Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Categories:

Янов день в Рокка аль Маре: праздник таллиннского лета

Увидеть хороший фольклорный праздник хотелось давно. Такой праздник, где основа всего - правильная атмосфера, ощущение преемственности традиций и естественность происходящего. Посещая в разные годы подобные действа в России и Беларуси, мы уже устали неизменно разочаровываться увиденным, и очень хотелось сравнить то, как делают это здесь, где праздники назначаются сверху - с тем, как делают это там, где праздники идут от корней, где связь времен умеют сохранять, где многие, если не все, знают смысл ритуалов, где отмечают их весело и душевно.

Праздник Иванова дня / Купальской ночи широко никак (почему-то) не отмечается в России - зато он очень популярен в Прибалтике, имея везде свои названия. Если в Латвии это праздник Лиго, то в Эстонии - Иванов, или Янов день, по-эстонски Jaanipäev, и отмечается он одинаково в самый длинный день / самую короткую ночь года. Планы же наши на июнь складывались так, что мы так или иначе собирались оказаться в Таллинне в конце месяца - и, конечно, не остаться в таком случае на праздник было бы неправильно совсем.

Отзывы о праздновании в Прибалтике Янова дня последних лет неизменно упоминают одно - чаще всего именно в этот день трудно рассчитывать на хорошую погоду. Чуть-чуть не получилось так же и на этот раз: едва пройдя Нарву, мы начали пересекать один за другим узкие дождевые фронты, чередующиеся абсолютно сухими полосами трассы. И было непонятно, какая же погода впереди - хотя прогноз вроде бы обещал в Таллинне тёплый и солнечный вечер.

30



Впрочем, к Ляэне-Вирумаа хорошая погода установилась окончательно. На нашей любимой стоянке на трассе, где традиционно пьем кофе перед Таллинном, обычно горизонта толком не разглядеть. В этот же раз можно было даже увидеть очень вдалеке сушу, вначале ошибочно принятую нами чуть ли не за финские берега. Конечно, их отсюда было бы никак не увидеть - ширина Финского залива в этом месте более 100 км. Лишь дома по карте определил - скорее всего, это российские острова Большой и Малый Тютерс, расположенные посреди залива между эстонским и финским берегами...

1

На Янову ночь костры жгут по всей Эстонии - этот праздник здесь второй по значимости после Рождества - и симметричен Рождеству (самая короткая - самая длинная ночи). В Таллинне точек праздника должно было быть целых четыре: в русском районе Ласнамяэ, на пляже Штромки, на городском стадионе и в этнографическом музее Рокка аль Маре. Остановились на посещении последнего варианта, несмотря на то, что он был и самым дорогим (вход 14 евро или примерно 1.040 руб по курсу на тот день). Зато так убивали сразу нескольких зайцев: попадали в музей, осмотреть который собирались давно, попадали на сам праздник - с песнями, танцами, кострами (их обещали целых четыре) и разнообразной едой, и ещё попадали на концерт - было обещано и несколько сцен с выступлениями музыкантов. В общем, как раз тот случай, когда знаешь, за что платишь деньги.

Уровень организации видно было сразу, при подъезде к музею: охраны как таковой не было (и полиции тоже, и весь вечер её не было видно, ни одной машины или человека) - но были распорядители. Медленный караван машин распределяют по парковкам - нас тоже вежливо направляют чуть в сторону, там следующий распорядитель показывает заезд, а ещё один - расставляет подъезжающие машины - и все встают правильно, и никто не занимает два места, не перекрывает никому выезд...

43

А праздник начинается от самой парковки. Покупаем билеты (дочку даже пустили по российскому студенческому билету, продав льготный билет за 7 евро), проходим на территорию. Вовсю уже работают торговые точки, и много людей - но свободного места ещё больше, так что нет и толп.

3

Что вообще такое музей в Рокка аль Маре, отмеченный скучноватой приставкой "этнографический"?.. Лучше всего его характеризует достаточно современное определение "скансен", пошедшее от первого такого музея в одноименном шведском городе. В общем и целом, это музей под открытым небом, где постепенно собираются исторические постройки, перевозимые сюда из разных уголков страны и бережно сохраняемые в первозданном виде. Постройки эти в подавляющем большинстве случаев крестьянские, реже помещичьи (баронские), но в любом случае - сельские.
Ну а Рокка аль Маре - всего лишь определение места. Переводится как - "скала у моря".

4

Гуляя по территории, невольно сравниваем таллиннский скансен с рижским. Рижский больше, и намного - там 200 с лишним строений против 70-ти здешних. Таллиннский - камернее и показался чуть более разнообразным. Плюс чувствуется, что хотя и там и здесь Прибалтика, но местности всё-таки разные. Совершенно очевидно, что в Эстонии намного доступнее был - камень (плитняк, доломит, булыжник) - поэтому насколько в Латвии камень в сельских строениях 200-300-летней давности присутствует в количествах незначительных - настолько его много здесь.

9

И конечно, одно из основных отличий скансена таллиннского - это расположение на берегу моря.
Рижский музей также раскинулся вдоль водоема - там это озеро Юглас - но, конечно, никакое озеро по ощущениям не сравнится с настоящим морем. Очень непривычно и необычно, когда идёшь от одной группы строений к другой по лесной тропинке, совершенно такой же, как в домашних лесах, и вроде вокруг всё такое же - вот только очень непривычно чувствовать постоянно дующий меж сосен ветер, несущий четко ощутимую морскую свежесть.
А как иначе? Море - оно прямо вот здесь. Рядом. В нескольких десятках метров.

29

А в море у берега даже плавают лебеди. Странно, никогда не видели их раньше - в море, всегда только на прудах и озерах...

5

И есть параллели с посещенным нами в декабре ещё одним, совсем маленьким скансеном на другой стороне Таллинна - рыбацкой деревней в Виймси. Только там всё выглядит всё же чуть естественнее - там на берегу моря именно музей рыбацкого быта, здесь же - на таком же берегу - собраны именно крестьянские постройки из глубины страны.

33

Всё время удивляют эти тростниковые (?) крыши - толстенные, очень высокие (дающие внутренний объём? как, интересно, отапливали его в холода?..), очень длинные. Таких совершенно не видел в России, хотя, казалось бы, расстояние здесь небольшое, но строили по-разному.

32

Внутрь построек можно заходить, оформлены они оригинально - во многих из них сохранен нехитрый интерьер 100-150-летней давности, а где его нет - обошлись остроумно изготовленными макетами:

31

В одной риге в углу - картинка с котом, за которым спрятан... магнитофон, издающий мяуканье, в другом - оригинально изготовленные вертушки - интерактив на тему "собери народный костюм".

28

Судя по собранному здесь количеству, непременным атрибутом любого более-менее крупного хутора Эстонии была - мельница. Их много (в разной степени сохранности) сохранилось и просто по стране, их много и здесь, в музее.

15

Капитальных, голландского типа (с поворотной верхушкой) здесь. кажется, нет совсем (или не заметили) - в основном все самого распространенного в Прибалтике типа - цельно-поворотные, где вся конструкция насажена на основание и с помощью рычага весь корпус можно развернуть по ветру.

20

Сохранили здесь и сооружение, издали напомнившее нам - то ли деревянную церковь, то ли колокольню, на самом деле оказавшееся пожарным сараем - такие заводили здесь в начале 20-го века. Внутри хранили пожарный инвентарь, а вышка служила вовсе не для обзора, а для развешивания и сушки пожарных шлангов.

23

А в уединении за деревьями прячется ещё одно строение, внешне совсем не отличающееся от других жилых и хозяйственных помещений. Но отличается внутренне: так сразу и не скажешь, что это - церковь:

24

Не запомнил, к какой ветви христианства она относится (лютеранская, протестантская...) - но внутри она выглядит - очень уютно и душевно. Где-то читал, что православные и католические сельские церкви так или иначе стремились строить с относительно роскошным внутренним убранством - специально, чтобы крестьянин, вступая внутрь, словно бы попадал в другой мир. А протестантские наоборот убирали все лишнее - чтобы ничего не отвлекало человека от беседы с Богом...

25

Чем хорошо посещение Рокка аль Маре именно во время праздника - так это тем, что сегодня здесь можно увидеть кусочек сохраненного эстонского прошлого - не в статике, как в обычные дни - а в динамике. На каждом отдельном хуторе, дворе, у отдельных строений - всё время что-то происходит.
Вот мастер-класс по рукоделию от хранительниц секретов ремесла:

17

На самом деле, народу он собирает больше - просто ждал, когда люди отойдут в сторону, чтобы сделать более-менее свободный кадр. А там - люди интересуются, подходят, пробуют делать самостоятельно...

38

Хватает простых развлечений и для детей - и они тоже пользуются популярностью:

10

В лесу между хуторами сделаны длинные шалаши - через них с удовольствием, шумом и смехом лазает и бегает ребятня. Жена замечает - действительно, как здорово было бы увидеть такие постройки - в детстве, и поиграть в них.

37

Ещё одну из традиций Иванова дня можно увидеть на хуторе Рооста:

12

Посмотреть, для тех, кто хочет быть просто зрителем, можно со стороны - из прохода соседней постройки. Но даже отсюда всё выглядит как и положено - загадочно, таинственно и атмосферно:

13

А изнутри можно поймать и такие кадры. И кажется, пожилая женщина на этом фото выглядит как-то спокойнее и умиротвореннее, чем множество её ровесниц - по эту сторону границы.

2

По всей территории музея, в дополнения к старинным постройкам, у входов в них развешаны короткие, но колоритные описания старого быта - иногда довольно забавные:

18

И старое здесь органично смыкается с новым - даже и в технике. Как специально, рядом - два экземпляра легких коммерческих фургонов, одного типа, одного назначения, только между ними более полувека как минимум...

7

В отчетах разных лет о праздновании Янова дня неизменно встречал упоминания множества простых зрителей в национальных костюмах. Странно, но в этом году их как раз очень мало - в народной одежде пришли совсем немногие.

8

Единственное, где их много, так это на площадках народного танца. И здесь, конечно, выступают организованные коллективы. Смотреть их выступления неожиданно оказалось совсем не скучно. Танцевали под народную музыку пары не слишком стройно, и было видно, что они поддерживают лишь основной рисунок танца, не заботясь о синхронности.

35

Зато выглядело всё это очень живо и главное - естественно. Чувствовались неподдельные эмоции, чувствовалось, что танец нравится им самим, было видно, что их забавляет эта игра - игра в предков, в их обычаи, в их манеру развлечений, сохранившуюся с давних времен.

14

А народа всё больше скапливается у берега моря, где уже зажигают первый костёр.



Костры здесь, как и всё остальное, небольшие, по-эстонски уютные, домашние и опять же - камерные. Люди тихо собираются вокруг, смотрят на пламя. Тепло костра разгоняет подступавшую вечернюю прохладу, и атмосфера создается самая правильная и уместная - теплая и душевная.

36

И практически совсем - ну, почти! - не слышно русской речи. И это очень нехарактерно для Таллинна, города, в котором более трети населения - русские, в котором русскую речь можно услышать везде - но её почти не было сегодня здесь. Это всё время удивляло: разве Янов день - чисто эстонский праздник?..

39

Обойдя территорию музея, возвращаемся на центральную поляну. Как водится на таких праздниках, развернут ряд палаток с едой-напитками. Цены "праздничные": выпечка - от 2 евро за шт., шашлык - от 10, стакан пива - 4-5 евро. Ограничиваемся заказом хот-догов в одной из палаток (3,5, 4 и 5 евро - от вида начинки) и удивительно, но продавщицу сразу узнал - та же самая девчонка, что продавала нам шаверму год назад, на фестивале уличной еды...
Пивных точек, кстати, было много по всей территории музея, но при этом не было пьяных. Вот не было совсем!.. Лишь однажды заметили явно перебравшую парочку - да и те боком-боком пробирались к выходу... И не валялся нигде мусор, и не раскидывали пластиковые стаканы и пивные банки...

21

А на концерт сегодняшних хэдлайнеров - группы ULTIMA THULE - народу собралось прилично.

26

А концерт начался точно по расписанию. ULTIMA THULE, правда, оказалась не шведская, а местная, эстонская: не эта, а эта, то есть фактически ветераны эстонской сцены, одно время аккомпанировавшие ещё в 80-е годы известным эстонским певцам Яаку Йоале и Тынису Мяги.

27

Впрочем, вполне возможно, эстонские рокеры оказались на этом празднике даже более уместны, чем шведские викинги, и народ слушал их с удовольствием. Давно отвык от такого рода картин: под рок-группу - не танцуют, не слэмят, не тусуются - нет, её просто - слушают. Слушают с удовольствием, песню за песней - и народ только прибывал...

А музыка группы - что-то совершенно махрово-олдскульное, из 70-х, если не глубже. Но - качественное и благородное, как хорошо выдержанное вино. Классический хард-рок сменялся вязким и тягучим, как патока, ритм-энд-блюзом, ритм-энд-блюз - тяжёлым рок-н-роллом, и всё это напоминало не то Nazareth образца 1991 года (виденный мной в тот год на концерте в Питере), не то лучших времён Uriah Heep. На телефон даже удалось записать порядка шести минут вполне пристойного видео, т.е почти две песни - сколько хватило остатков памяти на карте.



А костры Яновой ночи всё ярче разгорались то там, то здесь, подсвечивая задний план концерта.

40

Шум сосен, яркое пламя костров, свежий ветер с близкого моря, безмятежно-доброжелательные лица людей вокруг и озвучивающий всё это старый добрый рок-н-ролл - лучшего народного праздника я даже не припомню.

41

Уже направляясь к выходу, услышали наконец русскую речь: люди обсуждали праздник, и замечали, что - маловато динамики и драйва.
Не знаю. Мне кажется, они были бы здесь - именно здесь, в Рокка аль Маре - даже и лишними. Не та обстановка, не та атмосфера. Мне кажется, устроители как раз почувствовали её и устроили праздник совершенно сообразно месту. И - праздник стоил каждого цента, потраченного на билеты.

Ну а для сравнения - на будущий год, наверно, попробуем этот же праздник, уже под названием Лиго - посмотреть в Риге. Судя по отзывам, там было всё совсем по-другому.

P.S. А по ночной дороге через всю Эстонию, от Таллинна через Тарту и Выру, до самой Лухамаа - вся страна действительно светилась кострами Яновой ночи. Они горели и в два, и в три часа, и это было безумно красиво и волшебно - к сожалению, снимать это не получалось совсем. Оставалось только любоваться совершенно непривычной для нас картиной.
А всем, кто не видел этого, советую: на следующий год, на Jaanipäev - приезжайте в Эстонию! Где бы вы не оказались в этот день и в эту ночь, уверен - вы не пожалеете об этом.

42
Tags: путешествия
Subscribe

  • RAGE OF LIGHT - "Lead The Riot"

    Песня прошлого месяца для меня - однозначно, "Lead The Riot" от RAGE OF LIGHT. Потеря харизматичной вокалистки нимало не смутила лидера группы…

  • В поисках звука

    Когда пытаешься улучшить домашнюю аппаратуру для воспроизведения звука, главное - не впасть в аудиофилию. Понял это, побродив по аудиофильским…

  • Дети безвременья

    Разбирал дома всякое-разное, наткнулся на одно старое фото. Захотелось поделиться... и отметить здесь. Просто для памяти. Это апрель 1993 года, фото…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments