Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Category:

Неудачное начало сезона

Холода вроде бы закончились, а машинка упорно не желает начинать летний сезон - несмотря на вложенное в неё: время, труд, деньги.
Выйдя из ремонта в начале марта, проездила по городу недолго. Внезапно начала отказываться заводиться, при этом высаживала аккумулятор (почти новый - купленный в самом конце осени).
Загнал к электрику, рекомендованному коллегой с работы. Тот подробно опросил о симптомах (там всё просто: поворот ключа - одинокий щелчок под капотом, и молчание..), заменил втягивающее на стартере. Вроде бы начала заводиться.
Ещё через неделю снова потекла рулевая рейка!.. После тяжёлого и недешёвого ремонта - проходила дней десять. Скинул передние колёса - с обоих концов рейки всё в масле, жидкость выбросило всю...
Загнал снова в тот же сервис, где ремонтировали. Там машина отстояла восемь дней; по стечению обстоятельств за неё так и не взялись.
А время поджимало: приближалась первая поездка по свежеоткрытой шенгенской визе...

Подавал документы на Шенген, будучи не очень уверенным в положительном результате. За последние месяцы наслушался всякого от друзей, коллег и знакомых. Ходили упорные слухи, что в открытии виз многим отказывают, что некоторых прямо при первых поездках разворачивали по странным причинам, визы аннулируя. Слышал, что вместо трех- или шестимесячных виз открывали всего лишь разовые, трёхдневные...

Действительность оказалась не такой мрачной. Томительное двухнедельное ожидание окончилось выдачей загранпаспорта со свежей вожделенной зелёной вклейкой, сроком действия - на год!.. По годовому Шенгену разрешено пребывание на территории Евросоюза - 90 суток. И да, добавилась процедура сдачи отпечатков пальцев, что быстро и несложно - приходишь по записи в назначенное время, сдаёшь всё за три минуты, дальше говорят когда прийти за паспортом...

Первая поездка должна была быть "технической" - с коллегой с работы, которой нужно было побывать в Таллинне по делу. Плюсом такого варианта было то, что затраты делились поровну, к тому же ехать нужно было через Нарву, где не был с середины 80-х годов, а обратно через Тарту, где оставалось время на заезд в любимый многими псковичами "Лыунакёскус".
Третьего апреля нужно было уже выезжать, а за два дня до того машина всё ещё прозябала в сервисе с безнадёжно текущей рулевой рейкой. Поездку переносить не хотелось; договорились с мастером, что зальет масло в рулевое, чего должно было хватить на поездку, а окончательный ремонт произведем позже.
Так или иначе, в четыре утра (или ночи?..), забрав коллегу, выехали на Гдовское шоссе - в сторону Нарвы.

Дорога вдоль правого берега Псковско-Чудского озера хотя и изобилует бесконечными поворотами и малым количеством прямых, но отличается неплохим асфальтом. Всё здесь привычно, и серпантин вдоль берега прохожу достаточно быстро. А приключения... как же без них? Приключения начались сразу за Гдовом.

Мало-помалу сзади снизу появился и стал становиться всё громче посторонний звук. Очень похоже было на прогоревший глушитель: равномерное "бух-бух-бух", совпадавшее по частоте со скоростью...
Доехал до Сланцев (дорога по самому городку разбита в хлам!..), остановился на площадке рядом с железной дорогой. Трасса здесь второстепенная, и эстакад, чтобы посмотреть машину снизу, нет и в помине. Заглянул, насколько смог - нет, повреждений глушителя незаметно. Да и странно было: ремонтировал глушитель не так и давно - осенью.

Поехали дальше. Проезжаем через центр города в направлении Кингисеппа.
И тут как осеняет - опыт всё-таки: было же похожее биение на ЗИЛе когда-то давно, тогда лопнул колёсный диск в рейсе... Не колесо ли и сейчас?.. Выскакиваю - точно. Правое колесо в норме, левое - одного болта нет совсем, четыре остальных серьёзно открутились.
Ну нормально. Чуть не открутилось колесо. И как не догадался сразу?..
Затягиваю оставшиеся четыре болта. Времени восемь утра воскресенья, кое-какие запчасти сейчас можно найти разве что на заправках... Заезжаем на первую же, на окраине. Неприветливый мужик на заправке отрицательно мотает головой: нет, колесных болтов нет.
Ладно, надо ехать дальше. Прикидываю: до Таллинна доедем, куплю там...
Поворачиваю ключ зажигания... Фиг. Одинокий щелчок под капотом, и не крутит стартер.
Вот как так-то? Два ремонта, в двух сервисах, больше 30.000 затраченных денег, две недели без машины... И первая же поездка - с текущей рулевой рейкой, да ещё и не заводится машина.

Думаю, что делать дальше. Возвращаться? До Нарвы рукой подать, время ещё есть... Коллегу подвести не хочется. Смотрю, едет Шевроле-Нива. Торможу её - водитель молодец, остановился. Цепляем "Опель" на буксир, трогаемся с места, вторая... заводится с пол-оборота.

Прикидываю: в принципе, можно попробовать ехать дальше. Проблема только в запуске, за задним колесом, где нет одного болта, надо присматривать... доедем!.. Трогаемся дальше, в сторону Нарвы.

Доезжаем до Кингисеппа. В сам город въезжать не нужно, на развилке на самом въезде поворачиваем по указателю налево на Нарву, и практически сразу, далеко впереди на горизонте, виднеется белый "столб" Длинного Германа.
Очень необычно - видеть его практически от самого Кингисеппа...

Впереди, впрочем, ещё последнее российское поселение - Ивангород. Граница России и Эстонии проходит здесь по устью совсем неширокой реки Наровы, а таможенные посты - прямо на улицах городов.
Заправляюсь до полного бака перед Эстонией. Глушить машину нельзя, а площадка на АЗС неровная, машина норовит укатиться... - сую под колесо первое. что попадается под руку - огнетушитель, вызывая недоуменные взгляды заправляющегося здесь эстонца...

На границе - предсказуемо пусто. Легковых нет совсем, и всего три-четыре фуры.
Ну, фуры-то ладно, но легковые... Казалось, должен уже народ и попривыкнуть к курсу евро по 80...
Российскую границу проходим быстро и просто. Объясняю пограничнику, что не могу глушить машину - не завести потом. Не вопрос... - беглый осмотр (проблем нет: в машине никаких вещей...), печати - до свидания!..

После погранпоста ещё продолжается городской квартал Ивангорода. Тоже как-то странно: вроде граница осталась позади... - а вокруг пятиэтажки, магазины, и ходят спокойно люди. А в 200 метрах от них - Евросоюз...

Переезжаем Нарову по недлинному мосту, и вижу, что пройти эстонскую границу в нашей ситуации будет не так просто.
Нет, машин, конечно, нет и здесь - совсем. Но погранпункт устроен на подъёме. А мне машину глушить нельзя.
Ручного тормоза давно в Опеле нет (сгнили тросы, а заменить как-то не собрался...). Подъезжаем к будке, держу машину на тормозах, объясняем проблему эстонским пограничникам. К счастью, и здесь люди понятливые и сострадательные: разрешают двигатель не глушить, контроль проходим по очереди, меняясь за рулём и держа машину рабочим тормозом... :)))
Наконец, штампы поставлены, граница позади.
Въезд в Эстонию через Нарвский пост тоже своеобразный, как и выезд из Ивангорода. Там городские дома после таможни, здесь... Здесь - отъезжаешь от будок контроля и упираешься в... пластиковый сплошной забор. И забор этот вдруг складывается в гармошку, открывая проезд, проезжаешь - и оказываешься прямо сразу на городской площади...

Выруливаем по круговому движению на Таллиннское шоссе, едем по центру.

1

Третий по величине город Эстонии мало чем отличается от российских райцентров. Типовая серо-кирпичная застройка, прямые, ничем особым не примечательные улицы... Разве что вывески на эстонском напоминают. что ты не в России...

2

(да, горизонт завален - но это в одной руке руль, в другой смартфон, и в движении по городу...)

И, конечно, отличительная черта сопредельных с Россией стран - крупные гипермаркеты, выстроенные в расчете явно не только на местное население. Ещё бы - из российского Ивангорода до него пешком идти минут 15-20...

3

Город быстро оказывается позади, набираем скорость по хорошему покрытию трассы на Таллинн.
Начинает накрапывать дождь, и блеклая местность вокруг начинает казаться по-особому унылой. Дорога от Нарвы до самого Таллинна идёт вдоль балтийского побережья (в нескольких километрах - моря ни разу не видно), и здесь, в продуваемом всеми ветрами приморье, особой растительности нет - так, редкие кусты и деревья.

4

Вскоре проезжаем мимо Силламяэ. Насколько помню, здесь всегда был достаточно крупный морской порт. Мимо трассы проносятся кварталы промзоны. Может, из-за выходного дня, может, из-за пасмурной погоды, но выглядит промзона неживой и заброшенной. Типично российский индастриал-пейзаж - преобладает бетон и местами проржавевшее железо...

За Силламяэ пейзаж вокруг остается таким же неярким. Замечаю - это вообще особенность сельской Эстонии. Отличие от России: здесь совсем нет заброшенной земли, заросших полей - всё, мало-мальски пригодное для посевов, обрабатывается. Отличие от Беларуси: сельское хозяйство здесь всё же не отличается таким фанатизмом. В Беларуси используется под посевы каждый свободный клочок земли, засеваются даже косогоры любой крутизны, где способен идти трактор, не переворачиваясь... В Эстонии всё более гармонично: поле - это поле, а косогор - это косогор.
Что ещё бросается в глаза. Практически нет деревень, зато много хуторов. То тут, то там - мелкие поселения в два-три-четыре дома, стоящие отдельно, на краю поля или перелеска. Есть заброшенные, но есть и добротные, крепкие, рядом с которыми - пара тракторов, а то и комбайн, а кроме них - один-два джипа, один-два микроавтобуса и легковушка - чаще всего универсал.
И при всём этом, даже на зажиточных хуторах - местные жители не любят жить ярко. Нет и в помине беларусской лёгкости, сочности окружающего пейзажа, даже там, где живут явно не бедно. Не знаю, как на самом деле, но создается впечатление: эстонцы, в отличие от беларусов, не придают значение фасаду, больше заботясь о фундаменте и крепких стенах...

5

И ещё отличительная четра Северо-Восточной Эстонии - ветряки. Ветровые генераторы.
Их здесь много. Очень много.
Конечно, не привыкать их видеть - в России видел их в Подмосковье, в районе Солнечногорска, в Финляндии они стоят прямо в приграничье, между Иматрой и Лаппеэнрантой... Но нигде не видел их столько сразу. И нигде они не стоят рядами прямо у дороги.
Только проезжая мимо совсем рядом, понимаешь, насколько это большие сооружения.

6

Как доводилось слышать, установка таких агрегатов - не приветствуется в России. Ну, конечно, не формально :)), со всеми нашими местными реалиями. Ну как же: поставишь ветряк - черпаешь электричество прямо у Господа Бога, а как же местные энергетики?.. Для них же твой ветряк - сплошной убыток...
А здесь - гармония и свобода выбора. Откуда сам выберешь, оттуда и бери электроэнергию.

Мало-помалу доезжаем до Таллинна. Коллеге необходимо попасть в южный пригород. Можно пройти по окружной дороге, но так же не интересно... Не могу отказать себе в удовольствии - едем практически через центр: сперва по Петербургской улице, потом по Järvevana tee.
С виадука на короткое время становится виден даже Святой Олаф.
И всякий раз, когда вижу эту самую, наверно, узнаваемую постройку эстонской столицы... какая-то ностальгия подкатывает.
Вернулся вот. Снова...
Нигде так не бывает, как в Таллинне. Пожалуй, любимый город всё же.

Доезжаем до места. Пара часов на дела и на отдых. Прикидываем, что делать дальше.
Ехать гулять в центр города на не-заводящейся машине нет никакого смысла, больше проблем. Заезжать в местные гипермаркеты тем более. Да и время: середина дня, 350 км + граница - до дому, а завтра на работу... Решаем двигаться в сторону дома, а за покупками всё же заехать в тартуский "Лыунакёскус" - там не впервой заводиться без стартера :)))
С помощью местных работников (с толкача, с разбегу) заводим "Опель". С ключа по-прежнему не крутит...
Еду обратно без особого сожаления: поездка всё равно "техническая" - открыть и выкатать визу, прокатиться... Таллинн остается позади, вокруг всё та же скупая на краски эстонская природа, редкие маленькие городки и частые хутора. А через полчаса после Таллинна начинает всё туже крутиться руль...
Останавливаюсь, открываю бачок гидроусилителя - сухо.. Добавляю остатки масла, взятые в дорогу в запас, едем дальше.
За разговорами доезжаем до Тарту. Заезд в "Лыунакёскус" здесь самый простой - он и стоит-то, собственно, на выезде из Тарту в Таллинн, а его отличительный знак - огромный жёлтый шар - виден издалека.
Гипермаркет - своего рода достопримечательность Тарту, не менее, наверно, известная, чем Ратуша и Старый город. Гипермаркеты здесь есть ещё - "Таску", "Каубамайя"... - но без посещения этого гипера мало кто уезжает из Тарту...

Сворачиваем на стоянку, которая в нашем случае то, что нужно. Весь фокус в том, что она большая, плоская и - наклонная. Нахожу место в рядах повыше - чтобы, когда будем уезжать, разбег был подлиннее... - глушу машину, идём гулять.

Гипер в этот день - хотя вторая половина воскресенья - поражает своей пустотой. Нет, народ здесь есть, но людская обычная размеренная суета не заполняет сейчас всей площади этого немаленького центра. Много пространства, почти пустые многочисленные магазины, даже на катке в центре непривычно немного детей.
Причина очевидна. Русо-туристо. Ихтамнет...

Бродим по любимым отделам. "Терранова", "Кропс"... Мда...
Дешевый и качественный тартуский шопинг, похоже, закончился.
Цены.
Цены выросли, да. И дело не в курсе!
Цены выросли именно в евро.

Жене как раз требовалась обувь, захожу в знакомые обувные "NS King", "Avanti"... Ого...
Порядок цен как изменился.
Если раньше неплохие туфли могли стоить 50-70 евро, а скидка / распродажа уценивала их вдвое, а то и втрое, то теперь... теперь такие же туфли именно по скидке как раз и стоят те же самые 50-70 евро...
И так везде. Если раньше я покупал здесь футболки для Среднего и Младшего евро по 7-8 (и по 3-4 евро по скидкам), то теперь даже на жёлтых, скидочных ценниках цена за такую же футболку - 11-12 евро.
Из-за чего так? Компенсируют ценой снижение оборота из-за отсутствия русских?..

Всё же затариваемся хотя бы продуктами традиционно в "Рими". Цены здесь не так отличаются от российских, как в вещевых магазинах. Кое-что можно найти и по вполне вменяемой цене, а кое-что стоит дороже, но стоит того. Тот же любимый эстонский хлеб - при цене в 55-80 центов за штуку здорово обгоняет в качестве любой российский. Колбаса с сыром - 4.20 евро за килограмм, вкусный эстонский сыр в нарезке в полукилограммовых упаковках по 1 евро 60 центов (а пармезана не заметил в продаже, ы-ы-ы... вот камамбера сортов 20 было...). Яйца 80 центов десяток - один в один наша цена. Мясо 5-6 евро за кг - немного дороже, чем у нас. Лимонад и минералка даже местного производства дорогие - ни одна 1,5-литровая бутылка лимонада не стоит меньше евро, и совсем немного дешевле - минералка, 3-4 евро за килограмм отличной развесной кондитерки - печенья и вафлей...
Ну и спиртное. Местное пиво - от 80 центов до 1.20 - 1.30 евро, вкуснейший сидр в поллитровых банках - 1.40, немецкое и чешское пиво - 2-3 евро за бутылку 0.5. Шоколадный 16-градусный "Вана Таллинн" - 5 евро!.. Специально смотрел: в псковских магазинах он тоже есть в свободной продаже - чуть больше 900 рублей...
В общем, побродив и присмотревшись - покупать можно! Что, собственно, и делали, набрав за пару часов по два здоровых пакета местной еды.

Возвращаемся на стоянку. Дело за малым - завестись и доехать до границы, а там... Стоянка пуста на две трети - широкий и длинный спуск. Снимаю машину с передачи, катится вниз. В принципе, одна попытка есть, а дальше - ищи буксир... Подгадываю наибольший разгон, вторую передачу... - завелась. Ух...

Выезжаем от магазина на знакомую дорогу до Лухамаа. Тарту остается позади, и - та же картина, что в последний год: в сторону России машин практически нет, навстречу - постоянный поток (из псковской "Ленты"?)...
Проезжаем Выру, руль снова крутится всё туже, прямо, как на ГаЗ-53. Масло из гидроусилителя, видимо, ушло всё, добавить нечего, да ладно - до дома меньше ста километров.
На границе, как и в Нарве снова - в гордом одиночестве. Ни одной машины вообще (это в воскресенье вечером!..), только полдесятка фур. Но - все формальности соблюдаются: 4.70 евро за пользование терминалом ожидания (которым не пользуешься в отсутствие очередей) - отдай и не греши.

Границу Лухамаа / Шумилкино проходим, что называется, ходом - минут за 10. Продуктовые пакеты никого не заинтересовали, только на российской стороне девушка попросила опустить все стёкла (думала. что в дверях чего спрятано, что ли? - да ладно, нам не жалко...). Проходим единственную будку погранконтроля Эстонии и все четыре российских - и уже Россия, а до дома здесь всего 60 км.

В принципе, съездил не зря, хотя и не удалось погулять в Таллинне. Удачно открыл визу, прокатился (а для меня это само по себе отдых), встретился с любимым городом, привёз как-никак пол-багажника хороших продуктов с уже подзабытым вкусом, справился вроде бы со всеми трудностями... Теперь надо собраться туда по-настоящему - не на пару часов, конечно...

P.S. - технический.

После поездки отогнал машину обратно к тому электрику, что менял втягивающее на стартере. Рассказал всю историю с поездкой. Машину тот в ремонт взял, сказал, посмотрит тщательнее. Искали-искали - нашли: почти прогорел провод, идущий от генератора на аккумулятор. Ещё и касался время от времени железа. Получалось, на ходу, да ещё при включенных потребителях (фары, печка, дворники, магнитола...) - вся зарядка от генератора пропадала по дороге к аккуму. Что-то ему перепадало, но не так много, как ему хотелось бы. В результате, для собственно движения энергии хватало, а для запуска - уже нет.

Провод менять электрик не стал - отремонтировал старый и проложил параллельно второй такой же новый. Сказал, так надёжнее. Не знаю, правильно ли?..
После ремонта проездил ровно один день. На второй - машина стала захлёбываться и глохнуть!.. Глохнет - на передаче, при движении со скоростью 30-40 по городу. Заводится: раз - с пол-оборота, раз - долго крутит. Заведётся - холостые устанавливаются не сразу. На прогретом движке: завожу, трогаюсь с первой, сбрасываю газ включить вторую - глохнет. Завожу снова - заводится. Трогаюсь, первую..., погазую, сразу вторую - нормально. Разгоняюсь - захлебывается, потом словно что-то где-то прорывает - начинает работать нормально, и холостые обороты в норме.

Даже уже не знаю, как сказать... насколько устал от ремонтов.
Паузу взял. Надо подумать, к кому гнать. К этому же электрику в третий раз не хочу. Вот что они там расшевелили. пока с проводом возились? Или - ничего, просто совпадение?.. Может же что угодно быть, "опелевская" книга вообще при таких симптомах больше на топливную систему кивает - фильтр там забился или ещё что...
Надо отдохнуть и подумать. А то - очень уж неохота в Европу ездить на автобусе...
Tags: Под знаком молнии, путешествия, трасса
Subscribe

  • Партизанские будни

    Текст - Мария Столярова в ФБ-группе "Хватит бояться!" Беларусы - это, конечно, про вот это всё: за день выкупить в пострадавшей от рук силовиков…

  • Хибины, это странное место - Хибины...

    Про этот рейс целиком рассказывать нет смысла, дабы не повторяться и не постить одни и те же виды - Риги, рижской трассы. Стоит пожалуй лишь мельком…

  • ...

    Мда... Если человек, называющий себя президентом страны и утверждающий, что за него - большинство населения, при виде этого самого населения…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 26 comments

  • Партизанские будни

    Текст - Мария Столярова в ФБ-группе "Хватит бояться!" Беларусы - это, конечно, про вот это всё: за день выкупить в пострадавшей от рук силовиков…

  • Хибины, это странное место - Хибины...

    Про этот рейс целиком рассказывать нет смысла, дабы не повторяться и не постить одни и те же виды - Риги, рижской трассы. Стоит пожалуй лишь мельком…

  • ...

    Мда... Если человек, называющий себя президентом страны и утверждающий, что за него - большинство населения, при виде этого самого населения…