Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Categories:

На перекрестье трёх границ (Западная Беларусь 02-05.10.2015г.) - часть 3.

...Просыпаемся неожиданно рано, хотя казалось бы столько не спали накануне. Субботнее утро - тот самый кайф, который предвкушал, рассматривая ещё дома фото номера на "Букинге". Утренний кофе на высотной веранде, а внизу - шикарная панорама просыпающегося города, а впереди ещё несколько дней отдыха, а уезжать даже не сегодня...

Заряжаем имеющиеся гаджеты - планшет с фотоаппаратом. Фотоаппарат зарядку воспринимать упорно отказывается - мигает зелёным огоньком и не включается. Решаем попробовать купить новый аккумулятор - благо и недалеко: салон МТС тут же, на первом этаже нашего дома.

Спускаемся туда. Первая неожиданность: девушка-продавец растерянно крутит головой - нет, аккумуляторов к фототехнике в продаже не бывает.
Так. Нужно решить вопрос быстро и решительно.

Выезжаем на проспект Космонавтов, направляемся не к центру, как собирались, а в сторону окраины. Логично же - на окраинах, на больших проспектах всегда есть гипермаркеты, а там - большие отделы цифровой техники...
Искомый объект находим сразу: на пересечении Космонавтов и Кольцевой - гипермаркет "Альми", с традиционным для Гродно удобным въездом с любого направления. Паркуемся, заходим внутрь - да, есть: большой отдел, нечто вроде нашего российского "МВидео".

Не тратя времени, обращаюсь к консультанту. Парень уточняет, какой аккумулятор нужен: плоский, или как батарейка? Отвечаю - плоский. Разводит руками и поясняет: такого в Беларуси вы не купите.
??!!!....
- Ищите в Интернет-магазинах, - поясняет парень, - на заказ привезут.

Это как?
Перефразируя сэра Генри: ни в одной стране мира! Ни в одной стране мира со мной не происходило ничего более странного и нелепого!
Нет, правда, как так-то, я уже и отвык от такого. Когда, имея деньги, не можешь купить столь распространённую вещь...

Возвращаемся в центр - запечатлевать всю культурную программу придётся всё же планшетом. Хотя до конца не верю в тотальное отсутствие аккумуляторов в продаже и думаю про себя - может, попадутся где. Всё же, не деревня - 350-тысячный областной центр...

Второй день решаем начать со Старого города - Старого и Нового замков, пары музеев, достопримечательностей центра, не увиденных вчера.
Быстро добираемся до искомого места. Всё рядом и очень удобно - большая и полупустая (в субботу!..) парковка. Оставляем машину - а позади неё тоже примечательное здание: Большая Хоральная Синагога...

33

Вокруг всё по-беларусски чисто и ухоженно. Аккуратной дорожкой, немного напоминающей дорогу к Несвижскому дворцу, направляемся в замок.

36

За воротами - вполне предсказуемая, если почитать о замке заранее, грустная картина. Замка, как такового, давно нет!. Есть лишь вход в него, панорама набережной Немана с небольшого уцелевшего отрезка крепостной стены, да пара весьма запущенных гражданских зданий на территории бывшей крепости.
Впрочем, в нынешнем состоянии замка нет вины ни сегодняшней беларусской власти, ни даже вины власти советской: крепостные сооружения безнадёжно пострадали ещё во время русско-польской войны в веке 16-м, а окончательно останки были руинированы шведскими войсками полутора столетиями позже. С тех пор замок как оборонительное сооружение более не восстанавливался и сколь-нибудь заметной роли в бурной истории этих мест не играл. Есть вроде бы государственные планы по реставрации, но выглядеть они должны слишком уж смело: всё здесь, за исключением пары зданий, надо практически строить заново. Впрочем, если подобное удалось в Мире и в Несвиже - может быть, удастся и здесь?..

Словно бы в компенсацию за отсутствие крепости как таковой... в уцелевших зданиях расположен местный историко-археологический музей. Знаю, многих такое словосочетание уже само по себе заставляет поворачиваться спиной... - мы же музеев не опасаемся. Знаем по опыту: есть действительно скучные, пыльные, затхлые, а есть - настоящие жемчужины, откуда не хочется уходить.

Гродненский историко-археологический оказался скорее из последних.

Первое и главное - это очень большой музей. Если история не ваш "конёк" - не рекомендую!.. Обойдя пару десятков залов, впадёте в уныние, поняв, сколько таких залов ещё впереди. Движение же здесь одностороннее: вернуться ко входу нельзя, только вперёд - в сторону выхода, а маршрут составлен так, что хочешь-не хочешь, а осмотришь всё.

Если же история вас занимает хотя бы как-то - настройтесь минимум на 2-3 (а то и больше) часа восторженного созерцания экспонатов из самых разных эпох: от появления на этой земле первых людей - до времен афганской войны, то есть до конца существования СССР - более позднее время музей деликатно не затрагивает...

Первое и главное отличие от других беларусских музеев: экспонатов здесь по-настоящему много, и большинство их - в хорошем и отличном состоянии.
(Фотографировать планшетом здесь не получилось совсем.. попробовали, но после даже программами обработки было не вытащить снятое 2-мегапиксельной камерой без вспышки, увы...)

Здесь большая подборка древностей первобытной жизни - найденное тщательно очищено, рассортировано по эпохам и временам. Ничего вроде бы особо эксклюзивного - посуда, предметы быта - но это надо действительно с трепетом относиться к пропасти лет, разделяющих нас и тех, кто пользовался всем этим, чтобы понять всю ценность представленного...

В одной из витрин лежало какое-то украшение - серьги, что ли - затейливо изготовленные из тонкого витого металла, они вполне могли бы вписаться своим дизайном в современный мир. Это отметила и жена, увидев их - ой-ой, хочу такие!..
Интересно, думала ли модница железного века, примеряя новые серьги, что их захочет поносить женщина, живущая лет так через три-четыре тысячи после неё?.. Вот так вот, на простых сравнениях, и чувствуется вся мощь этой странной штуки под названием время...

Переходим в залы, отражающие рыцарскую культуру Средневековья. Здесь музей поступил хитрее: между реальными артефактами 500-700-летней давности выставлены муляжи, точно копирующие образцы оружия и доспехов тех времён. Бросается в глаза двуручный меч - здоровое, тяжёлое оружие, явно штучный заказ. Длиной почти в человеческий рост, с длинной же рукоятью под обе руки сразу - представляется, каким мощным должен был быть рыцарь, воевавший таким мечом - особенно если учесть низкорослость людей Средневековья, да ещё то, сколько на нём должно было быть доспехов - ведь, имея такой меч, щит ему держать в бою было бы уже нечем...

Оригинально представлены таблички с надписями. Беларусы не стали переводить пояснения к экспонатам на всевозможные языки, ограничившись двумя. Надписи сделаны на беларусском (который поймёт и русский, и поляк, и украинец) и английском (понятным большинству европейцев и большей части азиатских туристов).

Переходя из зала в зал, замечаем: имитациями заполнена едва ли не треть экспозиции. Восстановлены и искусственно состарены многие экспонаты - вещи, одежда, старинные книги веков 16-18-го... Удивительно, но при моей любви к оригиналам это почему-то не вызывает отторжения. Да и обмана нет - подписи честно рассказывают: вот этот мундир за стеклом - наполеоновской армии (оригинал), а рядом - мундиры той же армии, но других родов войск - копии. Так, может быть, даже лучше: перед глазами не облик одного из многих, а пёстрая и близкая к реальности картина всего войска начала века 19-го...

Гораздо больше, конечно, аутентичных экспонатов из века 20-го. Сразу несколько залов отданы истории 2-й Мировой Войны - которая здесь по-прежнему называется Великая Отечественная. Много фотографий местных жителей - воевавших в Красной Армии, уходивших в партизаны... - и по датам жизни понимаешь: почти никто из них не дожил до Победы... Кажется, скучноватые стенды - но нужно включать воображение, представляя за этими фото - живых людей, и тогда оживает сама история. Начинаешь понимать, чувствовать, сколько всего скрывается за банальной, затёртой строчкой "ушёл в партизаны", "ушёл в подполье"... - разве легко вот так, вырваться из привычного тебе мира, взять оружие, уйти куда-то в лес, в полную неизвестность, ведь тогда, в 1941-42-м они не знали, сколько лет до Победы, не знали даже, где реально линия фронта, не знали даже, есть ли вообще эта линия - или победоносный Вермахт добивает остатки русских дивизий где-то под Уралом... И, не зная ничего точно, они всё же уходили в леса, берясь, казалось бы, за безнадёжное дело, и сделали всё, чтобы дело это победило...

В музее много артефактов тех лет - из Действующей Армии, из партизанских землянок... Много предметов быта, много оригинальных поделок. Много оружия, причём, оружия в отличном состоянии; поймал себя на мысли - здесь, наверно, практически полный набор стрелкового оружия обоих воюющих сторон. И автоматы - МР38, МР40, ППШ, ППС, и винтовки - Мосина и Маузера в самых разных исполнениях, и пулемёты - от "Максима" И "Дегтярёва" до МГ и чего-то вроде "Мадсена" - с верхним расположением магазина... В угла примостился даже такой редкий экспонат, как предок Калашникова штурмовая винтовка "Штурмгевер.

Привлёк наше внимание такой оригинальный экспонат. Под стеклом стенда лежал немецкий армейский ремень, вдоль которого была пришита линия монеток. Пафосная подпись гласила, что немецкий солдат, бывший владелец ремня, брал себе по одной монете в тех странах, в которых побывал, после чего - говорилось - "позорный трофей был отобран у грабителя".
Честное слово, того солдата нам стало даже немного жалко. Ну какой грабитель-то? Человек сувениры собирал... магнитики, можно сказать. По одному из страны. Прям видится человек, случайно попавший (забранный) в Вермахт и пытавшийся вынести из своего невольного приключения хоть какую-то пользу... Эх, не знали, видимо, советские солдаты, отобравшие ремень, самого понятия "туризм". А уж как немцу-то ремня было жалко, можно представить...

Залы музея послевоенного периода - конечно, история восстановления. История масштабного строительства, история поднятия всей Беларусской земли из развалин. История помощи всех народов СССР - никогда не будет лишним напомнить, что в Беларуси во время войны погиб официально каждый четвёртый, а неофициально - каждый третий... Много здесь советских бытовых артефактов, картин и фотографий времен развитого социализма 60-х - 70-х. Это правильно, по-моему - это было в истории Беларуси, это было не самое плохое время всё же, и о нём тоже нужно рассказывать потомкам.

Историческая экспозиция заканчивается большим залом, посвящённым Афганской войне. Традиционно - фотографии, вещи, оружие... - и деликатное умолчание о причинах и результатах той войны. Ни слова, ни рассуждения о том, была ли нужна эта война Беларуси и её народу. Констатация факта, и только...

Зал этот, впрочем, не последний. Словно не желая, всё же останавливаться на Афганистане и выпускать посетителя на улицу под впечатлением года 1989-го - в конце всей выставки ещё несколько (!..) залов, посвящённых природе Беларуси. Снова вроде бы ничего особенного - чучела животных, птиц, пресмыкающихся, воссозданные уголки беларусского леса, даже образцы того, что щедро даёт человеку земля Беларуси - и всё вместе это здорово сглаживает впечатление от "военных" залов, словно бы говоря о том, защищая какую землю погибли все те люди, на старых и не очень фотографиях.

И - нельзя не упомянуть о главном минусе музея.
Это - музейные тётушки.
Их - много и они - мешают.
Нет, они не лезут с пояснениями. Ничего не предлагают.
Но они - стоят над душой.
Ну, представьте: только заинтересовался каким-либо документом века так 18-го, нагнулся над витриной прочитать - сзади шелест тапок. Подходит. Стоит. Молчит.
Переходишь к другой витрине - идёт сзади.
И - экономия. В залах темно. Совсем. Входишь в зал - она включает свет и подсветку витрин. Выходишь, она осматривается; другие посетители в соседнем зале - выключает свет.
И ещё - про упомянутое "одностороннее движение". Ходить здесь куда попало - не дают. Только пожалуйте из этого зала - в этот, а потом - вот туда.
А если хочу выйти на полдороге? Почему нет - за билет же "уплочено" вперёд, какая разница, какое вам дело, в каком порядке осматриваем?.. Э-э, нет! Уплочено - так извольте окультуриться на полную сумму.
Мы хотели где-то миновать пару неинтересных нам залов - не пустили. Извольте туда, и всё!..
И не поспоришь особо: их где-то по две на каждые три зала. Глядя в строгие лица с поджатыми губами, понимаешь: элементарно заклюют!..
Совок. Беларуси надо срочно избавляться от Совка. От Совка, а на от Советского прошлого, это всё же разные вещи.
Прошлое Беларуси богато событиями, интересно для изучения и заботливо сохранено. А вот зачем они вместе с прошлым сохраняют ещё и Совок - решительно непонятно.

Покидаем музей всё же с положительными ощущениями - посещение стоит того, разве что надо быть заранее готовым к размерам, которые предстоит осмотреть. И абстрагироваться от музейных тётушек.

На территорию Нового замка не пошли - вот там точно смотреть абсолютно не на что: обычное административное здание, выстроенное в середине 18-го века, в котором в послевоенное время размещался обком КПСС (сохранилась даже часть атрибутики тех времён). Решили просто погулять по окрестностям.

34

Окрестности Старого замка - место смешения времён и культур. Здесь и узкие кривые улочки, напоминающие старые центры Прибалтийских городов. Здесь и совершенно петербургского вида подворотни, да ещё в домах той же, желто-белой, окраски. Здесь из-под свежей штукатурки или между благопристойных фасадов домов проглядывают черты неустроенности быта советского: чисто косметический или вообще фасадный ремонт, с обветшалостью внутренних стен, если заглянуть глубже во двор. Здесь на каждом шагу и чисто беларусская черта - нежелание жить некрасиво: даже среди строений, требующих ремонта - цветники, аккуратные дорожки, отсутствие мусора и никто не паркуется на газонах...

А набережная Немана чем-то напоминает Витебскую набережную Западной Двины - того же дизайна длинная красивая лестница, та же красота ухоженного холмистого ландшафта и удобства для людей - много скамеек.

38

Одна из доминант этого района - старая пожарная каланча. Не знаю уж, используется ли она сейчас по прямому назначению - но в здании, из которого она торчит, реально расположено пожарное депо.

39

Фасад здания депо украшает стандартная, казалось бы, картина - пожарные в рабочей одежде разных времён на фоне города. Стандартная, да не совсем - есть и небольшой не то секрет, не то прикол :). Мы, к сожалению, со своим планшетом, как ни крутились, так и не смогли снять качественно - получилось как-то так:

35

Кажется, ничего необычного. А если посмотреть фото с прямого ракурса - кого мы узнаем в крайней девушке справа?..

Мда, странную профессию избрала синьора Герардини в веке 20-м...

Привлекла внимание и такая достопримечательность, как так называемая Городница. Так называют сохранившиеся городские здания, построенные в основном во второй половине 18-го века при Антонии Тизенгаузе. Здания примечательны тем, что построены все из одного и того же материала, что и пожарная каланча - желтовато-зеленоватый кирпич, при этом практически все такие здания в неплохом состоянии. Их много, они достаточно затейливой архитектуры, за которую цепляется взгляд, и все они сохранились - без защитного покрытия штукатурки.
Сразу вспоминается Даугавпилс, дорожки, пешеходная улица и даже кое-где проезжая часть которого сплошь покрыты брусчатой плиткой. Создается впечатление, что так было и в Гродно: город одномоментно вдруг стал собственником огромной партии одинакового кирпича, и, дабы не пропало, из этого кирпича усиленно начали - строить, строить, строить. И самое интересное, что строительство это себя оправдало, а его результаты вполне себе дожили до века 21-го, и скорее всего, простоят ещё долго.

Ещё одну из достопримечательностей этого района (и конечно, всего города) - Коложскую церковь - так и не обнаружили, вернее, гуляя, просто не наткнулись на неё. Знаменита прежде всего своим возрастом - 12-й век постройки! (и ладно, у нас в Пскове Мирожский монастырь едва ли не старше, и ещё с цветными картинками хорошо сохранившимися фресками!..) Сохранилась не полностью - в веке 19-м часть стены сползла с высокого берега в Неман, а пристойная реставрация ещё не проведена...

А вот в музей истории религии мы всё-таки зашли.
Название нас, людей совсем не религиозных, нисколько не смутило: готовясь к поездке, я знал, что этот музей посвящён не столько самой религии, сколько истории города в свете многочисленных религий, достаточно мирно сосуществовавших на его территории многие столетия.

Нашли его не сразу и как-то странно, словно бы он от нас прятался: начав искать почти у входа, обошли здание по периметру, вернулись к исходной подворотне - и обнаружили на ней табличку :)...
А вход в музей - во дворе, а двор так уютно и с душой обустроен, что сюда стоит заходить, даже если вы и не собираетесь посещать сам музей...

37

Насчет тематики музея не ошиблись - заходить сюда определённо стоит и людям, далёким от религии. Кажется, всё здесь так и затевалось: история религии - только повод для того, чтобы создать здесь второй краеведческий музей, не такой объёмный, как в старом замке, но чуть более живой и акцентированный не столько на самом городе, сколько - на его жителях и истории их жизни.

Начинается всё, как в любом краеведческом - с древности. Акцентировав для порядка внимание посетителя на языческих идолах (и снова имитации), первые пара залов начинают рассказывать не столько о верованиях, сколько о быте древних людей. Начав дальше рассказывать о вялотекущей, не столько "горячей", сколько пропагандистской борьбе между различными течениями христианства, музей своими залами, словно забыв о главном, увлеченно рассказывает о модах 200-300-летней давности, о том, как жили люди в это время, во что одевались, чем зарабатывали на жизнь, чем пользовались в быту... Потом, словно бы спохватившись, снова начинаются стенды с религиозной тематикой, а входишь в следующий зал, и первое, что бросается в глаза - советский плакат 60-х с весёлым космонавтом и еретической для этих мест надписью "Бога нет!".

Не заметили, как провели здесь, наверно, часа полтора, не меньше. Очень живой музей, не такой большой по площади, как в старом замке, не настолько перенасыщенный экспонатами, и очень атмосферный. Всё же, нельзя не признать, что разные религиозные течения сыграли в истории Гродно довольно заметную роль, и рассматривать историю города через их влияние оказалось неожиданно увлекательно.

Перекусив во вчерашнем кафе "Раскоша" (редкий случай - в новом для себя городе не захотелось открывать для себя новые точки), остаток дня решаем посвятить некоему подобию шоппинга.
Целей было три. Хотелось посетить что-нибудь вроде местного фермерского рынка с местными же продуктами (сравнить их с нашими и северо-беларусскими, которые всё-таки доезжают до Пскова). Хотелось посмотреть, будут ли польские товары на рынке - всё же, до Польши совсем рядом. И - хотелось зайти хотя бы в один гипермаркет, посмотреть цены и затариться уже домой чем-нибудь экзотическим и нескоропортящимся.

Как успел понять по форумам, местную торговлю - местные же и ругают. При этом, с некоторыми условностями, выделяют за пристойную для покупок точку - Южный рынок. В описаниях многие упоминали довольно любопытную возможность купить там неплохие вещи из Польши практически за полцены - правда, при этом придётся не спать ночью. Завоз из Польши там якобы осуществляется по вторникам, что ли, и с четырёх до восьми утра (!..). Так вот, по слухам, если прийти в это время и проявить достаточно настойчивости, оторвав продавца или хозяина торговой точки от приема товара - он может вам и продать хорошую польскую шмотку по цене вдвое ниже той, за которую она будет продаваться здесь же днём.

Не знаю, правда это или нет - до такого шопинг-фанатизма мы, слава Богу, не докатились (и вряд ли докатимся), но бегло посмотреть рынок показалось интересным.
Нашли рынок сразу - в очередной раз Гродно порадовал своей предсказуемостью планировки; вообще, ни в одном ещё городе мы не находили так быстро то, что хотели. Находится на окраине (сделано умно - шумное торговое место вынесено далеко от городских достопримечательностей, почти в поля - между спальными районами и Кольцевой), и есть удобный левый поворот с городского проспекта. Заезжаем на парковку под шлагбаум - парковка здесь платная, 10.000 бел.рублей (37-38 российских) - мелочь, зато полно свободных мест практически прямо у торговых рядов.

А рынок - разочаровал.
Огромная территория отдана под торговлю промтоварами. Длиннющие, километровые ряды грубых металлических прилавков, одинаково выкрашенных в жёлто-коричневый цвет. К тому же - в субботу, в третьем часу дня, более половины из них оказалось вообще закрыто.
Глаз на товар у нас - после многочисленных посещений прибалтийских и финских магазинов - уже, смею думать, намётан. И видно сразу: ничего интересного здесь - нет. Совсем нет.
Товары из Польши - да, есть. Китайские, конечно. Причём, это тот же Китай, что идёт и в Россию.

Я часто замечал: китайскими товарами заполнены и магазины в Прибалтике. Его хватает и в Финляндии, и в Швеции. Но там какой-то другой Китай. Мне трудно объяснить подробнее, но заходя в Прибалтике в любой из магазинов сетей "Нью-Йоркер" или "Терранова" - редко выйдешь, не купив стильной вещи для кого-либо из домашних за совершенно смешные деньги, даже по сегодняшнему курсу. Даже если в кармане всего десятка-другая "лишних" евро - всегда найдёшь и на эти деньги что-то по душе.

А здесь... либо всё какое-то аляповатое, либо в дешёвых блёстках, либо - со спортивным уклоном ("аБиБас", ога...) и совершенно непривлекательное.

Бродя между рядами, наткнулись на павильон с надписью "Ремонт цифровой техники". Вспыхнула надежда оживить фотоаппарат. Захожу внутрь, коротко объясняю проблему. Девушка за стойкой соглашается: аккумулятор у вас, скорее всего вышел из строя. Спрашиваю: а есть у вас? Всё же даже не магазин, а - мастерская.
Ответ - тот же, что везде, как будто у них у всех одинаковая матрица! Нет, у нас не бывает, это вам в Интернет-магазин надо...
Интересуюсь: а как вы технику-то ремонтируете? Девушка отвечает: а мы все детали заказываем в Интернет-магазинах - привозят на заказ из России или Прибалтики...

Мда... Похоже, Беларусь для разных видов бизнеса - поле непаханое. Столько никем не разработанных тем...

Продуктовый уголок на Южном рынке совсем маленький, и наткнулись на него совершенно случайно, уже идя к выходу. Фермерских овощей, впрочем, и здесь не обнаружили. Несколько прилавков с кавказской торговлей (просачиваются и сюда - 2-3 года назад их здесь ещё не было совсем), пара хлебобулочных и мясных киосков - и как-то всё.
Затарились всё же в мясном киоске (подумали, не зря туда стоит очередь) - и не прогадали. Восхитительные на вкус "краковские" копченые сосиски, очень мягкое и ароматное, явно местное сало - то немногое, за чем всё же стоило приезжать на Южный рынок.
А кроме этого - совершенно никчемное место, и остается только пожалеть местных жителей, если для них это одна из основных точек одёжно-обувного шоппинга...

Поняв, что отсюда домой при всём желании ничего не привезёшь, на обратном пути заезжаем в гипермаркет "Корона".
Подустав к вечеру, решили не обходить его весь, а сразу направились в центральный отдел гипера - "ЕвроОпт".
В "ЕвроОпт" попадаю уже в нескольких городах - в Витебске, в Минске, теперь вот в Гродно. По ощущениям, это нечто среднее между "Лентой" и прибалтийским "Рими". Различия предсказуемы: ощутимо больше местной продукции ("купляйце беларускае!.."), при этом всё же не такой хороший выбор, как в Прибалтике. Шире и разнообразнее ассортимент спиртного: конечно же, много напитков местного производства ("Аливария", "Двинский Бровар" - кто разбирается, хвалят). Появляется всё чаще и так называемое "Авторское пиво" - из частной пивоварни, с забавной надписью на бутылке: "Я сделал всё. что мог... сможете - сделайте лучше!..". Есть и спиртное от соседей - из Латвии, по вменяемым ценам, есть и практически весь набор того же "Вана Таллина" - в отличие от России, где он втридорога, здесь он более доступен по ценам.

Из продуктов... искали исчезнувший у нас литовский сыр - не нашли его и здесь. Зато наткнулись на (вроде бы) санкционную "Моцареллу"; взяли попробовать - честно говоря, я ничего не понял: кусок безвкусного, чуть солёного пластика, российские сыры и те лучше, а "Моцарелла" и здесь очень недешёвая, а за что тут платить... Затарились хорошим беларусским хлебом - лучше нашего, но всё равно не дотягивает до прибалтийского: тот просто можно есть сам по себе, как пирожное, даже чёрный... Купили на вечер отличной (не хуже, а то и лучше прибалтийской) беларусской молочки... - молоко жирностью 4,3 у нас, по-моему, не продаётся совсем, а тут... вкуснотища. Закупили домой разного печенья (делают отличное, и недорого), шоколада (местная фабрика всё ещё называется "Коммунар", выпускает десятки сортов, и все - горькие, с чего бы так...).
А вообще до четверти, наверно, продуктов на полках - российского производства. Интересно, зачем они здесь - продавили силой?.. Беларусское-то реально вкуснее.

...Выходим из гипермаркета - уже стемнело. По полупустым (суббота вечер, да) улицам спокойно добираемся до дома. Неторопливо ужинаем, глядя сквозь огромное окно на такой же полутёмный, как вчера, город - лишь пара проспектов ярко освещены, и, чувствуется, не столько фонарями, сколько окнами домов и фарами машин... По телевизору из 60-ти с лишним каналов - пяток местных, остальные российские под другими названиями - словно бы и не уезжали. А впереди - следующий день!..
Tags: путешествия, трасса
Subscribe

  • Jenny of Oldstones: metallization

    В последнее время одна из любимых певиц, Мелисса Бонни, стала часто отвлекаться на сайд-проекты, и время от времени кажется, что - слишком уж часто.…

  • Три промаха Акелы

    Во времена, когда концертная деятельность любых музыкантов подобна никак не желающему разгораться костру - что-то где-то время от времени случается,…

  • Сanzoni nella loro lingua madre

    Как-то, общаясь в комментах на Ю-тубе с лидером итальянского метал-бэнда FROZEN CROWN Федерико Монделли, я полушутя-полусерьезно заметил, что его…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments

  • Jenny of Oldstones: metallization

    В последнее время одна из любимых певиц, Мелисса Бонни, стала часто отвлекаться на сайд-проекты, и время от времени кажется, что - слишком уж часто.…

  • Три промаха Акелы

    Во времена, когда концертная деятельность любых музыкантов подобна никак не желающему разгораться костру - что-то где-то время от времени случается,…

  • Сanzoni nella loro lingua madre

    Как-то, общаясь в комментах на Ю-тубе с лидером итальянского метал-бэнда FROZEN CROWN Федерико Монделли, я полушутя-полусерьезно заметил, что его…