Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Categories:

Краски уходящего лета: осенняя Прибалтика - 2016, часть 2

(продолжу рассказ о октябрьском путешествии по Эстонии - Латвии)
...Ночевка с палаткой на стоянке Кейбу, в полукилометре от морского берега прошла благополучно. Купленные перед поездкой спальные мешки российского производства "Чайка TOU-300" выдержали проверку на отлично: при ночной температуре + 4-5 градусов спать в них было совсем не холодно, а в более холодную погоду мы вряд ли и соберемся отдыхать на природу, так что выбор снаряжения оказался идеальным.

Отлично выспавшись, поднимаемся, неторопливо разжигаем печь, готовим завтрак, решив основательно заправиться перед днём, который большей частью собираемся провести на ногах.

3



Вокруг по-прежнему тишина, только треск поленьев в печи, лёгкий шум соснового леса и едва-едва доносящийся звук прибоя. Удивительно, но нет утреннего холодка - вылезать из нагретой палатки было совсем не тяжко.

14

Пока готовится завтрак, отправляемся на берег - надо же хотя бы поздороваться с морем...

6

Дощатая дорожка тянется до самого пляжа. Народу здесь, конечно же, нет совсем - всё же, середина октября. Берег здесь - не слишком широкая бухта, оконечности которой справа и слева вдаются далеко в море.

7

Мрачновато-неприветливое в середине осени, это место, конечно же, замечательно подходит для отдыха летнего. Обширное лесное пространство, длинный полукруглый пляж, закрытый от ветра сходящимися берегами бухты, легкая доступность на машине (и всего километра полтора от ближайшей остановки автобуса) - летом, конечно же, сюда приезжать отдыхать можно и нужно.
А сейчас... сейчас за всё время прогулки мы увидели только бакенщиков, выходящих в море ставить буйки. Вот заведён же порядок - есть купающиеся, нет... - буйки должны стоять...

8

Возвращаемся с пляжа через лес к стоянке. Лес здесь местами "танцующий", как на Куршской косе.

11

А под деревьями - увядающие приметы щедрой в этих местах на лесные дары осени.

10

Проходя через пустую соседнюю стоянку, заметили висящую на сосне странную конструкцию:

9

Что это, догадались не сразу. Смолу собирать? - вроде незачем да и несподручно в такую конструкцию. Ломали головы, пока не догадались заглянуть внутрь и увидели на донышках банок остатки воска.
Люстра!..
Оставили висеть - пригодится другим отдыхающим.

Неторопливо завтракаем; печеная картошка "по-пионерски" - объедение и давно забытое лакомство, а сосиски на настоящем дыме - совсем не то, что магазинные "с дымком", теперь хотя бы знаем настоящий вкус, будет с чем сравнивать... Нагревшаяся печь дает ещё и тепло, и дрова расходует экономно (ветки деревьев на первом кадре - не наша работа, уже лежали, когда мы приехали, а нам хватало дров, заботливо припасенных для отдыхающих Управлением Государственных лесов)...

12

При этом всё напилено-наколото очень мелко, и очень легко растопить печь...

13

И да - всё это за счет и силами государства, а судя по информации с сайта RMK, многие площадки для отдыхающих содержат в пригодном для отдыха состоянии и зимой: чистят дороги от снега, завозят дрова...

Неторопливо собираем лагерь, тщательно убирая за собой: в таких местах поневоле начинаешь делать это непроизвольно... Обходим стоянку, вроде ничего лишнего и ничего не забыли - трогаемся дальше.
Аккуратно вывожу Опель из леса: дорога здесь - новенький асфальт, но очень узкая, со встречной машиной разъехаться проблема. Проселочными дорогами, с по-прежнему отличным асфальтом, возвращаемся на трассу № 9 и сворачиваем в направлении Хаапсалу, цели сегодняшнего дня.

До городка добираемся быстро - от стоянки Кейбу до него всего полсотни километров. Ещё на подъезде к городу темп езды сбивают частые развязки, непременно через круговое движение с очень маленькими радиусами кругов: не хочешь, а сбросишь скорость до 20 км/час, иначе просто не впишешься. Городок встречает нас кварталами частного сектора. Тип застройки напоминает Вильянди: много невысоких 1-2-этажных строений, (2-этажных больше), подавляющее большинство их - из дерева, и почти нет бревенчатых домов - дома в большинстве обшиты "вагонкой". Частный сектор Хаапсалу не так ярок красками, как Вильянди, но именно здесь для себя отметил, насколько уютен может быть такой, казалось бы, скучный цвет, как - серый и его оттенки...

5

Чем примечателен Хаапсалу? Конечно, не в последнюю очередь - историей. Древний остзейский Гапсаль, известный уже с 13-го века, основан и развивался как город в те времена, когда пришедшие на эти земли из Европы рыцари и миссионеры осваивали и застраивали свой Дальний Восток - восточные берега Балтики, строя город за городом, замок за замком, усадьбу за усадьбой... Как и прочие значимые поселения в Прибалтике, Гапсаль то и дело переходил из рук в руки, входя то в состав Эзель-Викского епископства, то Швеции, то России; на эти земли претендовала даже Дания...
Войдя в состав России по результатам Северной войны, он тем не менее более двухсот лет оставался в значительной части населённым этническими шведами, покинувшими город только в 1944-м.
Гапсаль известен и как курорт: первый спа-отель здесь был открыт ещё в 1825 году (!..), сюда ездили все российские императоры, начиная с Николая Первого и заканчивая Александром Третьим, а с проведением сюда железной дороги в самом начале века 20-го город стал и вовсе модным местом морского отдыха.

Сейчас здесь нет железной дороги, хотя, как это ни странно, остался - вокзал, и даже действующий (но о нем позже). Оставшийся небольшим город сейчас - по-прежнему курорт. А ещё - это ворота Моонзундов; отсюда, как и из Пярну, ходят паромы на острова архипелага, на них можно добраться до четырех самых больших: Сааремаа, Хийумаа, Муху и Рухну. Но экспедицию на острова мы с самого начала решили отложить на более тёплое время года, а въехав на улицы города, мы сразу направились к самому его сердцу - епископскому замку.

19

Со стороны входа замок немного напоминает наш около-псковский Изборск: те же светло-серые стены (хотя и разный материал: у нас - известняк, тут - доломит), те же округлые башни. Внутри же разница налицо. Прежде всего, Гапсальский замок - крупнее, это вообще один из крупнейших замков всей Прибалтики. Хотя и не более мощный: толщина его стен уступает Изборской крепости.

20

История его как сооружения военного, схожа с историей замка Феллин в Вильянди: оба создавались примерно в одно время, оба сильно пострадали во времена Ливонской войны, оба исключены из числа действующих крепостей в веке 16-м. И всякий раз удивительно сознавать, как замки такой величины, с сильными гарнизонами, удачно расположенные - могли выводиться из строя при технологиях позднего Средневековья...

23

Посещая один такой замок за другим: Зегеволд, Венден, Феллин, Гапсаль... - не перестаешь удивляться.
Удивляться - тому, что здесь не сложилась никакая страна и не осталась никакая государственность - с тех времён. От Ливонского ордена, от епископств - Эзель-Викского, Рижского, Дерптского, Курляндского.

21

Ведь они шли сюда - да, с крестом и мечом!.. но - не затем, чтобы пограбить и уйти. Они шли сюда не затем, чтобы вывезти всё, что можно туда, откуда пришли и оставить эту землю в запустении. Нет, они шли сюда - насовсем, и накрепко связывали свою судьбу, свою жизнь и жизнь своих потомков на поколения и поколения вперёд - с этими местами. Они устраивались тут на века - плотность замков в Эстонии-Латвии на единицу площади я бы сравнил с плотностью замков в Центральной Европе, а построить замок в те времена стоило огромных, колоссальных затрат - трудовых и финансовых.

8

Тем не менее, на территориях нынешних Эстонии и Латвии (третье прибалтийское государство, Литва, очень рано получила и отстояла свою национальную государственность - Великое Княжество Литовское, поэтому у него была своя судьба и своя история) было построено более 200 замков.
Опираясь на эту развитую сеть, подкрепляя военную силу духовной, неся сюда свою религию, пришедшие с Запада феодалы (да и церковные власти тоже) развивали здесь - торговлю. В отличие от польско-литовских панов, приподнявшихся на войне и живших с войны, немецкое рыцарство не делало основную ставку на военные походы, хотя, конечно же, занималось и ими. Но всё же главное, что они развивали здесь - это торговля.

1

Удивительно, но ещё тогда, 800 лет назад, они уже понимали значение транзита. Торговый путь с Севера на Юг ("из варяг в греки") проходил совсем рядом, путь с Запада на Восток и обратно шёл напрямую через эти земли, а весь западный край Остзейской земли - это береговая черта с массой удобно расположенных портов - либо существовавших уже, либо построенных. Оставалось совсем немного: всего лишь, опираясь на целую сеть замков, городов, дорог - взять под контроль этот транзит, создать наиболее благоприятные (насколько это было возможно в Средневековье) условия для него и для торговли вообще - и можно было совершенно спокойно богатеть, не тратя слишком много сил и не теряя в бесконечных битвах регулярные отряды профессиональных военных. Вот оно, их Эльдорадо - видимое с любой из башен старой крепости...

3

Очень рано поняв значение торговли, уделяя внимание и сельскому хозяйству, уверенно защищая военной силой всю северную и центральную Прибалтику, они всё же проиграли. Почему?
Мне кажется, это произошло по нескольким причинам.
Во-первых, такие территориальные, наднациональные образования (давно известно, что понятием "немец" именовали всех пришедших с Запада, а среди них могли быть кто угодно, от австрийцев до венгров), как ордена и епископство - всё же, по историческим меркам, складывались преждевременно. Даже в более поздние времена такие образования (Австро-Венгрия, СССР) оказались не такими устойчивыми, какими казались всем со стороны. Много сейчас слышно и о непрочности Евросоюза - чего уж говорить о временах 700-летней давности, когда, возможно, одной религии в сплаве с естественным желанием разбогатеть - оказалось маловато для создания прочного государства.

7

Во вторых, конечно, это отсутствие опоры на местное население.
То же ВКЛ ведь было сильно именно тем, что его элита не была оторвана от народа, местные князья и знать были литовцами по национальности и местными уроженцами. В Ливонии, Курляндии, Эстляндии, на Моонзундах - западный рыцарь, епископ, барон всегда был пришлым чужаком, даже когда его род начинал насчитывать по 200, 300, 400 лет жизни на одном месте, в одном замке, поместье, мызе. Но этот барон не становился от этого ни эстом, ни ливом, ни куршем - нет, он всегда был немцем и господином. Здесь многие века словно бы существовало два этноса на одной земле: высший, сперва рыцарско-монашеский, - замешанный на кресте и мече, а позже больше баронский, помещичье-торгашеский, и низший - местного населения, первым заселившего эти земли задолго до пришельцев с Запада. Причем здесь так и не было создано хоть сколько-нибудь теоретически возможных социальных лифтов для местных низших слоев населения (что в той или иной форме всё же было у соседей - Литве, Речи Посполитой и даже России), и конец такой системе двойного населения на одной и той же земле должен был прийти рано или поздно.

2

Ну и, конечно, одна из причин - банальный человеческий фактор.
Все они были людьми, конечно, не идеальными. Их губили человеческие пороки, их (так же, как русских князей домонгольской Руси) губила междоусобица и неумение находить общий язык и приходить к компромиссам ради общего дела. Отношения Ордена и епископств редко бывали дружественными, плюс на Севере поднималась, расширялась и становилась (на короткое время) великой державой Швеция, на Юге было сперва весьма воинственное ВКЛ, а позже - заносчивая и неспокойная Речь Посполитая, с Запада на часть этих земель претендовала ещё и далёкая Дания(!..), а с Востока уже тогда опасались России - и небезосновательно: именно после ударов ливонской войны множество опорных замков Остзейщины уже так и не смогли оправиться.

10

Сейчас здесь тихо. Лишь у одной из стен, разделяющей два внутренних двора, отчетливо можно услышать (мы слышали) тихое тонкое скорбное женское пение: голос Белой Дамы - средневековой девушки, за любовь к монаху замурованной заживо в эту стену (как всякий уважающий себя true-замок, Гапсальский тоже имеет свою легенду). Более того, в августе, во время полнолуния, в окнах замка появляется и её силуэт. Конечно, это не мистика, а больше оптика, зато и замок, и город имеют свой символ, а в дни появления призрака здесь проводят Дни Белой Дамы - с концертами и спектаклями:

213630-199x300
(Фото с сайта газеты "Северное Побережье")

Вот что говорит о себе - сама (!..) Белая Дама:

- Не стоит особо доверять нелепой теории о луне в оконном переплете, создающей оптический эффект моего появления. Это чистый вымысел. Никакая я не лунная тень, а в самом деле я и есть Белая дама. В августе я выхожу потому, что в это время праздник Успения Пресвятой Богородицы. Он мне нравится больше всего. Мне в эти ночи хочется себя показать и на людей посмотреть.

В другое время у меня своих дел невпроворот, не каждый же день здесь бродить. Вы что же, думаете, привидению больше делать нечего, кроме как народ пугать? В последние годы люди почему-то подходят к моему окну все чаще. Ах, я иногда даже тоскую по тем временам, когда весь замок стоял в развалинах. Он так был разрушен и пуст, что мне приходилось проводить августовские ночи совсем одной.

Теперь еще это представление, опять новая постановка, на которую собирается множество людей. Ну да, ведь о моей несчастной истории распространилось так много легенд, что голова кругом идет. У меня даже спрашивали, как же было на самом деле. Но я уже сама точно не помню, ведь это случилось так давно.

Если честно, то я уже не переживаю из-за того, что меня замуровали, ведь я многократно пережила тех, кто это сделал. К тому же, их имена помнят лишь единицы, а о Белой даме наслышана почти половина мира. Рекламирую, как теперь говорят, город Хаапсалу, который вот уже более 600 лет хранит мою легенду и множество других древних и не очень древних историй.

(Текст на табличке, которая вывешена там, где замуровали девушку.)

37

Эта история привлекает сюда многих. Удивительно, но в 10-тысячный эстонский городок на самом отшибе Прибалтики время от времени заезжали разные звёзды мировой рок-музыки. Узнав о легенде о Белой Даме, здесь побывал и отыграл концерт Элис Купер, а 13 лет назад сюда приезжал (и тоже с концертом) даже сам Роберт Плант - с Тынисом Мяги на разогреве :).

А ещё, наверно, в летний сезон здесь больше туристов. В середине октября, кроме нас, по крутым лестницам башен карабкалось вверх и спускалось вниз не больше десятка человек - при том, что на территорию обоих дворов и на одну из башен вход бесплатный, а платный только в музей (6 евро с человека), куда не пошли.

9

А второй замковый двор, словно бы для того, чтобы смягчить, разбить монотонную суровость силуэтов крепости - отдан под... детскую площадку. Устроена она креативно - стилизована частично под средневековые же карусели, и красками своими разбавляет оттеняет мрачноватые контуры замка...

22

...Думаю, мы приехали в Гапсальский замок в самое подходящее время - в разгар осени. Не холодно, нет толп туристов, спокойно всё осмотрели. Да и цвета осени - лучшая рамка для серых доломитовых стен...

Осмотрев замок, выходим в город. Центр Хаапсалу напоминает тот же Вильянди: простая, аккуратная и очень симпатичная деревянная застройка.

24

Осень и здесь своими оттенками замечательно гармонирует с городским пейзажем, украшает его. Тем более, что деревянный центр Хаапсалу не так ярок, как Вильянди, здесь предпочитают не играть сочетанием самых простых цветов, а отдают предпочтение серому, серо-голубому, бледно-жёлтому. И умеют делать это так, что город вовсе не выглядит скучным и унылым - совсем наоборот, он уютен и по-прибалтийски атмосферен.

29

А может быть, всё дело в совсем простых, но до невозможности милых деталях, которыми - это уже по-беларусски! - то там, то здесь украшены городские улицы?..

4

Центр городка образцов, как многие центры таких же городков Эстонии. Просто, чисто, аккуратно и законченно. Вот этого не хватает нашим райцентрам... ну, не скажу за всю Россию, скажу - за нашу область. Нет, нет такого ни в Печорах, ни в Бежаницах, ни в Локне, ни даже в раскрученных Пушкинских Горах (если брать не заповедник, а собственно сам городок).

25

Конечно, на центральной улице можно купить сувениры. Зашли, но так ничего и не выбрали: не любим покупать просто так - надо, чтобы было, что называется, в душу :). А там - не приглянулось как-то, да и цены показались высокими. Хотя на вкус и цвет, как известно... так что будете в Хаапсалу - зайдите сюда, может быть здесь как раз есть что-то подходящее именно для вас...

27

Решив перекусить, заходим в местный кафетерий при продуктовом магазине. Удаленность от России (а Хаапсалу, если не считать городов на Моонзундских островах, наверное, самый дальний от России эстонский город) чувствуется: именно здесь, за все наши поездки, мы так и не смогли объясниться ни по-русски, ни даже с грехом пополам по-английски: не понимала нас не только молодая девушка за стойкой кафетерия, но и другие, более старшие продавщицы магазина. Причем видно было искреннее желание понять и никакого негатива к русским с их стороны, но - увы, пришлось объясняться жестами. Зато кофе, горячий бутерброд и хот-доги она готовила хотя и долго, но изготовила такими вкусными, как сумела...
Вышли из кафетерия всё же не голодными - до вечернего ужина в номере должно было хватить:). В магазине по соседству (то ли антикварный, то ли комиссионный) заметил ещё интересный то ли мопед, то ли велосипед с подвесным мотором: стильная, явно европейская конструкция красивого молочно-желто-белого цвета. Сколько ему лет - пятьдесят, семьдесят? Представляю, как вписывается он в уличный пейзаж такого вот маленького городка...

26

Оставив машину на стоянке у замка, направляемся в сторону берега.
Хаапсалу чем-то слегка напоминает самый красивый райцентр Псковской области - город Себеж, и не только полу-сельским уютом и патриархальностью. Себеж - город-осьминог, раскинувший свои длиннющие щупальца-улицы по холмам меж зажатого озёрами небольшого туловища центра. Хаапсалу - город-медуза, не только растекшийся по берегам двух балтийских заливов Вяйнамери и Лахемаа, но и выкинувший пару своих щупалец далеко в море, да ещё и заключивший меж ними озеро Вяйке.
В сторону этих щупалец и направились: привлекал музей балтийских шведов "Раннароотси", плюс хотелось вообще осмотреть ту часть городка.

Сделали очередную ошибку, не взяв изначально адреса музея. Знали только, что он на самой оконечности одного из вдающихся в море мысов, решили, что мимо не проскочим. С другой стороны: прямо от замка наткнулись на указатели и уверенно пошли по ним.
Довольно быстро вышли на берег озера. Пейзаж - совершенно Себежский. Отличие только - как заметила дочка, множество "онегинских" скамеек.

11

Озеро и берега пустынны: ни лодок, ни гуляющего народа, даром, что было воскресенье... Отмечаем: набережная всё же пустовата, в Себеже она живописнее, а здесь ещё много простора для креатива. Единственная достопримечательность здесь - скромный памятник защитникам заливов, погибшим здесь в годы Второй Мировой Войны:

28

Обойдя полуостров, музея мы так и... не обнаружили. Дошли до конца, упершись в ворота какой-то промбазы, а указатели, по которым шли из центра, неожиданно кончились. Уже после поняли: во-первых, проскочили совсем небольшое здание музея - в обычном частном деревянном доме, неотличимом от соседних жилых, во-вторых, прибрежная часть музея (с лодками и пр.) - осталась на другом "щупальце", до которого мы не добрались.

Сделав в итоге пару лишних километров по частному сектору городка (и найдя на самой оконечности одного из "щупалец" почтовый ящик для отправки открытки в Москву), возвращаемся к машине. Все достопримечательности Хаапсалу сегодня нам всё равно не охватить - оставляем время на вокзал.
Не посетив его, уезжать отсюда не хотелось. Не заблудились хотя бы здесь: от стоянки у замка до вокзала добираемся неожиданно быстро.

30

А интересно здесь то, что вокзал - и действующий, и нет. Поезда отсюда не ходят уже давно, но вместо этого здесь - автовокзал (знакомое слово "bussijaam" после летних приключений запомнилось, ога).

34

Службы автовокзала сейчас все умещаются в левом крыле, а в правом - железнодорожный музей, ради которого и стоит обязательно приехать сюда. Как и в замке, часть его платная, часть - нет. Разрешено заходить внутрь здания бесплатно, выходить на перрон, ходить по путям...

15

Судьба железной дороги здесь весьма печальна. Построенная в начале века и доставшаяся от СССР далеко не в лучшем состоянии, железная дорога сперва подвергалась попыткам ремонтов и реконструкций, но кончилось всё тем, что уже в середине 90-х годов сперва было остановлено движение поездов, а затем собственник дороги, которому она была продана под восстановление, и вовсе кончил тем. что разобрал и вывез рельсы. Так что старая станция, к сожалению, так и не увидела очень красивых (видел сам в Валге) ультрасовременных, закупленных Эстонией в Швейцарии электричек Штадлер, бегающих сейчас там, где ещё осталось железнодорожное сообщение...

Вообще, судя по всему, все три Прибалтийские республики в период Независимости добились каждая своих успехов. Но с железнодорожным сообщением, складывается впечатление, не заладилось у всех - это особенно заметно по ЖЖ varandej, объехавшему года три назад всю Прибалтику и почти не пользовавшемуся пригородными поездами - даже автостоп там иногда был быстрее и удобнее... На железных же дорогах Эстонии бардака хватало и при Первой Республике - свидетельством чему прямо на вокзале станции вывешено такое вот фото:

35

М-да... как говаривал почтальон Печкин: "есть железная дорога почта полевая - а у нас морская будет!.." :-)

6

Выходим на перрон. Достойно примечания само здание вокзала: деревянное, но в отличном состоянии (сохранять здесь умеют). Хотя последние пассажиры приехали сюда поездом больше двадцати лет назад, видно, что за состоянием тщательно наблюдают и за зданием ухаживают. Не знаю уж, какой статус тут больше способствует этому: музея или действующего автовокзала, но что есть, то есть.

12

Читал раньше, что размеры, а точнее, длина галереи (более двухсот метров) поразительна - это действительно так, убедился. Дело в том, что под одной крышей вокзалов здесь - два. В той части, где сейчас "bussijaam" - там изначально и был простой вокзал для обычных пассажиров. А в правой части сразу же строили царский павильон - для проведения банкетов сразу же после высадки из поезда. При том, что последний из Романовых, в царствование которого построены и станция, и сама железнодорожная ветка Кейла - Хаапсалу, тут так ни разу и не побывал, хотя другие члены царской семьи и прочая знать из столиц добиралась - о чем свидетельствуют фото в галерее вокзала.

38

А основные экспонаты музея - напротив, на железнодорожных путях.
Как писал varandej, пути заканчиваются метрах в 200 от станции. Туда мы решили не ходить, а по путям погуляли.

13

Коллекция техники - локомотивов и вагонов - здесь весьма разношерстная. Несколько паровозов, "жемчужина" коллекции - выпущенный в Третьем рейхе BR-52, оставшийся в СССР после войны и переименованный в паровоз серии "ТЭ". Для придания аутентичности во Второй Республике при создании музея паровоз ещё и перекрасили в классический немецкий цвет военной техники "фельдграу".

32

А рядом два хотя и более молодых, но вполне уже почтенного возраста, заслуженных трудяги - ...словно беседуют, вспоминая десятки тысяч перевезённых пассажиров, сотни тысяч километров, пройденные маршруты. И кажется, специально их поставили - так...

33

Не менее интересны и вагоны. Не хватает табличек, надписей, какой-то истории, хотя бы года выпуска - здесь ещё хватит работы для приведения музея в божеское состояние. Вот над этими вагонами мы долго ломали головы, какой они эпохи хотя бы и какой страны выпуска. Что-то немецкое, нет?.. И - послевоенное: до войны, вроде бы, вагоны были короче...

35

А напротив - прямо экземпляры из набора мечты всех советских мальчишек, немецкой игрушечной железной дороги фирмы PIKO. Такие были у меня в детстве (часть осталась до сих пор), и всегда удивляло, зачем в ГДР делают такие маленькие вагоны - на наших-то дорогах уже тогда таких было не увидеть...

31

Прогулялись и внутри здания вокзала, но там - на любителя: несколько агрегатов в углу зала...

18

...и фрагменты той самой игрушечной железной дороги на подоконниках.

17

В платные залы (4 евро с человека за просмотр документов, фрагментов оборудования и обмундирования), как и в замке, не пошли. Уже вечерело, а до места ночлега оставалось почти 100 километров - решили двигаться дальше.
Как и во многих других местах, в наших блиц-поездках мы многое оставляем "за кадром" даже для себя. Не хватает времени, а иногда - большей точности планирования. И - мы не устаем открывать для себя новое: столько всего интересного вокруг, даже в таких вот маленьких городах, как Хаапсалу, открытый нами для самих себя дай Бог если наполовину.
Что ж, это лишний повод вернуться сюда (тем более, не забываем - ворота Моонзундов!..).
А пока - проезжаем городские окраины и выезжаем на шоссе № 31 - по направлению на Пярну!..

16
Subscribe

  • Бег по кругу

    Вот уже вторая половина осени, а из впечатлений, событий, новостей - одни только повторяющиеся картины. Одно и то же - Псков - Таллинн - Рига -…

  • Радио онлайн

    То, что в Интернете давно уже существуют и Интернет-радио, и Интернет-ТВ, я, конечно, знал - и тоже давно. Но как-то никогда не вникал, как это…

  • Повседневное

    Сижу дома после последнего рейса. Фирма работает. Старую, подменную машину сдал, водительскую карту получил. Звоню в фирму, которая занимается…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments