Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Category:

КАЛЕВАЛА. ТИР-клуб, Псков, 4 ноября 2017

КАЛЕВАЛА хороша, как всегда - кажется, у них просто не бывает неудачных концертов. А вот звук в ТИР-клубе на удивление испортился. Так всё-таки нельзя, на дворе второе десятилетие 21-го века, такой звук был бы приемлем лет 20 назад, а не сейчас. И - респект и уважуха штатному звукорежиссеру группы, вытянувшему из ТИРовского аппарата, кажется, всё возможное.

А ещё, оказывается, на почти двухгодовалый смартфон "Асус-Зенфон-2" можно даже снимать видео на концертах. И кое-что даже можно разобрать и расслышать. Видео темновато, в реальности так не было - света и эффектов вполне хватало.





Зал на удивление был полный - редко-редко сейчас бываю на концертах, но даже и не припомню, когда последний раз видел битком набитый народом клуб. И это на концерте, всё-таки, метал-группы!.. Странный для человека, отошедшего от музыки, факт: группы нет в радиоротациях и ТВ-эфире (мне не попадалась), но к 10-летнему юбилею и к выходу пятого по счету альбома "Метель" - их, оказывается, хорошо знают.

В Псков они приехали, потеряв буквально две недели назад отыгравшего несколько лет басиста. Народ требовал песен с нового, только что вышедшего альбома (и их уже знают тоже!..), но группа была вынуждена играть только те песни, которые успел выучить басист новый, Михаил Крон - к чести последнего, таких тоже оказалось целых 22 штуки. С "Метели" было сыграно буквально пара песен, остальное - сборная солянка разных лет: всё хорошо знакомое, всё давно уже понятное и принятое, всё воспринимаемое одинаково ровно "на ура" всеми, собравшимися вчера в зале - и скоростные "боевики", и полуакустическая лирика.



Странное у меня отношение к КАЛЕВАЛЕ. Единственная группа, которая нравится сейчас, концерты которой стараюсь не пропускать. Последняя на сегодня группа, которую открыл для себя - после них так никто всерьез больше и не понравился. Группа, о которой так и не смог рассказать в рецензиях (в те времена, когда ещё писал их). Именно на альбоме КАЛЕВАЛЫ решил отойти от участия в музыке и уйти в область чистого кайфа - и это и сейчас кажется правильным.

Слушаю их от альбома к альбому - и кажется, им удалось то, что удается немногим. Они уловили, вольно или невольно, свой золотой период и остаются в нем уже долго - конечно, и развиваясь, но не уходя далеко в сторону от найденной однажды дороги. И это кажется очень правильным - в данном случае, особенно когда им удается создавать и создавать новые песни, выпускать альбом за альбомом, снимать клип за клипом - и всякий раз, слушая их новые песни, сознаёшь: это - как раньше, это - не скучно и это - не надоедает.

Всякий раз слушая новое, становится интересно наблюдать, как они берут своё - везде, где увидят своё. Это могут быть песни казачьей вольницы, чисто народные песни, либо переложенные на свою музыку стихи известных поэтов вроде Анны Ахматовой или Николая Рубцова (а такое сделать интересным вообще невероятно сложно и удается крайне немногим). Это может быть творческая переработка эпоса - финского, славянского. И конечно же, большинство песен - это всё-таки собственное творчество музыкантов, точнее основного созидательного тандема группы: автора текстов и вокалистки Ксении Маркевич и гитариста Никиты Андриянова.

В любом случае, КАЛЕВАЛА - это всегда насыщенный драйв, даже в самых лирических песнях. Это всегда подчеркнутый, ярко выраженный, кажется, даже чуть вызывающий мелодизм любой из песен. Это всегда композиционно очень плотные песни, без пустот и проходных мест, и каждый фрагмент любой из песен - не просто так и всегда к месту. И это всегда хорошие, яркие, эмоциональные и понятные тексты, далёкие от модного до сих пор штрихового смысла.
Всякией раз слушая новое, становится интересно наблюдать, как они мастерски обыгрывают кажущиеся не слишком ритмичными тексты. Кажущиеся слегка неровными строчки ложатся в музыку так, что эта неровность совершенно пропадает в песне. Такое бывало раньше, такое встречается и на новом альбоме. Характерный пример - новая песня "Падал Снег": презентационное видео смотреть тем проще, что оно сопровождается титрами с текстом. Попробуйте послушать и - интересно, какой поэт имеется в виду во втором куплете (или это собирательный образ)?..



Дома зашёл спор, имеет ли творчество КАЛЕВАЛЫ (и вообще творчество современных фолк-музыкантов) к настоящему фолку? Спор вообще старый и не наш - об этом много говорили и писали ещё когда лет десять-пятнадцать назад появилось понятие "нео-фолк" и группы, использующие фольклорные тексты и мелодику, стали появляться как грибы после дождя во всём диапазоне жанров - от чистой акустики, исполняемой на аутентичных, насколько это возможно, инструментах до паган-металла. Не будучи специалистом, не берусь до конца утверждать, за кем здесь правда. Но мне кажется, что фолк (музыкальный, текстовый) - это всё же не только то, что тем или иным способом донесено из глубины веков и исполняется (сохраняется, передаётся дальше) в неизменном виде. Мне кажется, что фолк всё же не мёртвая музыка, раз и навсегда написанная 200-300 лет назад (вряд ли сохранились и донесены до современности неизменными более ранние источники).

Мне кажется, фолк всё же имеет право на развитие, и песни в этом стиле не обязательно должны быть написаны в прошлые века - их вполне могут писать и сегодня, сохраняя мелодику, общую стилистику и дух.
Если это так, тогда песни КАЛЕВАЛЫ - это фолк настоящий. Но может быть, это не так и важно. Важно, что они уже десять лет пишут правильные песни - красивые, сильные, мелодичные, драйвовые, умные и душевные. А альбом "Метель" появился очень вовремя: когда-то их сингл "Сон-Река" озвучил мне лето 2011-го года. И я знаю уже, что будет озвучивать мне зиму 2017-2018.

Tags: музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments