Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Categories:

На перекрестье трёх границ (Западная Беларусь 02-05.10.2015г.) - часть 5 (окончание).

...Просыпаюсь на рассвете, часов в семь утра - и вовсе не от холода. Нет, в палатке спалось тепло, несмотря на то, что у нас нет даже спальных мешков - только обычное одеяло. Просто, уже который раз обнаруживаю: тяжело спится в палатке - ломит кости того бока, на котором лежу.
Конечно, мы используем надувной матрас; в последние ночевки он начал потихоньку спускать к утру, но далеко не полностью - может быть, на треть - просто становится мягким... Но сплю в палатке всё равно с перерывами по часу - полтора; просыпаюсь от ломоты в костях, переворачиваюсь и чувствую, как боль сразу уходит. Засыпаю, а через полтора часа опять. И так всю ночь.
Что странно, такого эффекта нет ни дома, ни в гостинице. Такого эффекта не было даже в кабине грузовика, где довелось проспать не одну сотню ночей...

Ладно, всё же пора и вставать - утро замечательное, и надо осмотреться всё же, где это мы ночевали.

51

Вчера вечером в темноте не показалось - стоянка Антонисберг действительно пуста: ни одной палатки и ни одной машины вокруг. Впрочем, догадываемся - это могло быть из-за дня недели: мы встали здесь в ночь с воскресенья на понедельник, и мало у кого в не-сезон есть свободные дни в начале рабочей недели...

Готовим утренний кофе, решив плотно позавтракать в следующем городе нашего маршрута - Поставах. Торопиться некуда - прогуливаемся вокруг стоянки. Места здесь замечательные, тихие, над Нарочью утренний туман, а вокруг - краски уходящего лета и начинающейся осени, которая сюда в этом году пришла явно намного позже, чем в Россию.

53

Гуляем по берегу озера. Вокруг никого, туман, тихое зеркало воды, которая - чистая-чистая и прозрачная - видно дно на несколько метров от берега.

54

Возвращаемся к машине, собираем вещи. Упаковываю палатку, чертыхаюсь, находя потерянные вчера колышки - ну, хоть нашлись... Пока собираемся, замечаем: из близлежащей деревни приходит местная старушка с ведром и длинной палкой, обходит территорию стоянки, не приближаясь к нам, выглядывает оставшийся с выходных мусор, натыкает его палкой, собирает в ведро и удаляется...
Бабушка явно нанята администрацией нац.парка - ну, как ещё... Вот так - чисто не там, где не мусорят, а там, где убирают...

Покидаем гостеприимное место, направляемся в сторону Постав.
Изъездив всю Северо-западную Беларусь, до этого городка мы ни разу не добирались - то не доезжали, то объезжали стороной. Хотелось закрыть последнее для нас "белое пятно" в этой местности - тем более, что город, по общим отзывам, интересный, и с историей - первое упоминание 1409-й год. Как и вся эта местность, как и соседние районы, Поставы успели побывать в составе России и Польши, а сейчас это ещё один беларусский райцентр, значительная часть исторической архитектуры которого сохранилась.

Нарочь проезжаем ходом, не останавливаясь у местного костёла - типовой, уже неинтересно... До Постав отсюда всего около 40 километров - едем, не торопясь, и расчет времени идеальный: на центральную площадь приезжаем ровно в 9 утра, к открытию местных кафе...

Первым делом - завтрак. Заглядываем в первую же открытую забегаловку в центре... буэ-э... сразу выходим: на столах россыпь семечек и пивные бутылки (в понедельник в девять утра... то ли кто-то рано начал, то ли как начал вчера, так до утра и не смог остановиться, а убирать не стали).

Пробуем зайти в соседнее кафе с нейтральным названием "Поозерье". Вот, то, что надо - пусто, чисто, опрятно и открыто.
Справляемся насчет завтрака. Дама за стойкой смущенно извиняется: не всё, что в меню, успели приготовить к утру понедельника. Вполне понятно - жена осведомляется, нет ли чего из национальной кухни?.. Есть - предлагают попробовать местное блюдо под названием "мачанка". Смотрим цену - недорого, что-то в районе 130 или 140 российских рублей за порцию...
Пока заказываем, нам любезно разрешают ещё и поставить на зарядку севший за предыдущий день планшет.

Еду приносят минут через 15. Мачанка по-поставски оказывается очень сытным и очень вкусным блюдом!.. Представьте, горшочек для жаркого, примерно на 2/3 наполненный натуральным тушёным мясом, а на треть - маленькими драниками. И всё это залито каким-то соусом, изготовленным на основе сметаны с большим количеством зелени и специй. Вкусно - не передать, и даже слишком калорийно для завтрака - умяли, наверно, только потому, что накануне был холодный ужин, а после подъёма - только холодный кофе...

Основательно подкрепившись, идём осматривать город.
Начинаем с центра - и центральная площадь здесь тоже называется площадь Ленина, со статуей же Ильича посередине, напротив несоразмерно городку большого, как во многих райцентрах Беларуси, здания местной администрации.
И снова, как в Гродно, как во многих городах с историей... - вот это вот противоречие. Ну какая ещё площадь Ленина - в Поставах, где он, собственно, никогда и не был?.. Почему не назвать эту площадь именем того же Тизенгауза, который имел здесь родовое поместье, при котором город бурно рос и развивался, который основывал здесь одно предприятие за другим?.. Да и чье имя более подходит площади - с такой вот застройкой?..

55

Неспешно гуляем по улицам городка. Своим уютом, спокойствием и ландшафтом он немного напоминает один из псковских райцентров - город Себеж. Здесь тоже много длинных, извилистых улочек и много воды - несколько озёр в черте и вокруг города. А пейзажи вокруг центральной площади - хоть рисуй картины; вот, например, вид на местный костёл Антония Падуанского с моста через небольшую речку Мяделка:

56

Набережная речки - хорошая иллюстрация того, как можно симпатично обустроить территорию и сделать общественное пространство очень малыми затратами. Всего лишь с помощью нехитрых стройматериалов и чувства вкуса сделали уютное, симпатичное место, даже покосившийся забор включив в общую композицию:

61

Гуляя по городку, заряжаешься позитивом. Очень серьёзный контраст с тем, как выглядят российские райцентры. Тихо, опрятно, культурно и симпатично.

57

С государственной наглядной агитацией сталкиваемся лишь в одном месте - перейдя мост через речку, замечаем плакат в духе старых советских агиток. Подходим ближе - так и есть: плакат БРСМ - Беларусского Республиканского Союза Молодёжи. Да, в Беларуси сохранился в видоизменённом виде - комсомол!.. Сменив цвет комсомольского значка с красного на красно-зелёный, он, судя по тому, что пишут о нем в Интернете, выполняет те же функции, что комсомол советский - разве что, нет прежней массовости.

59

А в общем и целом Поставы - очень приятное, тихое и в некотором смысле даже патриархальное место. Не знаю, насколько счастливо здесь живется, но приезжать сюда - как и в большинство беларусских городков - одно удовольствие.

60

Потратив на прогулку по городу часа три, едем дальше, в сторону Браславских озёр - конечной точке нашего маршрута.
Видзы с их замечательным, самым высоким в Беларуси костёлом проезжаем, не останавливаясь - всё здесь осмотрено год назад, и всё здесь точно так же - пыльная площадь со старой застройкой, ухоженная территория вокруг костёла и паутина улочек частного сектора. А вот в деревне Опса сворачиваем налево - впереди ещё один интересный объект.

В десятке километрах от Опсы расположена деревня Дрисвяты. Деревня как деревня, на берегу одноименного озера - но достопримечательностей здесь сразу две.
Первая - это деревянный костёл святых Петра и Павла. Не знаю уж, считать ли за новодел постройку 1929-го года?.. Сохранился он, впрочем, не хуже остальных зданий, построенных из более прочного материала, чем дерево.

62

Вторую же достопримечательность можно как раз увидеть, если подняться на небольшой холм, на котором стоит костёл.
Мы увидели её сразу. Постарались сфотографировать, но... планшет с 2-мегапиксельной камерой, конечно же, не для съемки удалённых объектов. Впрочем, погода была хорошая а видимость - отличной (что редкость - говорят, в этих местах частые туманы), так что даже на такой фотографии можно чуть-чуть разглядеть две едва заметные вертикальные белые линии прямо по центру снимка:

63

Эти едва различимые мачты - хорошо видимые, если смотреть с холма, строения Игналинской АЭС. Тот берег озера - уже Литва.
История АЭС достаточно известна. Построенная в 1983-м году и на десятом году существования обеспечивавшая электроэнергией всю уже независимую к тому времени Литву почти на 90%, станция была постепенно остановлена и выведена из эксплуатации - таково было одно из условий вступления Литвы в Евросоюз.
Трудно сказать, не зная всех нюансов, насколько правильным было это решение. Как и трудно сказать, не зная всех нюансов, возможно ли было найти компромисс с Европой и - сохранить станцию. Но то, что простые жители Литвы явно многое потеряли из-за её закрытия - это факт.

Возвращаемся на шоссе, а до Браслава отсюда - всего около 30-ти километров.
В сам городок заезжаем только перекусить и заправиться - всё здесь осмотрено в прошлую поездку. Замечаем, как странно получилось: и сезон поездок прошлого года, и сезон этого - закрываем именно в Браславе, и практически день в день. Наверно, это хороший всё же знак: хотелось бы надеяться, что грядущий 2016-й принесёт нам не меньше путешествий, чем уходящий 2015-й...

Проезжаем через город, направляемся в сторону горы Маяк.
Маяк - одно из немногих мест, кужда хочется возвращаться, куда можно ехать отдельно, даже не планируя посещения каких-то ещё мест. Место, мимо которого невозможно проехать, не заглянув туда хотя бы на час-другой.
Просто сбросить с себя весь дурной негатив, накопившийся в жизненной рутине. Очиститься.

64

Казалось бы, что тут такого - озёра, холмы. И не такие уж высокие - высота над уровнем воды чуть больше пятидесяти метров.
Но вот чувствуется здесь что-то такое. Приходит на ум избитое определение: место Силы.

65

Жаль, так и не выбрались в этом году сюда специально, на несколько дней. Было бы здорово - отдохнуть здесь есть где, и расположиться тоже - мест полно, в окрестностях Маяка и окружающих его озёр - множество аккуратных стоянок:

66

Тем более, за год окрестности заметно обустроили: лестницу на самый высокий холм довели до верха - год назад лестница была только до середины, дальше шла простая тропинка. А сейчас здесь - гуляй, не хочу. И - тишина: уж не знаю, как здесь бывает в летний сезон, но в октябре, в отличную погоду здесь - никого.

68

...Дорога домой была уже совершенно обычной. Мы снова проехали Браслав, мимо гостиницы "Заезны Двор", где останавливались год назад, выехали на дорогу на Миоры. В Миорах не пошли на Полоцк а короткой дорогой, через Верхнедвинск, двинулись на погранпереход Кострово в сторону Себежа - хотелось покороче добраться до России, а точнее, до первой российской АЗС: кончалось и топливо, и уже деньги, и заправляться дорогим беларусским бензином не хотелось. Проезжая последние километры беларусской земли, мы удивлялись - второстепенные дороги здесь, в приграничье, оказались совершенно не по-беларусски разбиты. Местами я уже всерьёз начал беспокоиться за сохранность подвески: до дома отсюда всё равно оставалось ещё больше двухсот километров, а увенчать удачную поездку финишным ремонтом в наши планы совсем не входило... Мы снова не поняли правил перехода границы: с беларусской стороны на дороге стояли пограничники, проверившие наши документы (российские паспорта), а с российской стороны пост выглядел давно и уверенно заброшенным... Мы проехали Себеж, доехали до Опочки, где и отметили окончание путешествие традиционным ужином в давно уже ставшим "нашим" кафе "Электричка".

...Как странно получается. Начал писать эту серию постов о поездке словно бы в одной стране, а закончил уже словно бы в другой. Тогда ещё не было никакой войны, где участвовала бы наша армия, и ещё не сбивали наши самолёты, а скажи кому, что закроют турпоездки в Египет и (скорее всего) в Турцию - посмотрели бы как на ненормального. А сейчас вот... железный занавес, похоже, опускается снова, и - если нет возможности выскочить из-под него на ту сторону насовсем - что ж, остается радоваться тому, что на той стороне всё же успел побывать. А, возможно, всё будет не так и плохо - может быть, соседние с нами Прибалтика и Скандинавия ещё какое-то время останутся доступными?..

Что же до Беларуси - то ездить туда рекомендую. Я, повторюсь, сколько езжу, так толком и не узнал, насколько (по сравнению с Россией) там тяжёлая (или, наоборот, лёгкая) жизнь. Думаю, и там, и там свои минусы и свои плюсы. Но отдыхать в Беларуси - здорово, и год от года не становится хуже. Красота ландшафтов, уют, чистота, аккуратность, и главное, гостеприимство и радушие жителей - всё здесь располагает к отличному отдыху. И всё-таки это большая страна - мы ездим туда три года регулярно, и ещё множество мест остаются не посещёнными: совсем не бывали ещё ни в Гомельской, ни в Брестской областях. Так что всё ещё впереди!..
А главный минус, который всё больше и всё чаще бросается здесь в глаза - это пресловутый "совок". Беларуси срочно нужно избавляться от "совка". Иначе города выглядят очень странно, и сразу для сравнения приходит на память латвийский Даугавпилс. Там на русский, точнее, российский по сути город напялили европейскую одежду - и выглядит это нелепо. Здесь же с множества европейских по своей сути, по своему укладу, по своей архитектуре и истории городов - никак не могут согнать Славу КПСС, и это очень портит облик и отдельных городов, и всей страны в целом.
P.S. Ну а что до беларусского Батьки, мне, глядя на последние его движения в его внешней политике, всё как-то больше кажется, что в конечном итоге он окажется хитрее, чем все его считали. И к уходу своему из большой политики (а это случится, конечно, он всё же просто человек...) - кто знает, может он и сделает из Беларуси - если не вторую Польшу, то уж хотя бы вторую Литву... В самом деле, неужели всерьёз можно думать, что ему нравится быть - под Россией...

69
Tags: путешествия, трасса
Subscribe

  • Доездил год

    Год всё-таки доездил. Если быть точным, то дополз. Или доковылял. Всё хорошо, что хорошо кончается. Машина на базе. В целости, исправности и…

  • Осенняя пустота

    Третья неделя как вернулся из рейса. 53 дня, 24.500 км. Стал вспоминать маршрут, внезапно понял, что уже точно не вспомнить. Мелькают в голове…

  • Сломанный рейс

    26 дней, 8.300 км. Псков (Порхов) - Санкт-Петербург, СПб - Петрозаводск, Петрозаводск - Краснодар, Краснодарский край - Башкирия, Бураево. Оттуда 160…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments