Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Category:

На перекрестье трёх границ (Западная Беларусь 02-05.10.2015г.) - часть 4.

Третье утро в Гродно встречаем выспавшимися, наверно, на год вперёд - а как ещё после такого количества позитива, хороших впечатлений, времени, проведённого на свежем воздухе при отличной погоде, да ещё отличных условиях ночлега?.. Неторопливо готовим завтрак, наслаждаемся отдыхом перед обратной дорогой.
Традиционно уже, как во всех городах, где останавливались в гостиницах, фотографирую машину из окна номера. Вон она, внизу - третья слева, в компании на этот раз беларусских соседей:

45

Квартира снята до вечера воскресенья, но выехать решаем всё же раньше - иначе не успеть будет охватить всё намеченное к осмотру на сегодняшний день, да ещё хотелось бы успеть приехать засветло к следующему месту ночлега... Приводим жильё в порядок - необязательный по сути процесс, но воспитание не позволяет иначе, да и хочется оставить по себе хорошее впечатление. Созваниваюсь с хозяином, чтобы сдать номер - тот просто отмахивается: будете съезжать - оставьте ключи в почтовом ящике, и всё...

Странно как - в который раз в нас видят нормальных людей. Как пару лет назад в литовском Каунасе, где тоже снимали апартаменты - там хозяйку в глаза вообще не увидели, общались СМСками: въезжали - ключ под ковриком, выезжали - ключ в почтовый ящик тоже... И где на нас написано, что мы порядочные люди?.. Или - за пределами России везде так доверяют незнакомым?

Собираем вещи, сочиняю отличный отзыв на "Букинг" - совершенно заслуженно, считаю. Ну и - присесть на дорожку, конечно же.

44

Знакомство с Гродно завершаем короткой часовой прогулкой по центру города - с заходом (третьим или четвёртым уже..) в полюбившееся кафе. Гуляя по узким улочкам центра, в который уж раз обращаю внимание ещё на один характерный признак города.
Это его... женщины.
Так много красивых женских лиц и женских фигур не замечал, наверное нигде.
Прошу прощения за несколько вульгарное определение, но здесь очень высока концентрация именно что породистой женской красоты. На каждом шагу. И вовсе не обязательно это - холёные фигуры, выходящие из дорогих машин. Нет, поражает то, что такой красоты полно - в обычной городской толпе. Таких лиц и фигур полно среди молодых девчонок, явно самих ещё толком не понимающих и не чувствующих себя, таких лиц и фигур полно у молодых мам, гуляющих с колясками в скверах. Такие лица и фигуры, в сочетании со стильно-продуманной одеждой и едва заметным макияжем - у многих даже пожилых дам.

Это просто бросается в глаза - хоть оборачивайся на каждом шагу.

Говорю об этом жене - удивляется: она-то ничего такого не замечает. Спрашиваю: а как насчет мужчин здесь - то же самое? Да нет, говорит, самые обычные.
Интересно, почему так?.. Выражаю мнение: может быть, это как раз из-за близости Польши, во все века славившейся красотой своих пани?..
На это жена безапелляционно заявила: куда-куда, а вот в Польшу меня одного фиг отпустит. Ы-ы-ы...

Пора и в дорогу. "Опель" неторопливо продвигается в местном размеренном потоке в сторону трассы на Лиду, а мы беседуем - о городе, конечно.

Понравился ли Гродно? Да, безусловно понравился. Осталось впечатление: это очень открытый, дружелюбный, гостеприимный город, мягкий и доброжелательный к гостям, совершенно не держащий фиги в кармане, которая встречается у многих городов - даже в любимой Прибалтике. Это очень красивый, ухоженный, аккуратный город - хотя и не слишком тщательно он прячет не самую приглядную изнанку своих фасадов.
Учитывая древнюю историю, в Гродно оказалось на удивление мало европейских черт - то есть, черт классической центральной или северной Европы. Скорее, здесь изо всех сил стараются сделать упор на самобытность - и при этом не перейти грани хорошего вкуса, что сделать легко далеко не всегда. И у городских властей, и у жителей это вполне получается, и от этого город становится ещё более приятным для посещения. При этом здесь на удивление незаметен или, точнее, малозаметен факт расположения города в самом что ни на есть приграничье - нет, так или примерно так выглядят беларусские города и за 300, и за 500 км от европейских границ.

13

Главный минус Гродно - это, конечно, "совок".
Он слишком часто проглядывает здесь сквозь современность.
Он во многом ещё здесь. И в старых советских терминах - кафе, например, разделяются по категориям: можно встретить ресторан, в котором на вывеске будет написано что-то вроде: предприятие общественного питания первой наценочной категории. И в музейных тётушках, наполняющих выставочные залы с по-настоящему интересными экспонатами. Он и в обилии советских названий: знаковые места старого центра - Советская улица, выходящая на Советскую площадь. Нет, я бы не советовал оголтело избавляться от советского прошлого, это тоже был бы перебор. Но место советским названиям - в улицах средней удалённости от центра, тех улицах, что именно строились в 60-е-70-е годы, по обеим сторонам которых стоят дома тех лет постройки.
А историческому центру уместнее исторические же названия... Гармоничнее смотрелись бы, скажем, улица в честь местного уроженца литовского князя Витовта, выходящая на площадь Тизенгауза, а так... центральные улицы города - Карла Маркса, Кирова, Социалистическая, Будённого, Победы и Советских Пограничников, и таблички с этими названиями неестественно смотрятся на домах 18-19 веков...

Мало-помалу город остается позади. Ехать приходится по неписанным беларусским правилам - одним глазом поглядывая назад, чтобы вовремя пропустить нагоняющую тебя машину. Это, конечно, вежливо и всё такое, но... неудобно. Смотреть на трассе привык всё же больше вперёд, а тут... чуть отвлечёшься, смотришь, сзади уже упираются догоняющие. Нет, не сигналят, не мигают - догоняют и молча ждут, пока пропустишь, и от этого чувствуешь себя не очень комфортно...

Не доезжая до Лиды (в город решили не заезжать: не открылся он нам в прошлый раз, пару лет назад - кто знает, откроется ли сейчас, да и для его осмотра потребовалось бы время), сворачиваем к первому намеченному на сегодня объекту культурной программы - оборонной Маломожейковской церкви.

Церкви такого типа - оборонные - встречаю, наверно, в первый раз. Замков видел уже немало, церквей тем более, но чтобы то и другое в одном лице, то есть здании... Безусловно, стоит того, чтобы проехать десяток километров в сторону от трассы.

Сворачиваем направо в большой деревне Гастиловцы. Перед тем, как доехать до церкви, останавливаемся в сельском магазине в деревне Малое Можейково купить воды и всяких мелочей в дорогу. Набираем продукты, подходим к кассе, кассирша называет сумму... Поднимаю взгляд - и как ошарашивает.
У девчонки за кассой - рыжие волосы и... зелёные глаза.
Прямо какой-то ведьмячий, кельтский образ. А глаза... по-настоящему изумрудные. Пронзающие. Насквозь. У девчонки в сельпо.
Откуда их здесь столько?..
Кое-как расплачиваюсь, выходим из магазина...
- Ты глаза её заметила? - спрашиваю у жены.
Нет. Удивительно, как женщинам незаметны такие штуки, какое всё же восприятие разное.
- Так, едем отсюда, - говорит жена, - церкви! У нас в программе - церкви.

Едем, конечно - тем более, уже недалеко. Доезжаем до церкви, спрятавшейся за деревьями от жилых домов. Да, конечно, ехали не зря - оно того стоит.

47

Планшетом в другом ракурсе не снять - но хватает и этого. Мощное, впечатляющее строение - и в отличном состоянии.
Особого секрета в такой постройке нет. Оборонные церкви строились именно что для обороны. Местность здесь, на стыке границ - проходной двор, какие только войска не шлялись в округе - и польские, и русские, и литовские, и шведские... Людям же, пытавшимся здесь не воевать, а просто жить, надо было где-то укрываться от всего этого. До Лидского замка добежишь не всякий раз... - ну вот, построили такую церковь - для защиты и души, и тела.

Сейчас это - действующий православный храм, хорошо отреставрированные стены которого, если присмотреться, ещё хранят следы обороны - уже никто и не вспомнит, в какие годы и кто стрелял по этим стенам...

Заходим внутрь. Внутри ничего особенного - церковь как церковь, и совсем не просматриваются витые ходы в угловых башнях.
У выхода - киоск, не только со свечами и иконками, но и с вполне себе обычной сувенирной продукцией. Здесь и произошел странный случай, толкование которому трудно придумать. Совпадение? - не знаю... Получилось так.

Решаем купить в церковном киоске какую-нибудь мелочь на память. Думал взять обычный магнит, но жена вдруг захотела деревянный браслет из маленьких пластинок с изображениями святых. При том, что никакой православной атрибутики она на себе отродясь не носит.
- Зачем тебе браслет-то со святыми? - спрашиваю.
- Какая разница, с кем, - отвечает - сделано симпатично, в душу. Хочу, и всё!..

Смотрю цену - цена смешная. 20.000 бел.рублей (75 российских). Ну, возьмём.

Отъезжаем от церкви в сторону трассы. На выезде из деревни заправка "Лукойл"- а бензин уже заканчивается (всё это время катались ещё на российском). Заезжаю заправиться.
Заливаю бензин, иду расплачиваться. Девушка на кассе говорит:
- Вы знаете, у нас сегодня акция - всем, кто заправил больше 20-ти литров, полагается скидка. Так что мы вам возвращаем часть потраченных денег.
Знаете, сколько вернули?
20.000 бел.рублей.
Копейка в копейку - стоимость купленного 15 минут назад в церкви браслета.
И что это было? Бог есть? Усмехнулся над атеистами и подарил?..
Кто бы рассказал - не очень-то и поверил бы.

Выезжаем на трассу, двигаемся дальше.
Путь наш лежит практически параллельно границе - за Лидой сворачиваем на небольшой городок Ивье, проезжаем его насквозь. Всё то же, что везде в Беларуси - чисто, светло, цветы и фонтан. Уже не удивляемся, едем дальше, на Юратишки и в сторону Ошмян.

Дорога здесь, в приграничье, совершенно не скучная. Едешь 20, 30, 40 километров - всё время есть на что посмотреть.

Во-первых, это очень густонаселённая, по сравнению со средней Россией, территория. Не разогнаться толком, не набрать скорость - деревни, деревни, деревни... И - они все крупные; всё время прикидываем: 50, 70, 100 дворов... Обычная картина, когда дорога поднимается на пригорок в полях - всегда в пределах видимости 3-4 деревни.

Во-вторых, очень много старинных сохранившихся построек в местных селениях - и религиозных, и светских. Если раньше, в первые поездки, каждый костёл был для нас экзотикой и поводом достать фотоаппарат - сейчас мы насмотрелись их уже так, что лишь шутливо-лениво констатируем: о, ещё костёл... что мы, костёлов не видели... А посмотреть здесь, особенно неискушенному путешественнику, всегда есть на что: и костёл в Трабах, и старая застройка в Гольшанах, и униатский асимметричный храм в деревне Боруны, и много всего ещё интересного.

В третьих, очень затейливая, красивая природа - проезжая здесь, мы всё время вспоминали... Карелию. Нет, тамошних скал здесь нет совсем - но рельеф местности очень похожий, холмистый. Трасса вся в крутых поворотах, спусках и подъёмах, при этом ехать здесь безопасно: много предупреждающих знаков, и местные водители в массе подчиняются им - совсем не так, как машины с 10-м регионом на номерах.

В четвёртых, можно ехать, опять же, десятки километров, и картина вокруг радует глаз ещё - оживлением. Всё здесь крутится и трудится!.. Живые фермы - почти нет (разве что очень изредка) заброшенных строений. Стада коров на небольших, аккуратных лугах, и не маленькие стада. Традиционно распаханная земля - от леса до леса, от дороги до дороги. Вообще нет необработанных полей!.. И - отечественная техника на полях: если комбайн, то "Полесье", если трактор, то "Беларусь", если грузовик, то "МАЗ"...

(я повторяюсь с этими похожими описаниями в каждой поездке в Беларусь, и ничего не могу поделать с этим: после запущенной сельской местности нашего Северо-Запада - это удивительно...)

И плюс - общая обустроенность местной жизни. Да, приходилось слышать, что жизнь здесь непростая, что многие беларусы (как те же прибалты) ищут работу за пределами страны (или таких уже меньше, чем раньше?) - но внешний вид деревень говорит о многом. Здесь не встретишь российской депрессивной серости и уныния, здесь много лёгких красок - в постройках, как частных, так и колхозных, в часто встречающихся новых зданиях сельхоз- и промпредприятий (в сельской местности, да). И почти обязательная примета: практически в каждой деревне - ряды однотипных новых или почти новых коттеджей; коттеджей - не дачных, и не загородного жилья богатых городских буратин... - а обычного местного жилья, чего не встретишь в российской сельской местности от слова "совсем"...

После таких картин (и ведь они одинаковы, в какой край Беларуси ни приезжай..) начинаешь думать: а так ли уж необъективны беларусские выборы?.. Какая альтернатива может быть здесь - без Батьки? Европа а-ля Польша / Прибалтика? Сомнительно... Провинциальное запустение по-российски? Более вероятно...

Понемногу доезжаем до Ошмян. День начинает клониться к вечеру, а со времени завтрака в гродненском кафе ничего ещё не ели - въезжаем в городок, ищем общепит.
В первом же кафе, куда заходим, нам дают от ворот поворот: закрыто на спецобслуживание!.. На вопрос: а где сейчас можно ещё пообедать - совершенно недружелюбно отвечают: а Бог его знает, есть кафе - но почти везде мероприятия...
И вот так всё время в Беларуси. Постоянный контраст: то восторгаешься фасадом - то совершенно неожиданно натыкаешься на очередной "совок"...

Кафе всё же находим - "Старый Город" на улице Советской (и снова эти названия, на улицах с домами 19-го - начала 20-го веков). Кафе неожиданно понравилось: совсем недорого по ценам, полупустое в воскресный день, с хорошим выбором блюд, вежливым и предупредительным молодым барменом-официантом... - правда, традиционно для беларусской глубинки, не всё, что было в меню, оказалось в наличии.
Неторопливо пообедав, коротко прогуливаемся по городку. И снова то же смешение стилей: беларусская старина - двухбашенный католический костёл Михаила Архангела и советские административные здания друг напротив друга. В каком уже по счёту городке, кстати, отмечаем и такую особенность: административные здания в райцентрах - несоразмерно большие, 4-5-этажные, явно на сотню-полторы кабинетов как минимум... Зачем столько чиновников - в райцентре?

Едем дальше - время уже начинает поджимать: впереди ещё один объект, и надо успеть на ночлег.
Слева остается лежащий всего лишь в 12-ти километрах от литовской границы городок Островец, а вскоре и доезжаем до нужного нам поворота направо - на деревню Гервяты, расположенную в десяти километрах от трассы.
Сворачиваем туда - именно в этой деревне находится, по мнению многих специалистов и просто путешественников, самый красивый и величественный костёл во всей Беларуси.

Это тоже удивительный для Беларуси признак: заметные, знаковые строения, постройка которых не могла не стоить баснословных денег, в какие времена не живи... - находятся здесь не при крупных городах или замках, даже не в месте пересечения дорог - а в захолустных и мало кому известных деревушках. Такова посещенная нами Маломожейковская церковь, таков самый высокий в Беларуси костёл в Видзах - таков же и костёл в деревне Гервяты, в которой, кроме него самого, не сохранилось более никаких достопримечательностей - ни старой застройки, ни старинной усадьбы, ничего. Только костёл - и обычные дома местных жителей.

Въезжаем в деревню. Островерхий шпиль виднеется издалека над деревьями. Минуем несколько кварталов частной застройки, и перед нами открывается он - во всём своём великолепии:

48

Читать об этом месте приходилось, но одно дело - читать, другое - видеть. Своей красотой и костёл, и окружающий его пейзаж - поражают.
Даже не верится, что это всё - в Беларуси. Место напоминает, скорее, центральную Европу.

Костёл прямо на удивление не то, чтобы в отличном - в великолепном состоянии. Следуя автомобильной терминологии, можно сказать - "состояние нового". С одной стороны, не удивительно - строение совсем ещё не старое, закончено постройкой в 1903-м году. С другой стороны, это удивительно вдвойне, учитывая бурные перемены в местной жизни, происходившие здесь в веке 20-м. За свою недолгую для такого строения 112-летнюю историю костёл, никуда не переезжая, успел побывать на территории сразу нескольких государств: Российская империя, германская оккупация в Первую Мировую войну, пара лет в составе независимой Литвы, полтора с небольшим десятилетия в составе Польши, затем пара лет в советской Белоруссии и снова три года германской оккупации - уже во Второй Мировой, потом почти полвека снова в Советской Белоруссии, и вот уже почти 25 лет - на территории Беларуси независимой...

Даже удивительно, как его - не "раскулачили" на кирпичи, не разбомбили, не переделали под склад или местный клуб... Не поднималась рука на красоту?..

Костёл здесь выстроен не просто сам по себе - комплексно преображена и вся прилегающая территория, это тоже очень частый признак беларусских католических храмов, которые очень редко стоят, зажатые окружающими строениями. Нет, здесь обязательно простор вокруг и обустраивается вся окружающая главное строение площадь.

Перед костёлом - обширная лужайка с тщательно подстриженной травой, аккуратными дорожками и (ну конечно!..) идеально чистой территорией. А вдоль дорожек - фигуры двенадцати апостолов; имена многих полустёрты, но сами скульптуры - в отличном состоянии, как и главное здание.

49

Территория, прилегающая к самому зданию, отделена от лужайки каменной стеной - с узкими не закрывающимися проходами в ней. А внутри - буйство красок: прогулочная дорожка по периметру здания, цветы, цветы, цветы, а среди них - укромные уголки для отдыха:

75

В углах каменной ограды, позади здания, натыкаемся на большие деревянные кресты - совершенно нехарактерные сооружения для Беларуси, такие символы напоминают скорее Литву, до которой, конечно, здесь совсем недалеко:

73

А в одном из уголков увидели и совсем уж неожиданное сооружение: то ли тотем, то ли языческий идол. И откуда он здесь, у стен католического костёла?..

74


Интересно, как содержат всю эту красоту - в таком хорошем состоянии? Неужели силами жителей посёлка с населением всего в 500 человек?.. Как-то не очень верится - кажется, тогда каждый здесь должен еженедельно трудиться на уборке территории... Как же тогда?..

50

...Как следует погулять на территории и сфотографировать всё, что хотелось, всё же не удаётся - начинает темнеть, планшет перестаёт фотографировать сносно (и начинает разряжаться), а до намеченного места стоянки и ночевки ещё добрых 70 километров. Учитывая частые населённые пункты, гасящие скорость, и желание не заблудиться - практически час ходу. Становится ясно, что по свету до ночлега не доберёмся - растеряли время на достопримечательностях, - но делать нечего, едем!..

Возвращаемся на дорогу, быстро доезжаем до перекрёстка с трассой Полоцк - Вильнюс, сворачиваем направо в сторону Нарочи. До поворота на Нарочь всего 45 километров, но доезжаем до этого места уже в полной темноте. Сворачиваем направо, населённых пунктов с названием Нарочь здесь фактически два: собственно деревня и курортный посёлок... Проезжаем оба (в свете фар мелькают шпили очередного костёла - нет, завтра, завтра!..) - интересуют нас не они, а расположенная рядом с ними, на берегу озера Нарочь, туристическая стоянка Антонисберг.

Стоянку нахожу сразу - практически натыкаюсь на неё: в полукилометре от курортного посёлка лучи фар выхватывают из тьмы указатель. Зная, что стоянка слева от дороги (а справа - озеро), сворачиваю налево. И действительно: в свете фар - обширная поляна с выстриженной травой, огороженные каменными кладками места для разведения костров, скамейки вокруг и ряды беседок...

Пробираясь сюда, гадали, сколько здесь будет народу (и будет ли вообще свободное место для палатки). Стоянка Антонисберг - самая крупная и известная из множества турстоянок, расположенных на территории Нарочанского Национального парка. Это, кстати, то, чего тоже не хватает у нас - не скажу за Россию вообще, скажу за Псковскую область. Вот таких мест у нас до обидного мало: где было бы чисто и красиво, где было бы обустроено место для отдыха, где была бы подготовлена территория, на которой можно разводить костры, ставить машины и палатки, употреблять горячительные напитки и вообще культурно отдыхать на природе.
И при этом такие места здесь - либо до смешного дёшевы (20-40.000 бел.рублей с палатки, это 70-150 российских), либо вообще бесплатны. А у нас в области... смотрели этим летом: получалось, чтобы поставить палатку и плюс машину рядом на оборудованной территории - меньше, чем за тысячу рублей не найдёшь...

Заезжаю на поляну. Хочется сразу определить, есть ли соседи. Включив дальний свет, разворачиваюсь на пятачке, обводя фарами окрестности...
Никого. Ни одной машины. Ни одной палатки.
Пусто!..

Даже странно как-то... А летом это место выглядит - так...

Обдумывать некогда - надо обустраивать ночлег...
В свете фар распаковываю палатку. Полноценно поставить не получается: палатка у нас не самая простая - с откидными навесами, тамбуром, двумя входами. В потемках не до того - собираю усечённый вариант, только основное "помещение". При этом не нахожу крепёжных колышков - нету, и всё. Ругая старшую дочку (брала палатку в поход перед нашей поездкой) - потеряла, что ли, все штатные колышки? - раскрепляю полотно подручными материалами (дочку ругал зря: открывая коробку, выронил мешочек с колышками на землю, палатку расстелил сверху, и на колышках этих мы и проспали всю ночь, а выяснили это, конечно же, на следующее утро).

Накачиваю матрас - наконец, жилье готово. Костёр не развести в полной темноте (на Антонисберге нет штатного освещения совсем, к тому же вдруг понимаем: фонарь-то взяли, а батарейки - собирались купить по дороге, но за множеством впечатлений совершенно про это не вспомнили) дров не набрать, а заранее не побеспокоились. Не страшно - готовим ужин из припасенных готовых продуктов. Неторопливо ужинаем; рядом дорога, по которой то и дело проносятся машины в сторону Молодечно, недалеко деревня - время от времени оттуда лениво лают собаки. А сверху - чистое-чистое небо с миллионом звёзд от края до края, а за деревьями через дорогу плещется озеро. А отдых всё ещё продолжается - завтра новый день и новые впечатления!..

52
Tags: путешествия, трасса
Subscribe

  • В поисках звука

    Когда пытаешься улучшить домашнюю аппаратуру для воспроизведения звука, главное - не впасть в аудиофилию. Понял это, побродив по аудиофильским…

  • Вопрос по бытовой технике

    Обзавелся недавно новым помощником по дому ). Таким: Выбирал из среднего сегмента - по цене и функциям, читал много хороших отзывов.…

  • Большой водительский отпуск или 3/4 ремонта

    Лучший отпуск водителя - это зимний отпуск, так повелось с давних времен. Зима - время сугробов, время ледяных трасс, время проблемной езды, когда ко…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments

  • В поисках звука

    Когда пытаешься улучшить домашнюю аппаратуру для воспроизведения звука, главное - не впасть в аудиофилию. Понял это, побродив по аудиофильским…

  • Вопрос по бытовой технике

    Обзавелся недавно новым помощником по дому ). Таким: Выбирал из среднего сегмента - по цене и функциям, читал много хороших отзывов.…

  • Большой водительский отпуск или 3/4 ремонта

    Лучший отпуск водителя - это зимний отпуск, так повелось с давних времен. Зима - время сугробов, время ледяных трасс, время проблемной езды, когда ко…