе евро машин на Финляндию шло много, а при сегодняшнем - меньше. Может быть, конечно, кто собирался туда на выходные - уже там... Так или иначе, спокойно доходим до поворота на Выборг и уходим с трассы по направлению в город.

Выборг встречает нас промзоной, разбитым асфальтом и унылыми постройками поздне-советских времён. Пробираемся к центру, опасаясь за подвеску машины: от развилки Ленинградского шоссе с ул. Куйбышева приходится ехать со скоростью 15-20 км/час, быстрее просто вредно для машины. С недоумением осматриваем окружающие нас кварталы: стоило сюда ехать?.. Так продолжается, пока не выбираемся к вокзалу, откуда начинаются участки булыжной мостовой и дома старой постройки.

Вокзал Выборга красив - симпатичнее псковского, которым многи псковичи почему-то гордятся. На окружающих домах не успеваем толком соредоточиться, ищем место, где оставить машину, чтобы идти уже гулять. Выскакиваем к замку (рано - это потом!..), огибаем его, по другому мосту возвращаемся в центр и оставляем машину остывать под мелким балтийским дождиком напротив здания городской Ратуши.

2

Для начала ищем, где перекусить. Таких мест здесь много - в каждом втором-третьем доме на первом этаже обязательно маленькое кафе. Часто слышится финская речь вокруг... - а в кафе - финские цены. Перекусить здесь неадекватно дорого - в бюджетной поездке мы совсем не были готовы отдавать по 1.000 рублей за обед с минимальным набором блюд. Наконец, наткнулись на то, что искали - рядом с рынком оказалось заведение с простым и где-то даже милым названием "Столовая №1". То, что нужно... - цены здесь оказались ощутимо ниже, чем во многих кафе, и мы смогли здесь достаточно плотно и очень недорого перекусить.

Подкрепившись, идём осматривать город.
Начали необычно - с местного рынка, благо он оказался рядом.

6

Живописное здание, примечательное тем, что, будучи историческим, используется по прямому назначению до сих пор. Зашли внутрь... - ну, внутри - обычный рынок, с продавцами, зазывающими покупателей на двух языках, с лёгкостью переходящими с русского на финский и обратно. И... снова финские цены!.. Для сравнения: если на псковском рынке соленые огурцы - 150 руб./кг., то на Выборгском - 400, если домашнее сало у нас (и в Беларуси) в среднем колеблется вокруг цены 400 руб/кг, то здесь - меньше 600 мы не увидели...
Единственный плюс: именно здесь мы открыли для себя такое блюдо, как настоящие шанежки. Выглядит как некая пицца а-ля Север: минус все эти южные излишества в виде овощей, ярких специй, перца и прочего, зато мало теста и много начинки из местных продуктов - сметаны, картошки, сыра... Получается очень калорийно и просто вкусно; попробовав, тут же решили взять на вооружение в домашнее меню.

От рынка пошли гулять вверх по Крепостной улице.
Первое, что бросается в глаза: город - красавец.
Здесь что ни дом, то произведение искусства, которое можно подолгу рассматривать и деталями которого можно любоваться.

3

Дома непохожи друг на друга, таких красивых здесь много. Трудно определить, что относится к временам Российской Империи, что - к временам, когда Выборг был финским городом Виипури, но ясно одно: люди, жившие здесь раньше, строившие и совершенствовавшие этот город оставили по себе хорошую память.

4

Скажу банальное: Выборг - один из немногих совершенно европейских городов, оставшихся на территории современной России. Сразу вспоминается Даугавпилс: там всё время мешали вывески на латышском языке, замени которые на русские - и окажешься в России. Здесь с точностью наоборот: замени вывески на финские - и вот тебе Финляндия...
Правда, не хватает одного: финской добротности, аккуратности и просто - денег.
При всей красоте город (и старый центр его) - отчаянно запущен.
Многим домам не хватает просто косметического ремонта. Другим - ремонта более капитального. Ну а на той же Крепостной - главной туристической улице старого центра - стоят до сих пор и вот такие дома:

5

Рассматриваем и - не понимаем, как можно было довести и этот дом, и весь город до столь удручающего состояния.
Ну зачем, зачем мы отвоевали его у финнов?.. Разве стало городу от этого лучше?..

Нет, конечно можно понять - в данном случае - товарища Сталина. Страна стояла на пороге Большой войны - а одна из двух её столиц находилась от границы на расстоянии прямого артиллерийского выстрела. Общеизвестно, Зимняя война была затеяна не ради того, чтобы победить маленькую Финляндию и захватить её всю (это не было сделано), а лишь ради того, чтобы отодвинуть гос.границу подальше от Ленинграда.
Кто интересуется вопросом - знает также, что в предвоенных переговорах СССР предлагал финнам в обмен на Карельский перешеек уступить вдвое большую по площади территорию Северной Карелии. Но успеха в переговорах не было - в результате красавец-город и по сей день на территории России.

Но во что же превратила его наша русская безалаберность... И как же больно смотреть, наверное, финнам на то, во что превратился сейчас город, хранящий в себе солидный кусок не только нашей, но и их истории...

Потратив пару часов на прогулку по старому центру, направляемся на Замковый остров.
Выборгский замок - единственный средневековый европейский замок, оставшийся сейчас на территории России. Выглядит он насколько просто, настолько и впечатляюще.

9

Впечатляющей выглядела и очередь на вход на его территорию - начиналась с середины моста. И это мы ещё не знали, что она здесь не последняя...
Стоять, чтобы просто войти, пришлось минут сорок. Билеты на вход - 20 рублей, а дальше можно платить на свое усмотрение: отдельно продают билеты на обзорную площадку башни Святого Олафа, отдельно - музей, отдельно - на выставку подводной археологии.
Мы решили ограничиться обзорной площадкой - была уже середина дня, а впереди была ещё обширная программа...

Территория замка маленькая, смотреть там особо нечего. Купив билеты (80 руб.), снова становимся в очередь. Народу очень много - конец очереди начинается ещё во дворе, поднимается по пролётам лестницы ко входу в башню, а затем эта очередь - с перерывами - продолжается до самого верха.

Отстояли примерно час. Внутри самой башни - ничего интересного: пространство пустое, и сверху донизу перегорожено строительными лесами с промежуточными площадками, а узкая железная лестница (едва могут разойтись два человека) спиралью поднимается по стенам к куполу. Стоять в очереди там неудобно: стоишь на ступенях, ждёшь, пока сверху спустятся очередные 10-15 человек, проходишь 5-10 метров и снова стоишь. И так - все 289 ступеней подъёма...

10

Зато когда наконец попадаешь на смотровую - впечатление оглушающее.
Очень бьёт по ощущениям контраст. Только что долгое время находился в узком пространстве, в толпе людей, протискивающихся мимо - и вдруг попадаешь на открытое, почти ничем не ограниченное пространство на приличной высоте с видом до горизонта.

11

Смотровая площадка на башне устроена жутковато. Снова узкий проход (по кругу, вокруг купола башни) - снова едва-едва разойтись вдвоём. От пустоты отделяет только небольшая ограда на уровне пояса - и больше никакой страховки. Позади - только покатая крыша купола, мокрая от дождя, и на неё не облокотиться. Так что у кого проблемы с высотой - не рекомендую рисковать.
А вид открывается - да замечательный. И с высоты Выборг немного напоминает Ригу - похожая картина (минус залив) открывается и с обзорной площадки башни Святого Петра.

12

Спустившись вниз, гуляем по ещё не охваченным улочкам центра. В который раз удивляемся насколько хорош город. Вот бы ему ещё крепкую хозяйскую руку, да надёжное финансирование, целиком доходящее по назначению - мог бы получиться город-сказка.
А так... Очень уж сильный контраст - того, что построили здесь до нас, и того, что построили здесь мы, русские...

8

Погуляв по городу, отправляемся в парк Монрепо.
По дороге туда проезжаем мимо Анненских укреплений - остатков бастионов, почти не сохранившихся сейчас. Именно в этот день здесь устраивали очередной рыцарский турнир. На представление не пошли, узнав цены на билеты - 600 рублей!.. Да ну нафиг... у нас в области "Ледовое Побоище" отмечают каждый год, с тем же турниром, там вход вообще бесплатный, а на фестиваль реконструкторов в Изборске "Железный Град" билеты 300, что ли, рублей - и то вдвое дешевле...

Доезжаем до ворот Монрепо, покупаем билеты (100 руб.), идём гулять.

13

Каких-то особых объектов, как в парках под Санкт-Петербургом (Петергоф, Пушкин) - в Монрепо нет (или не сохранились). Из строений есть лишь одна старая усадьба - да и та закрыта, и с заколоченными окнами имеет не то, чтобы нежилой, а - заброшенный вид.

14

По большому счёту, парк интересен и ценен - совсем не этим.
Здесь просто приятно гулять (и для этого здесь очень много места). Здесь приятно рассматривать прихотливые ландшафты, непривычные нашему глазу сочетания воды, камня и соснового леса.

15

Здесь реально отдыхаешь - от того, что от каждого камня, каждой скалы веет спокойствием, надёжностью и вечностью.

16

Конечно, и этому парку - как и всему городу - остро не хватает реальных вложений. Кажется: его так просто (и не так уж дорого) привести в порядок: облагородить (вычистить от слякоти) дорожки, привести в порядок немногочисленные строения, восстановить по имеющимся рисункам утраченные памятники.

17

Тем более - ведь это такое популярное место. От прогулки в толпе спасала только обширная территория - а так народу в эту выходную пятницу в Монрепо было очень много...
Ещё - слегка не хватает точек общепита. Понятно, что сюда ходят не питаться и не устраивать пикники на природе!.. Но пройти по парку несколько километров и не иметь возможности выпить кофе - не слишком комфортно.
Впрочем, на кафе мы всё же набрели. Расположено оно недалеко от входа, в небольшом гроте в скале (сидишь за столиком - вместо стены скальная поверхность). Цены - соответствующие туристскому месту. Но после длительной прогулки на свежем воздухе цены нас останавливали уже слабо - поэтому мы разорились и на оливье по 200 руб. за маленькую порцию, и на кофе по 100 с лишним. А за соседним от нас столиком молодая пара взяла два чая за 270...

Напоследок перед выходом взбираемся на скалы пофотографировать виды сверху. И - буквально у нас из-под ног вылетела некая местная жительница. Жена навскидку "выстрелила" ей вслед фотоаппаратом - и, самое удивительное, вот что получилось:

18

День клонится к закату - а до места ночевки ещё больше 100 километров. Покидаем Выборг усталые, но довольные. Безусловно, сюда стоит ездить! Сюда можно приехать и не на один день - ведь мы бегло осмотрели только самое основное, а в Монрепо с удовольствием приехали бы и ещё. Ну, надеюсь, не в последний раз.

Выбираемся на дорогу в сторону Приозерска. Ехать решил короткой дорогой, через Каменногорск.
Уже не помню, на каком расстоянии от Выборга - но довольно скоро уже здесь начинается настоящий серпантин.

Асфальт сменяется грунтовкой - так называемым грейдером. Причём грейдер этот (довольно гладкий) практически не имеет прямых - дорога сплошь состоит из резких, крутых поворотов, сочетаемых с короткими и столь же резкими подъёмами и спусками.
Кроме сложного профиля, отличительная особенность дороги - здесь много грузовиков!.. Причём, как правило, это тяжёлые самосвалы, зачастую ещё и с прицепами. Экстрим получается тот ещё: поднимаешься вверх, на гребне подъёма дорога без объявления войны переламывается влево и вниз, причём часть твоей полосы здесь уже занята вылетающим из-за поворота грузовиком... Расходишься с ним в сантиметрах; летишь на спуск в клубах поднятой им пыли и пытаешься нащупать ускользающую из-под колёс ленту грейдера, одновременно уворачиваясь от выскочившего из клубов пыли следующего самосвала...

Всё это дополняется ещё и местными легковушками - машины 10-го региона летают по встречке, срезая повороты, со скоростью как будто на гонках. Им что - они привыкли здесь ездить...

Понемногу добираемся всё же до Ларионово - здесь перекрёсток с трассой А-121 и отсюда всего пара километров до Приозерска.
Надо высматривать место стоянки. Проехались по трассе взад-вперед, проскочили и сам Приозерск, и пару километров за него - ничего подходящего не попалось.

Решили всё же использовать домашнюю заготовку - попытаться доехать до заранее намеченного места стоянки на берегу Ладоги, на мысе Роговой. Вариант этот я нашёл через хороший и полезный сайт Автотревел - по России на авто, но оставил его на крайний случай. Причина была одна - добраться на мыс Роговой было не так-то просто. Один из форумчан этого сайта написал мне следующее:
"Туда идет грунтовка. Теоретически, если очень осторожно - наверное можно, но для городской машины это все же будет испытанием. Я туда заезжал на Субару Форестере 2006 года - пришлось тереться днищем по камням пару раз - они там из грунтовки выступают. На самом мысу очень удачная цепочка микропляжей, отделенных друг от друга, ночевать можно."

Решаем рискнуть. Возвращаемся в Ларионово, поворачиваем в посёлке на дорогу на Моторное - Заостровье. Навигатор и карта с собой, но еду просто по памяти: проехать Моторное, а там - после единственного на этой дороге крутого поворота - уходить по колее в лес.
Первые несколько километров здесь асфальт, но вскоре снова начинается грейдер - к счастью, не столь экстремальный, как за Каменногорском. Перепадов профиля дороги мало, но покрытие оставляет желать... - из тех дорог, по которой нужно или лететь со скоростью 80-90, не жалея подвеску машины, или тихо красться со скоростью 40.
Выбираю второе - подвеска у "Опеля" всё же не внедорожная и она дорога мне как память. Пару раз на бешеной скорости обгоняют джипы. Проезжаем Моторное, дорога начинает петлять по лесу, покрытие портится совсем - камни действительно торчат из дороги вперемешку с подсыпкой из щебёнки. Сбрасываю скорость до 20-ти, в машине всё дребезжит, но быстрее не разогнаться.

Накконец проходим крутой поворот, а за ним - один и ещё один съезды в лес. Надо выбирать - съезжаю на тот, что более укатан.
Сразу упираюсь в гать!.. Тонкие стволы деревьев набросаны в топком месте. Лиха беда начало... - переползаю гать, скребя брюхом, вылезаем на сухое место. Дальше отсюда в лес - простая колея.

Почти сразу навстречу - свет фар. Идёт совершенно городской, ни разу не внедорожный "Фиат". Уступаю дорогу, появляется надежда, что, во-первых, едем правильно, во-вторых - доедем, раз туда прошла такая машина.

Ползу на первой передаче. Дорога - грейдер в миниатюре: резко вверх вправо - резко вниз влево. Из дороги действительно торчат валуны; приходится тщательно рассчитывать траекторию, чтобы не сбить масляную пробку картера двигателя (торчит из защиты через лючок). Несколько раз машина скрежещет брюхом по камням - но вроде ничего не отрывается.

Окончательно уверился, что доедем, когда навстречу большой черепахой проползла дорогая БМВ на московских номерах. Как же странно было увидеть её здесь, в чаще приладожского леса!.. При всех плюсах - клиренс у неё, по-моему, вообще отсутствует как понятие... Кое-как разъехались, вытирая дверцы о кусты...

Наконец - просвет впереди. Выезжаем в чистенькую, светлую полосу хвойного леса, а сразу за деревьями - Ладога. Останавливаемся, не очень-то веря, что добрались. Выходим к берегу - и вот он, мыс Роговой, к вашим услугам...

19

По-моему, это место стоило того, чтобы рискнуть добраться до него по труднопроходимой дороге и проехать 20 километров в сторону от маршрута...

Осматриваемся. Машин и палаток здесь много - но свободного для стоянок места ещё больше, так что если сейчас приедет ещё столько же машин, сколько есть сейчас - места всё равно хватит на всех, и ещё останется.
Устраиваем лагерь в лесополосе, недалеко от берега.

20

Неторопливо готовим ужин. Туристы (в смысле палаточного отдыха) мы ещё неопытные, туристическим снаряжением ещё не обросли... - но в этом и плюс: не портим окружающую среду: не разводим костров, не мусорим... :))). На ужин обходимся продуктами, купленными в выборгском "Магните" - вполне достаточно. А приправой к еде - свежий хвойно-озёрный воздух, пение птиц и шум прибоя. Разве не сказка?..

Перед сном прогуливаемся по берегу. Палаток с пляжа не видно, люди, видимо, сюда приезжают адекватные - ни шума, ни песен, лишь кое-где слабые огоньки костров.
Наконец устраиваемся спать. А впереди - ещё два дня, полные новых впечатлений. А спится под шум ладожского прибоя просто замечательно.

21

(продолжение следует)
Tags: путешествия, трасса
Subscribe

  • Артис

    Очередной рейс. Дают двойную загрузку. В Литве, под Клайпедой, на терминале Влантаны загружаюсь консервированными овощами. На следующий день…

  • Между зимой и летом

    Всё же добрался до домашнего компьютера. Перерыв в постах растянулся практически до трех месяцев, давно такого не было. Причина простая: работа,…

  • Позабыты хлопоты - остановлен бег

    ...Умерли как-то таможенник, транспортный инспектор и дальнобойщик. Предстают перед апостолом Петром. Первым подходит таможенник. - Ты кто? -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments

  • Артис

    Очередной рейс. Дают двойную загрузку. В Литве, под Клайпедой, на терминале Влантаны загружаюсь консервированными овощами. На следующий день…

  • Между зимой и летом

    Всё же добрался до домашнего компьютера. Перерыв в постах растянулся практически до трех месяцев, давно такого не было. Причина простая: работа,…

  • Позабыты хлопоты - остановлен бег

    ...Умерли как-то таможенник, транспортный инспектор и дальнобойщик. Предстают перед апостолом Петром. Первым подходит таможенник. - Ты кто? -…