Ну и что - когда нас это останавливало?..
В Нарве на одной из площадей, у гипермаркета "Фама", до сих пор стоит ёлка, ещё и наряженная в ленту цветов эстонского флага: не стали убирать до Дня Независимости, который здесь отмечают 24 февраля. В остальном особого праздничного убранства в городе не заметил, что странно: уж вывешиванием флагов в Эстонии не злоупотребляют, но зато на Дни Независимости (их два: 24 февраля - дата первого объявления Независимости в 1918-м и 20 августа - день восстановления Независимости в 1991-м) - законный и уместный повод. Странно, но в Нарве флаги больше в глаза нигде и не бросились.
На границе (в рабочий день, рабочее время) - большая очередь машин с эстонской стороны и почти нет очереди с российской. Пешеходный переход - в обычном, очень оживлённом режиме в обе стороны. В Эстонию едва впустили: забыл захватить мед.страховку, обычно она есть, но предыдущий раз спрашивали года 2-3 назад. В этот раз пошёл только с загранпаспортом - и как раз сейчас страховку и спросили. В Нарву всё же пропустили, под обещание туда-обратно в этот же день и с пометкой в следующий вход/въезд не пускать без мед.страховки. Конечно, было чертовски неудобно - обычно-то стараюсь, чтобы всё было в полном порядке, помня, что здесь страна такая потому, что закон един для всех... Конечно же, в следующий раз страховка обязательно будет...
В Нарве направились в арт-галерею - заинтересовалась дочка: в эти дни там проходила выставка картин из запасников. В числе прочих обещали Айвазовского и Шишкина - решили взглянуть.
Казалось бы: провинциальный музей, выставка живописи... сами понятия вроде бы навевают скуку. А оказалось неожиданно интересно.
Выставка небольшая - открыто всего два зала, в остальных готовятся новые экспозиции. Но провели мы здесь больше часа.
Русские классики оказались представлены всего парой-тройкой картин каждый, но понравились и они: работы обоих впервые увидел вживую. Вообще, из живописи на меня за всю жизнь производил мощное, убойное впечатление только один художник - это М. К. Чюрлёнис, в галерее которого в Каунасе я был дважды. Но и здесь - впечатление, может, не такое сильное, но есть на что посмотреть. То, как у Айвазовского прорисовано море, какой там тонкий подбор красок - замечаешь именно вблизи, когда видны все мазки, оставленные кистью. И даже не-специалисту становится очевидно, насколько здесь важен каждый штрих, насколько точно переданы объём, структура, силуэты. Здорово!..
Не менее, а может, даже более интересными оказались работы других, менее известных художников. Привлекла внимание галерея портретов русских монархов - от Петра Первого до Александра Второго. Техника рисунка (авторы указаны не везде) наверно не самая высокая, зато реалистичная, и при этом одежда и окружающий фон выписаны с большей тщательностью, чем лица. Так и не поняли, почему так.
(Петр Третий - Елизавета - Анна Иоанновна)
Этого персонажа, как и монархов, узнал издали: хорошо схвачены характерные черты лица. Конечно же, это Алексашка Меншиков )). В расцвете - возраста, богатства, славы. Портрет интересен ещё и тем, что он - прижизненный. И снова без указания автора...
Озадачил портрет нарвского бургомистра Иоганна Кристофа Шварца - работа допетровских времён, вторая половина 17-го века. Художник явно не был мастером и техника оставляет желать - но это бы ещё полбеды. Озадачило нас изображение руки, прижатой тыльной стороной ладони к туловищу. Четко прорисован большой палец - и здесь явная ошибка, в таком положении руку невозможно вывернуть вообще, большой палец любой руки всегда будет смотреть назад, а не вперёд...
Понравились пейзажи художников второй половины 19-го века - К. Шлугг (верхняя картина на фото) и Ф Девьё (нижняя). Верхний пейзаж вообще с удовольствием повесил бы дома. Понравилась цветовая гамма и четкость прорисовки деталей. Просто и атмосферно, и в то же время не слишком акцентируется на реализме.
Зато хватает реализма в соседней работе - П. И. Геллер, " На приемном пункте царской России" (1893г.). Хорошо выписаны образы, эмоции, опять же, схвачена атмосфера. И - ничего не меняется, конечно (разве что кроме одежды): в современных военкоматах сколько угодно можно наблюдать таких картин. Только не пишут их почему-то...
Вообще живопись интересная штука, если вещи талантливые - можно с интересом рассматривать, даже не будучи знатоком. Хороший художник ведь может дать сюжет вообще минимумом деталей.
Вот например: Эдуард Вербер, "Портрет неизвестного военного".
Кажется, ничего не говорящая картина вообще.
А если обратить внимание на год написания?
1909-й.
Сразу рисуется судьба человека, изображённого на картине.
Сколько ему здесь, лет 50?..
Ну, допустим. Значит, год рождения - 1859-й. Тогда примерно так:
Явно безмятежная юность в счастливой атмосфере дворянского сословия средней руки, все беды которого ещё далеко за горизонтом. Первое военное образование, сразу же скорее всего - Русско-Турецкая война 1877-1878. Остался жив, возможно, получил повышение, но подвигов не совершил (на мундире совершенно нет наград). Должности одна за другой в гарнизонах провинции, долгое и унылое выслуживание ценза, медленная и неспешная карьера, жизнь, состоящая из провинциальных мелочей и не отличающаяся особым блеском. Прочный и незыблемый мир вокруг.
Русско-Японская война (1904-1905). 45 лет. Если и сам не побывал, то ход войны и её результаты (именно это, а не первая революция) сломали картину мира. Отсюда навсегда застывшее выражение безнадёги на лице. Осознание начала конца того мира, в котором прожита жизнь. Невозмутимый фатализм и спокойное ожидание этого конца.
Что могло быть дальше? Пять лет до Первой Мировой. На фронт? Возможно. Штаб, тыловые части - для частей первой линии недостаточно динамичен. Остался жив? - скорее всего.
Революция. К красным - нет. Не та картина мира, не склонен к переменам, консервативен. К белым? - тоже нет, недостаточно опять же решителен для борьбы на смерть. И - возраст. Скорее всего, год-два где-то в стороне от всего, потом эмиграция году в 20-м, на седьмом десятке. До Второй Мировой скорее всего не дожил - вероятнее, умер где-нибудь во Франции в конце 20-х - начале 30-х годов.
Интересно было бы узнать настоящую судьбу - насколько угадал. Но думаю, по большей части.
Кроме картин, в середине выставочного зала размешены ещё и стеклянные витрины - со статуэтками. Интересны нетривиальностью: во многих музеях исторических городов можно увидеть подобные фигуры (из фарфора)? во множестве. Но чаще всего это пасторальные сцены с пастушками или другими романтичными образами. И только здесь, в нарвской арт-галерее, увидели статуэтки с совсем другими сюжетами - здесь очень ярко, с хорошей детальной проработкой запечатлены сцены народного быта.
Интересно, кто и зачем заказывал такие сюжеты? Ведь на комод или за стекло секретера в качестве украшения такую композицию вряд ли поставишь...
Впечатляет и возраст - если мы правильно поняли, что это год изготовления ( а не инвентарный номер или что-то подобное). Если это всё-таки год - получается, вот эта статуэтка изготовлена во времена Анны Иоанновны?..
Арт-галерея оказалась неожиданно интересным местом - с ненавязчивым персоналом (а казалось бы, совершенно такие же, того же возраста, классические тётушки из краеведческих музеев российской глубинки - ан нет: вежливо, тактично, предупредительно - и не мешают). Здесь часто проводят то одну, то другую выставку, меняя экспозиции; будете в Нарве - рекомендую даже не любителям живописи, здесь можно с пользой провести совсем нескучные час-другой - и это время запомнится.
Утилитарная часть прогулки была обычной. Добрались до ТЦ "Астри" (раньше здесь не были); в промтоварных отделах делать нечего - не сезон скидок вообще, хорошего выбора не увидели. Перекусили в "Астри-буфете": заведение похоже на "Лидо", но чуть дороже и блюда оцениваются по весу, а не за тарелку (вообще жаль, что сеть "Лидо" не выходит за пределы прибалтийских столиц - пора бы и очень бы надо!). Зато понравилось зонирование: обеденный зал выглядит как несколько беседок разной вместимости, расположенных на разных уровнях по высоте. Не пожалели же свободного пространства; у нас в таком месте просто понаставили бы побольше столов (в псковском "Империале" на втором этаже, например, так и сделано), а здесь больше ценят удобство посетителей, и в этом месте даже просто находиться очень приятно...
Продуктами домой закупались в "Селвере" (ТЦ "Астри") и "Рими" (ТЦ "Фама"). В который раз "Рими" мне нравится больше других - дело привычки, что ли. Не вижу, где он был бы дороже других сетей; по мне, так с картой скидок (давно приобретена) здесь закупаться - самое оно. До "Максимы" не пошли, а рекомендованную ФБ-сообществом финскую "Призму" я как-то всё не понимаю. Не идут у меня там покупки - ни в Эстонии, ни в Латвии, ни в Suomi... - кажется, дорого и если есть хороший выбор - то не бюджетных продуктов...
Быстро вернулись к машине; очередь на мосту, кажется, толком и не уменьшилась, причём именно с эстонской стороны.
А дальше - дальше ждала дорога на Питер. И - вечерний концерт.
(продолжение следует)