За узкой полосой леса - широкая площадка-стоянка, от неё в лес ведёт грунтовая дорога.
Осторожно съезжаем туда. Место чудесное: сосны, сквозь которые слева виднеется море, а слева и справа от колеи - многочисленные места стоянок. Народу и машин здесь много, наверное, к полусотне - но места ещё больше, и никто не теснится на пятачках - для каждой компании здесь находится отдельная полянка - чаще всего с печкой-искроуловителем, столом, скамейками...
По привычке обращаем внимание на номера. Все местные - никаких номеров, кроме эстонских, не заметили. Конечно, ни одной российской машины нет здесь тоже. Странно как - в Крыму, что ли все?..
Проезжаем сквозь лес мимо занятых мест больше полукилометра. Организовано всё отлично - то и дело попадаются чистенькие, добротные туалеты, аккуратные водяные колонки (в лесу!..), мусорные контейнеры (и мусор - внутри, а не вокруг). Наконец, находим незанятое место - площадку у группы сосен, со столом и скамейками. А место, можно сказать, всё равно занято - вот кем:
Я не понимаю. Грибы здесь не собирают - вообще! Ну, казалось бы, самое то: здесь же множество мест для костра - собирай и жарь!.. Ан нет - никто не трогает почему-то. Даже чтобы поставить палатку, приходится выбирать место: поляны меж деревьев и припаркованных джипов реально все в грибах...
Прикидываю, где поставить машину: от грунтовой дороги меж деревьев к стоянке - небольшой спуск. Памятуя Карелию, жена протестует: не съезжай вниз - застрянем в мягком грунте, как тогда, на Ладоге!.. Но машину хочется всё же поставить у палатки; прикидываю - грунт здесь потвёрже, а вариантов выезда - не один, как там, а несколько... Осторожно спускаюсь всё же и паркую Опель между деревьев. Так оно и безопаснее - никто не налетит в темноте...
Прежде чем отдыхать и обозревать окрестности уже не из окна машины, занимаемся разбивкой лагеря. Ставлю палатку между сосен, кое-как выбирая место среди групп растущих вокруг грибов. Полный вариант (с тамбуром и пр.) после насыщенного дня собирать уже лень - ставлю упрощенно, только основное помещение плюс тент. Из тента сыплется хвоя, доехавшая через всю Эстонию от Вярска до Крапи. А совсем рядом за деревьями - шум моря.
Почти ничего не перебивает этот шум - хотя вокруг десятки машин, хотя куда ни посмотри , отовсюду сквозь лес виднеются дымки костров - вокруг на удивление тихо. Шум леса, шум волн - и всё, лишь от расположения одной из компаний метрах в 200 от нас чуть-чуть доносится музыка - что характерно, российская эстрада :).
Поставив палатку и разложив вещи, решаем: ужин - потом. А сейчас хочется уже - к морю!..
Уже разбивая лагерь, отметил: здесь очень приятно ходить - босиком. Вокруг - чистота, можно совершенно не опасаться порезаться, никакого мусора нет. Под ногами - плотная подушка лесного грунта, усеянная иголками сосен, кое-где - мягкий мох, а у выхода к морю меж кустов ноги погружаются в тёплый мелкий песок. Уже и не вспомню, когда я так долго и с таким удовольствием просто ходил босиком - вот ещё и для этого нужны такие поездки.
Наконец выходим на берег. Красота!..
С виду - нечто среднее между Юрмалой (очень похожий песок) и мысом Роговой на Ладоге - такая же излучина берега и сосновый лес за спиной. К Ладоге, пожалуй, ближе: насколько видно вокруг, нет никаких следов цивилизации. И такой же шум волн: не цикличный накат, а постоянно стоящая шелестящая стена звука, что удивляет, когда видишь, как плещутся волны, а звук от них - постоянный...
Пробуем воду - она очень тёплая. Балтика здесь - если точнее, Рижский залив (это его берег, а Пярнуский залив начинается ближе к Пярну, от Тахкуранны) - очень и очень мелкая. Читал раньше: искупаться здесь можно, но если хотите поплавать в этих местах - с этим сложнее, надо идти далеко от берега. Похоже, так и есть...
Пробую для начала просто походить по воде. Это оказывается очень приятным - едва ли не приятнее, чем плавать. Дно - мягкий, намытый мелкими волнами песок, и когда ходишь по нему, чувствуешь, как морское дно мягко массирует ступни... Релакс.
Но пора всё же искупаться и по-настоящему - какой уже раз в этом году на морском побережье, а ни разу не плавал... Переодеваюсь и направляюсь
Идти приходится далеко. 100, 200, 300 метров от берега - а нырнуть толком негде. Вот как примерно это выглядит - а воды на таком расстоянии всё ещё чуть выше, чем по колено:
Поплавать по-настоящему удалось лишь ещё сотней метров дальше от берега, да и то одно название - на глубине метра полтора, не больше. Ну, хотя бы так - всё же искупался в море в этом году, вспомнил навыки своего полученного когда-то третьего юношеского разряда по плаванию...
А вода тёплая-тёплая на этом мелководье - просто не хотелось выходить на берег. Да ещё идти до него далеко - впрочем, это отдельное удовольствие, всё тепло хорошо прогревшейся воды ощущаешь именно после купания, когда возвращаешься к берегу.
Вот позагорать на берегу не получилось: места свободного полно - на километрах песчаного берега полсотни отдыхающих друг другу никак не мешают, но единственный минус места - много мух. Комаров нет совсем, слепней тоже, а мухи - облепляют, едва расслабишься на покрывале...
Возвращаемся к палатке, неторопливо готовим ужин, делимся впечатлениями от увиденного за день - а это ведь всего один день, от Вярска, через Выру и Вильянди, до стоянки Крапи... Солнце меж тем садится за деревьями, наступают сумерки. Вспоминаю, что даже бывалые путешественники пишут: мало где можно увидеть такие красивые закаты, как на пярнуском побережье. Выглядываем из-за деревьев - а ведь правда, так и есть - и эту часть местных достопримечательностей нам уже включили, а мы зеваем!.. Жена хватает "Никон" - фоткать, фоткать... :)))
Конечно, фотографии слабо передают всю красоту заката - его надо видеть целиком, охватить взглядом, почувствовать. Хочется, как обычно в таких случаях, оставить его в себе - не картинку, а ощущение всего вместе: шума волн и соснового леса, тепла воды, мягкости песка под ногами, ароматных дымков от стоянок за деревьями.
Гуляем по берегу почти до темноты. Возвращаемся к палатке; насколько видно, мало кто спит из соседей - лес освещают блики костров. Даже в темноте время от времени всё ещё подъезжают машины, осторожно нащупывая фарами проезд и занимая ещё оставшиеся свободные стоянки. И удивительно тихо и спокойно вокруг: доносящийся из-за деревьев шум моря - по-прежнему главный звук сегодняшнего вечера.
Ложимся спать и засыпаем - моментально, ещё бы - столько впечатлений за день!.. А впереди ещё один день, со своей программой...
...Проспали всю ночь как убитые - несмотря на начавший спускать надувной матрас, купленный вместе с палаткой. Вообще, даже не матрас, а надувная кровать "Интекс" - с матерчатым верхом. За ночь воздух выходит наполовину; читал в Интернете уже после покупки: спускают почти у всех. Ничего, туристическим снаряжением только начали обрастать - дорастем до нормального, а пока...
А пока вокруг - утренний эстонский лес. И снова никаких звуков, кроме шума моря сквозь полосу сосен.
Неторопливо завтракаем, соседи на ближних стоянках поднимаются тоже, а кое-кто уже и возвращается от берега после утреннего купания... Самим купаться уже вроде и некогда - впереди 65 км до Пярну, программа осмотра города, а оттуда 250 км до границы, и много всего интересного по дороге... Ограничился тем, что погулял снова по воде метрах в ста от берега (приятно - не передать), да взял небольшой традиционный сувенир на память.
Неторопливо сворачиваем лагерь - пора в дорогу, и время подходящее - девять утра. Вроде бы ничего не забыли. Осторожно разворачиваю Опель между сосен и трогаюсь на подъём к лесной дороге, ведущей меж стоянок на шоссе.
И тут начинается часть четвёртая "Приключений...", хотя третья вовсе и не собиралась заканчиваться.
Направляю машину по грунтовому небольшому подъему меж сосен. Грунт всё же мягкий, первая передача, чуть больше газа...
Что-то вдруг сочно хряпает впереди под левым колесом, и двигатель взрёвывает, словно освободившись. Сбрасываю газ, машина останавливается. Газу снова - не едет!..
Жена начинает ругаться: говорила, не съезжай - сядем!..
А я понимаю: ни фига мы не сели. Всё ещё хуже.
Отпускаю тормоз - Опель медленно скатывается назад. Конечно, не застряли, не мог я здесь застрять.
Что сломалось? Первая мысль - сцепление. Диск? Но его меняли меньше полугода назад, вместе с корзиной и выжимным...
Да и не похоже по симптомам.
Машина, скатившись назад, стоит на ровном месте. Пробую включить передачу, отпускаю сцепление... Впереди слева и снизу - дробный частый металлический перестук, словно быстро проводят палкой по штакетному забору.
Понял сразу, и от этого окатывает пОтом. Оборвало ШРУС?.. Перестук внизу - барабанят сорванные шлицы...
Пробую ещё и ещё - всё то же самое. Включаю передачу, отпускаю сцепление, открываю капот, выхожу.
Машина - на включенной передаче - стоит. Видно, как медленно вращается вал левого привода.
Внутренний ШРУС - всё.
Так.
Глушу машину - надо отдышаться. Объясняю коротко жене: оборвало деталь привода, сейчас усилие от двигателя не передать на ведущие колёса. Попали, и попали сильно. Машина без хода.
Как всегда в такой ситуации (бывало на грузовых и похуже..), абстрагируюсь и рисую условие задачи.
Лето, тепло. Уже плюс!.. Палатка и вещи с собой, продукты ещё есть - зависнем здесь, не пропадём. Вокруг много народу - ещё плюс.
Воскресенье, утро. Завтра на работу. Мы в Эстонии, до границы 250 км. До ближайшего городка Хяэдеместе, где есть хоть какие-то магазины - 23 км. До Пярну, где совершенно очевидно есть автосервисы - 65 км.
Машина в лесу, рядом в полукилометре - шоссе. Большая трасса - далеко. По шоссе ходят только рейсовые автобусы и легковушки отдыхающих.
Прикидываю варианты выхода. Разбирать на месте привод? Особо нечем. Надо снимать ступицу, откручивать шаровую опору, стойку, может быть даже стабилизатор... Это всё специальные ключи. С собой только - хороший набор "головок", отвертки и несколько рожковых ключей. Домкрат есть.
Разберу - смысл? ШРУС надо или менять или временно варить - нового я здесь нигде не возьму, варить... откуда тут, на пляже, сварка?..
Напрашивается вывод. Опель надо буксировать до цивилизации - минимум до Хяэдеместе, лучше сразу до Пярну. Там искать или сервис, или эстакаду. Разобрать подвеску, заменить ШРУС, уехать.
Деньги. Подсчитываю: сотня евро ещё с собой. Ну, вторая сотня в резерве на кредитной карте, да ещё евро пятнадцать-двадцать насобираем "по карманам". Это всё, но это не свободный остаток - на это надо ещё жить дома неделю до зарплаты. Почти весь наличный резерв - с собой...
Погано ещё то, что - разрядился смартфон. Неосмотрительно потратил накануне - на фото и развлечения, рассчитывая зарядить в Пярну. Ещё и Интернета нет.
Вроде, так.
Остается найти буксир.
Оставляю жену у машины - надо голосовать!.. Просить помощи у соседей вроде нет смысла - утро воскресенья, у людей только начался летний пляжный отдых - кто ради меня свернётся и поедет буксировать?.. Лучше застопить тех, кто и так уже едет...
Вышел на шоссе. Пусто. Утро воскресенья - машин нет.
Простоял не меньше часа - за это время прошло ровно две машины в сторону Пярну.
Всё время обдумываю варианты - лучшего не приходит в голову. Всё время думаю: разбирать? Этот способ кажется каким-то слишком уж замысловатым: разобрать, взять с собой сломавшуюся деталь, доехать (автобус, попутка?..) до мастерской / сервиса / автомагазина, купить / собрать привод, приехать обратно, собрать машину... Как-то очень уж долго и ненадёжно. К тому же, не сработает способ - машина потеряет возможность ехать даже на буксире; сломанный привод вряд ли запихну на место
Положение осложняется тем. что подвеска - конструктор: не родная КПП. Уже было так, с правым приводом. Когда оборвало правый (давно), по вин-коду заказали, привезли - даже внешне не такой. Нужен именно образец!..
...После десяти утра движение оживилось. Простоял на шоссе больше трех часов, за это время остановил пять или шесть машин. Было странно: те, кто останавливался, отказывали сразу, какие вопросы не задай - я даже про буксировку не успевал озвучить. Даже на вопрос: в сторону Пярну едете? - отвечали "нет" - и ехали в сторону Пярну.
Так. Не вариант.
Возвращаюсь к машине. Слегка перекусываем, обсуждаем ситуацию. Более приемлемого выхода не видим. А день уже близится к середине, и перспектива всё хуже - не выход обоих в понедельник на работу становится всё реальнее.
Понимаю - и времени на ремонт всё меньше, даже если найти буксир. Да и - так ли много в Пярну сервисов, открытых в воскресенье? Если вообще есть?..
Понемногу начинают тянуться со стоянок наши бывшие соседи, пытаемся просить помощи, но никто не соглашается и здесь. Для меня - некий разрыв шаблона: чего-чего, а уж помощь-то на трассе находил всегда, и быстро. А тут.. трасса решила кинуть?..
Вспоминаем: вчера вечером у кого-то по соседству играла русская эстрада!.. Поговорить?..
Возвращаемся к машине, на место стоянки. А та же музыка играет и сейчас оттуда же!..
Подхожу, осторожно спрашиваю совета. Компания из трех человек: солидный мужчина и две женщины за сорок.
Машина - на эстонских номерах, но сами оказываются - русские, из Валги - знаете? Да, конечно, и был-то там с месяц назад. Двойной городок Валга / Валка, разделенный по центру латвийско-эстонской границей...
Объясняю ситуацию, спрашиваю, что можно сделать.
Одна из тётушек машет руками:
- Помощи просили на дороге? Что вы, зачем же вы столько времени-то потеряли зря - здесь вам никто не поможет!.. Это здесь не принято!.. Вот вы стояли, а люди ехали мимо и думали: странный человек, что ему нужно? Ехать - так есть автобусы, помощь - так почему он не звонит в соответствующую службу?..
Обсуждаем варианты, тётушка достает телефон ("сама - по вашему, российскому, это бешеные деньги!"), начинает звонить знакомым - дочери в Валгу, подругам... Усаживает дочь за домашний компьютер - искать телефоны эвакуаторов (!..).
Спустя несколько минут ей начинают звонить в ответ, сообщают телефоны и цены.
Цены - мда, европейские. Чтобы приехал эвакуатор из Валги (130 км в один конец) - это больше 200 евро. Самая минимальная цена, за которую соглашались приехать из Пярну - 117 евро...
Не, ну а что вы хотели... на их-то бензине, по 1 евро 10 центов за литр... Плюс тариф выходного дня.
Прикидываю: не вариант. Ну вообще. Даже эвакуатор из Пярну. Отдам 117 евро (это 8.800 руб. по курсу на тот день) - что получу? Машину всего лишь вытащат к цивилизации, она останется сломанной, сегодня её явно уже не сделать - середина дня. На ремонт (и покупку детали) вообще не останется денег - а если останется, тогда надо будет тупо не есть несколько дней.
Благодарю тётушку за помощь, говорю: надо обдумать. Возвращаемся к машине.
Решение остается одно, оно не радует, но ничего другого не вырисовывается.
Надо уезжать отсюда. Без машины. Здесь ничего не высидишь. Не уехать сейчас - упустим время, вообще не попадём на работу. А так - хоть что-то. А по дороге / дома - придумаем выход.
Закрываем машину, но всё та же тётушка снова подходит к нам. Рассказываем, что решили, она восклицает: что вы, что вы!.. Не оставляйте машину в лесу - тупо разобьют! Поедут по лесу выпивши - приедете, найдёте битую...
Подзывает мужчину из своей компании, тот идёт к соседям, на их стоянке - джип "Мицубиси". Договариваются по-эстонски, водитель джипа поднимается от костра, отцепляет прицеп от своей машины, заводит и разворачивается к нам.
- По шоссе не потащит, - объясняет нам мужчина, - только вытащит на стоянку на въезде в лес. Там оставите - будет не так заметно. Словно приехали на минуту, пошли искупаться...
Да, море всё так же шумит за соснами...
Джип вытаскивает Опель на площадку. Здесь асфальт, сразу оцениваю - хорошо, можно будет спокойно ставить домкрат... Вручную разворачиваю машину, загоняю задом к кустам, в ряд стоящих эстонских машин.
Отхожу - ну, нормально. И не скажешь, что сломанная.
Собираем минимум вещей, что могут понадобиться (много не взять - всё это теперь тащить в руках). Закрываю машину, выходим на шоссе, направляемся к виднеющейся в километре автобусной остановке.
На столбе указателя - расписание. Читаем: автобус ушёл минут 15 назад, следующий (и последний сегодня до Пярну!..) - через полтора часа.
Всё это время сидим на остановке. Тормозим все машины подряд, то отходя подальше, то возвращаясь: ещё и припекает солнце, а воду всю выхлебали... Всё время бросается в глаза: некому тут особо останавливаться - машины сплошь дорогие и очень дорогие. Процентов на 70-80 - премиум-класс. Ни одного "Пассата" или какой-нибудь "Омеги", которые с эстонскими номерами во множестве встречаются на стоянках наших псковских гипермаркетов. Ни одного фермерского грузовичка. Нет, здесь сплошь "БМВ-Х6", "Вольво", всякая экзотика вроде "Кадиллаков" - пролетела даже одна "Бентли"... А грузовик за весь (за весь!..) день мимо проехал только один. И тот мимо.
За полтора часа так и не остановилась ни одна машина.
Да, с тех времён, о которых пелось:
"Застопишь "Колхиду" в городе Нарве
И, не доезжая до Котла-Ярве -
Взгляни на карту, взгляни на карту.
Сверни на Тарту..." -
Много, очень уж много волн разбилось с тех пор о местные берега. И много воды утекло с них обратно...
Автобус приходит точно по расписанию. Садимся - мягкий комфортный салон почти пустой. Покупаю билеты у водителя - пожилого добродушного дядьки, с сильным акцентом говорящего по-русски. 5.70 евро за двоих до Пярну, один билет на 65 км пути - 215 рублей. Нормально.
Автобус трогается, проезжает мимо поворота на стоянку, внимательно смотрю из окна на остающийся Опель сквозь деревья. Нет, хорошо поставил: если специально не высматривать - практически незаметно с дороги. И цвет зелёный тут в тему...
В окне в обратном порядке проплывают мимо места стоянок, базы отдыха, немногочисленные деревни. Автобус идёт размеренно-неторопливо, часто останавливаясь, на каждой остановке подбирая трех-четырех пассажиров. Обращаю внимание: народ здесь другой, совсем не наш. Нет деревенских типажей - люди более интеллигентные, аккуратнее и гораздо более по-городскому одеты, чем в нашей глубинке.
До Пярну из-за остановок и невысокой скорости добираемся почти полтора часа. Мимо проплывают первые городские кварталы; первое впечатление о Пярну - город деревянных домов, немного напоминающий центр Выру. Движение на улицах в воскресный вечер слабое - конечно, ни намека на пробки, зато много светофоров, на которых автобус то и дело останавливается.
Наконец доезжаем до автовокзала и высаживаемся. План возвращения домой был очевиден: Пярну всё же крупный по эстонским меркам город, автобусы отсюда должны идти во множестве направлений... Наиболее очевидным казалось доехать до Тарту (170 км), а оттуда до Пскова доехать уже достаточно просто. В любом случае, первым делом хотели посмотреть расписание, а там уже определиться.
Здание билетных касс в Пярну отыщешь не сразу - оно не на площади, где посадка-высадка пассажиров, а чуть в стороне, за киосками, на небольшой улочке, напротив (если кому надо будет искать) установленного в виде памятника маленького паровоза с несуществующей уже узкоколейки. Мне же уже запомнилась вывеска "bussijaam", по которой и опознаю кассы...
Заходим, изучаем расписание. Автобус на Тарту сегодня есть, но один и последний, и уходит минут через 5-7. И - билетов на него нет.
Ну, ещё бы. В воскресный день, летом, на популярном направлении...
Подошли ради интереса к автобусу (мало ли, вдруг получится уехать...) , стали свидетелями того, как местные девчонки упрашивали водителя взять их - очень уж надо было ехать, видимо. Не взял, даже когда одна из них натурально разрыдалась.
У автобуса разговорились с товарищем по несчастью: на плохом, но понятном русском языке попросил сигарету крепкий мужик примерно нашего возраста. Разговорились - оказался не эстонцем, а поляком из Гданьска, моряком. Был он в воскресный вечер уже навеселе, стоял на автовокзальной площади с кучей вещей, направлялся, как и мы, в Тарту, смотрел на последний уходящий автобус и ни капли не унывал. Решили пойти в кассы узнать, куда ещё есть билеты на сегодня. Новоявленный приятель остался нас ждать - мол, тяжело с вещами, придёте из касс, расскажете.
Возвращаемся в кассы, интересуемся у кассирши, чем и куда ещё можно уехать сегодня. Есть билеты в Таллинн - не вариант: только отдаляемся от дома, да и приедем туда ночью - смысл... Неожиданно выясняется: есть сегодня ещё прямой автобус до Санкт-Петербурга (!..) - но билет на него только один и последний. К тому же, и цена: 25 евро за 450 км пути. Было бы два билета - может, и взяли бы, а так...
Прикидываем: выход на работу в понедельник накрылся у обоих. Не добраться до Пскова.
Смотрим расписание: первый утренний автобус на Тарту - в 6.40, с прибытием туда в 9.50 часов. А через час, в 10.50 из Тарту есть прямой автобус на Псков...
Вот это уже вариант. Но - надо оставаться ночевать здесь.
Билеты заранее не берём - кассирша говорит, мест много на утренний автобус, возьмёте перед посадкой...
Автовокзал закрывается вечером, с восьми до половины седьмого утра - здесь не останешься, надо искать ночлег.
Нужен недорогой отель или хостел. Вспоминаю передачи "Орел И Решка": очень часто ведущие там останавливались в дешевых хостелах, расположенных в самых центрах старых городов. Помню и сам, что и в Таллинне, и в Вильнюсе дешевые хостелы - как раз в самом центре, в старинных домах.
Выходим из помещения касс - приятеля-поляка уже след простыл: всё-таки куда-то и на чём-то уехал!.. Ладно, не пропадёт... - направляемся в центр города, который здесь совсем рядом. Смартфон по-прежнему разряжен, на "Букинг" не зайти, надо искать ночлег методом ненаучного тыка :))).
Сразу попадаем на улочки старого города. Пярну - город-картинка, но, конечно, любоваться этой картинкой хорошо в других обстоятельствах, а сейчас глаза пропускают все местные красоты... Как и везде в таких кварталах, здесь множество очень уютных кафе и ресторанов, и везде полно народа. Ещё бы - вечер выходного дня.
Кроме кафе всё время попадаются бутик-отели - по вывескам и экстерьеру ясно, что здесь очень и очень недёшево. Даже заходить нет смысла - нам и нужна-то всего лишь комната с парой кроватей на несколько часов, а не роскошный номер...
Наконец, на одной из узких улочек набредаем на нечто похожее на то, что ищем: над входом в небольшой старый дом красуется вывеска вообще без надписей, но с нарисованной кроватью. Прикидываем: если не мебельный магазин - значит, хостел. Заходим - точно.
У стойки - молодая девушка с умопомрачительной прической. Запомнилось: одета неброско и неярко, но так стильно, как это умеют делать только эстонки...
Интересуемся насчет ночлега. Свободные номера здесь есть, но немного и только самые дорогие. Двухместный номер здесь - 43 евро (3.200 руб). Деньги такие конечно есть, но за несколько часов - жалко. Торговаться не получается - не на Востоке :)...
- Но тогда вы можете посмотреть ночлег в других местах, - вдруг предлагает девушка и кивает на стоящий на стойке компьютер.
Вау!.. - класс. Разворачиваю монитор и клавиатуру к себе. В браузере среди последних адресов -
Быстро захожу на Букинг, логинюсь, запускаю поиск по Пярну на сегодня, без особой надежды - осталось-то часа три с половиной от сегодняшней даты... Однако неожиданно вариант находится сразу: есть места в "Vintsi Hostel" на улице Рижской, 63, и цена - всего 26 евро за 2-местный номер...
Вау ещё раз. Быстро бронирую, поворачиваю монитор к девушке - далеко отсюда этот адрес?
- Нет, минут двадцать пешком, - отвечает та, потом берёт со стойки карту, разворачивает, отмечает место, где мы сейчас, потом место, куда нам нужно и вручает карту нам.
Ну есть же люди, а?...
- Вот мужа ей хорошего, - пожелала жена, когда мы вышли.
Неторопливо идём по городу, сверяясь с картой. Город красив, чист, ухожен - кусочек классической старой Европы. Приятно просто гулять здесь - вот если бы было всё чуть по-другому...
Выходим на широкую Рийа, идём в сторону возрастания номеров домов. Надо пройти номеров 60, но домики здесь все небольшие и короткие, даже если двухэтажные - идти явно недалеко.
Наконец добираемся до своего временного пристанища. В отдалении от проезжей части виднеется двухэтажный, старенький но аккуратный, как и всё здесь, небольшой дом.
Заходим внутрь. Небольшая конторка с очаровательно-уютным, домашним бардаком в комнатке позади стойки. Карты, картинки, пароль вай-фая на стенах.
На стук выходит хозяин - длинноволосый мужчина чуть за тридцать, в одних укороченных ниже колена широких брюках и шлёпанцах. Добродушная и слегка ироничная улыбка, неторопливый говор с акцентом сразу располагают - тот случай, когда хорошего человека видно сразу.
Сообщаю о бронировании, хозяин открывает ноутбук - да, всё есть, ваш номер уже готов (20 минут прошло, как забронировал). Сообщает цену - цена ещё ниже, чем была: на Букинге мой статус "genius" (присваивается за 5 и больше бронирований номеров в течение года) сработал и откусил от первоначальной цены ещё 4 евро.
Итого за номер на двоих - даже не 26, а только 22 евро. Замечательно.
Заселяемся в номер. Номер неожиданно четырехместный и для хостела просторный - две двухъярусные кровати, но нам он всё равно обходится как за два места. Ничего лишнего - кровати, кресло, стулья, шкаф, тумбочка... - кажется, всё. То, что нужно - ничего лишнего, а всё, что нужно, есть. Плюс традиционно общая кухня (чай-кофе-сахар), плюс санузел - общий, но стерильно чистый и уровня не хостела, а отеля звезды так на три-четыре. Плюс... плюс новенькая обшивка стен ( слегка пахнет свежим деревом) и по-деревенски скрипучие полы.
Отлично. Садимся на кровати и вздыхаем с облегчением.
Ощущение странное. Словно бы падал и вдруг почувствовал опору под ногами. Хотя бы и временную.
Что делать сейчас - спать? Ещё нет и девяти, хотя, конечно, вставать рано: автобус в 6.45, и ещё до автовокзала идти минут 20-25, и надо взять билеты... Жена неожиданно предлагает: а пойдём гулять!..
Гулять - кажется странным: измотались же за день. Но с другой стороны - правильно. Переваривать проблемы в голове сейчас смысла нет, только вымотаешься уже морально и ничего не придумаешь, а до темноты ещё пара часов. Да и завтра в автобусе можно будет поспать по дороге - не за рулём же...
Заходим к хозяину, осведомляемся, где можно погулять, где купить еды на ужин. Тут же, как и девушка в хостеле в центре, берёт карту города, ставит точку, где мы сейчас. Рисует, как пройти к морю, как выйти на променад, протягивает карту. Спрашиваем, можно ли вернуться поздно. Хозяин добродушно улыбается, отвечает, подыскивая слова:
- Таккъ я фамм... не - какъ это? - нэ родитттээль!..
Ну классный мужик. Вообще. По ссылке на хостел почитайте отзывы - все это отмечают, кто ночевал там.
Ключи от входных дверей у нас, карта с собой (смарт сразу же оставил на зарядке в номере) - выходим на Рийа, сворачиваем за угол. Вокруг кварталы аккуратной частной застройки, уютно выглядящей в подступающих сумерках.
По дороге в сторону моря проходим мимо странно выглядящей конструкции. Подходим ближе, понмиаем: верёвочный городок! Вот как это должно выглядеть - а не три верёвки между сосен...
Жилые кварталы заканчиваются, мимо громоздкого здания спа-отеля выходим наконец на набережную.
Набережная Пярну сегодня темна и не ухоженна, но это не запустение, наоборот: просто здесь вовсю идёт ремонт. Повсюду аккуратно сложены и прикрыты стройматериалы, а освещения оставили ровно столько, сколько смогли. Темновато, конечно, но всё равно стильно...
На всей набережной - лишь одно кафе-шатёр, с не по-прибалтийски скудным выбором - большую часть меню к нашему приходу уже раскупили, не было даже кофе. Пришлось довольствоваться одной банкой джин-тоника на двоих (2.40 евро), под которую и продолжили гулять.
Берег моря прямо в черте города изрядно заболочен - не видел такого нигде. С болотом местные власти поступили креативно - устроили променад... прямо поверху. Над поверхностью болота метрах в полутора выстроена извилистая деревянная пешеходная эстакада длиной наверно больше километра. Начинаясь от входа на набережную, она образует широкий, размашистый извилистый круг, то приближаясь к морю, то удаляясь от него.
Позади неё - светящаяся шайба местного аквапарка. А впереди - открытая морская гладь.
Эстакада продуманно устроена: каждые метров сто - встроены, словно парковочные карманы, небольшие площадки со скамейками. На половине пути для пущего удовольствия гуляющих выстроена ещё и небольшая обзорная вышка. На входе у лестницы на неё - плакаты, рассказывающие об обитателях местного болота, которое в полутора метрах под ногами. А забравшись на вышку, с высоты примерно так третьего этажа можно обозревать окрестности, да и просто отдохнуть здесь, дыша свежим морским воздухом...
Сделав круг по эстакаде, возвращаемся на набережную и направляемся к хостелу другой дорогой. Вспомогательный фотоаппарат, который взяли на прогулку (большой "Никон" вместе со смартфоном заряжался в номере) тёмные улицы снимать отказался.
Приморский жилой район Пярну - уютен и безлюден воскресным вечером. Редко-редко медленно проезжают машины, почти нет людей и - маловато, по нашим российским меркам, освещения. Запомнилось, что улицы непривычно темноваты. По дороге заходим в продуктовый (хоть открыт - не как в Вярска, где они работают до семи вечера...) , закупаемся на ужин / завтрак местными продуктами, берём настоящее финское (а не лицензионное) пиво "Lappin Kulta" по 80 центов за банку - жена в шоке: такой продукт по такой цене - и можно просто купить в магазинчике шаговой доступности...
Доходим до Vintsi Hostel'а. Окна уже не светятся, лишь у входа мерцает голубоватое пятно - одна из девушек-постоялиц сидит на свежем воздухе с ноутбуком...
Коротко ужинаем и укладываемся наконец спать. Прогулка была правильной, очень правильной - мысли не успевают зацепиться за всплывающую картинку стоящего сейчас в ночном лесу Опеля, как проваливаюсь в сон...
Продолжение следует...