Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Categories:

В Латвию на выходные: часть 1

Несостоявшуюся на майских праздниках поездку в Латвию решено было всё-таки осуществить в июне. К этому располагало всё: открытые визы, небольшой не потраченный в Таллинне остаток валюты, действующая (открытая на месяц) "зелёная карта", заранее, ещё в апреле, проработанный маршрут и расчеты к нему, готовая к путешествиям машина, но главное, конечно - нежелание провести ещё одни длинные выходные дома.

Поездку планировал на три выходных - с 11 по 13 июня, но неожиданно планы скорректировала... погода. За несколько дней отслеживал Гисметео, и всё время выходило: 10-11-го числа над Ригой и окрестностями - сплошные ливни. Конечно, это было совсем не то, что нужно для поездок в расчете на долгие пешие прогулки и ночевку в палатке. Пришлось сократить поездку на один день, отменить заезд в Южное Земгале - Елгаву и Бауску, и ограничиться достаточно стандартным, но всё равно привлекательным маршрутом: Рига - Юрмала - Сигулда - Цесис, с возвращением через Валмиеру - Валгу - Выру.

Как ни прикидывал, не получалось захватить лишний день в Латвии так, как это получилось месяц назад с Эстонией: тогда мы выехали вечером после работы, прошли границу и встали лагерем на одной из многих организованных стоянок на берегу озера. В Латвии с этим всё намного сложнее: как ни старался, бесплатных стоянок в Интернете найти не удалось, да и платных кемпингов там не так много. К тому же, цены: за ночевку двух человек с палаткой + парковку машины на разрешенной и безопасной территории цена здесь колеблется примерно от 11 до 15-17 евро, и выкидывать их просто за одну только ночь не хотелось.

В результате пришлось, как и в прошлых поездках выезжать ночью. Предстоял ещё и крюк: по эстонскому законодательству, въехать в страну на машине можно только один раз в месяц, а если чаще - придётся платить немаленький акциз на ввозимое топливо. Кратчайший путь на Ригу из Пскова лежит через маленький уголок Эстонии, с входом в Евросоюз именно через эстонскую границу - он нам и не подходил, поскольку месяц с предыдущей поездки в Таллинн далеко ещё не истёк. Поэтому, выехав в два часа ночи на трассу, мы направились в сторону Острова, а в нём свернули направо - в сторону российско-латвийского погранпункта Убылинка / Гребнева.

Как обычно в последние год-полтора, за 40-50 км до границы трасса становится пустой. Конечно, это естественно: направление на Убылинку и раньше не пользовалось популярностью у выезжающих за границу, а уж сейчас и подавно... К границе подходим снова в одиночестве, впрочем, на таможне ждут очереди пара русских машин и пара латвийских, что по нынешним временам уже и много.
Плюс ко всему - необычайно много ожидающих прохода границы фур. Забита грузовая стоянка перед самым погранпунктом, и до него очередь - с километр, не меньше. Как в старые добрые времена :).

Российскую границу на выход проходим ходом, минут за 10. Беглый осмотр, штампы, счастливого пути!.. Латвийская граница - не эстонская и не финская. Бюрократии здесь больше, будок четыре, как в России (а не одна, как у эстонцев и финнов). К тому же надо заполнять таможенные декларации: вписывать ввозимое топливо, заверять подписью, что за последние семь дней не находился на территории Латвии, в отдельные графы вставлять количество ввозимых сигарет (поштучно!..), ввозимого спиртного (отдельно - пива, напитков средней крепости и крепких - в литрах). Это - каждому.

Досмотр машины здесь тоже беглый, а вот документы проверяют долго. В отличие от других стран, на латвийской границе в обязательном порядке требуют лист техосмотра. Забирают всю пачку документов: загранпаспорта, свидетельство о регистрации машины, "зелёную карту", медицинские страховки, техосмотр... - уходят в будку, и проверка - минут 15-20, не меньше.
В результате, встав в очередь третьими, на вход в Латвию потратили почти полтора часа!..

1

Дорога сразу же за таможней такая же разбитая, как и год и два года назад, когда проезжал здесь. И с этой стороны - так же много фур. Километровая очередь, не в один ряд!.. Сняли продуктовые санкции, мы чего-то не знаем?..

2

Корявый кусок дороги, впрочем, кончается сразу за Карсавой - километров через 7 после границы. А дальше... дальше хорошее, качественно отремонтированное шоссе. Вот вам и бедная страна - качество дорог уверенно подтягивается к эстонским.
Такое же шоссе продолжается и дальше, когда на развязке перед Резекне сворачиваем направо, на Екабпилс. То же самое: ровное покрытие, новенькая качественная разметка, адекватные дорожные знаки. Не так много населенных пунктов, как в Эстонии - ограничения скорости редки, а камер практически нет совсем.

И ещё что бросается в глаза: Латгалия, этот наиболее депрессивный латвийский регион - мало-помалу вытаскивает себя из депрессии. Засеяны и обрабатываются практически все поля (как и в Эстонии - без беларусского фанатизма), намного меньше, чем полтора-два года назад, попадается по дороге заброшенных строений и ферм. Медленно, не спеша, то тут, то там, но край оживает. По крайней мере, это заметно внешне.

Проезжаем утренний Екабпилс - до Риги остается полторы сотни километров. Трасса оживляется, движение становится более плотное. Здесь оно не такое всё же законопослушное, как в Беларуси: местные машины часто обгоняют, когда иду на разрешенных 90 км/час, случались обгоны даже через двойную сплошную. Зато о безопасности думают: не подрезают, не создают опасных ситуаций... Дорога всё время идёт по берегу Даугавы (она же Западная Двина); странно думать, что это та же самая река, по берегу которой мы не раз гуляли в беларусском Полоцке, и её же пересекаешь по дороге из Пскова на Москву за Великими Луками...

Основной минус трассы Екабпилс - Рига - это отсутствие инфраструктуры. Нет не то, чтобы заправок - кафе, чем усеяны все крупные российские трассы. Нет даже стоянок, мест для отдыха, чего много на трассах Беларуси. В дорогу взяли термос с кофе и бутерброды - перекусить в пути, всё же от Пскова до Риги через Резекне - Екабпилс 450 км. Но после Екабпилса в принципе не получилось найти места, где можно было бы комфортно припарковаться - ну разве что на самой обочине, в метре от плотного уже потока машин, чего не хотелось и чего делать не стали. Кроме того, все мало-мальски подходящие места ещё и постоянно обозначены знаками "остановка запрещена". В результате остановиться на кофе смогли уже только пройдя Огре и Саласпилс, в самых предместьях Риги.

Рига - при въезде по Московскому шоссе - встречает так же, как и год, и два назад. Город начинается сразу - домами советской ещё постройки. И каждый раз удивляет и бросается в глаза - отсутствие новостроек, строящихся кварталов домов, чего хватает в России и чем неизменно встречают даже беларусские города. Здесь заметно: за годы независимости Рига практически не строится, не развивается ни вширь, ни внутри. Путь к центру города достаточно длинный - и по этому пути из новых строений мы смогли заметить только гипермаркеты и общепит...

Наконец, мимо начинают мелькать более старые дома дореволюционного Московского форштадта, из-за которых торчит шпиль собора Святого Петра. Сегодня воскресенье, парковки в центре бесплатны, спокойно паркую машину в излюбленном месте у памятника Латышским стрелкам - прибыли.

3

С погодой повезло, всё даже лучше, чем обещано Гисметео - нет ожидавшегося мелкого дождя утром, хотя и слегка пасмурно... Выйдя на площадь к Дому Черноголовых, осматриваемся. Хочется поскорее надышаться Ригой, сразу же впитать в себя дух города - именно этим, а не шоппингом и развлечениями всякий раз манит меня Прибалтика.

4

Углубляемся в узкие переулки Старого города. Утренняя воскресная Рига пуста - народу к девяти утра нет совсем, это бросается в глаза. Практически совсем нет туристов (так было не только утром, а и позже), очень резкий контраст в этом плане с Таллинном. Странно, почему? Тоже ведь морской порт, куда заходят балтийские паромы...
Зато почему-то много полиции - машины и патрульные попадались на каждом шагу. Так и не поняли, зачем они здесь в таком количестве.

5

Гуляем по городу, всё здесь знакомо и всё немного непривычно - всё же, в первый раз приезжаю сюда летом, до этого всё время - осенью либо зимой. При внешнем сходстве с Таллинном, Рига всё же совсем другая, если познакомиться, соприкоснуться с ней поближе. В ней нет лёгкости и остроты таллиннской архитектуры, в ней нет и таллиннской динамики - темп города совершенно другой. Старая Рига - более приземлённый, более спокойный город, и краски его совершенно иные - больше земных тонов и меньше воздушных.

7

Хотя кое-где, как и положено городу, в основе которого - классическая европейская готика, нет-нет да и мелькнут уголки с претензией на сказку:

6

Центр города традиционен для старых городов: первые этажи домов - сплошные кафе, клубы, магазины сувениров и ювелирки. Всё, конечно, рассчитано на туристов и, соответственно, очень дорого. Понравившиеся витрины жена фотографирует, по принципу: не купить - так пусть останутся хотя бы фото.

8

А мимо проходит весьма колоритный господин - уж не хозяин ли этой лавки?..

9

Гуляя по Риге, всё время сравниваю её с любимым Таллинном. Да, она совсем другая. Здесь плоский рельеф - нет таллиннских холмов. Здесь новее здания: меньше сохранившихся древних, больше так называемых имперских - 19-го века. Здесь шире улицы, нет средневековой тесноты, хотя основную средневековую черту - дома с общими стенами - здесь можно видеть повсеместно. Старая Рига своеобразна - расплывчатый и нечеткий облик города, добродушный, уютный и дружелюбный.

12

Здесь множество интересных мест, которые хотелось бы посетить, будь у нас больше времени и денег : вот, например, если верить надписи, первое латвийское рок-кафе:

11

Здесь нет всё же чистой Европы, как в Таллинне. На облике города - отпечаток её истории. Отпечаток некой обособленности, самостоятельности города - независимо от того, в какое государство она входила за века своего существования. Здесь трудно нащупать некий общий архитектурный ансамбль - скорее, это конгломерат из строений бытовой готики, югендстиля, классического модерна. Здесь заметна некая космополитичность, над-национальность города - ведь практически во все времена Рига не была мононациональной.

106

Населяемый по большей части остзейскими немцами и евреями, со времен Петра Первого - русскими, а с середины 19-го века, со времен первой Атмоды (национального пробуждения латышей) - ещё и представителями титульной нации, это всегда был некий вольный город, во все времена более "заточенный" на торговлю, чем на войну, и этой торговле так или иначе благоприятствовала любая власть, под которую попадал город, и из-за этого Рига никогда не считалась городом бедным. Во времена поздне-имперские, в начале 20-го века, при самом успешном за всю историю города градоначальнике Джордже Армистеде Рига, помимо взрывного роста промышленности и численности населения, стала ещё и российским форпостом технологий хай-тек того времени, став местом, где появились первые русские автомобиль, самолёт и электродвигатель.

107

Сегодняшняя Рига - город, которым седьмой год руководит русский по национальности и православный по вероисповеданию мэр Нил Ушаков - при беглом взгляде со стороны представляется городом, ищущим свой путь. Может быть, тот, который уже нашёл и по которому уверенно идёт Таллинн, а может быть, как во все времена - свой путь, единственный и не похожий на пути городов-соседей по Балтийскому побережью.

108

Обойдя Старый город, возвращаемся к собору Святого Петра. Без подъема на смотровую площадку (72 метра) даже первое впечатление о Риге не может быть полным. За полтора года цены выросли и здесь: в конце 2014-го билет стоил 7 евро, сейчас уже все 9. Отправляю жену наверх фотографировать - сам уже бывал там, а вторые 9 евро лучше сэкономить. Через 20 минут на карте памяти "Никона" - целая россыпь совершенно классических рижских панорам :)))

17

С многих ракурсов (смотровая площадка расположена по периметру купола собора) заметно, как мало развивается Рига - это абсолютно плоский город одинаковой этажности, почти до самого горизонта. Здесь не торчат посреди старой застройки здания в стиле хайтэк, как в Москве, Вильнюсе или Таллинне, здесь хорошо видно, что нет новостроек на окраинах. Город словно бы замер в ожидании чего-то нового, словно бы остановился во времени, надеясь, что время само приведёт его в будущее.

DSC_0384

За многочисленные поездки в Прибалтику последних трёх лет давно уже обзавелся любимыми точками в прибалтийских городах. Если в том же Таллинне это таверна "Olde Hansa", то в Риге это - бар "Black Magic". Нагулявшись и обойдя Старый город вдоль и поперёк, выпить кофе отправляемся именно туда.

13

Конечно, это достаточно известное туристическое место - считается, что именно в этом помещении, где раньше была аптека, и был изобретён рецепт знаменитого рижского чёрного бальзама. Но от этого оно не перестаёт быть очень уютным и атмосферным.

14

Рассчитывая перекусить по-быстрому, неожиданно проводим здесь почти час, растягивая удовольствие. Ну а разве не за этим и ездим в такие места, как Старая Рига - просто присесть в таком кафе и чувствовать прилив позитива от совпадения здесь и сейчас во времени и пространстве с таким вот местом...

15

Посетителей в "Чёрной Магии" немного, и совсем нет местных - одни иностранцы. Официантки и здесь, как в Таллинне, говорят на нескольких языках: свободно общаются с группой заглянувших в бар парней, говорящих только по-английски. Цены для такого места не самые высокие: 2.20 за кофе + 3.60 за торт - вполне умеренно при том качестве и вкусе, который получаешь за эти деньги...
Выходим на улицу - а погода-то совсем замечательная: нет даже намёка на тучи...

16

Проведя в Старом городе около трёх часов, двигаемся дальше - не без сожаления: конечно же, ему можно посвятить и полноценный день, и два. Впрочем, для первого беглого знакомства (для жены) этого достаточно, программа у нас насыщенная, а времени мало. Всё же уделяем немного времени прогулке по набережной Даугавы. А набережная здесь - совершенно обычная для советских городов, и даже прогулочные суда те же. Если убрать из кадра вантовый мост, можно вполне подумать, что гуляешь по набережной Невы или Волги.

19

А ограждение-то здесь не в полном порядке: опираемся о перила, а они вдруг... подаются в сторону воды!.. Вот вам и Европа - куда смотрит господин Ушаков?..

20

Дабы разбавить избыток впечатлений от исторических мест, следующим пунктом программы для нас стал Рижский рынок. Примечательный уже сам по себе, бывший одним из крупнейших в Европе на момент постройки, он необычен уже своими зданиями - торговые ряды рынка расположены в бывших ангарах для дирижаблей.

21

Мы же преследовали цель вполне утилитарную - закупка продуктов на ужин. Ну и - хотелось показать жене разницу между российскими рынками и прибалтийскими.
Парковать машину пришлось далеко от входа - почти у начала Московского форштадта, недалеко от высотки Академии Наук. С парковками в Риге достаточно сложно, особенно рядом с таким оживленным местом, как рынок, да ещё в выходной день.К тому же, близко расположенные парковки все платные.

Заходим в ангар, где располагается рыбный рынок. Третий раз, наверное, здесь - и каждый раз разбегаются глаза.
Рыба на любой вкус и кошелёк. Трудно сказать, какой здесь нет. Всё сочное, аппетитное, аккуратно выложенное и очень естественно выглядит. Цены... да. Не назвать низкими. В среднем, цена за килограмм рыбы типа копченого лосося: 2.5 - 3 евро, развесные шпроты (не такие, как в банках, а рыбки длиной сантиметров 20-25) - 2.20. Рыба типа копченых же лещей - дороже, в районе 5 евро за кг. Средняя цена красной рыбы - от тех же 5-ти и до 10-12 евро. Ну и почти на всех лотках продавали копченого угря - за 23 евро за килограмм...
Цены - да. Но качество, товарный вид, выкладка... Вот сюда надо отправлять на стажировку наших менеджеров из гипермаркетов, ответственных за рыбное направление, чтобы научились давать покупателям правильный продукт...

Закупаемся на ужин лососем, в соседнем ангаре покупаем не глядя немного местного сала - та же история. Легко режущийся и жующийся, ароматный продукт отличного качества - а ведь купили на первом попавшемся прилавке, наверно, и на других не хуже... Заходим в овощные ряды - здесь начинают зашкаливать всё же цены: маринованные огурцы на вес - 3.50 евро, а картошку (прошлогоднего урожая) на ужин мы с трудом смогли выбрать по 60 центов. Хлеб и здесь - дороже, но намного качественнее нашего (черный круглый каравай - в районе евро за шт.). А за кофе... тоже скоро надо будет специально ездить в Прибалтику, учитывая тихо уползшие за горизонт цены на этот продукт в России. Если у нас грамм растворимого даже самых дешевых сортов ползёт к 1,5 рубля и выше, то в Латвии спокойно можно ещё купить кофе (в пересчете на рубли) по цене 1 грамм = 1 рубль...

Нагуляв как следует аппетит видами всего этого великолепия, переезжаем на обед... конечно, в Большое "Лидо", которое расположено относительно недалеко от рынка (Краста иела, 76). Об этом излюбленном месте уже рассказывал и повторяться не буду - упомяну лишь о ценах: вроде не экономили, выбирали, что хотелось, а вышло даже дешевле, чем в Таллинне - 14 евро за обед на двоих, и это с пивом... После обеда прогуливаемся по территории вокруг: Большое "Лидо" - это не просто общепит, а центр отдыха. Территория вокруг обустроена под нечто вроде прогулочного парка с множеством детских аттракционов.

34

Территория вокруг ресторана уютно декорирована насколько простыми, настолько же привлекательными методами. Прямо у входа - небольшой искусственный пруд с экзотическими рыбами. Множество цветов, и все они высажены не просто так, чтобы было - здесь видна хорошая работа ландшафтного дизайнера. А в укромных местах прячутся вот такие фигуры:

36

Некоторое время наблюдаем за площадкой "Автодрома". Кажется, как просто: такими минимальными затратами сделали такое полезное развлечение для детей.

35

Очень заметно, если присмотреться: при езде дети стараются соблюдать правила. Светофоры работают, и никто не едет на красный. Никто не ездит по встречной, не наезжают на газоны, не сталкиваются друг с другом... Отличная репетиция к обучению уже настоящей езде, но главное - инстинктивно прививаются основы поведения на дороге, а это залог безопасной езды в будущем, во взрослой жизни... И странно, что не видел нигде такого в России. Такого нет у нас в Пскове ( в отремонтированном Детском парке сделали пустую, разрисованную цветными пятнами, бесполезную площадку - а на ней с легкостью разместился бы такой вот "Автодром"); видел в Смоленске и Новгороде, как сдают напрокат подобные детские машинки - но там дети катаются по большой и пустой площади. Это катание пустое, оно ничего не развивает, и когда такие дети потом садятся за руль - они и ведут себя на дороге так, словно вокруг них - огромная пустая площадь...

...Нагулявшись в "Лидо", направляемся к машине. Впереди ещё общирная программа дня: нас ждут квартал Энзенштейна и Юрмала!..

(продолжение следует)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments