Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Categories:

Приключения в земле мульгов - часть последняя

...Просыпаемся в пярнуском хостеле по будильнику заряженного до предела смартфона. Все соседи, конечно, так рано - в половине шестого утра - ещё спят. Осторожно, стараясь не шуметь, готовим быстрый завтрак на кухне, собираемся в дорогу. Ключи оставляем в двери номера - спасибо, "Vintsi", выручил!..

По совершенно пустым улицам добираемся до знакомой вывески "Bussijaam" - у автобусных касс пусто, а сами они закрыты... Отходим в соседний квартал немного поснимать.

Утренний Пярну совершенно как человек: вялый, бледный, блеклый, не проснувшийся и срочно требующий чашку крепкого кофе. Красивые днём, его улицы хотя и блестят от прошедшего ночью дождя, но не притягивают к себе - не подходящее время сейчас для достопримечательностей.

9



Коротко прогуливаемся по соседней площади. Работающий (в шесть утра после дождя) фонтан одним видом добавляет в пейзаж сырости и неуюта, а цветы в клумбах скукожились и ждут появления теплых лучей солнца.

8

На заднем плане - арка-памятник: собственно, это часть здания с балконом, с которого в 1918 году была впервые провозглашена Независимость Эстонии. Произошло это не в Таллинне и не в Тарту, а именно здесь, в Пярну. Сооружение, конечно, не аутентичное, всего лишь точная копия, но выглядит здесь, в этом месте, совершенно органично.

Наконец, открываются кассы. Покупаем два билета Пярну - Тарту. Занимая места в автобусе, понимаем, как сильно рисковали: автобус полон, остались свободными одно или два места... Можно было не уехать и на нём!..
Отъезжаем от автовокзала, автобус идёт на выход из города всё той же Рижской улицей, мимо проплывают уютные аккуратные деревянные дома, проезжаем и наш хостел, население которого всё так же спит - окна темные и во дворе ни души... Конечно, это не тот визит, с которым стоило бы ехать сюда - надо обязательно вернуться!..

...Автобус раскручивает ленту нашей поездки в обратном направлении. Вот заезжаем в Килинг-Нымме, а вот площадка для отдыха у дороги, где обедали... Автобус похож на тот, что вёз нас вчера со стоянки: такой же комфортабельный лайнер с мягкими "самолётными" креслами, только немного больше, а водитель - такой же пожилой дядька, как и на том. Да и пассажиры похожи - автобус останавливается время от времени (заезжаем и в Вильянди), и везде в него садятся аккуратные, по-городскому одетые люди...

До Тарту доезжаем по расписанию. Высаживаемся на знакомом донельзя автовокзале (сколько раз я парковался на соседней с ним стоянке на Опеле - вокзал зажат между гипермаркетов "Таску" и "Каубамайя"); никогда не думал, что когда-нибудь доведется пользоваться автобусами здесь.

Направляемся в кассы. Да, до псковского автобуса - час, и билеты ещё есть. Покупаем два до Пскова, оставшееся время (и деньги) спускаем в продуктовом отделе "Rimi": форс-мажор форс-мажором, а не возвращаться же с пустыми руками, да и продукты домой всё равно нужны, так лучше уж закупить их здесь, в Тарту. Интересно получается со спиртным: берём среди прочего пару бутылок пива, а упаковывая продукты после кассы, не обнаруживаем их - да и чек какой-то подозрительно небольшой вышел. Оказывается, в Эстонии до 10 утра спиртное не купить - об этом не предупреждают, а просто убирают бутылки с кассовой ленты, и всё... Вопрос решили просто: постояли у кассы до 10.00, после чего кассирша отдала нам пиво и взяла деньги...:))

Направляемся на посадку на третий уже в этой поездке автобус. На этот раз автобус и экипаж - российские, из Пскова. На посадку подходит древний голландский "VanHool". Занимаем места (автобус снова полный под завязку, свободных мест не остается вообще). Разница с эстонскими лайнерами есть, и Россия торопится приветствовать нас своими реалиями уже сразу здесь, ещё на эстонской земле: минимальное расстояние между кресел (некуда деть ноги), пепельницы в спинках забиты мусором, откидные столики отломаны "с мясом"... Вдобавок когда автобус медленно и нехотя набирает скорость, от рева двигателя трудно расслышать голос друг друга в салоне.
Ну и ну... И это - запустили на международную линию...
Я всегда готов при каждом удобном случае похвалить свою страну. Но почему таких случаев чем дальше, тем меньше становится? И почему всё больше случаев, когда - наоборот?..

Автобус медленно и тяжело выползает из тартуских предместий на шоссе. Несмотря на всего одну плановую остановку - в Печорах - на маршрут в 180 км отведено целых пять (!..) часов. Наблюдая за скоростью (на обгон всё время летят и фуры, и легковушки, и эстонские лайнеры) понимаешь, куда уйдет всё это время.
Правда, в это же время, конечно, заложен проход границы...

На погранпереход прибываем на тот же самый, с которого началось путешествие - Койдула / Куничина Гора: и этот автобус сматывает киноленту нашей поездки назад... На границе пусто, только за нами подъезжает ещё один автобус - до Печор. Эстонский паспортный контроль проходим быстро, вопросы не задают: паспорт - взгляд на штамп въезда - в лицо - на фото - штамп - следующий. Багажные отсеки осматривают бегло, без выгрузки. Переезжаем на российскую сторону - здесь уже на контроль каждый со своими вещами, которые въезжают в Россию отдельно, по ленте транспортера, как в аэропорту.

Пройдя и этот контроль, въезжаем в Печоры для короткой остановки. Всё время, возвращаясь, первые сотни метров и километры смотрю по сторонам, вглядываюсь в лица, сравнивая... Те же люди. Те же дома. Тот же (зачастую) язык, что по ту сторону. Почему же оно - вот так? Так по-разному?..

Через час высаживаемся на псковском автовокзале - всё-таки добрались! Возвращение без машины вытащило из нашего бюджета (по 2 билета Крапи - Пярну, Пярну - Тарту, Тарту - Псков) лишние 70 евро, но хотя бы добрались. Разъезжаемся: я - успеть на работу хотя бы на три часа (есть смысл), жена - домой, за компьютер, отписывать обещанные материалы.

Вечером начинаю осмысливать ситуацию. Да, мы - дома, но машина - на пляже Рижского залива (если ещё там). Как вытащить её оттуда?
Вечер понедельника и вторник прорабатывал вопрос буксировки. Выводы не обрадовали. Чтобы тянуть Опель, нужно было что-то вроде грузового / грузопассажирского микроавтобуса, как минимум (не грузовик же нанимать, а легковой - мало). Наемных "бусиков" с шенгенской визой по объявлениям оказалось полно, но буксировка всех озадачивала: с такой задачей как-то никто и не сталкивался. Наоборот, начинали задавать вопросы мне, насколько это будет законно по-эстонски и можно ли так пройти границу.

Почитал сайты с законами, позадавал вопросы - не обрадовали ещё больше. В одном из эстонских законов четко формулировалось: передвижение неисправных транспортных средств по дорогам Эстонии запрещается. На буксире можно было ставить крест - быть задержанным за границей, на обездвиженной машине, совсем не хотелось: это по-любому влекло бы штраф в евро и вряд ли маленький... Кроме того, все, у кого узнавал (через знакомых / знакомых / знакомых удалось даже обрисовать ситуацию какому-то таллиннскому таможеннику), хором твердили: к границе на буксире - не приближаться! Не пропустят в принципе. Вроде бы, могут вообще оставить машину на платной стоянке (за счет владельца) до выяснения, откуда поломка, не было ли ДТП и т.д.
Не прошёл и вариант с легковым низкорамным прицепом (который нашелся у знакомых дочери, на который можно было лебёдкой вручную затащить машину). Не было буксировщика!.. Все, кого смог найти - не имели в правах категории "Е" к "В", т.е. легковая с прицепом полной массой более 750 кг. Под такой вариант - "бусик" с прицепом, на котором машина - не подходили даже и мои права, по которым я имею право водить фуры ("В"-"С"-"Е"к"С").

Вариант же, подходящий под эстонское законодательство - вытащить машину эвакуатором - не устраивал меня ценой. Поиском в Интернете нашёл немало контор, специализирующихся на эвакуации техники из Европы, но порядок цен там не для обычных людей. Только за сам проход границы они требуют 50 евро, плюс оплата пробега туда / обратно по тем же, собственно, ценам. что в Эстонии - примерно 2 евро за 1 км.
По таким ценам можно, наверно, вытаскивать из-за границы сломавшиеся тачки ценой миллиона так в два - три - четыре, но если бы это был единственный вариант, старый Опель тогда проще было вообще бросить там.

Оставалось изменить подход к проблеме.
Вывод напрашивался сам собой. Границу надо было проходить своим ходом.
Стал прикидывать: могу ли отремонтировать машину прямо там, на месте?
Получалось, что - да, могу. Имея время, инструмент, деталь на замену... - почему нет?..
Задача осложнялась нестандартностью детали. Привезти с собой новую из Пскова я не мог - вероятнее всего, не подошла бы. Нужно было иметь в руках образец - сломавшийся привод, и по нему подбирать новый в сборе - или хотя бы внутренний ШРУС.
По Интернету довольно быстро нашёл автосервис в Пярну, могущий помочь мне с подбором детали. Оказалось даже лучше - это был не столько автосервис, сколько авторазборка под названием "Рефеус", вполне официально разбирающая старые машины и продающая детали с них. Это было то. что надо! Списавшись с ними, быстро получил ответ: привод обещали подобрать, и цена была умеренной - 50 евро.

Оставался транспорт.
Помочь согласился коллега с работы, наш новый логист Сергей. За оплату бензина, "зелёной карты" и мед.страховки он соглашался довезти меня с запасом инструмента в Эстонию до места поломки, дождаться, пока сниму привод, довезти в Пярну до разборки и доставить обратно к машине с купленной деталью.
Всё вроде бы складывалось хорошо. Отъезд назначили на пятницу (хотелось иметь выходные в запасе).
До пятницы еле дотерпел. Разыгралось воображение - казалось, вряд ли машина отстоит там столько времени нетронутой. Спал плохо. Работал кое-как. Ждал конца недели.

...В пятницу рано утром загружаем в багажник вместительного Серёгиного "Пежо-807" инструменты (частью взятые у него же напрокат). Поехать решил не один, взял с собой старшую дочку: давно уже замечал, в иных ситуациях она соображает уже быстрее меня. Любая помощь всё равно не была бы лишней, к тому же всё-таки - ехали на морской пляж, подумал: пусть отдохнет там, пока копаюсь с машиной...

Проходим пустую в пятничное утро границу в Шумилкино / Лухамаа: лента путешествия вновь начинает отматываться вперёд. Выру, Отепя, Рынгу, Вильянди, Килинг-Нымме, Хяэдемеесте... - всё это, словно качели, в который раз за последнюю неделю проплывает мимо меня.
Четыре часа дороги в разговорах пролетают незаметно. Смолкаем на последних километрах, проехав Хяэдемеесте и двигаясь уже по курортному шоссе вдоль побережья. В голове одна мысль: стоит машина, или уже нет?..

Наконец впереди знакомый белый указатель поворота с брендом R.M.K и надписью "Крапи". Подъезжаем ближе, всматриваюсь сквозь кусты...
Есть!!!...
Стоит Опель. Там же, где оставил его пять дней назад.
Подъезжаем, тормозим. Обхожу машину. Совершенно очевидно: никто к ней даже и не подошёл.
Ух...

Дочку отправляю гулять к морю, вынимаем с Серёгой инструмент - его и мой. Домкрачу машину, вывешиваю её на подложенную запаску и пару найденных в лесу бревен - оставлять на домкрате, конечно, нельзя. Откручиваю и снимаю колесо. Дело за ступицей.
Изначально знал: ступичную гайку надо откручивать торцовым ключом ("головкой") на 30. Такая была в наборе, который лежал в машине, из дому не стал брать, взял только для усиления хорошую трубу с монтажкой.
Снимаю шплинт, достаю "головку", надеваю на гайку. Фиг!..
Не достаёт. Мешает торчащий конец ШРУСа. Короткая "головка"! Нужна - длинная. Короткую не одеть на гайку.
Вот черт... Этого не знал.

Советуемся с Серёгой. Нужно чем-то откручивать - иначе не разобрать весь узел!.. Есть ключ на 30... пробуем, но, конечно, это не то: нужного усилия к нему не приложить - соскакивает.
Просить у отдыхающих бесполезно: у кого может найтись такой специфический инструмент?.. Купить?
Прикидываю: до Хяэдемеесте - 23 км, и всё же по нашим меркам - райцентр, должны там быть какие-то магазины... Не ехать же в Пярну - за "головкой", потом снять привод и ещё раз ехать... Не накатаешься так.
Оставляем дочку у машины, сами едем в Хяэдемеесте. Доезжаем, даже находим открытый магазин со стеной, увешанной гаечными ключами, но "головки" здесь - все такие же, как мои. Короткие. Нет длинных!.. И магазинов с инструментом здесь тоже больше нет.

Решаем возвращаться к машине - надо придумать, чем открутить.
Приезжаем обратно - час потрачен. Что придумать? На ступичную гайку надо то ещё усилие. Теоретически: взять гайку длинной "головкой", на неё вороток, на него трубу, в неё монтажку, и дай Бог, чтобы такого большого рычага хватило бы, чтобы стронуть гайку...
На помощь приходит опыт. Вспоминаю, как лет 15 назад, когда сломался "баллонник" и было не снять с Газ-53 лопнувшее колесо, чтобы поставить "запаску", я тогда часа два (в декабре, в снегу, на морозе,на трассе по дороге на Москву) срубал зубилом две колесные гайки.
В принципе, почему бы не сделать так и сейчас? Просто разрубить гайку? Зубила два шт. есть, есть несколько молотков и кувалда. И нет мороза и снега :-).
Достаю инструменты, примериваюсь рубить. Серёга советует рубить в сторону откручивания - вдруг стронется гайка, тогда открутить ключом...
Рубить получается непросто и неудобно - гайка утоплена в ступицу. Всерьёз не размахнуться, зубило пружинит, вдобавок начинаю быстро уставать с непривычки. Даже не то, что уставать, а... после 15-20 ударов кувалдой перед глазами начинают появляться красные круги.
Сбавляю темп - не хватало ещё и самому здесь грохнуться, вместе с машиной...
Рублю почти час с перерывами, граней уже нет, но злосчастная гайка не желает лопаться (так всегда: не хочешь, чтобы ломалось - ломается, а ломаешь сам - попробуй ещё...). Серёга с дочкой уезжают до ближайшего магазина за едой и питьем, и в их отсутствие под зубилом гайка всё же трескается. Подхватываю ключом за остатки граней и скручиваю гайку.
Ух...

17

Дальше уже проще!.. Снимаю суппорт, отвожу в сторону стойку. Берусь двумя руками за привод и с сочным масляным хлюпаньем выдергиваю его из коробки передач.
Дочку аж передёрнуло:
- Фу, папа!... Ты словно руку у человека из сустава выдернул!..

Коротко отдыхаю, перекусываем. Дочка вновь остается у машины, мы с Серёгой упаковываем сломанный привод в багажник "Пежо" и направляемся в Пярну.

20

До Пярну доезжаем быстро - Серёга уже начинает торопиться домой. По карте, подаренной в "Vintsi-Hostel'e", быстро нахожу адрес. Довольно крупная территория, заваленная распиленными и раскрученными машинами - на первый взгляд бардак и хаос, на второй - порядок: детали отсортированы по маркам машин, причем двигатели отдельно, КПП отдельно, и т.д.
Нахожу главного здесь, зовут Аво ("да-да, это я вам отвечал по электронной почте... привод, да, есть, пройдите в тот ангар"). Работник в ангаре долго - наверно, полчаса - подбирает по образцу б/ушный привод. Образец я привез не зря! - в ангар стащили, наверно, десятка два Опелевских приводов, и в каждом хотя бы что-то не подходило: то резьба, то общая длина, то форма...
Наконец всё же удалось отыскать привод точь-в-точь как сломавшийся. Повезло просто на редкость - была же у кого-то ещё такая же машина, с нестандартной подвеской, и попала-то она именно на эту разборку...

Покупаю привод, не забыв и про гайку взамен разрубленной. В магазине инструмента через дорогу от авторазборки покупаю и длинную "головку". Едем обратно, Серёга уже опаздывает домой, только тут признавшись, что жена отпустила его только довезти меня до места ремонта и всё, а он молча, видя ситуацию, катался со мной весь день... Времени у него совсем не остается - договариваемся: подбросит меня с деталью до места ремонта - и домой.

Через час доезжаем до стоянки Крапи. Дочка сидит в машине, беседует с каким-то подошедшим мужиком. Завидев нас, мужик спокойно уходит в сторону моря.

- Чего хотел? - спрашиваю.
- Да так - увидел, что русская машина, подошёл, начал трындеть о политике...

Ладно. Выгружаемся, Серёга собирается ехать к дому. Предлагаю дочке ехать с ним - отказывается: хочет помогать в этом квесте до конца. Благодарю Серёгу за помощь, коротко обсуждаем обратную дорогу, уезжает.

Время - седьмой час вечера. День насыщенный, встали дома рано, порядком устал. Дочка предлагает всё же попробовать собрать подвеску прямо сегодня и уехать. Прикидываю: скоро начнет и темнеть, в темноте собирать - как-то неправильно (сегодня только вечер пятницы), но попробовать начать - можно.
Раскладываю инструменты, очищаю и смазываю шлицы ШРУСов купленного привода. Всё ржавое, ржавчина сыплется из-под рук. Ну а как: б/у-шное, с разборки... Открывать пыльники, смотреть, что внутри не рискую: хомуты одноразовые, других нет, а поеду без пыльника - гарантированно прикончу и этот привод...

Примериваюсь, как ставить деталь. Голос над головой:
- Вы так и не уехали?!..
Оборачиваюсь. Та самая русская тётушка из Валги, что пробовала помочь нам неделю назад!..
Ну надо же.
Объясняю: не уехали тогда, надеемся уехать сейчас. Проблема почти решена, осталось только собрать. Тётушка рассказывает, как переживали за нас, когда сами в конце недели уезжали отсюда, как волновались, приехав снова и увидев стоящую машину.
Со стороны моря, от своей машины (новенькая БМВ) возвращается тот же мужик, разговаривавший с дочкой. Сам оказывается из Эстонии, из Тарту, говорит с классическим эстонским акцентом, растягивая слова. Интересуется, как дела - объясняю. Начинает давать советы, как лучше было бы поступить тогда, когда сломалась машина, как лучше поступить сейчас. Из вежливости киваю, жду, когда закончит - мне надо собирать. Но он как-то неожиданно в разговоре соскальзывает на политику.

Ему явно хотелось поговорить. Первым делом - изругал собственную страну ("...сплошная коррупция, жадность, все ленивые, ничего не делают, развернуться не дают..." - бггг... ты в России был?..). Вот сразу не доверяю людям, которые в первом же разговоре с иностранцем начинают хаять свою страну.
Затем он прошелся и по Европе ("...во что превратили - это ж кошмар, как там вообще можно жить?"), и по Канаде, куда ездил недавно. Весь мир, по его словам, был сплошное дерьмо. При этом одет он был с иголочки, за его спиной стояла новенькая БМВ, и он мог себе позволить ездить в Канаду и Европу...

Он вещал, а я уже с тоской смотрел на него. Останавливать таких людей я не умею, а мне надо было работать. Собрать подвеску я уже явно не успевал, но хотя бы начать сборку всё ещё было можно.
Прервать его не удалось. Просто в разговоре потихоньку повернулся к разобранной подвеске и, кивая в такт его сентенциям, начал понемногу вставлять привод.
Мужика это нимало не смутило. Прервав длиннейшую тираду, кажется, уже об Америке, тут же перешел на советы, как лучше поставить привод. Уже не обращая внимание на него, вставляю привод в коробку передач, ловя совпадение шлицов. Шлицы поймал, но привод не идёт - ну, конечно: как я ни чистил, всё равно ржавый.
Постукиваю потихоньку по концу привода, загоняя в шлицы. Мужик, широко расставив ноги, наклоняется, стоя у меня над головой, дышит в затылок. Чувствую, не дай Бог что соскочит, отклоню голову назад - непроизвольно въеду ему в челюсть.
Ну вот откуда берутся такие люди?..
Привод тем временем всё ещё не на месте. Понимаю: надо ещё чуть ударить посильнее, и встанет. Беру кувалду, примеряюсь, парой ударов загоняю привод до конца. Конечно, так не делается, но мне не надо было ездить на нем годы и годы - мне надо было всего лишь добраться до дома как максимум, а как минимум - пройти границу своим ходом.

Наживляю на конец привода гайку - не идёт. Понимаю: наверно, кувалдой саданул по резьбе.
Мужик укоризненно советует:
- Эт-та на-адо было бит-ть не п-по прив-водду, а нак-крутить на него гайк-ку!.. А теп-перь та-аже и не зна-аю...
Уже хочется послать его с его советами. А то я не знаю! Я бы наверно так и сделал бы, не дыши ты мне в затылок...

От мужика нас избавляет его дочка: из БМВ выскакивает и прибегает девчонка лет пяти, тараторит что-то на эстонском, тянет его в сторону машины. Ну нормально: у него семья сидела в машине, а он стоял тут, базарил...
Уезжает (наконец-то). Пробую накручивать гайку - фиг. Резьба на конце привода мелкая; была бы крупная - накрутил бы даже на запоротую. А сейчас...

Между тем начинает темнеть. Говорю дочке - сегодня точно не соберем, надо ставить палатку (всё необходимое для ночлега -в багажнике), переночевать, выспаться, а наутро, со свежими силами, всё сделаем и поедем. Соглашается - идём выбирать место.
Места тем временем на стоянке уже не так и много. Лето, выходной день - народу понаехало прилично, куда ни глянь, меж деревьев сплошь машины, а на каждой полянке по две-три палатки. Не удивительно - им для такого, полностью бесплатного, отдыха на море - не нужны ни визы, ни зелёные карты. Просто приезжай и располагайся.
Странно, но оказалось не занятым - прошлое наше же место. Четко опознаю тот же квадрат, отпечатавшийся от нашей палатки, стоявшей здесь неделю назад. Ну, раз так - здесь и расположимся. Неудобство в одном: пришлось перетаскивать вещи от стоящей в полукилометре машины.
Быстро собираю палатку. Костёр не разводим - просто наскоро ужинаем припасенными продуктами. И словно всё так же, как неделю назад: то же место, та же стоянка, те же сосны вокруг, то же летнее тепло. Та же самая музыка слегка доносится от тех же соседей, русских из Валги (они тоже на своем старом месте).
А за соснами всё так же плещется море.

33

...Просыпаюсь рано - около шести утра. Просыпаюсь от мыслей о сборке подвески - и кажется, снилась она же... Дочка спит, и, конечно, спят все соседи. Прихожу в себя, отправляюсь к машине: попробую накрутить гайку сразу с раннего утра, а там соберем и уедем...
Достаю инструмент, стараясь не разбудить людей из стоящего в паре десятков метров польского кемпера. Дальше долго пробую разными способами накрутить гайку на привод. Не помогает ничего - ни постукивание молотком, ни пробы накрутить гайку другой, корончатой стороной, ни попытки набить её на вторую нитку резьбы, минуя первую. Слегка набивается, при попытке провернуть ключом или "головкой" - тут же соскакивает.
Во время попыток накрутить, кажется первый раз в жизни свалился в обморок. Работал долго, присев и согнувшись над приводом, почувствовал. что кровь резко прилила к лицу, в глазах завертелось и ощутил, что заваливаюсь вправо. Тут же очнулся - лежу на правом боку, болит голова - наверно, ударился, когда падал.

Нет, так дело не пойдет. Решаю прогуляться по лесу до палатки, там перекусить чего и идти обратно.
Народ тем временем уже встал, дочка тоже проснулась. Коротко завтракаю, прикидываю варианты. Приходят на ум два. Первый: снять наружный ШРУС с целого привода и такой же со сломанного, поменять местами: наружный ШРУС сломанного привода - целый, и там цела резьба, смогу накрутить гайку. Второй вариант: сточить резьбу на поставленном приводе - до канавки, проточенной под шплинт. Загнать гайку туда, затянуть её на остаток резьбы - всё равно она должна зайти за эту канавку...

21

Возвращаюсь к машине, пробую первый способ. Но довольно быстро отказываюсь от него: не разобрать привод, не снять ШРУС. Не вытащить стопорное кольцо - нечем: съемника нет, пассатижей с тонкими концами тоже, а отвертками не поддеть. Провозился, пока снова не начало темнеть в глазах - бросил. Ещё и испортить побоялся: если разберу, вдруг не смогу поставить стопор обратно..

Сзади шум. Оборачиваюсь: на стоянку заезжает автобус. Не какой-то маленький, а настоящий огромный трехосный ярко-жёлтый туристический лайнер. Смотрю на номер - немцы.

35

Автобус с трудом разворачивается на тесной для него стоянке, паркуется в десятке метров от разобранного Опеля. Из автобуса высыпает народ, часть направляется в сторону туалетов, часть - к морю. Стоянка сразу наполняется шумом и гамом лязгающей немецкой речи. Заметив российские номера на Опеле, многие начинают фотографировать сломанную машину. Один из туристов, мужик в очках, пляжной рубашке, шортах, гольфах и шлёпках - подходит метров на пять, стоит, сложа руки на груди, широко улыбается.
Ну что было ему сказать? Дойче машинен кволити колоссаль?..
Не обращая внимание, принимаюсь за работу дальше.

Первый вариант - переставить ШРУСы - не прошёл. Оставался второй вариант. Сточить резьбу - её первую часть.
Нужен был напильник, в идеале - аккумуляторная дрель / шуруповерт с хорошей жесткой насадкой. Либо вообще пила по металлу: отрезать наконечник привода с забитой резьбой, накрутить гайку на оставшуюся. Ничего такого с собой не было. Просить у отдыхающих?... а) Не дадут, б). вряд ли у кого окажется здесь. с собой, на отдыхе чисто слесарный инструмент...

Автобус с немцами уезжает (дочка ответно в упор фотографирует немцев через окна). Раздумываю: ехать в Хяэдемеесте за инструментом? Проблемно: в этот раз не взял с собой наличной валюты, деньги есть, но все на карте, нечем будет заплатить за билет в автобусе... Добраться попуткой? - пробовал я тут уже её ловить, ага...

Между тем на стоянку заезжает - точнее, почти влетает красивая спортивная чёрная Мазда (тонировка, антикрыло, посадка над самой дорогой, дополнительные фары, всё вот это вот), с визгом и пылью тормозит в полусотне метров от нас. На передних сиденьях - две молодые девчонки.
Завидев их, дочка срывается, бежит к ним. Кричу вслед, что у них не может быть с собой напильника и пилы... - дочка только машет рукой. Подбегает, начинают о чем-то разговаривать, взволнованно машут руками все трое. Разговор заканчивается неожиданно: открывают заднюю дверь, дочка прыгает внутрь, Мазда с пробуксовкой разворачивается к выезду на шоссе. Машина пролетает мимо, дочка только крикнула в открытое окно "Щас!.." - и Мазда улетает в сторону Пярну.

Ну и ну - во что ввязался ребенок? Остается ждать.
Жду недолго: буквально через десять минут Мазда возвращается на стоянку. Делает круг, проезжает мимо, не останавливается, дочка кричит в открытое окно:
- Там мастерская есть, она закрыта - мы щас!..

Мазда снова уходит со стоянки, на сей раз в сторону латвийской границы.
Возвращаются ещё минут через пятнадцать. Из машины кряхтя выбирается мужичок лет пятидесяти: камуфляжные брюки, майка, шлёпанцы. Из-под ног достает ящик с инструментом. В ящике - аккумуляторный шуруповерт с насадками, напильники, ещё разный инструмент.
Как, откуда?..
Дочка коротко рассказывает: объяснила девчонкам ситуацию, те сказали: доскочим до мастерской - здесь в шести километрах есть. Доскочили - закрыто. Тогда одна из девчонок говорит: ну, значит надо ехать к нашему другу!.. Другом оказался местный фермер - дом, большой двор, добротное хозяйство, трактора и сельхозтехника во дворе. Наперебой объяснили ему, что требуется и какой инструмент нужен - покачал головой: я должен видеть сам!.. Собрался за пару минут и поехал.
Ну вот есть же люди. И, конечно, надо уметь правильно разговаривать с ними...

Мужичок тем временем коротко спрашивает у меня: где? Показываю ему сбитую резьбу, гайку, объясняю проблему. Кивает, присаживается у машины, включает шуруповерт. Минут 15 точит; резьба подается, но слабо. Объясняет, слишком мягкие насадки, а жестких не держит.
Шуруповерт откладывает, берется за напильник. Минут 15 ещё он шлифовал наконечник привода, пока не взмок совсем. Дальше точили по очереди, и ещё через полчаса гайка наконец заскочила и накрутилась на резьбу!..

Благодарю мужичка, он отмахивается: надо помогать!.. И вообще - у меня родственники в Печорах :-).
Ну вот есть же люди. И какие они разные: тот, из Тарту, с разговорами за политику и непрошенными советами - и этот, с ящиком инструментов и помощью своими руками...
Девчонки на Мазде увозят его обратно. Собираю подвеску - остальное уже проще. Надеваю тормозной диск, ставлю суппорт, затягиваю шаровую опору, ступицу, ставлю колесо. Остается опустить машину. Ставлю домкрат, начинаю поднимать - с хрустом отламывается ручка - даже не она сама, а "уши", в которые она вставлена.
Ну что такое не везёт... Второго домкрата нет.
Дочка молча срывается и бежит в сторону стоянки. Уже даже не задаю вопросов - просто жду, когда через пять минут она возвращается с домкратом под мышкой.
Снимаю машину с опоры (запаска + бревна), ставлю на колесо, затягиваю болты - дочка бежит возвращать домкрат. Собираем вещи, складываемся - можно ехать, наверно.

36

Пока дочка собирается, для пробы делаю круг по шоссе - километр туда, километр обратно. Вроде всё нормально, ничего не хрустит, машина едет (едет сама!.. ух..) достаточно уверенно. Единственное: стрелка спидометра при скорости за 40 начинает прыгать по циферблату. И датчик расстояния считает 10 км за один...
Ну, это мелочи. Выезжаем в сторону дома!..

Возвращаться решил не той же дорогой, через Килинг-Нымме - Вильянди - Выру. Этой дорогой пришлось бы ехать до самой границы через всю Эстонию и всё время по Эстонии. Сломайся что-то ещё - пришлось бы проходить весь квест заново, чего совершенно не хотелось. Я же решил уходить на Латвию, с быстрейшим выходом на трассу Рига - Псков: там возможность в случае чего найти помощь, поймать русскую машину - выше в разы: это направление гораздо более популярно, чем пярнуское, да и трасса оживленнее.

Едем тем же шоссе вдоль моря в сторону латвийского городка Адажи. Километров через десять после стоянки проезжаем латвийско-эстонскую границу - вернее, только знак, а самой границы как таковой здесь конечно же нет. После Адажи приморское шоссе кончается - выезжаем на большую трассу Таллинн - Рига.
Здесь пришлось достаточно туго. Ехать быстро на ржавом приводе откровенно не хотелось, да и дочка всё время одергивала - не гони, нам надо не быстро, нам надо доехать. Темп же движения здесь - как на больших трассах: грузовики - под сотню, легковые - за сотню... Приходилось, со своей скоростью 70-80, всё время уворачиваться от нагоняющих фур, находить возможность уступать им дорогу и всё равно часто слышать их гудки над головой.

Проезжаем Салацгриву, место красивое, с моста видно живописное устье реки Салаци, впадающей здесь в море. В другое время, конечно, остановились бы фотографировать, а сейчас - едем дальше.
Доезжаем до поворота на Лимбажи - Валмиеру. Дорога здесь напоминает обычные наши районные шоссе, и даже пейзаж за окном такой же: неказистые деревни, заброшенные советские сельхозпостройки, поля местами обрабатываются, местами нет...

Доезжаем до Валмиеры, останавливаемся на одной из площадей у гипермаркета - надо всё же выгулять ребенка по магазинам. Первым делом хотя бы немного отмываюсь в туалете гипермаркета (в Крапи отмыться было негде и нечем, в море не полез...). Зашедший в туалет стильно одетый парень, выйдя из кабинки, долго стоял и смотрел, как я по пятому разу намыливаю руки до локтей. Стоял и ничего не спрашивал.
Ну странные люди, а?.. Что тот немец из автобуса, что этот. Как-то не представляю: встанут в нескольких метрах и откровенно наблюдают. Чего интересного-то...

Затариваемся продуктами, в отделе "Нью-Йоркер" дочка покупает себе чумового покроя одёжку - что-то среднее между пальто и курткой. Выезжаем в сторону рижского шоссе на Смилтене, проходим его - наконец на трассе к дому!..
Трасса Рига - Псков гораздо менее оживленна, чем Рига - Таллинн, это факт. И фур здесь меньше раза в два-три. Ехать гораздо спокойнее, скорость держу те же 70-80, и за пару часов добираемся до границы. Граница снова совершенно пуста - суббота, вечер... Спокойно проходим эстонскую, затем российскую сторону.
Выехав за последнюю российскую будку проверки паспортов, одновременно кричим "ура"!...
Вытащили машину всё-таки. Вытащили...

P.S. Купленный в Пярну привод сломался вдребезги пополам через 2 недели. На машине продолжал ездить по городу, собирался всё равно загнать её в сервис как раз для того, чтобы снять привод в нормальных условиях, на подъемнике, и посмотреть, насколько пациент жив или мертв. Уже заказал место и время ремонта в сервисе - не доездил полдня, в сервис пришлось машину таки везти эвакуатором.
Но я не в обиде на Аво и его компанию: всё же благодаря их разборке я смог вытащить машину в Россию. А что продают ржавые детали - так они и не скрывают этого и не выдают их за новые. Клиент обычно видит, что покупает.
Закончилась история покупкой всё же нового левого привода в сборе (12.000 руб. привод + 1.000 руб. работа) и установкой его в сервисе.

P.P.S. Машину обкатал уже в следующей поездке. Но это уже совсем другая история...
Tags: Под знаком молнии, путешествия
Subscribe

  • Вопрос по бытовой технике

    Обзавелся недавно новым помощником по дому ). Таким: Выбирал из среднего сегмента - по цене и функциям, читал много хороших отзывов.…

  • Большой водительский отпуск или 3/4 ремонта

    Лучший отпуск водителя - это зимний отпуск, так повелось с давних времен. Зима - время сугробов, время ледяных трасс, время проблемной езды, когда ко…

  • Бег по кругу

    Вот уже вторая половина осени, а из впечатлений, событий, новостей - одни только повторяющиеся картины. Одно и то же - Псков - Таллинн - Рига -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments