Алекс Драйвер (aleks_driver) wrote,
Алекс Драйвер
aleks_driver

Category:

Музыкальный отпуск

На недельный отпуск, прикатившийся сам собой по графику отпусков, особенно ничего не планировал - мелкие домашние дела, не более. Ну, ещё отоспаться. Закончить отчет о поездке на Моонзунды (в процессе). Вообще, сбить ритм рейсов последних месяцев. А отпуск получился - музыкальным.

Во-первых, написал рецензию для интернет-портала "Наш Неформат". Вернее, закончил - начата она была раньше, но было не продолжить: не шли слова, не складывались фразы... Хотя готовился давно - отслушал материал, почитал интервью... Вчера наконец прорвало - слова сложились, и получился материал, дающий представление о проекте - что для малоизвестных имён, мне кажется, важно уже само по себе.

Катализатором же этого послужил ютуб-канал с модно-молодёжным и броским названием "БРЫЩ!", ссылку на который подкинула дочь.
За эту неделю не раз обсуждал - и конкретно этот канал, и вообще каналы как явление - с несколькими людьми, и обнаружил, что это явление мало кто приемлет как таковое. Надо сказать, сам плотно столкнулся с ютуб-каналом не впервые - и раньше они не шли мне тоже. Я отсматривал каналы по ремонту машин, по выбору гаджетов и фототехники - кажется, вменяемым мне попался всего один, на тему фото, но подписываться не стал за ненадобностью - не сижу в теме.
Так вот, о каналах (и новой - для меня - музыке).

Насколько понял, ютуб-канал - это своего рода видеоблог. Некая замена, с одной стороны, письменным постам соцсетей (ЖЖ в первую очередь), с другой, в какой-то мере - даже и телевидению. Плюс оперативная обратная связь: зачастую авторы канала в следующем ролике отвечают на комменты предыдущего, а то и участвуют в обсуждении в тех же комментах. Получается не одностороннее вещание, как на ТВ, а всё же диалог - со всеми плюсами видеоряда.

Главные возражения, что услышал (не от одного человека) - это не для всех приемлемый формат "говорящей головы". Но подумав, посмотрев ещё, понял: здесь всё же не та "говорящая голова", что в телевизоре. Здесь хотя и не прямой эфир, но всё же некий вариант общения - из-за оперативной (иногда исчисляющейся несколькими минутами) обратной связи. И ещё поймал себя на том, что вот эти материалы в письменном виде (эти же самые, этого же автора) - вот читать бы не стал. Ну не стал бы. Показалось бы скучным. А в формате канала... ну, словно разговор с собеседником - живой, с эмоциями, своим мнением и своим правом на ошибочность этого мнения. И иметь возможность, как и в соцсетях, сразу же высказаться в ответ.

Главное, чем мне (на данный момент) помог "БРЫЩ" - он словно прорвал для меня некую плотину.

Я ведь так и не смог уйти далеко от музыки. Как ни пытался. Не получилось. Лет 10 назад казалось - всё: в группах отыграл, альбомы с разными людьми позаписывал, понаписал кучу статей - кажется, и хватит. Музыка меня во многом сделала таким, какой я есть... - ну, вроде вот: долги отдал. Да и из тренда вышел. Но вот проблема: мне по-прежнему хотелось уже не играть музыку или писать про неё, но - слушать. Но с этим было сложнее.

Главное - я не понимал, что слушать. Старое давно надоело, я не могу в сотый раз переслушивать одно и то же, а новое... Нового - хотелось (хотелось всегда), но я не понимал, где его взять. Вроде масса имён [в интернете], берёшь одно, другое - не цепляет, как раньше. Бывают исключения (те же КАЛЕВАЛА, V СТИХИЙ), но редко. Очень редко.

В последние пару лет потянуло на тяжёлую музыку - с чего, собственно всё и начиналось ещё в середине восьмидесятых. Но и здесь было непонятно, с какого конца подступиться: имён много, как найти свои среди всего этого?.. Случайно наткнулся на ВК-сообщество "Любители метал-групп с женским вокалом". Показалось - моё: я очень люблю, всегда любил - игру на контрастах. Синтез. А здесь как раз тот случай: металл с женским вокалом - скрещение брутальной основы с женской сущностью (и это секс, да). Стал отслушивать, подписываться не стал - много шлака. Много искусственных групп, где мужское начало и женская суть - есть, а секса, слияния - не происходит. Но иногда там попадались жемчужины - вот как предмет сегодняшней рецензии. Были и серьёзные вроде бы имена, но понять, кто есть кто, всё же было сложно.

Помог именно "БРЫЩ", ведущая которого Алеся в своих выпусках (а я отсмотрел их уже большинство) то и дело называла то одну, то другую группу, названия большинства которых я уже слышал. Но она очень четко и понятно, буквально в нескольких словах характеризовала эти имена - и они становились понятными, их захотелось открывать. Помог и её видеоотчет с поездки на крупнейший в мире фестиваль тяжёлого рока "Wacken Open Air", каждый год проводящийся в Северной Германии около небольшой деревни Ваккен. Отчет я просмотрел уже раз пять, и, наверное, не последний. Отсмотрел и пару других материалов с Ваккена, и сейчас жутко обламываюсь, понимая, что мне туда вряд ли удастся попасть: агентство "МьюзикТур" продает билеты на Ваккен-2019 с проживанием в кемпинге - за 50.000, а в гостинице - за 70.000 (это с проездом туда-обратно через Финляндию-Швецию-Данию, проживанием и посещением всех четырёх дней фестиваля и возможностью увидеть в одном месте выступления 150 лучших метал-групп планеты). Конечно, по здравому размышлению такой суммы мне не собрать (а уж если ехать не одному - и подавно).

Но остается музыка, новая для меня, которую я слушаю и закачиваю себе уже несколько дней подряд.
Основное открытие - классический металл не умер. Тогда, в начале 90-х, когда на смену мелодичному хэви пришли немелодичный трэш, вязкий гранж и мутная клубная альтернатива - я понял, что тяжёлый рок в своем развитии от меня ушёл: я не воспринимаю немелодичную музыку совсем. Те же немногие, кто пытался делать вид, что на дворе после восемьдесят девятого наступил восемьдесят десятый, а за ним восемьдесят одиннадцатый и соответственно пытались переигрывать АРИЮ... - выглядели смешно и неубедительно, а исключений, вроде тех же V СТИХИЙ, было исчезающе мало.

Окунувшись же сейчас в новые имена, я понял, что любимой мною музыки - много. Очень много.
Кое-что впрямую всё-таки открыла мне Алеся (и сейчас будет, наверно, много видеороликов, которые, конечно же, никого не обязываю смотреть, но буду рад, если читатели оценят, как и я).

В первую очередь, конечно же, это шведская группа AVATAR.
Блин. Блин, блин, блин!.. Я уж думал, что так уже не делают. Или, если делают, то это - не работает.
После Элиса Купера, после KISS (и сколько лет назад это было свежим?) - разве может сейчас работать тяжёлый рок с элементами старого доброго глэма?...
А оказывается - запросто.

Йоханнес Эккерстрём и компания подходят к своему творчеству не со стороны музыки или текста - а со стороны шоу. AVATAR, будь это хоть клип, хоть живое выступление - это всегда костюмы, это всегда пантомима, это всегда театр - яркий, мощный, живой, брызжущий эмоциями и неподдельным, настоящим весельем - хотя в клипах они рассказывают иногда и полагающиеся тяжёлому року "страшилки". Развязки сюжетов их историй не всегда понятны - но их всегда интересно смотреть. При этом на высоте и музыкальная сторона - от мощного, современного разлива металла до утяжелённого рок-н-ролла а ля KISS. И главное (для меня) - в большинстве песен AVATAR убедительно мелодичны.
Смотрите, какая прелесть:





Второе открытие - шведская же группа GHOST. Забегая вперёд: заметил, что всё понравившееся мне в последнее время - группы Северной Европы: Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, Голландия. Метал-группы юга (Италия, Испания, Франция и т.д.) - не впечатляют вообще никак: ну, северный я человек. Как почти ничего не нравится и из американского металла.
Так вот, о GHOST.
Наверно, о них надо писать осторожно - с другой стороны, тот же БРЫЩ пишет о них регулярно, и вроде ничего плохого не происходит. Попробую.
Здесь надо начать, как и об AVATAR: я уж думал, что так уже не делают. Или, если делают, то это - не работает. А оказывается...
GHOST тоже идёт не от музыкальной составляющей - но даже и не столько от шоу, как AVATAR. Здесь - создание мифологии и идеи.

С самого начала лидер группы ставил главным условием - полную анонимность музыкантов!.. За всё время существования группы, которой в этом году уже 10 лет, все музыканты выступают - в строгих одинаковых костюмах и железных масках, закрывающих не только лицо, а большую часть головы. Исключение - лидер группы, скрывающийся за псевдонимом Papa Emeritus и выступающий в мантии и тиаре кардинала. По созданной легенде, члены группы изображают безымянных гуллей, а лидер - анти-Папу. Настоящие имена всех участников до самого последнего времени не попадали ни на обложки альбомов, ни в СМИ, ни даже в интернет.
Идеология же группы, тексты - оккультизм и сатанинские темы.

Сама по себе музыка группы - красива, выдержана и строга. Это вообще на грани рока, поп-музыки и, пожалуй, даже госпела: совсем не забойно, мелодично, торжественно. И - очень красиво.
При этом группа никакая не подпольная, а вполне заслуженная: победила в номинации "Прорыв года - 2012" по версии известного журнала "METAL HAMMER", в 2014-2015-х годах получала премии Grammis Awards (шведский аналог Грэмми) в номинации "лучший хард-рок/металл-альбом", а в 2016-м получила и саму премию Грэмми в номинации "лучшее металл-исполнение" - и это при том, что никаким настоящим бескомпромиссным металлом в музыке GHOST вообще не пахнет.

Оценить это можно в клипе на песню "Square Hammer" (стилизован под черно-белое кино США 20-х-30-х годов) и по выступлению на вручении премии Грэмми. Это красиво, мелодично и атмосферно...





Я подозреваю, на будущий год может случиться нехилый скандал.
Дело в том, что летом 2019-го в Россию в рамках очередного мирового тура приезжает METALLICA.
И в качестве разогревающей группы маэстро Хэтфилд выбрал именно группу GHOST.
Интересно, GHOST вообще пустят в Россию? При наших-то реалиях? А если папа Хэтфилд откажется играть без папы Эмиритуса?.. Посмотрим?..

Следующим пластом музыки, который начал осваивать, стал симфо-метал.
Таких групп очень много в вышеприведённом мной ВК-сообществе: женский вокал в тяжёлой музыке лучше всего укладывается в рамки именно этого стиля. И, как уже упоминал, не всегда это получается гармонично, зачастую синтез сделан искусственно и попросту не работает должным образом. Лучше всех в этом стиле преуспели именно северо-европейские команды, имена которых я знал и раньше, но как-то пропускал мимо - а зря.

По порядку.
Это голландская группа EPICA с вокалисткой Симоной Симмонс. Отличительная черта музыки - в названии: стиль группы называют ещё "эпический металл". Конечно, сразу же представляется нечто донельзя пафосное, но всё-таки нет: здесь музыкантам хватило чувства хорошего вкуса, им всё время удаётся ловить эту грань провала в этот самый безнадёжный пафос. В результате получается мощно и, опять же, очень красиво.



По такому же пути идёт и норвежская группа SIRENIA. Сочетание классически-жесткой, холодно-северной тяжёлой музыки и опять же женского вокала в очередной раз даёт превосходный результат. Кто-то считает SIRENIA даже излишне мелодичной, балансирующей на грани уже не пафоса, а просто откровенного провала из рока в поп-музыку, но и здесь, я думаю, группа всё время не переходит за эту грань. Песни стали звучать ещё сильнее в последнее время, с 2016-го, когда в группу пришла настоящая французская оперная певица Эммануэль Зольдан.

К слову сказать, заметил, как глобализация влияет и на национальную принадлежность групп. Если раньше мы знали, что JUDAS PRIEST или IRON MAIDEN - это Англия, ACCEPT или SCORPIONS - Германия, а METALLICA - США, то сейчас уже трудно сказать, откуда та или иная группа. В SIRENIA - франзузская вокалистка, AMARANTHE - группа шведско-датская, в как-бы-шведской ARCH ENEMY - канадская вокалистка и американский гитарист. И если взять шире - оперные дивы всё чаще спокойно уходят петь в симфо-метал-группы. И такое, чем дальше погружаюсь, тем чаще замечаю. И мир, и рок и здесь становятся едиными для всех - или почти для всех...

А песни SIRENIA звучат примерно так:



Гораздо жестче играет группа AMARANTHE - та самая, шведско-датская. Здесь уже не столько симфо-метал, а скорее то, что от него осталось: музыканты группы ухитрились превратить его в некую помесь рэп-кора и диско, оставив при этом классическую симфо-металлическую основу. Приправлено всё это великолепным голосом вокалистки Элис Рюд - которую Алеся с канала БРЫЩ! в шутку зовёт "пухляш Элис" - и при этом всякий раз оговаривается об уважении к певице - за голос, подвижность и работоспособность при, действительно, пышных формах :-).



А ещё одна шведская (в основе) группа примирила меня даже с гроулингом. Конечно, это ARCH ENEMY.
Гроулинг я никогда не любил - может быть, из-за неправильных истоков: впервые услышал такое пение на концерте одной из псковских групп в конце 90-х. Не понял, в чем здесь смысл, поделился с друзьями - мне сказали: просто здесь поют неправильно - и показали группу уже из города Великие Луки :-). Конечно, правильный гроулинг (как и скримминг) надо было искать, наверно, немного подальше... но я в дальнейшем это рычащее пение всерьез воспринимать уже не мог.
И так было до тех пор, пока не услышал Алиссу Уайт-Глаз (Alissa White-Gluz).

Почти не выходя на чистый вокал, Алисса умеет делать своё рычание - именно пением. Это не просто иллюстрирует запредельность чувств, не просто соответствует и украшает тяжёлую, немного аскетичную музыку группы, но и выглядит по-настоящему мелодичным. Процитирую самого себя - то, что написал, когда выкладывал на ВК-страничку видеоклип:
...Пересматриваю и пересматриваю этот видеоклип. Это шведская группа ARCH ENEMY. При том, что я не очень люблю именно такую музыку - на мой вкус, чуть суховато, а гроулинг так вообще не по мне. Но не в этом дело. Это можно смотреть, этим можно наслаждаться вообще безотносительно стиля. Это идеально выполнено: снято, смонтировано, сыграно. Спето. Здесь всё доведено до абсолюта и нет ничего лишнего совсем. Кристально чистый, до самого конца, до максимума доведённый результат. Ну а как выкладывается Алиса Уайт-Глаз - настоящая помесь пантеры с самкой Чужого :))). - это вот надо показывать всем, кто собирается петь в тяжёлом металле. С наказанием: не можешь/не будешь так делать - лучше вообще не начинай...



Прослушивая песни ARCH ENEMY, особо выделил ещё их live-видео. Это фрагмент выступление на всё том же Ваккен Опен Эйр - 2016. Оттуда, конечно, много видеороликов (более сотни групп, и профессионально снимали, я думаю, всех). Но из того, что попалось мне, так, кажется, сняли только ARCH ENEMY.
Как же. Это. Красиво.
Мощно.
Феерично.
И группа. И сам фестиваль.
Алеся права: такого фестиваля в России просто не будет - и думаю, не только в ближайшие годы. Чтобы было хотя бы примерно так - и на сцене, и вокруг неё...
Это тоже можно смотреть безотносительно стиля.



...Я, конечно, только начал [заново] погружаться во всё это. Есть ещё и WITHING TEMPTATION, и AMORPHIS, и POWERWOLF (без женского вокала, но тоже красиво), и всё-таки американцы NEW YEAR'S DAY, и новые потенциально-звёздные группы из пост-советского пространства: сумасшедше-драйвовая молдавская INFECTED RAIN с чумовой вокалисткой Еленой Катарага, украинская группа JINGER с не менее безбашенной Татьяной Шмайлюк на вокале (группа из города Горловки, который сейчас как-бы-Дэ-Нэ-Эр, к слову, играет в европейских турах на разогреве перед теми же ARCH ENEMY - и где мир Дэ-Нэ-Эр, а где мир ARCH ENEMY и Wacken Open Air), и чисто симфо-роковая беларусская ALCYONA, и, конечно, ещё тысячи названий.

Я не уверен, что есть (будет) хотя бы один читатель, прочитавший всё это и просмотревший все эти ролики. Я написал это и для себя - хотелось как-то зафиксировать этот момент в своей жизни. Может, потом посмотреть на него спустя какое-то время. Хотя я очень не люблю оглядываться назад - из-за этого не люблю и слушать старое, хорошо знакомое.
Но пусть будет.

А в октябре в Россию с концертами и новым альбомом приезжает норвежская SIRENIA. Концерты 26 октября - Санкт-Петербург, 28-го - Москва. Скорее всего, если ничего не помешает, я буду на питерском концерте, в клубе "Опера". А вы?..
Tags: музыка
Subscribe

  • Jenny of Oldstones: metallization

    В последнее время одна из любимых певиц, Мелисса Бонни, стала часто отвлекаться на сайд-проекты, и время от времени кажется, что - слишком уж часто.…

  • Три промаха Акелы

    Во времена, когда концертная деятельность любых музыкантов подобна никак не желающему разгораться костру - что-то где-то время от времени случается,…

  • Сanzoni nella loro lingua madre

    Как-то, общаясь в комментах на Ю-тубе с лидером итальянского метал-бэнда FROZEN CROWN Федерико Монделли, я полушутя-полусерьезно заметил, что его…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 25 comments

  • Jenny of Oldstones: metallization

    В последнее время одна из любимых певиц, Мелисса Бонни, стала часто отвлекаться на сайд-проекты, и время от времени кажется, что - слишком уж часто.…

  • Три промаха Акелы

    Во времена, когда концертная деятельность любых музыкантов подобна никак не желающему разгораться костру - что-то где-то время от времени случается,…

  • Сanzoni nella loro lingua madre

    Как-то, общаясь в комментах на Ю-тубе с лидером итальянского метал-бэнда FROZEN CROWN Федерико Монделли, я полушутя-полусерьезно заметил, что его…